Главная / Информатика / Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная алгоритмика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная алгоритмика"


Кемеровская область, город Берёзовский


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ ______

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________

(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

________________факультатив_________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АЛГОРИТМИКА


____________________________1 год_____________________________

(срок реализации программы)

12-13 лет (6 класс)


Ширяева Мария Анатольевна,

учитель информатики и ИКТ











Содержание







  1. Пояснительная записка


Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, построения информационной модели исследуемого объекта или процесса, эффективного использования новых технологий. Такие умения необходимы сегодня каждому человеку. Поэтому важнейшей задачей обучения информатике является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления.

Курс факультативных занятий «Занимательная алгоритмика» имеет развивающий характер, способствуя формированию алгоритмического стиля мышления, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Данный курс позволит учащимся познакомиться с тремяисполнителями и их системами команд, даст возможность поработать впрямоугольной системе координат и овладеть некоторымигеометрическими знаниями и навыками, позволит в дальнейшем подготовить их кпрограммированию на языках высокого уровня и, возможно, определит их будущий профиль обучения.

Цель:

  • развитие основных понятий алгоритмизации; формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического;развитиеинтеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся.

Алгоритм – это главное специфическое понятие информатики, которое должно быть освоено в процессе обучения. Под алгоритмическим мышлением (в самом широком смысле) подразумевается способность облечь абстрактную идею в последовательность конкретных шагов, необходимых для ее воплощения на практике.

Алгоритмическое мышление непосредственно связано с логическим мышлением, а также, с умением мыслить абстрактно. Поэтому, целенаправленное развитие алгоритмического мышления учащихся в процессе занятий по курсу «Занимательная алгоритмика», будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления детей.

Под информационной компетентностью подразумевается умение использовать адекватные информационные инструменты для решения задач.

Задачи:

  • формировать представления об этапах решения задачи;умения формализации задачи;

  • формировать умения использовать возможности исполнителя для решения задачи;

  • формировать алгоритмический стиль мышления;

  • развивать логику рассуждения;

  • формировать мотивацию к познанию и творчеству;

  • создать условия для развития личности ребенка,

  • формировать и поддерживать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе ребят.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 12-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 35 часов.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Большинство заданий выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В конце изучения курса предполагается проведение конференции, на которой ребята представят свои проекты, программы, созданные в среде «Исполнители».

  1. Результаты изучения курса


Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива илюбознательность, мотивы познания и творчества; готовность испособность учащихся к саморазвитию и реализации творческогопотенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности засчет развития их образного, алгоритмического и логическогомышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня ипродолжению обучения программированию;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятиюответственности за их результаты; готовность к осуществлениюиндивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образажизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и другихвидов деятельности.


Метапредметные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез каксоставление целого из частей и самостоятельное достраиваниенедостающих компонентов; выбор оснований и критериев длясравнения и классификации объектов; обобщение и сравнениеданных; подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей; построениелогических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебнойдеятельности, включающими: целеполагание как постановкуучебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, итого, что требуется установить; планирование – определениепоследовательности промежуточных целей с учетом конечногорезультата, разбиение задачи на подзадачи, разработкапоследовательности и структуры действий, необходимых длядостижения цели при помощи фиксированного набора средств;

  • прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение симеющимися данными с целью установления соответствия илинесоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесениенеобходимых дополнений и корректив в план действий в случаеобнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениямиинформационного характера: постановка и формулированиепроблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование ивизуализация информации; выбор наиболее эффективныхспособов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решениипроблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основнымметодом приобретения знаний: умение создавать вербальные играфические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельнопереводить алгоритм на язык программы;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) спомощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основами взаимодействия и сотрудничества сосверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначносформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умениеосуществлять в коллективе совместную информационнуюдеятельность; владение устной и письменной речью;

  • развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий в учебнойдеятельности и повседневной жизни.


Предметные результаты:

  • умение использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», «угол», «вектор» и др.; понимание различий между употреблением этихтерминов в обыденной речи и в алгоритмике;

  • умение различать системы команд исполнителей; • умение задавать углы поворота и векторы перемещенияисполнителей;

  • умение определять координаты исполнителей; • умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;

  • умение составлять алгоритмы управления исполнителями изаписывать их на языке программирования;

  • умение формально выполнять алгоритмы;

  • умение выделять в программе Вспомогательные алгоритмы;

  • умение отлаживать и выполнять программу по шагам;

  • знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе скомпьютером.



  1. Учебно-тематический план


Наименование разделов

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

1

Введение в информационную культуру. Техника безопасности в компьютерном классе

1

1


Усвоение знаний в работе с компьютером, правила поведения в кабинете информатики и при работе на компьютере.

2

Алгоритмы и исполнители

4

3

1


2.1

Исполнители иих виды. Средаи системакомандИсполнителя

1

1


Приводить примеры исполнителей. Моделировать и характеризоватьсреду конкретного исполнителя. Перечислять команды конкретногоисполнителя.

2.2

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов

1

1


Приводить примеры существующихалгоритмов. Объяснять свойства алгоритма. Составлять простейшие алгоритмы. Проверять и доказывать выполнениесвойств конкретного алгоритма.

2.3.

Способы записей алгоритмов.

2

1

1

Составлять простейшие алгоритмы. Проверять и доказывать выполнениесвойств конкретного алгоритма. Различать алгоритмическиеконструкции.

3

Исполнитель Робот

11

5

6


3.1

ИсполнительРобот. Среда исистемакоманд Робота

1

1


Характеризовать Робота и объекты, входящие в его среду. Объяснять содержание командРобота.

3.2

Среда системы«Исполнители»-

1


1

Запускать программу. Находить нужные кнопки и пунктыменю. Применять режимы выполненияпрограммы: пошаговый, до курсора, полностью.

3.3

Задача для Робота

1


1

Находить в каталоге готовыелабиринты и программы. Выполнять программы пошагово ицеликом.


1

2

3

4

5

6

3.4

Решение линейных задач для Робота

2

1

1

Создавать для Робота новыелабиринты. Писать простей-шие линейные программы для Робо-та. Выполнять программы пошагово ицеликом. Редактировать программ-мы.Оптимизировать программы.

3.5

Цикл с заранее известным числом повторений

2

1

1

Различать задачи, в которых применяются циклы с заранее известным или с заранее неизвестным числом повторений. Рассчитывать число повторений вцикле.Писать программы с использованиемкоманды ПОВТОРИ. Выполнять и редактироватьпрограммы

3.6

Цикл с условием

2

1

1

Различать задачи, в которых приме-няются циклы с заранее известным или с заранеенеизвестным числом повторений.Формулировать условие продолженияцикла.

3.7

Условный оператор

2

1

1

Распознавать ветвление в задаче. Формулировать проверяемое усло-вие и выполняемые действия. Пи-сать программы с использованием условного оператора. Выполнять и редактироватьпрограммы

4

Исполнитель Черепаха

8

2

6


4.1

Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи

1

0,5

0,5

Характеризовать Черепаху и объекты, входящие в её среду. Объяснять содержание команд Черепахи. Определять положение Черепахи в координатной плоскости. Различать положительные и отрицательные координаты.

4.2

Углы. Работа с углами

1

0,5

0,5

Определять тип угла (острый, тупой, прямой, развернутый). Определять (приблизительно) размер угла

4.3

Многоугольники. Рисование многоугольников

2

1

1

Рассчитывать углы равносторонних многоугольников. Задавать направление и угол поворота Черепахи. Рисовать объекты и группы объектов в форме многоугольников.

4.4

Цвет

1


1

Задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области.


1

2

3

4

5

6

4.5

Окружность. Рисование окружностей

1


1

Определять координаты центра и радиус окружности. Рисовать объекты и группы объектов, содержащие окружности.

4.6

Решение задач для Черепахи

2


2

Писать программы для Черепахи. Выполнять и редактировать программы

5

Исполнитель Чертёжник

8

2

6


5.1

Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника

1

0,5

0,5

Характеризовать Чертёжника и объекты, входящие в его среду. Объяснять содержание команд Чертёжника.

5.2

Вектор

1

0,5

0,5

Различать направления перемещения Чертёжника. Определять нужное направление. Задавать вектор перемещения.

5.3

Решение задач с применением вектора

1


1

Определять нужное направление. Задавать вектор перемещения.

5.4

Форматы цвета

1


1

Определять оттенок согласно цветовой схеме RGB. Пользоваться таблицей кодов цветов. Задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области, используя таблицу кодов цветов.

5.5

Вспомогательные алгоритмы

2

1

1

Выделять часть программы в отдельную процедуру. Создавать программу, содержащую одну или несколько процедур.

5.6

Использование процедур

1


1

Писать программы, содержащую одну или несколько процедур.

5.7

Решение задач для Чертёжника

1


1

Писать программы для Чертежника. Выполнять и редактировать программы

6

Разработка и защита проекта по предложенным темам

3


3


Итого

35

13

22





  1. Содержание программы


  1. Введение в информационную культуру. Техника безопасности в компьютерном классе(1 час)

Ознакомление с основами информационной культуры и грамотности, с социальной значимостью применения компьютерных технологий, с профессиями и специальностями, связанными с созданием анимации, с историей анимационных фильмов.

  1. Исполнители и алгоритмы (4 часа)

Теоретическая часть.. Исполнители, виды Исполнителей. Среда ИсполнителяСистема команд Исполнителя (СКИ).Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы представления алгоритма. Основные алгоритмические

конструкции.

  1. Исполнитель Робот (11 часов)

Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. Средасистемы «Исполнители». Простейшие задачи для Робота. Созданиезадач для Робота. Цикл с заранее известным числом шагов. Цикл сусловием. Условный оператор.

  1. Исполнитель Черепаха (8 часов)

Среда Черепахи. Система команд Черепахи. Система координат всреде Черепахи. Углы. Многоугольники. Цвет. Окружность.

  1. Исполнитель Чертёжник (8 часов)

Среда Чертёжника. Система команд Чертёжника. Вектор. Форматыцвета. Вспомогательные алгоритмы.

  1. Разработка и защита проекта по предложенным темам (3 часа)




  1. Предполагаемые результаты реализации программы


Освоение детьми программы «Занимательнаяалгоритмика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате освоения курса Занимательнаяалгоритмика» учащиеся получатпредставление:

об Исполнителях и понятиях, связанных с Исполнителями;

о программной среде «Исполнители»;

о типах и способах представления алгоритмов, об их программнойреализации;

о разнообразии задач для Исполнителей.

У учащихся будут сформированы:

основы алгоритмической культуры;

умение составлять несложные программы;

навыки пошагового выполнения программы с последующейотладкой.


Раздел «Исполнители и алгоритмы»

Учащийся научится:

использовать термины «объект», «исполнитель», «команда», «среда», «алгоритм», «программа», а также понимать разницумежду употреблением этих терминов в обыденной речи и валгоритмике;

различать типы алгоритмов и способы их представления;

проверять выполнение свойств алгоритма.

Учащийся получит возможность:

познакомиться с примерами различных исполнителей;

моделировать среду исполнителя и составлять его систему команд;

узнать, какие алгоритмы существуют, и как мы их применяем вповседневной жизни.


Раздел «Исполнитель Робот»

Учащийся научится:

находить в каталоге готовые лабиринты и программы;

создавать свои лабиринты;

создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;

сохранять свои лабиринты и программы;

пользоваться шаблонами;

использовать различные алгоритмические структуры для Робота;

отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».

Учащийся получит возможность:

освоить среду «Исполнители»: поля, меню, кнопки;познакомиться со средой исполнителя Робот: объектами иправилами прохождения лабиринта;

познакомиться с системой команд Робота и ошибками выполнениякоманд;

познакомится со структурой, синтаксисом программы и способамиеё выполнения (пошагово, до курсора, полностью);

познакомиться с видами и структурой циклов;

познакомиться со структурой и правилами использованияусловного оператора.


Раздел «Исполнитель Черепаха»

Учащийся научится:

определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;

определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;

задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;

задавать параметры окружности;

создавать модели для расчета расстояний, углов поворота иразмещения объектов;

создавать и редактировать программы для рисования данногообъекта или группы объектов с использованием различныхалгоритмических структур.

Учащийся получит возможность:

познакомиться со средой исполнителя Черепаха;

познакомиться с системой команд исполнителя Черепаха;

познакомится с прямоугольной системой координат;

узнать, какие существуют углы;

узнать, как задается поворот;

познакомиться с понятиями «радиус окружности», «центр

окружности»;

узнать коды основных цветов и правила закрашивания объектов.


Раздел «Исполнитель Чертёжник»

Учащийся научится:

определять направление и рассчитывать длину вектора;

использовать в программе Вспомогательные алгоритмы;

создавать и редактировать программы для рисования данногообъекта или группы объектов с использованием различныхалгоритмических структур.

Учащийся получит возможность:

познакомиться со средой Чертёжника;

познакомиться с системой команд Чертёжника;

познакомиться с понятием «вектор»;

задавать цвет объекта с помощью цветовой схемы RGB;

познакомиться с понятием «процедура».





  1. Формы и виды контроля


Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через демонстрацию работ, конкурсы и создание портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.






  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Технические средства обучения:

  1. Компьютеры.

  2. Проектор.

  3. Принтер.


Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows XP/7.

  2. Пакет MicrosoftOffice.

  3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.

  4. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010. http://kpolyakov.spb.ru.


Программа «Исполнители» работает под управлением операционной системы Windows. После разархивации программа сразу же находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек. Справочная система построена в виде сжатого гипертекста в формате HTML.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная алгоритмика"
  • Информатика
Описание:

Курс факультативных занятий «Занимательная алгоритмика» имеет развивающий характер, способствуя формированию алгоритмического стиля мышления, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Данный курс позволит учащимся познакомиться с тремяисполнителями и их системами команд, даст возможность поработать впрямоугольной системе координат и овладеть некоторымигеометрическими знаниями и навыками, позволит в дальнейшем подготовить их кпрограммированию на языках высокого уровня и, возможно, определит их будущий профиль обучения.

Автор Ширяева Мария Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 684
Номер материала 44788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓