Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная петелька"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная петелька"


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пихтовская основная общеобразовательная школа»



Принято

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 28.08.2014г.


Утверждено

Директор МКОУ «Пихтовская оош»

Тумашенко Д.Ю. ___________

Приказ № 112 от 29.08.2014г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Волшебная петелька

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




Составитель:

Бриль Татьяна Александровна,

учитель начальных классов











Пихтовка, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Волшебная петелька» составлена на основе автора Зайцевой Н.Ф. педагога дополнительного образования МОУДО «Центр внешкольного воспитания».


Вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей.

Работа кружка «Волшебная петелька» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Цель изучения этого направления – способствовать у учащихся формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.

Приобщение школьников к художественному вязанию – это и подготовка молодёжи в рамках школы к будущей семейной жизни, и формирование культуры быта, и развитие таких качеств, как настойчивость, терпение; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга.

Вязание крючком и спицами издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструменты крючок и спицы таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и очень нужное, полезное в повседневной жизни.

      Усвоив основные приёмы вязания крюком и спицами, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Для вязания можно использовать и старые нитки. В этом случае имеется большая возможность комбинировать нитки различных цветов, подкрашивать вылинявшие нитки, проявляя свой вкус и фантазию. 

    Цели кружка:

        Дать основные навыки вязания крючком и спицами.

        Развивать творческие способности и инициативу.

        Научить детей быть бережливыми и рационально использовать материал.

        Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, хороший вкус, уважение к труду.

        Прививать любовь к традициям русской культуры.

Основные задачи кружка:

        Привитие школьникам трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий.

        Формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей, чувства взаимопомощи.

        Воспитывать умение работать в коллективе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Для работы требуются толстые и тонкие металлические крючки, спицы, ножницы, моталки, нитки шерстяные, полушерстяные, «Ирис», «Краше», нитки катушечные №10 и др.

В программу 1 года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей, её свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель знакомит уч-ся с приёмами вязания крючком и спицами, с условными обозначениями на схемах узорах вязки. Учащиеся выполняют упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам, начертанным руководителем на доске. Схему узоров для вязания изделий уч-ся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш и ручка.

Знание условных обозначений поможет быстро снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в журналах и других печатных изданиях, зарисовывать узоры, придуманных самостоятельно.

Руководитель должен обращать внимание кружковцев на правильное положение рук при вязании крючком, а так же на чёткое выполнение приёмов вязания и образцов узоров. Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания и узорами. Преподаватель обращает внимание детей на возможность создания нескольких вариантов узора из одних и тех же элементов и таким образом помогает развитию творческой мысли уч-ся.

Узоры вязания, выполненные крючком, состоят из разных сочетаний петель и столбиков, которые образуют мотивы в виде зубцов, бугорков, колечек, полуколечек и др. Создавая узоры изделия, уч-ся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомится с характеристиками и свойствами цветов. Учатся находить гармоничные сочетания цветов в изделии, выполняя упражнения на составление различных цветовых гамм.

На занятиях школьники делают выкройки, учатся правильно снимать мерки, подготавливать образцы вязания для расчета петель. Плотность и чёткость узора зависит от толщины и качества ниток и крючка от  навыков работы и способностей вязальщицы, поэтому  рекомендуется  сначала связать несколько образцов и выбрать наиболее подходящий.

Для детей, посещающих кружок в течение всего периода (4 года) предусматривается конструировании одежды. Выполняя чертежи выкроек, преподаватель обращает внимание учащихся на особенности построения выкройки для вязаного изделия: упрощение линии проймы и оката рукава, припуска на свободное облегание и на швы.

Программой предусмотрено также выполнение небольших изделий – сувениров. Закладка в книгу, игольница, букетик цветов и др. к празднику 8 марта и другим знаменательным датам. В конце учебного года проводится выставка работ кружковцев, на которой подводятся итоги работы кружка.

Учащиеся должны знать:

- виды материалов и инструментов, используемых в ручном вязании;

- правила подбора спиц и крючка в соответствии с пряжей;

- условные обозначения, используемые в схемах вязания;

- правила определения плотности вязания и расчета петель;

- способы набора начального ряда и закрытия петель;

- приемы провязывания основных видов петель различными способами.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать спицы и крючок в соответствии с качеством и толщиной пряжи, видом

узора;

- набирать петли начального ряда и закрывать петли последнего ряда;

- вывязывать основные виды петель различными способами;

- прибавлять и убавлять петли по краю и внутри полотна;

- вывязывать основные виды петель крючком;

- вязать крючком по кругу.





Данная программа предусматривает изучение приемов вязания кружева, ажурного вязания и применение его в современных условиях. Содержание программы соответствует двум уровням сложности.

Базовый уровень

Знать

  1. Историю возникновения вязания крючком и спицами.

  2. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания кружева;

  3. Основные элементы вязания крючком и спицами.

Уметь

  1. Готовить материалы к работе.

  2. Подбирать нити по цвету и толщине.

  3. Читать схемы кружева.

  4. Выполнять простые ажурные кружева, знать основные виды петель.

Повышенный уровень

Знать

  1. Разновидности вязания крючком (ажурное, тамбурное вязание).

  2. Цветовую композицию при выборе ниток.

  3. Методику проектной деятельности.

Уметь

  1. Различать виды вязания крючкоми спицами.

  2. Выполнять изучаемые виды вязания крючком и спицами.

  3. Подбирать нити с учетом цветовой композиции.

  4. Оценивать художественные изделия, выявлять особенности.

  5. Выполнять мини-проекты.

Формы проведения занятий – теоретические, практические, проектная деятельность.

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный,

  • частично-поисковый,

  • метод проекта

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу первого года обучения  учащиеся должны овладеть основными приёмами вязания крючком и спицами, уметь читать схемы. Вывязывать простейшие изделия (закладка в книгу, браслет, игольница, букетик цветов).

К концу всего периода обучения учащиеся должны научиться: самостоятельно читать схемы готовых изделий - салфеток, воротничков, объёмных цветов, сувениров. Конструировать одежду, выполнять чертежи выкроек  и вывязывать жилет, игрушки.

Методическое обеспечение программы

Игровые приемы закрепления знаний терминологии

и выработки практических навыков

Цель:

- сформировать устойчивые навыки выполнения наиболее трудных практических

операций;

- развивать коммуникативные навыки;

- активизировать мыслительные процессы.

Описание приема

1. "Организация рабочего места"

- учитель в беспорядке раскладывает на столах различные предметы, материалы и

инструменты;

- учащиеся за максимально короткое время должны подготовить рабочее место для

работы;

2. Контроль ЗУН

- учитель делит учащихся на группы;

- группы выполняют одинаковое задание в течение определенного времени (решение

кроссворда, заполнение таблицы, восстановление пропущенного звена в схеме,

ответы на вопросы);

- представитель от каждой группы устно отвечает, все члены группы

получают одинаковую оценку.

Результативность:

- развивает коммуникативные навыки;

- воспитывает чувство ответственности;

- снимает нервное напряжение при проведении контроля ЗУН.

Прием проведения контроля усвоения знаний

Цель: осуществить контроль усвоения знаний всеми учащимися за минимальное время.


Описание приема

1. Проведение тестового контроля:

- учитель объясняет условия проведения теста, проводит тест в устной или

письменной форме;

- учащиеся выполняют задания теста, обмениваются работами, проверяют работы друг

друга по эталону.

2. Проведение взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении практических

операций:

- учащиеся сравнивают свои работы и работы друг друга с образцом, изготовленным

учителем, находят ошибки, оценивают работы.

Результативность:

- рациональное использование рабочего времени на уроке;

- развитие у учащихся способности проводить сравнительный анализ.

Прием работы с текстом

Цель: научить извлекать из текста основную информацию.

Описание приема

- учитель сравнивает время чтения текста;

- учащиеся находят в тексте точные ответы на поставленные вопросы;

- учащиеся составляют краткий конспект;

- учащиеся составляют схему или таблицу по тексту.

Результативность:

- активизирует мыслительную деятельность;

- способствует концентрации внимания;

- учит самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.

Прием демонстрации выполнения

пооперационной обработки изделия

Цель:

- научить выполнять трудовые операции в определенной последовательности;

- научить осуществлять самоконтроль выполнения операций.

Описание приема

- демонстрация начального этапа и конечного результата после выполнения

операции;

- демонстрация поэтапного выполнения всей технологической цепочки;

- контроль выполнения отдельных этапов учащимися;

- контроль выполнения всей технологической цепочки одной ученицей;

- повторная демонстрация выполнения всех этапов операции учителем в рабочем

темпе;

- демонстрация возможных ошибок и эталона для проведения самоконтроля

выполненной операции.

Результативность:

- концентрация внимания учащихся;

- вырабатываются навыки планирования любой деятельности;

- формируются навыки осуществления самоконтроля.





























Календарно-тематическое планирование.

1 класс

н/п

Наименование разделов и те

Кол-во

часов

Дата

Примечания


Вязание крючком

1.

Техника безопасности на занятиях. Условные обозначения для изображения схем узоров.

1



2.

Основные приёмы вязания.: образование начальной петли, воздушных петель – цепочки.

1



3.

Вязание образцов соединительных петель, столбиков без накида, столбиков с накидом и полустолбиков.

1



4.

Вязание косметички столбиком с накидом.

1



5.

Вязание косметички столбиком с накидом. Украшение готового изделия.

1



6-7.

Вязание сувенира «Кактус» (горшочек).


2



8.

Вязание сувенира «Кактус» (оформление горшочка).

1



9-10.

Вязание сувенира «Кактус».

2



11.

Ажурное вязание. Его применения.

1



12.

Чтение схем ажурного вязания.

1



13-14

Вязание прихватки.

2



15-16.

Вязание прихватки. Украшение готового изделия.

2



17.

Вязание кулонов. Украшение готовых изделий.

1



18.

Запуск мини-проекта. Основы проектирования.

1



19-20.

Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий ажурным вязанием”. Возможные варианты: салфетка (по кругу, из мотивов), вазочка, браслет, воротничок.

2




Вязание спицами.

21.

Основные термины вязания спицами. Виды петель (лицевые, изнаночные, скрещенные, кромочные, вытянутые, накиды).

1



22.

Виды петель. Знаки и сокращения. Чтение схем.

1



23.

Набор петель ( обычный и утолщенный края). Расчет петель по образцу.

1



24-25.

Вязание шарфика. Подбор спиц, ниток и узора для модели (индивид.). Расчет петель по образцу.

2



26-27.

Виды вязок.


2



28-29.

Вязание сувениров.

2



30-32.

Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий спицами”. Возможные варианты: игольница, одежда для кукол, мягкая игрушка.


3



33.

Повторение и обобщение изученных приёмов вязания. Минивыставка работ кружковцев.

1


















Календарно-тематическое планирование.

2 класс

н/п

Наименование разделов и те

Кол-во

часов

Дата

Примечания


Вязание крючком

1.

Повторение изученного за предыдущий год. Техника безопасности на занятиях.

1



2-3.

Выполнение обвязки салфетки.


2



4-5.

Выбор фасона и узора по образцам готовых изделий и рисунка. Запись и зарисовка схем.

2



6-7.

Расчет петель для определения размера. Продолжение работы с салфеткой.


2



8.

Способы вязания салфеток.

1



9.

Просмотр готовых изделий и иллюстраций. Выбор образца, зарисовка схемы выполнения салфетки.

1



10-12.

Вывязывание цельной салфетки.


3



13-14.

Вывязывание салфетки, состоящей из нескольких мотивов (коллективная работа).


2



15.

Объяснение основных способов филейного вязания. Работа с журналами, книгами. Просмотр образцов вязания.


1



16.

Составление схем вязания.

1



17-19.

Вывязывание образцов.

3



20.

Просмотр образцов, вязание цветов. Работа с литературой.

1



21-22.

Подбор нитей для вязания. Вывязывание объёмных цветов.

2



Вязание спицами

23-24.

Мотивы сложных форм.

2



25.

Вязание полотна рядами.

1



26-28.

Вязание коврика «Львёнок».

3



29-31.


Вязание шапочки.


3



32.

Украшение готового изделия.

1



33-34.

Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий крючком и спицами”. Возможные варианты: вязание коврика, ажурная салфетка, сумка. Выставка работ кружковцев.

2





























Календарно-тематическое планирование.

3 класс

н/п

Наименование разделов и те

Кол-во

часов

Дата

Примечания


Вязание крючком

1.

Повторение изученного за предыдущий год. Техника безопасности на занятиях.

1



2.

Условные обозначения для изображения схем узоров.

1



3-4.

Вязание по кругу

2



5-7.

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.


3



8-10.

Игольница “Грибок”, “Ромашка»


3



11-14.

Вязание игрушек-сувениров.


4



15-17.

Различные способы вязания тесьмы


3



18-19.

Соединение двух полос тесьмы между собой.

2



20-22.

Выполнение кружевных мотивов из ажурной тесьмы.

3



23-24.

Филейное вязание прямоугольной и круглой формы.


2



Вязание спицами

25.

Виды петель. Знаки и сокращения. Чтение схем.

1



26.

Расчет варежки (снятие мерок руки, расчет плотности вязания).


1



27.

Вязание варежки. Вязание манжеты.

1



28-29.

Выполнение пальца при вязании двумя способами: « реглан», «булавочка».


2



30-31.

Убавление петель («треугольником» и «осьминожкой»). Оформление модели.


2



32-34.

Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий крючком и спицами”. Возможные варианты: вязание головных уборов, салфетки различной формы, разнообразные варежки, прихватки. Выставка работ кружковцев.


3








































Календарно-тематическое планирование.

4 класс

н/п

Наименование разделов и те

Кол-во

часов

Дата

Примечания


Вязание крючком

1.

Инструменты и приспособления, основные приемы. Положение рук и крючка.

1



2.

Условные обозначения для изображения схем узоров. Вязание образцов.

1



3.

Берет с помпоном. Рассматривание и подборка узора к изделию.

1



4-6.

Вязание берета.

2



7.

Помпон из длинных петель. Технология выполнения помпона.

1



8.

Вывязывание берета с помпоном. Украшение готового изделия.

1



9-11.

Вязание крючком композиции «Лягушка-путешественница».


3



12-13.

Вязание путем перемещения петель.

2



14-15.

Орнамент, способы вязания.

2



16-20.

Вязание игрушек-сувениров.

5



21-22.

Вязание крючком мелких декоративных изделий.

2



Вязание спицами.

23-24.

Изготовление образцов вязания на двух спицах.

2



25-26.

Вязание мелких детских изделий.

2



27.

Расчет носка (снятие мерок ноги, расчет плотности вязания). Вязание манжеты (2Х2).


1



28.

Выполнение пятки.

1



29.

Убавление петель. Оформление модели.

1



30.

Вязание жилета. Расчет плотности вязания, подбор цветовой гаммы нитей.

1



31-32.

Выполнение жилета интересного покроя .

2



33-34.

Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий крючком и спицами”. Возможные варианты: вязание косынки, пинетки, головная повязка, перчатки. Выставка работ кружковцев.


2


































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методические пособия для учителя


  1. Лепина Т.П., Вяжем сами. –Л: Лениздат, 1989.

  2. Терешкевич Т.А. Кружева. – Мн.: Хэлтон, 2000.

  3. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена», «Сабрина».

  4. Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.

  5. Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.

  6. Т. И. Еременко “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.

  7. В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.

  8. Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.

  9. Т.И.Секунова «Волшебные узоры».Самарский дом печати 1994г.

  10. И.де Негри «Учись вязать» Москва «Просвещение» 1981 год

11.Э.А.Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком». М.Просвещение 1992г.

12. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах». М.Просвещение 1984г.


Технические средства:

1.Крючки №№1,5-4, спицы разные по толщине.

2.Иголка с длинным ушком.

3.Ножницы.

4.Сантиметровая лента.

5.Швейные булавки.

6.Пряжа различных видов и толщины.

7.Тетрадь.

8.Ручка.

9.Карандаш.

10.Швейные нитки разных цветов.





Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная петелька"
  • Начальные классы
Описание:

    Вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей.

Работа кружка «Волшебная петелька» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Цель изучения этого направления – способствовать у учащихся формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

 

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Автор Бриль Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 26108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓