Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика»

Название документа КТП по риторике 3 класс.docx

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Ос «Школа 2100»

п/п

Дата


Тема урока

Оборудование


Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

(к разделу)

I четверть - 9 часов

ОБЩЕНИЕ I часть – 17 часов

НАУКА РИТОРИКА – 4 ч

1


Проверь себя.

Учебник-тетрадь.



Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты .

Называть задачи общения .

Называть некоторые коммуникативные профессии .

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи .


Личностными

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

Познавательные

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные :

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

- слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

Предметные:

- Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

- Уметь анализировать свою и чужую речь,различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

2


Что мы помним о речевой ситуации


Учебник-тетрадь.



3


Твои речевые роли. (Повторение.)

Учебник-тетрадь.


4


С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.).

Учебник-тетрадь.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ – 5 ч

5



Неподготовленная речь.

Учебник-тетрадь.


Различать подготовленную и неподготовленную речь .

Анализировать примеры неподготовленной речи .

Называть приёмы подготовки устного высказывания .

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания .

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко .

6



Подготовленная речь.

Учебник-тетрадь.

7


Приёмы подготовки.

Учебник-тетрадь, памятка.

8



Говорим подробно.

Учебник-тетрадь.

9


Говорим кратко.Словарный диктант.

Учебник-тетрадь.

II четверть – 7 часов

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) – 1 ч

10


Похвала (комплимент).


Учебник-тетрадь.


Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией .

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ – 2 ч

11



Слушаем, вдумываемся.

Учебник- тетрадь

Называть задачи слушания .

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах .

Оценивать свои особенности как слушателя .

12


Слушаем по-разному

Учебник-тетрадь.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ – 3 ч

13


Читаем учебные тексты.


Учебник-тетрадь.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст .

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами .

14


Учимся писать, редактировать.


Учебник-тетрадь.

15


Как исправить текст?

(Правка текста.)

Учебник-тетрадь.

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ – 2 ч

16


Что такое вежливость.

Словарный диктант.

.

Учебник-тетрадь.



Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам .




III четверть – 10 часов

17


Добрые дела – добрые слова

Учебник-тетрадь.


ТЕКСТ IIчасть – 17 часов

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ – 2 ч

18


Проверь себя. Тексты разные нужны.


Учебник-тетрадь.


Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты .

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления .

Различать диалог и монолог .

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов .

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению .

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего .

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения .

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа .
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста .

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе .

Вводить в пересказ эффективные цитаты .

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги .

Личностными

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

- Контроль результатов деятельности

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- давать оценку невежливому речевому поведению.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

- Использовать знаково-символические средства для решения задач.

-определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста.

- Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные :

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-Знать признаки текста, типы текстов.

- Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты

19



Диалог и монолог

Учебник-тетрадь.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – 3 ч

20


Пиши правильно!


Учебник-тетрадь, орфографические словари.

21


Произноси правильно!


Учебник-тетрадь, орфоэпический словарь.

22



Употребляй слова правильно!

Учебник-тетрадь, памятка со словами.

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА – 4 ч

23


Пересказ. Словарный диктант.


Учебник-тетрадь.


IV четверть – 8 часов

24



Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Учебник-тетрадь.


25


Цитата в пересказе.

Учебник-тетрадь, карточки с примерами цитат известных людей.

26


Кратко о книге (аннотация).

Учебник-тетрадь, выставка различных книг.

ПОЗДРАВЛЯЮТЕБЯ … ВАС… - 2 ч.

27


Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?


Учебник-тетрадь, карточки с поздравлениями


Анализировать структуру поздравления – устного и письменного

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации .
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

28


С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

Учебник-тетрадь, поздравительные открытки.

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ – 2 ч.

29


Рассуждение,

вывод в рассуждении.


Учебник-тетрадь.


Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

30


Правило и цитата в доказательстве.

Учебник-тетрадь.


ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ – 3 ч

31



Сравни и скажи.


Учебник-тетрадь.


Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения .

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

32



Правила сравнения.

Учебник-тетрадь.


33


Как строятся сравнительные тексты.

Учебник-тетрадь.


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ – 1 ч.

34


Повторение за год.

Учебник-тетрадь.


Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры .

ИТОГо: 34 часа




Название документа Рабочая программа по риторике 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 »


«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №1

от «___» ______2014 г.


Руководитель МО

_________________

Мирзаханян И.Р.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________Вазиева М.В.


«____»__________2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы № 3

_________Ачеев В. Х.


«___»__________2014 г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

по риторике

для 3 класса



1 час в неделю (всего 34 часа)





Составитель: учитель начальных классов Калаева С.С.


Педагогический стаж: 20 лет


Квалификационная категория : первая


Эксперт программы: _____________________________

(организация / Ф. И. О., должность)




2014-2015 учебный год




Структура рабочей программы



  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Характеристика учебного предмета

  4. Место предмета в учебном плане

  5. Содержание учебного предмета

  6. Результаты усвоения программы

  7. Материально-техническое обеспечение

  8. Календарно-тематическое планирование







C:\Documents and Settings\comp\Мои документы\КАРТИНКИ НА ШКОЛЬНЮ ТЕМУ\portfolio.jpg

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального общего образования по риторике и Программы начального общего образования по риторике для 3 класса «Детская риторика в рассказах и рисунках» под руководством Т.А. Ладыженской /"Примерные программы для начальной школы", Москва, Дрофа, 2008 г, 187 c./

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Для реализации программного содержания используются:

Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 3 класса в 2 частях – М.: Просвещение, 2014.

Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя – М.: Просвещение, 2008.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа адресована учащимся 3 «А» класса МБОУ СОШ №3, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.


Срок реализации программы: один год.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Уроки в классе

Риторические игры

Практикумы

Домашние задания


Методы:


Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)


Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).


Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).


Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).


Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).



Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Развитие общеучебных умений


ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ


При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

творческие работы учащихся


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Детская риторика», автор Т.А.Ладыженская.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурны

Содержание программы

Наука риторика – 5 часов

Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)

Учимся говорить – 6 часов

Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).

Учимся читать, писать – 3 часа.

Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)

Вежливое общение - 4 часа

Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив? Игры и задачи.

Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)

Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)

Правила успешного пересказа – 3 часа.

Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)

Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)

Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).

Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

* риторический анализ устных и письменных текстов;

* риторические задачи;

* риторические игры.



Основные требования к уровню подготовки учащихся

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оцениватьсвою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебная литература.

1. Гольдин В.Е. «Речь и этикет» – М.: Просвещение, 2008.

2. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 3 класса в 2 частях – М.: Просвещение, 2014.

3. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя – М.: Просвещение, 2008.

4. Ладыженская Т.А. «Примерные программы для начальной школы» - М.: Дрофа, 2008 г., 187 c.

5. Ночевник М.Н. «Человеческое общение» - М.: Триумф, 2008.


Интернет- ресурсы:

Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193

Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru

Мой персональный сайт: http://az999.ucoz.ru/

Сайт МБОУ СОШ №3 г. Ардона: http://ardon3.ucoz.ru/

Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Интеарктивная доска SmartBoard

5. Медиапроектор.

Учебно-практическое оборудование.

1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт;

2. штатив для карт и таблиц;

3. шкаф для хранения таблиц.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика»
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального общего образования по риторике и Программы начального общего образования по риторике для 3 класса «Детская риторика в рассказах и рисунках» под руководством Т.А. Ладыженской  /"Примерные программы для начальной школы", Москва, Дрофа, 2008 г, 187 c./

     Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Автор Светлана Сосланбековна Калаева
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1027
Номер материала 6036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓