- 02.10.2020
- 460
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №6
_______________
№ ______ от «___» ___________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по проектной деятельности для обучающихся 1-4 классов
клуба «Сова»
( 2 класс)
Педагог - Дмитрова Н.А.
Учитель-разработчик-
Дмитрова Наталья Алексеевна
г.Белая Калитва
2014 г.
Автор – составитель:
Дмитрова Наталья Алексеевна,
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса;
· Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
· формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
· развитие психических процессов;
· развитие личности младшего школьника;
· воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба Клуб «Сова» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Клубные занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Планета Знаний») олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 3года (2-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (2 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
Примеры проектов в рамках курса «Математика»
Тема: математические развлечения
Примеры подтем:
· Игры с числами.
· Невозможные рисунки.
· Логические задачи.
· Магические квадраты.
· Старинные задачи.
· Фокусы с числами.
· Логические игры.
· Развертки.
Примеры проектов:
· Бумажный домик с мебелью.
· Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
· Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
· Конкурс математических развлечений.
· Энциклопедия математических развлечений.
· Математический праздник.
Тема: логические игры
Примеры подтем:
· Шашки.
· Шахматы.
· Нарды.
· Уголки.
· Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
· Морской бой.
· Логические игры в древней истории.
· Логические игры в книгах.
· Логические игры в фильмах.
· Забытые игры.
Примеры проектов:
· Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
· Комплекты для игр.
· Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
· Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
· Книга о логических играх.
Тема: математика вокруг нас
Примеры подтем:
· Числа в пословицах и поговорках.
· Нумерация вокруг нас.
· Измерения (что меряют, чем меряют).
· Единицы измерения в Древней Руси.
· Единицы измерения в других странах.
· Числа в спорте.
· Математика в раскрое одежды.
· Математика в торговле.
· Математика в строительстве.
· Математика в кулинарии.
· Математика в Древнем мире.
· Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Примеры проектов:
· Макеты зданий из простых геометрических тел.
· Конкурс на самый экономный раскрой.
· Книга о математике в Древнем мире.
· Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
· Постановка по книге о числах.
· Коллекция самодельных измерительных приборов.
Примеры проектов в рамках курсов
«Русский язык» и «Литературное чтение»
Тема: шифры
Примеры подтем:
· Способы шифрования текстов.
· Приспособления для шифрования.
Шифрование местонахождения.
· Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
· Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
· Передача тайного смысла в картинах.
· Передача тайного смысла в книгах.
· Акростихи.
· Передача тайных посланий с помощью СМИ.
· Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
· Игра «Поиск сокровищ».
· Конкурс дешифраторов.
· Создание приспособления для шифрования.
· Постановка по произведению о шифрах.
· Обзор способов шифрования.
Тема: малые жанры устного народного творчества
(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Проекты:
· Создание сборника пословиц и поговорок.
· Создание сборника побасенок.
· Создание сборника загадок.
· Викторина.
· Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: сказки
Проекты:
· Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
· Герои сказок в лепке.
· Герои сказок в рисунках.
· Создание костюмов для сказочных персонажей.
· Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
· Создание собственных сказок.
· Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: произведения русских поэтов IXI в.
Проекты:
· Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора Очей очарованье!».
· Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
· Создание сборника стихов русских поэтов IX в.
Тема: никто не забыт, ничто не забыто
Проекты:
· Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
· Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
— Какие произведения о Великой Отечественной войне вы
читали?
— В каких из этих произведений рассказывается о детях?
— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
— Как складывается судьба таких героев?
— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
· Создание сборника произведений о войне.
· Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
6 626 925 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дмитрова Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.