Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика" (1 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика" (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике в 1 классе составлена на основе:

  • программы непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).

  • рабочей тетради: Сасовой И.А.Экономика для младших школьников. 1 класс:

  • пособия для учителя /И.А.Сасова, Е.Н.Землянская; под ред .И.А .Сасовой. –М.: Вита –Пресс.2012.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;

  • освоение простейших приемов выбора;

  • овладение элементарными экономическими расчетами;

  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.

При разработке программы в качестве исходных положений были приняты следующие:

1.Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни.

2.Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность.

3.Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.

4.Социально-экономические знания, получаемые школьниками должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.

Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Сложившаяся система экономического образования в школе предусматривает три уровня подготовки учащихся.

Первый уровень – обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодёжи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования и воспитания на данном уровне – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников (1-4 классы) им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.

Основные знания и умения

Учащиеся начальной школы должны знать:

-какие бывают потребности;

-каковы источники удовлетворения потребностей;

-почему все потребности нельзя удовлетворить;

-необходимость выбора;

-деньги и их роль в жизни человека и общества;

-доходы и расходы в семье;

-где можно приобрести товары и услуги;

-права потребителя;

-взаимоотношения покупателя и продавца;

-значение труда в удовлетворении потребностей;

-что такое собственность;

-представления о школьном хозяйстве;

-представления о домашнем хозяйстве;

-представления об особенностях регионального (местного) хозяйства;

-возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

-анализировать свои потребности;

-выделять жизненно важные потребности;

-определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;

-пользоваться деньгами;

-определять источники доходов и расходов;

-объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

-совершать элементарные покупки в магазине;

-анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы и родительской семьи.

Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки по предметам «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство» позволяют развивать экономическое мышление учащихся. Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики показывает прагматическую направленность экономических знаний.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической

деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Темы для изучения курса «Экономика» отобраны с учетом возрастных возможностей младших школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.



Результаты изучения учебного предмета

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;

  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;

  • гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 

  • развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.

  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.

В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональ­ные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельно­сти. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключе­ние внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.

Познавательные универсальные учебные действия.

За период обучения в начальных классах у учащихся расширя­ется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономиче­ские знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, кото­рые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.

Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.

Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.

Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.



Выпускник научится:

  • анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;

  • определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

  • решать простейшие экономические задачи;

  • экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;

  • систематизировать ранее полученную экономическую информацию;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;

  • работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра­зовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих.

  • Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.

Формы и режим занятий:

Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.

Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.

Ожидаемые эффекты реализации программы:

    • формирование экономической культуры младших школьников;

    • проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;

    • умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;

    • включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.

Формы подведения итогов:

  • игра-путешествие

  • викторина

  • творческая гостиная

  • круглый стол

  • буклет, презентация

  • открытое занятие



Содержание программы

1 года обучения

Тематическое планирование

Раздел 1. Необходимость изучения экономики (2ч.)

Теория. Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы. Личное хозяйство, хозяйство семьи, хозяйство государства. Необходимость изучения экономики.

Практика. Экономические проявления в повседневной жизни.

Раздел 2. Потребности (7 ч.)

Теория. Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей. «Хочу», «надо». Выбор. Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе и тепле). Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Правила дорожного движения. Стихийные бедствия. Здоровье. Гигиена. Потребность в образовании. Знания. Источники получения образования. Социальные потребности. Потребность в общении и уважении. Правила общения. Потребность в проявлении интересов. Самовыражение. Логика удовлетворения потребностей.

Практика. Режим дня. Решение задач. Игра «Составьте слово». Практическая работа «Возможности детского организма». Игра «Разумный пешеход». Работа с литературными источниками «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебедь, рак и щука», «По щучьему велению», и т.д. Сюжетно-ролевая игра «День вежливости». Викторина «Это нам необходимо?!».

Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей (6 ч.)

Теория. Ресурсы. Природные, трудовые ресурсы. Экономические ресурсы. Экономическая деятельность. Бережливость. Трудолюбие. Производство товаров. Оказание услуг. Производитель. Потребитель. Торговля. В мире профессий.

Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона. Иллюстрации к сказкам. Игра «Где ошибка?», Игра «Составьте слово», «Маячок», «Слабое звено». Сюжетно-ролевая игра «Когда вырасту я буду…». Работа с литературными источниками «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев». Составление рассказа «Мои умелые руки». Игра-путешествие «Карусель желаний»

Раздел 4. Свой малый «бизнес» (18 ч.)

Теория. Покупатель, продавец. Товар. Ассортимент. Ценообразование. Реклама – двигатель торговли. Способы торговли. Виды рынка. Затраты, прибыль. Брокер. Дефицит. Затоваривание. Страховая компания, виды страхования. Банкротство. Налоги, кому и за что платить. Сберегательный банк. Благотворительность.

Расширение «бизнеса»

Практика. Работа с литературными источниками «Король - Дроздобород», «Морозко», «Курочка Ряба», «Стрекоза и Муравей». Решение задач. «Ярмарка чудес». Сюжетно-ролевая игра «Если б я был руководителем». Игра «Где ошибка?», «Составьте слово», «Маячок», «Вычеркни лишнее». Индивидуальный план «Чем я помогаю маме?». Конкурс «Мой продукт самый лучший, потому что…». Экскурсия «Супермаркет», «Сберегательный банк». Ярмарка «Для доброго дела».
















Литература:

  1. Землянская Е. Экономика для младших школьников.

  2. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007

  3. Киреев А. Экономика: Интерактивный интернет – учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

  5. Периодические издания «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг», «Интерьер», «Burda-moden» и т. п.

  6. Программа курса «Основы экономики и права» для общеобразовательной школы (1-11 классы)

  7. Русские народные сказки

  8. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для учителя./ И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.-56с.

  9. Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий. – 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2006. – 40 с.

  10. Сборник программно-методических материалов по экономике. М.: Вита-Пресс, 2006

  11. Словари, справочные и энциклопедические издания

  12. Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С., Теряева Л.Д. /Справочник заместителя директора школы №11, ноябрь, 2008г.

  13. Старинные русские пословицы и поговорки/Вступит. Статья, сост., примеч. В.П. Аникина, Рис. И.Ионова.-2-е доп. изд. – М.: Дет. лит., 1984 – 79с.

  14. Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с.

  15. Шипова Р.П., Петрушенко А.Д. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся начальной школы. – Орехово-Зуево, 1997


Для реализации программы необходимо:


Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • видео и аудио аппаратура

  • компьютер

  • сканер

  • принтер

  • ксерокс

  • проектор

  • мультимедийная установка



  • подборка информационной и справочной литературы

  • разработки конкурсных программ, викторин

  • игровой материал

  • СD, DVD

  • видеоматериал

  • наглядные пособия

  • дидактический материал


Сайт www.vita-press.ru

















Методическое обеспечение программы


п/п

Название раздела

Формы организации занятий

Методы и приемы обучения

Средства обучения

1 год обучения


Введение

занятие-игра

беседа


слайдовая презентация

наглядный материал

Раздел 1

Необходимость изучения экономики


игра-путешествие

сюжетно-ролевая игра


рассказ

метод познавательной игры

наглядно-зрительный

практические упражнения

слайдовая презентация

аудиоматериал

диагностический инструментарий дидактический материал

Раздел 2

Потребности


сюжетно-ролевая игра

игра-путешествие

викторина

занятие-беседа

занятие-практикум

беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

метод подражания

практические упражнения

слайдовая презентация

видеоматериал

дидактический материал

наглядное пособие

литературные источники

Раздел 3

Источники удовлетворения потребностей

сюжетно-ролевая игра

игра-путешествие

занятие-беседа

занятие-практикум

открытое занятие

беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры, метод подражания

наблюдение

практические упражнения, тренинг

слайдовая презентация

видеоматериал

дидактический материал

наглядное пособие

литературные источники

Раздел 4

Свой малый «бизнес»


сюжетно-ролевая игра

игра-путешествие

занятие-беседа

занятие-практикум

викторина, экскурсия

занятие – конкурс

открытое занятие

Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

метод подражания

наблюдение

проблемно-поисковый метод,

практические упражнения

слайдовая презентация

дидактический материал

наглядное пособие

литературные источники

ресурсы Интернет


Итоговое занятие

игра-путешествие

метод познавательной игры

проблемно-поисковый метод,

практические упражнения

слайдовая презентация

дидактический материал

наглядное пособие

литературные источники

диагностический инструментарий



Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Название раздела и темы

Всего часов

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Формируемые УУД

Примечание

по плану

фактически




Необходимость изучения экономики (2ч.)







1

Что мы будем изучать?

1






2

Зачем изучать экономику?

1







Потребности (7ч.)







3

Разнообразие потребностей

1






4

Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности)

1






5

Потребность в безопасности и сохранении здоровья

1






6

Потребность в образовании

1






7

Потребность в общении и уважении

1






8

Потребность в проявлении интересов

1






9

Это нам необходимо?!

1







Источники удовлетворения потребностей (6ч.)







10

Ресурсы. Природные ресурсы.

1






11

Экономические ресурсы

1






12

Трудовые ресурсы

1






13

Производство товаров

1






14

Оказание услуг

1






15

Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей

1







Свой «малый бизнес» (18ч.)







16

Покупатель-продавец

1






17

Где взять товар? Зачем нужна реклама?

1






18

Дешевле или дороже?

1






19

Способы торговли.

1






20

Цена

1






21

Где взять помощников?

1






22

Затраты, прибыль

1






23

Кто такой брокер?

1






24

Дефицит

1






25

Зачем необходимо страхование?

1






26

Кому платить налоги?

1






27

Кто сбережет наши деньги?

1






28

Благотворительность

1






29

Ярмарка

1






30

Расширение производства

1






31

Средства производства

1






32

«Капитал»

1






33

Итоговое занятие

1







Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Программа по экономике 1 класс состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться  в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

 

Основной целью социально-экономического образования  и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры. 

Автор Седлецкая Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1325
Номер материала 22363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓