Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучка» духовно-нравственного направления Возраст обучающихся- 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучка» духовно-нравственного направления Возраст обучающихся- 1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов «Почемучка» разработана на основе следующих документов:

программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основной образовательной программе МОБУ СОШ с.Прибельский;

Учебному плану ОУ

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д. С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Эта программа является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

·  развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

·  предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

·  научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

·  прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.

  1 год обучения – 33 часа;

  2 год обучения – 34 часа;

  3 год обучения – 34 часа;

  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

1.  Этикет

2.  Этические нормы отношений с окружающими

3.  Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

·  игровая;

·  познавательная;

·  краеведческая;

·  сюжетно - ролевые игры;

·  просмотр мультфильмов;

·  конкурсы

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.  Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2.  Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

·  сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·  на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

·  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·  способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·  уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

·  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

1.  Опрос

2.  Наблюдение

3.  Диагностика:

·  нравственной самооценки;

·  этики поведения;

·  отношения к жизненным ценностям;

·  нравственной мотивации.

4.  Анкетирование учащихся

Планируемые результаты

Предметные результаты

Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Воспитание доверия и уважения к окружающим

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Овладение логическими действиями анализ, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Содержание программы

1 класс рассчитана на 33 ч. в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Раздел 1. Этика общения (11 часов)

Тема 1. Доброе слово, что ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л. Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры.

Тема 8. Какая красота важнее

Практическое занятие. Р. Погодин «Жаба»

Тема 9. Моя малая Родина. Беседа.

Тема 10. Этика телефонного общения. Беседа.

Тема 11. Чужое брать-позор. Беседа.

Раздел 2. Этикет (13 часов)

Тема 12. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 13. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 14. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 15. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 16. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 17. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 18. Просим к столу

Тема 19. Практическое занятие. Сервировка стола

Практическое занятие за столом

Тема 20. Вы сказали, здравствуйте!

Познавательная беседа.

Тема 21. Что такое хорошо, а что такое плохо!

Беседа. Ролевые игры

Тема 22. Праздник вежливости.

Тема 23. Добро или зло. Твой нравственный выбор.

Тема 24. Бережливость: каждой вещи свое место. Просмотр мультфильмов. Наведение порядка в портфеле, кабинете.

Раздел 3. Этические нормы отношений с окружающими (5 часов)

Тема 25. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 26. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 27. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 28. Любимый уголок родной Отчизны.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 29. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Этика отношений в коллективе (4 ч)

Тема 30. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 31. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 32. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг».

Тема 33. Путешествие по станциям этикета.

Познавательная беседа. Игра.

Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Этика общения. 11ч.




Этикет. 13ч.




Этические нормы отношений с окружающими. 5ч.




Этика отношений в коллективе. 4ч.




Итого 33 ч

Тематическое планирование

1 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Дата проведения

Примечание

 

План.

Фактич.

Этика общения. 11ч.


1

Доброе слово что ясный день

1

Познавательная беседа. Игра




 

2

Если вы вежливы

1

Познавательная беседа. Игра




 

3

Да здравствует мыло душистое.

В гостях у Мойдодыра.

1

Игра. Конкурс. Рисунки




 

4

Когда идёшь по улице

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.




 

5

Узнай себя

1

Путешествие в сказку. Конкурсы.




 

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

Рассказ. Беседа. Игра




 

7

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры




 

8

Какая красота важнее

1

Практическое занятие. Р. Погодин «Жаба»




 

9

Моя малая Родина.

1

Беседа.




 

10

Этика телефонного общения.

1

Беседа




 

11

Чужое брать-позор.

1

Беседа.




 

Этикет. 13ч.




12

Простые правила этикета

1

Беседа. Решение задач




 

13

Повседневный этикет

1

Ответы на вопросы. Игра




 

14

Весёлые правила хорошего тона

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры




 

15

Сказка об этикете

1

Познавательная беседа. Игра




 

16

Продолжение сказки об этикете

1

Познавательная беседа. Игра




 

17

Путешествие в страну этикета

1

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.




 

18

Просим к столу

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.




 

19

Практическое занятие. Сервировка стола

1

Практическое занятие в «столовой»




 

20

Вы сказали, здравствуйте!

1

Познавательная беседа.




 

21

Что такое хорошо, а что такое плохо!

1

Беседа. Разыгрывание ситуаций.




 

22

Праздник вежливости.

1

Праздник.




 

23

Добро или зло. Твой нравственный выбор.

1

Беседа.




 

24

Бережливость: каждой вещи свое место.

1

Просмотр мультфильмов. Наведение порядка в портфеле, кабинете.




 

Этические нормы отношений с окружающими. 5 ч.




25

Путешествие в волшебную сказку

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.




 

26

Я могу быть волшебником

1

Познавательная беседа. Игра




 

27

Маленькое дело лучше большого безделья

1

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.




 

28

Любимый уголок родной Отчизны

1

Познавательная беседа. Игра. Экскурсия..




 

29

Мы соберём большой хоровод

1

Познавательная беседа. Игра




 

Этика отношений в коллективе. 4 ч.



30

Если радость на всех одна

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.




 

31

Мой класс – мои друзья

1

Познавательная беседа. Игра.




 

32

Самолюб никому не люб

1

Познавательная беседа. Игра.




 

33

Путешествие по станциям этикета.

1

Познавательная беседа. Игра.




 







Содержание программы

2 класс рассчитана на 34 ч. в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты

Тема 19. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (10 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Тема 26. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 32. Доброта что солнце.

Игры. Песни. Собирание лепестков.

Тема 33. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».

Тема 34. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.





Тематическое планирование

2 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Этика общения. 7ч.



1

Если песни петь, с ними веселей

1

Познавательная беседа. Игра.

2

Добрым жить на белом свете радостно

1

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

3

Добро творить – себя веселить

1

Посещение выставочного зала. Рисунки.

4

Подумай о других

1

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

5

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры

6

Делу – время, потехе - час

1

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

7

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

1

Познавательная беседа. Игра.

Этикет. 8ч.



8

По правилам этикета

1

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

9

Приглашение к столу.

1

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

10

Вот школа, дом, где мы живем

1

Сценки-миниатюры

11

Вот магазин, куда идем

1

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

12

Дороги, транспорт, пеший путь

1

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

13- 14

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

2

Путешествие на лесную полянку.

15

В гостях у Вежи

1

Праздник.

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.



16

Подари другому радость

1

Познавательная беседа. Игра

17

От чего зависит настроение

1

Познавательная беседа. Игра

18

Не стесняйтесь доброты своей

1

Познавательная беседа. Игра

19

Мой дом – моя семья

1

Дискуссия

20

В труде человек хорошеет

1

Познавательная беседа. Практическое занятие.

21

Все на белом свете солнышкины дети

1

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

22

Поздравляем наших мам

1

Праздник. Рисунки.

23

Со взрослыми и сверстниками

1

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

24

Цени доверие других

1

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

Этика отношений в коллективе. 10 ч.



25

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

1

Познавательная беседа. Игра

26

Советуем друг другу

1

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

27

Общее и особенное для мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Игра

28

Поговорил бы кто со мной

1

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

29

Путешествие по весеннему лесу

1

Экскурсия.

30

Подарок коллективу

1

Урок – сюрприз.

31

Делаем газету

1

Оформление газеты.

32

Доброта что солнце

1

Праздник.

33

О дружбе мальчиков и девочек.

1

Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».

34

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Создание книги мудрости.


Содержание программы

3 класс рассчитана на 34 ч. в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т. д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т. д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 32. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 33. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.


Тематическое планирование

3 класс

Название темы

Кол. час.

Форма деятельности

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.


Человек как природопользователь-9



1

Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология»

1

Познавательная беседа. Игра




2

Вода- источник жизни.

1

Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач.




3

Воздух и его охрана.

1

Игра. Познавательная беседа.




4

Удивительный мир растений.

1

Познавательная беседа.

Разучивание песни.







5

Загадочный мир животных.

1

Путешествие в сказку




6

Уголок хорошего настроения.

1

Рассказ. Беседа. Игра




7

Мир глазами эколога

1

Познавательная беседа. Игра.




8

Мы любим свой город

1

Урок-сюрприз. Игры




9

Птицам наша забота

1

Беседа. Решение задач




Этикет-6

10

За столом с дедушкой Этикетом


Познавательная беседа. Игра




11

Школьные правила этикета

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры




12

Когда рядом много людей

1

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.




13

Как решать семейные проблемы

1

Познавательная беседа. Игра




14

Чистый ручеек вашей речи

1

Познавательная беседа. Игра




15

Встречаем Новый год

1

Классный «Огонек»




Этические нормы отношений с окружающими. 10ч.



16

Душа – это наше творение

1

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.




17

Отворите волшебные двери добра и доверия

1

Познавательная беседа. Игра




18

Хорошие песни к добру ведут

1

Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр.




19

Вглядись в себя, сравни с другими

1

Познавательная беседа. Игра




20

Помоги понять себя

1

Познавательная беседа. Игра




21

О настоящем и поддельном

1

Познавательная беседа. Игра




22

Тепло родного дома

1

Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»




23

Поздравляем наших мам

1

Праздник.




24

Цветы, цветы – в них Родины душа

1

Познавательная беседа. Посещение памятных мест в селе




25

Когда солнце тебе улыбается

1

Праздник. Игры. Песни.




Этика отношений в коллективе. 9ч



26

Чтобы быть коллективом

1

Познавательная беседа. Игра




27

Коллектив начинается с меня

1

Познавательная беседа. Игра




28

Подарок коллективу

1

Урок - сюрприз. Игра




29

Секретные советы девочкам и мальчикам

1

Познавательная беседа. Игра




30

Скажи себе сам

1

Сочинение «Скажи сам себе»




31

Вот и стали добрей и умней

1

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра




32

Поиграем и подумаем.


1

Познавательная беседа. Ролевые игры.




33

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Разговор за круглым столом




34

Школе посвящается

1

Праздник.





Содержание программы

4 класс рассчитана на 34 ч. в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник школьного вальса.

Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.

Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А. С. Пушкин

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 11. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 12. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 13. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 14. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 15. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л. Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 18. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.

Тема 19. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 20. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 22. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 23. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 24. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Тема 25. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 26. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 27. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 28. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 30. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.

Тема 31. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

Тема 33. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 34. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.






Тематическое планирование

4 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.

Этика общения. 7ч.



1

Оглянись внимательно вокруг

1

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

5.09



2

Умение быть самим собой

1

Познавательная беседа. Игра

12.09



3

Что достойно гражданина

1

Игра. Познавательная беседа.

19.09



4

Даже будни может труд сделать праздничными днями

1

Познавательная беседа.

Работа с пословицами.

26.09






5

Праздник школьного вальса

1

Путешествие в сказку

3.10



6

Приглашение к зеркалу. «Разговор с зеркалом»

1

Рассказ. Беседа. Игра.

10.10



7

Приглашение к зеркалу

1

Просмотр мультфильма.

17.10



Этикет. 8ч.



8

«Обычай – деспот меж людей» А. С. Пушкин

1

Беседа. Решение задач

24.10



9

Твой стиль поведения

1

Познавательная беседа.

7.11



10

Твой стиль поведения.

Отношения в коллективе

1

Работа с пословицами. Игра

14.11



11

Мальчики. Девочки

1

Познавательная беседа. Игра

21.11



12

Поиграем и подумаем

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

28.11



13

Когда какое слово молвить

1

Познавательная беседа. Игра

5.12



14

За общим столом

1

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

12.12






15

Доброта и доброжелательность

1

Познавательная беседа.

19.12



Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.



16

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

26.12



17

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л. Н. Толстой)

1

Познавательная беседа. Игра

16.01



18

Родительский дом

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

23.01



19

Любите ваших матерей

1

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

30.01



20

«Поздравляем наших мам».

1

Праздник.

6.02



21

О тех, кто сердце отдал людям

1

Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея.

13.02



22

Умей быть щедрым

1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

20.02



23

Праздник благодарности

1

Праздник.

27.02



24

Добрыми делами славен человек

1

Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала.

6.03



Этика отношений коллективе-10 ч.



25

Расскажи мне обо мне

1

Познавательная беседа. Игра

13.03



26

Присмотритесь друг к другу

1

Путешествие в сказку. Игра

20.03



27

Подарок коллективу

1

Урок - сюрприз.

3.04



28

Я, ты, мы.

1

Познавательная беседа. Игра

10.04



29

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

17.04



30

Не хуже других

1

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

24.04



31

«Скажи себе сам».

1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

8.05



32

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1

Разговор за круглым столом

15.05



33

Поиграем и подумаем.


1

Познавательная беседа. Ролевые игры.

22.05



34

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Разговор за круглым столом

29.05




Список литературы

Для учителя:

1.  Белопольская Н. А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.  Богданова О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.  Богусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.  Буйлова Л. Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5.  Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6.  Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7.  Костылёва О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

9.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

10.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11.  Максимова Т. Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12.  Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13.  Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14.  Пахомова О. А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

15.  Пятак С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16.  Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

17.  “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18.  Симановский А. Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

19.  Смирнов Н. А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20.  Сухомлинский В. А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Для обучающихся:

1.  Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.  Барто А. Л. В театре.

3.  Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

4.  Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л. З. Лунгиной/Вступ. ст. Л. З.Лунгиной; ил. Р. В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.  Маршак С. Я. Вот какой рассеянный.

7.  Маяковский В. В. Что такое хорошо и что такое плохо.

8.  Милн А. А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л. З. Лунгиной/Вступ. ст. Л. З.Лунгиной; ил. Р. В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

9.  Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

10.  Осеева В. А. Волшебное слово

11.  Пятак С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

12.  Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13.  Сорокина Г. И., Сафонова И. В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

14.  Титкова Т. В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В. Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

15.  Толстой Л. Н. Волк и собака.

16.  Чуковский К. И. Федорино горе.

17.  Чуковский К. И. Мойдодыр.

18.  Чуковский К. И. Телефон.

19.  Чуковский К. И. Краденое солнце.

20.  Шалаева Г. П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

21.  Шалаева Г. П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

22.  Шалаева Г. П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

23.  Шалаева Г. П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

18


Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучка» духовно-нравственного направления Возраст обучающихся- 1-4 классы
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов«Почемучка» разработана  на основе следующих документов:

          программа была составлена на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

          Основной образовательной программе МОБУ СОШ с.Прибельский;

          Учебному  плану ОУ

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д. С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

 Эта программа является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

·  развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

·  предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

·  научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

·  прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта1 час в неделю.

}  1 год обучения – 33 часа;

}  2 год обучения – 34 часа;

}  3 год обучения – 34 часа;

}  4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

1.  Этикет

2.  Этические нормы отношений с окружающими

3.  Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

·  игровая;

·  познавательная;

·  краеведческая;

·  сюжетно - ролевые игры;

·  просмотр мультфильмов;

·  конкурсы

Автор Алдакаева Гульнара Расиховна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 3180
Номер материала 6573
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓