Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 3 »
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол №1
от «___» ______2014 г.
Руководитель МО
_________________
Мирзаханян И.Р.
|
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________Вазиева М.В.
«____»__________2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы № 3
_________Ачеев В. Х.
«___»__________2014 г.
|
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
риторике
для
3 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель начальных классов Калаева
С.С.
Педагогический стаж: 20 лет
Квалификационная категория : первая
Эксперт программы:
_____________________________
(организация
/ Ф. И. О., должность)
2014-2015
учебный год
Структура
рабочей программы
1.
Титульный лист
2.
Пояснительная
записка
3.
Характеристика
учебного предмета
4.
Место предмета в
учебном плане
5.
Содержание учебного
предмета
6.
Результаты
усвоения программы
7.
Материально-техническое
обеспечение
8.
Календарно-тематическое
планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
составлена на основе Федерального государственного стандарта общего
образования, Примерной программы начального общего образования по риторике и
Программы начального общего образования по риторике для 3 класса «Детская
риторика в рассказах и рисунках» под руководством Т.А. Ладыженской
/"Примерные программы для начальной школы", Москва, Дрофа, 2008 г,
187 c./
Рабочая программа
разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей младших школьников.
Для реализации программного
содержания используются:
Ладыженская Т.А. «Детская
риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 3 класса в 2 частях –
М.: Просвещение, 2014.
Ладыженская Т.А. «Детская
риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя – М.:
Просвещение, 2008.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить
речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно
общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые
ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов
российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет
восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к
тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями,
грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне
школы).
В основе всякого обучения лежит
коммуникация, общение, поэтому риторика
как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования
универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует
развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального
<…> состава российского общества»
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована
учащимся 3 «А» класса МБОУ СОШ №3, рассчитана на один год. Рабочая программа
составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской с учетом федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для
разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в
соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования
по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание
предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
В
соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам
отведенным авторами программы.
При
этом рабочая программа составлялась:
-
с учётом особенностей класса;
-
особенностей авторской программы;
-
с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся ,
предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на
ступени начального общего образования.
Срок реализации программы: один год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации
образовательного процесса:
Уроки в классе
Риторические игры
Практикумы
Домашние задания
Методы:
Проблемного
обучения (проблемное
изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации
учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические,
аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные,
проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования
и мотивации (стимулирования к
учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание
эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности:
убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля
и самоконтроля (
индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные
письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной
познавательной деятельности
(подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых
знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и
совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному
образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого
подхода).
Технологии обучения:
Личностно
ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного
метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При
осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
творческие работы учащихся
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в
адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Детская риторика», автор
Т.А.Ладыженская.
Являясь предметом
гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться
с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной
жизни.
Кратко охарактеризуем риторику
как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых
блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия
между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной
ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают
умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую
задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов
(повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как
разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной
направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр
просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и
т.д.
Изучение моделей речевых жанров,
а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации)
даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших
школьников.
Обучение риторике,
безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего
и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит
перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных
пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они
необходимы для решения практических задач.
Безусловно,
преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе
получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют
примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными
правилами.
Одним из результатов
обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и
интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность
жизни и человека – осознание ответственности за
себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья;
ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность
общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность
добра и истины – осознание себя как части мира, в
котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании
постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и
некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы
поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность
семьи – понимание важности семьи в жизни человека,
взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;
уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность
труда и творчества – признание труда как необходимой
составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому
человеку в своей области.
Ценность
социальной солидарности – обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности и
патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему
народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурны
Содержание программы
Наука риторика – 5 часов
Повторение о науке риторика. Понятие о
красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой
ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь,
слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения,
сообщения и т.д.)
Учимся говорить – 6 часов
Неподготовленная речь (следить за своей речью, за
тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная
речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать?
Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно,
кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент
(похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем.
Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).
Учимся читать, писать – 3 часа.
Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы).
Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)
Вежливое общение - 4 часа
Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо
и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые
дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив?
Игры и задачи.
Текст – 2 часа.
Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)
Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой
говорящих)
Правильная речь – 3 часа.
Пиши правильно (орфографический словарь, нормы
правильного письма)
Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы
правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь,
разъяснить, истолковать, растолковать)
Правила успешного пересказа – 3 часа.
Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту).
Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе).
Кратко о книге (аннотация)
Поздравления – 3 часа.
Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение,
поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С
новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам,
бабушкам, девочкам)
Учись объяснять, доказывать – 2 часа.
Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять,
доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения,
цитата в доказательстве)
Что общего – чем отличаются – 3 часа
Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание,
сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).
Как строятся сравнительные тексты (параллельные
сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных
целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:
* риторический анализ устных и
письменных текстов;
* риторические задачи;
* риторические игры.
Основные
требования к уровню подготовки учащихся
Одним из результатов обучения риторике
является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение)
младшими школьниками системы ценностей.
Ценность
жизнии человека – осознание ответственности за себя и
других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за
сохранение природы как среды обитания.
Ценность
общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность
добра и истины – осознание себя как части мира, в
котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании
постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и
некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы
поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность
семьи – понимание важности семьи в жизни человека,
взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;
уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность
труда и творчества – признание труда как необходимой
составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому
человеку в своей области.
Ценность
социальной солидарности – обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность
гражданственности и патриотизма – осознание себя как
члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего
края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностными
результатами
изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оцениватьсвою
вежливость;
– определять степень
вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать
важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления
добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою
ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать
необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами
изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных
действий:
– формулировать тему
урока после предварительного обсуждения;
– определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
– критически осмысливать
свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать
разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных
задач;
– учиться подчинять
своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать
информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация
и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– продуцировать
тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления
сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать
информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную
переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать
структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать
свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать
рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные
приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой
ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться
приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства.
Предметными
результатами
изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и
речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и
неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной
речи;
– осознавать важность соблюдения норм
(орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров
комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента,
поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и
монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые
и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в
продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки
текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка
и т.д.);
– пользоваться основными способами правки
текста.
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Учебная литература.
1. Гольдин В.Е. «Речь и
этикет» – М.:
Просвещение, 2008.
2. Ладыженская Т.А. «Детская
риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 3 класса в 2 частях – М.:
Просвещение, 2014.
3. Ладыженская Т.А. «Детская
риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя – М.:
Просвещение, 2008.
4. Ладыженская Т.А. «Примерные программы
для начальной школы» - М.: Дрофа, 2008 г., 187 c.
5. Ночевник М.Н. «Человеческое общение»
- М.: Триумф, 2008.
Интернет- ресурсы:
Цифровые
образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
Я иду на урок
начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
Презентации
уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
Официальный
сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
Мой
персональный сайт: http://az999.ucoz.ru/
Сайт
МБОУ СОШ №3 г. Ардона: http://ardon3.ucoz.ru/
Технические
средства обучения.
1. DVD-плеер
(видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Интеарктивная доска SmartBoard
5. Медиапроектор.
Учебно-практическое
оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления таблиц, карт;
2. штатив для карт и таблиц;
3. шкаф для хранения таблиц.
Специализированная
учебная мебель.
Компьютерный стол.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.