Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики

Учитель начальных классов

Клинова Лариса Михайловна

МБОУ «СОШ №73», г. Рязань


Рабочая программа

внеурочной деятельности

по основам детской журналистики

«Юный журналист»

Пояснительная записка

Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческой личности, национального воспитательного идеала. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирование её на создание пространства духовно-нравственного развития, воспитания высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Обладание полной, точной, достоверной информацией способствует развитию не только определенных сфер жизни, но и всего общества в целом.

Социальный заказ обусловлен стремительным ростом информационно-коммуникационных технологий и ресурсов, массовой компьютеризацией и всё большей популярностью у молодежи профессий, связанных со средствами массовой информации, что свидетельствует об актуальности реализации данной образовательной программы в современных условиях, начиная с младшего школьного возраста.

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Юный журналист» модифицирована на основе программы авторов Т. В. Горчаковой, Л. В. Будариной и Т. В. Коростелёвой. Программа является социально значимой, так как, благодаря занятиям в объединении воспитанники овладевают ключевыми компетенциями в области журналистики, учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными, повышают общий уровень культуры. Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС.

Данная дополнительная образовательная программа по основам журналистики создаёт условия для саморазвития, формирования целостного взгляда на мир, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Новизна данной программы заключается в том, что у младших школьников формируется нравственная система ценностей многонационального народа РФ, развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества

Программа дополнительного образования помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребёнка в социум. Программа реализуется через детские журналистские группы на базе уже сформированного коллектива класса. Занятия проводятся один раз в неделю. В 1-х классах 33 часа, во 2 - 4-х классах 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

Цель изучение основ журналистики, формирование нравственной системы ценностей, активной гражданской позиции, патриотизма и чувства гордости за свою Родину, свой родной край, развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста посредством работы с печатным словом и через организацию социально значимых дел.

Задачи:

Развитие компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную.

Формирование интереса к истории, традициям, современной жизни своей Родины, своего края.

Развитие нравственных качеств.

Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова.

Повышение речевой грамотности.

Формирование интереса к журналистике.

Изучение основ журналистского мастерства.

Развитие наблюдательности, внимания, ответственности, воображения, коммуникабельности.

Овладение навыками работы в команде, объединённой единой целью, развитие организаторских способностей.

Формируются ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразования (готовность конструировать, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Программа позволяет развивать метапредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое работу со словом, изобразительную деятельность, трудовое обучение, информатика.


Основополагающие принципы

Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

Принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра.

Принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей».

Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными, общественнозначимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами».

Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал несёт и развивает основную тему курса.

Принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.

Ожидаемые результаты реализации

программы в целом

Сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого:

  • любят свой народ, свой край и свою Родину;

  • имеют целостное мировосприятие;

  • осознают социальную значимость своей деятельности;

  • владеют организаторскими навыками;

  • умеют работать в группах.

Будут иметь:

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • твёрдые убеждения о значении нравственной системы ценностей;

  • общий уровень речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи;

  • культуру общения и конструктивность взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • стремление к самовыражению речевыми и коммуникативными средствами;

  • активную гражданскую позицию.

Будут знать:

  • основы журналистики;

  • жанры литературного творчества;

  • требование к структуре и оформлению письменного текста в зависимости от жанра;

  • как и где собрать нужную информацию;

  • требования к деятельности оформителя, корректора, редактора;

  • какое значение имеет газета в деле формирования положительных человеческих качеств.

Будут уметь:

  • писать материалы в изучаемых газетных жанрах;

  • оформлять материалы для газеты;

  • готовить материалы для творческого сборника;

  • общаться с людьми разных возрастов.

Формы реализации программы:

  • праздники;

  • занятия журналистских групп;

  • выпуск стенных газет;

  • экскурсии;

  • родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • выставки;

  • творческие отчёты;

  • выпуск творческих альбомов;

  • издание творческих сборников;

  • работа в блокноте юного журналиста.

В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы занятий: игра, репортаж, устный журнал, занятие-интервью, презентация, организация и участие в социально значимых акциях.

Первый год обучения

(общеразвивающий, ознакомительный)

У ребёнка 6-7 лет сформированы элементарные правила культуры поведения в детском коллективе. Дети этого возраста любознательны, легко включаются в игру, способны строить разнообразные сюжетные игры. Но в этом возрасте дети ещё не в полной мере умеют правильно и осознанно читать целыми словами, пользоваться выборочным чтением и грамотно писать. Поэтому основной метод проведения занятий в первом классе практико-игровой, направленный на развитие сенсорных способностей, устной и письменной речи, умение работать в коллективе.

Цель первого года обучения – воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к периодическим изданиям.

Задачи

1.Обучающие:

  • познакомить детей с детскими периодическими изданиями;

  • научить детей ориентироваться в страничках-рубриках газет, журналов;

  • формировать осмысленное восприятие авторского текста;

  • учить понимать смысл слов;

  • обогащать словарный запас;

  • учить отображать действительность в символах и образах;

  • расширять знания об окружающей действительности.

2.Развивающие:

  • формировать у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте русского слова, культуры речи;

  • развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

  • создать ситуацию успеха, способствующую формированию у детей положительных эмоций;

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.



Учебно-тематический план

1 класс

(всего 33 часа, по 1 часу в неделю)

п/п


Тема

Общее

количество

часов

Кол-во часов

Теория


Практика

1

2

3


4

5

6

7

8

9

10


11

Вводное занятие.

Кто такой журналист.

Слово – главный помощник журналиста.

Детские периодические издания.

В стране юных журналистов.

Сбор информации.

Страна Вестей.

Описание событий.

Устный журнал «Родной город».

Социальная практика.

(резерв: участие в мероприятиях).

Итоговое занятие.

Итого:

2

3

3


3

3

4

3

3

4

4


1

33

1

1

1


1

1

1

1






7

1

2

2


2

2

3

2

3

4

4


1

26


Содержание дополнительной образовательной программы

первого года обучения

Вводное занятие.

Техника безопасности. Понятие о журналистике. Значение названия программы «Служу Отечеству пером».

Практическая часть.

Игра «Давайте знакомиться».

Кто такой журналист.

Журналист – человек, работающий в газете. Человеческие и профессиональные качества журналиста.

Практическая часть.

Встреча с журналистом периодического издания.

Ролевая игра. Пробуем себя в качестве ведущих детских телепрограмм.

Слово – главный помощник журналиста.

Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Эмоциональное воздействие слова. Ответственность журналиста за сказанное и написанное слово.

Практическая часть.

Учимся задавать вопросы на заданную тему. Ролевая игра.

Чтение и обсуждение рассказа. Выделение главной мысли в тексте.

Рисунок «Мои мысли о прочитанном рассказе».

Детские периодические издания.

Знакомство с детскими периодическими изданиями. Название. Оформление. Рубрики.

Практическая часть

Посещение школьной библиотеки. Обзор детских периодических изданий, имеющихся в библиотеке.

Создание титульного листа детского журнала: название, иллюстрация.

В стране юных журналистов.

Кто делает газету: состав редакции. Знакомство с работой редактора газеты.

Иллюстрирование газеты.

Практическая часть.

Экскурсия в редакцию газеты.

Иллюстрирование рубрики газеты на выбранную тему.

Сбор информации.

Понятие об информации. Методы и приёмы сбора информации. Наблюдение, опрос. Внимание и наблюдательность – важные качества журналиста.

Практическая часть.

Игра на внимание.

Экскурсия в детский парк (использования элементов описания в журналистском материале).

Опрос респондентов на заданную тему. Устная зарисовка. Иллюстрирование материала.

Страна вестей.

Что такое новость. Влияние информации-вести на сознание человека. Какие бывают новости.

Практическая часть.

Отработка умения сообщать новость одной строкой. Запись новости.

Сбор информации о новостях класса, школы, микрорайона.

Написание материала на тему «Новость для всех». Иллюстрация материала.

Описание событий.

Событие – встреча с ветераном ВО войны.

Подготовка к встрече: чтение рассказов и стихотворений о войне, знакомство с периодической печатью военных лет.

Описание события. Иллюстрирование материала.

Устный журнал «Родной город».

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Описание события «В школьном музее». Иллюстрирование материала.

Экскурсия по родному городу. Написание материала об экскурсии.

Оформление тематической стенгазеты «Мой родной город».

Социальная практика.

Досуговые мероприятия, участие в праздниках, мероприятиях, социально значимых акциях, конкурсах микрорайона.

Итоговое занятие. Подводим итоги работы за год. Выставка творческих работ. Отмечаем лучшие материалы.

Предполагаемый результат работы 1-го года обучения

Дети будут иметь представление:

  • о детских периодических изданиях;

  • о направленности материалов газет;

  • о том, кто такой журналист.

Будут знать:

  • название программы по основам журналистики;

  • рубрики газет;

  • понятия – газета, журнал, заголовок.

Будут уметь:

  • ориентироваться в страничках-рубриках газет;

  • подбирать или рисовать иллюстрации к написанным материалам.



Механизм контроля и отслеживания результатов

1 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ

диагностики

Механизм

отслеживания


Последействие


Формирование общего понятия о детской прессе.

Понимание .

Ориентация в детских изданиях.

Выставка детских печатных изданий.

Активное наблюдение.


Знакомство с детскими журналами и газетами.

Знание.

Основные понятия: газета, журнал, заголовок, девиз, рубрика.

Выпуск стенгазеты «Родной город».

Анализ рисунков и творческих работ.


Способность к включению в творческий процесс создания стенгазеты.

Умение.

Расположение на листе заголовка, рисунков, текста.

Активное наблюдение, выставка детских работ.

Активное наблюдение. Выставка детских работ.

Представление и анализ детских работ родителям.

Через развитие интереса к значению слова формировать понимание его употребления.

Способность, отношение.

Концентрация внимания, развитие наблюдательности, чувства слова, интереса к теме.

Опросник: «Слова, которые меня огорчают и радуют».

Активное наблюдение. Анализ количественных и качественных показателей.



Второй год обучения

(социально-адаптационный)

В первом классе ребёнок уже адаптировался к школьной жизни, овладел навыками чтения, письма, работы с книгой, умеет организовать свой учебный труд, работать в паре. Но при чтении текста ученик ещё не умеет выделять главные по смыслу слова, ему трудно самостоятельно увидеть основные смысловые компоненты в художественных и научно-популярных текстах, определить последовательность и причинность событий.

Цель второго года обучения: развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через журналистское творчество.

Задачи

1.Обучающие:

  • познакомить детей с основными газетными жанрами – заметкой, зарисовкой, отзывом, интервью, репортажем;

  • учить писать в газетных жанрах: зарисовки, заметки, отзыва;

  • научить различать и применять выразительные средства языка: эпитеты, сравнения;

  • научить писать по принципу: «Вижу, слышу, чувствую, пишу»;

  • дать понятие содержания и смысла текста;

  • научить иллюстрировать свои тексты;

  • учить основам макетирования;

  • научить составлять индивидуальный творческий альбом из своих материалов;

  • учить выпускать стенгазету.

2.Развивающие:

  • развивать навыки осмысленного восприятия текста;

  • формировать осознанное мышление;

  • развивать навыки письменной речи;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать эмоционально-образное восприятие мира;

  • развивать слуховое восприятие;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать наблюдательность, воображение, умение видеть красоту;

  • развивать литературные и творческие способности.

3.Воспитательные:

  • формировать представление о добре, отзывчивости, честности, смелости, справедливости;

  • воспитывать любовь к красоте русской речи;

  • воспитывать любовь к Родине;

  • воспитывать умение видеть и чувствовать красоту и гармонию мира;

  • воспитывать чувство такта, уважение к собеседнику;

  • воспитывать ответственность за свои слова и поступки;

  • воспитывать чувство радости труда;

  • развивать коммуникативные навыки.

Учебно – тематический план

2 класс

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов


Кол-во часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вводное занятие.

Этика журналиста.

Обработка информации.

Редактирование.

Заголовок.

Основы макетирования.

Иллюстрирование.

Газетный жанр – зарисовка.

Газетный жанр – заметка.

Газетный жанр – отзыв.

Заметка-размышление.

Выпуск тематических стенгазет.

Социальная практика.

Итоговое занятие.

Итого:

2

2

3

2

2

3

2

3

3

2

1

3

5

1

34

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1





10

1

1

2

1

1

2

1

2

2

1

1

3

5

1

24

Содержание дополнительной образовательной программы

второго года обучения

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике безопасности на занятиях. История Российской журналистики.

Практическая часть.

Игра по основам издательской деятельности.

Этика журналиста.

Профессиональная этика журналиста. Нравственные позиции журналиста.

Практическая часть.

Рисование журналиста и атрибутов, необходимых для работы.

Записывание качеств журналиста в блокнот.

Ролевая игра «Этика поведения журналиста».

Обработка информации.

Способы обработки информации. Схема написания материала: «Что? Где? Когда? Как?»

Практическая часть.

Сбор и обработка материалов на заданную тему.

Написания материала по схеме: «Что? Где? Когда? Как?» и иллюстрирование.

Редактирование.

Понятие о редактировании. Техника литературного редактирования. Значение редактирования в журналистике. Виды ошибок: речевые, грамматические, стилистические, фактические.

Практическая часть.

Работа по карточкам – ищем ошибки.

Редактирование готовых текстов.

Заголовок.

Смысл слова «заголовок». Виды заголовков. Соответствие заголовка и темы.

Практическая часть.

Подбор заголовка к статье. Оформление заголовка. Иллюстрирование заголовка.

Основы макетирования.

Макетирование страниц. Технология создания газетной или журнальной странички.

Практическая часть.

Переписывание текста зарисовки на плашку. Иллюстрирование текста. Распределение материалов на странице.

Создание газетной или журнальной странички на заданную тему.

Иллюстрирование.

Роль иллюстрации при оформлении газеты и журнала. Как с помощью иллюстраций оживает газета или журнал.

Практическая часть.

Просмотр детских журналов, анализ иллюстраций. Иллюстрирование детских творческих работ.

Газетный жанр – зарисовка.

Зарисовка – словесная картина.

Практическая часть.

Практическая работа на улице: сбор слов для зарисовки. Составление памятки для написания зарисовки. Записывание слов в блокнот журналиста.

Написание зарисовки и оформление странички индивидуального творческого альбома.

Газетный жанр – заметка.

Заметка – один из распространённых газетных и журнальных жанров. Знакомство с видами заметок информационной и художественной.

Практическая часть.

Составление памятки для написания заметки. Написание художественной заметки с помощью вопросов-подсказок и рисунка.

Отработка умений писать зарисовку с использованием выразительных средств русского языка. Заполнение таблицы эпитетов и сравнений. Выстраивание текста. Придумывание заголовка. Иллюстрирование текста. Оформление странички индивидуального творческого альбома.

Газетный жанр – отзыв.

Знакомство с газетным жанром – отзывом. Знакомство с основными приёмами написания письма.

Практическая часть.

Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Подбор эпитетов к слову «друг». Написание письма-отзыва о друге по схеме.

Заметка – размышление.

Работа со словарём. Подбор эпитетов. Написание заметки-размышления по плану-вопроснику на выбранную тему.

Выпуск тематических стенгазет.

Подбор и подготовка материала для тематических стенгазет. Макетирование. Выстраивание текста. Редактирование. Подбор заголовка. Запись редактированного текста и иллюстрирование.

Социальная практика.

Досуговые мероприятия, участие в праздниках, мероприятиях, социально значимых акциях, конкурсах микрорайона и города.

Итоговое занятие.

Подводим итоги работы за год. Отмечаем лучшие материалы. Оформление индивидуальных творческих альбомов. Выставка работ.

Конкурс «Ох, уж эти жанры».



Предполагаемый результат работы 2-го года обучения

Будут знать:

  • газетные жанры: заметку, отзыв, зарисовку, интервью, репортаж;

  • основные приёмы распределения текс та и иллюстраций к своим материалам.

Будут уметь:

  • осмысленно воспринимать и анализировать текст;

  • высказывать своё мнение по поводу прочитанного текста;

  • писать материалы в изучаемых газетных жанрах;

  • делать иллюстрации к своим материалам;

  • макетировать странички индивидуального творческого альбома;

  • работать в малой группе;

  • оформлять газетную полосу;

  • оформлять тематические стенгазеты.



Механизм контроля и отслеживания результатов

2 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ

диагностики

Механизм

отслеживания

Последействие

Совершенствовать развитие навыков работы с газетным текстом.

Знание.

Оформление материала колонками.

Выпуск своих полос-страничек.

Анализ качеств.

Подведение итогов.

Предоставить возможность проявить знания на своём уровне – написать материалы и оформить газетную полосу.

Умения.

Анализ распределения текста и рисунков на полосе.

Определение правильного выполнения работы.

Учёт правильности выполнения.

Добавление новых вариантов выполнения газетных полос.

Развивать способности овладения газетными жанрами: зарисовка, заметка, отзыв.


Интерес к теме.

Конкурс «Ох уж эти жанры».

Учёт количества участников и представленных материалов.

Уточнение конкурсных заданий.

Мотивировать интерес к участию в создании детского печатного органа в классе.

Навыки.


Интерес к предлагаемой деятельности и публичному представлению результатов.

«Круглый стол» по обмену опытом «Выпускаем классную газету». Анкетирование. Выбор названия своей рубрики для участия в выпуске газеты. Выпуск индивидуальных творческих альбомов.


Анализ результатов.

Уточнение названия дополнительных рубрик. Участие в городских конкурсах.


Третий год обучения

(социально-развивающий, деятельностный)

В этом возрасте важным становится осознание своей принадлежности к своей стране. Детям свойственно стремление к общим делам со сверстниками. Ребёнок хочет жить делами коллектива, быть принятым и признанным, старается планировать свои занятия и отдых.

В течение третьего года ученик овладевает навыками организации учебного труда, учится работать по заданному алгоритму, оценивать свои действия и нести за них ответственность. Он самостоятельно обращается к разным источникам информации, выбирая нужный познавательный материал.

Занятия по основам журналистики позволяют помочь ребёнку овладеть необходимыми учебными навыками работы с информацией и достичь положительного результата в своей творческой деятельности. Умение пересказывать информацию, записать её и дать ей оценку играет очень важную роль в дальнейшем обучении.

Цель: создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество.

Задачи

1.Обучающие:

  • расширять знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

  • закрепит умения писать зарисовки, заметки, отзывы;

  • учить писать интервью, репортаж;

  • учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;

  • расширять кругозор на примере текстов позитивной направленности;

  • отработать навыки макетирования газетной полосы;

  • учить делать тематическую стенгазету;

  • учить работать в команде;

  • учить оформлять странички авторских творческих альбомов.

2.Развивающие:

  • развивать навыки письменной речи;

  • развивать наблюдательность, воображение;

  • развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;

  • развивать пространственное воображение;

  • развивать оформительские навыки;

  • развивать способности пользоваться справочным материалом.

3.Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества;

  • воспитывать патриотические чувства;

  • учить этике общения;

  • формировать эстетический вкус.

Учебно – тематический план

3 класс

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов


Количество часов

Теория


Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

Вводное занятие.

Всё о газетах и журналах.

Знакомство с оформительским делом.

Статья.

Очерк.

Газетный жанр – интервью.

Газетный жанр – репортаж.

Фельетон.

Пресс-конференция

«Газетные жанры».

Выпуск тематических стенгазет.

Социальная практика.

Итоговое занятие.

Итого

1

3

2

3

3

5

3

2

2


4

5

1

34

1

1

1

1

1

1

1

1

1





9


2

1

2

2

4

2

1

1


4

5

1

25

Содержание дополнительной образовательной программы

третьего года обучения

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике безопасности на занятиях. Организационные вопросы.

Всё о газетах и журналах.

Виды газет и журналов. Верстка газеты. Оформление газеты. Словарь газетных терминов. Знакомство с отличительными чертами журнала.

Практическая часть.

Экскурсия в редакцию газеты. Знакомство с этапами выпуска газеты.

Описание экскурсии и оформление странички индивидуального творческого альбома. Иллюстрирование материала.

Знакомство с оформительским делом.

Знакомство с оформительским делом. Правила нового графического дизайна. Просмотр примеров в материалах периодической печати. Шрифты в газете. Назначение и виды заголовков. Требования к заголовкам. Соразмерность листа и материалов. Приобретение навыков композиционного оформления. Симметрия, цветовая гамма, иллюстрации. Элементы графических украшений. Компьютерный вариант. Набор текстов. Макетирование текстов.

Практическая работа.

Оформление титульного листа индивидуальных творческих альбомов.

Статья.

Роль статьи в газетах и журналах. Виды статей. Отличительные черты статьи: доходчивость, логичность аргументации, точность, яркость литературного изложения.

Практическая работа.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с периодическими детскими изданиями, имеющимися в библиотеке.

Написание статьи об экскурсии. Оформление странички индивидуального творческого альбома.

Очерк.

Очерк – малый жанр художественной литературы. Очерк как раскрытие жизни персонажа. Документальность воспроизведения материала. Виды очерков.

Практическая часть.

Встреча с участниками локальных войн и курсантами военных училищ, выпускниками школы.

Написание очерка. Оформление странички индивидуального творческого альбома. Подготовка к выпуску тематической стенгазеты.

Газетный жанр – интервью.

Определение интервью. Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью. Памятка «Правила интервью». Искусство задавать вопросы. Правильная запись вопросов и ответов.

Практическая часть.

Интервью с прохожим. Правила ведения интервью-диалога. Интервьюирование. Предварительная запись интервью.

Редактирование интервью. Вступительная часть: тема, герой, интервью. Редактирование ответов. Завершение интервью. Заголовок. Запись интервью. Оформление.

Интервью: встреча с интересным человеком. Подготовка к встрече. Составление вопросов. Составление своего словаря сокращённых слов. Беседа с интересным человеком. Записывание ответов.

Редактирование интервью. Вступительная часть: тема, герой, интервью. Редактирование ответов. Соответствие их теме интервью. Завершение. Заголовок. Запись интервью. Оформление.

Газетный жанр – репортаж.

Определение репортажа. Памятка написания репортажа. Особенности репортажа. Текстовый пример.

Практическая часть.

Выбор места ведения репортажа. Наблюдение. Записывание происходящего.

Написание репортажа. Анализ написанных репортажей, коллективное редактирование их. Оформление. Иллюстрирование. Подготовка к выпуску тематической стенгазеты.

Фельетон.

Фельетон – острая, злободневная критика. Особые приёмы изложения фельетона. Иллюстрация фельетонов.

Практическая часть.

Написание фельетона на тему «Школьная жизнь». Оформление. Иллюстрирование. Подготовка к выпуску тематической стенгазеты.

Пресс-конференция «Газетные жанры.

Понятие о пресс-конференции. Технология проведения к пресс-конференции.

Практическая часть.

Чтение разных жанровых текстов, написанных ребятами, выставка творческих работ. Учимся задавать вопросы и проводить пресс-конференцию. Подготовка к выпуску стенгазеты.

Конкурс «Все жанры в гости к нам!» Награждение победителей.

Выпуск тематических стенгазет.

Выпуск тематических стенгазет из собранных и оформленных репортажей.

Социальная практика.

Участие в творческих конкурсах, социально значимых акциях, мероприятиях микрорайона, в том числе с целью информационного сопровождения. Подготовка индивидуальных творческих альбомов.

Итоговое занятие.

Выставка стенных газет. Презентация индивидуальных творческих работ. Праздничная программа. Награждение.

Предполагаемый результат работы 3-го года обучения

Будут знать:

  • особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа, очерка, фельетона;

  • различные источники информации;

  • особенности заголовка;

  • что такое макет газеты;

  • значение позитивной информации для сознания читателя.

Будут уметь:

  • собирать информацию;

  • писать материалы в основных газетных жанрах;

  • макетировать газетные полосы;

  • передавать в тексте позитивные настроения;

  • высказывать свои убеждения;

  • размышлять на заданную тему;

  • анализировать текст;

  • работать в команде;

  • композиционно оформлять тематические стенгазеты и авторские творческие альбомы.



Механизм контроля и отслеживания результатов

3 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ

диагностики

Механизм

отслеживания

Последействие

Изучение основных газетных жанров.

Знание.

Анализ построения текста, изображение героев и событий, тема, сжатие текста. Детали, заголовки.

Творческая мастерская.

Анализ общего уровня знаний. Анализ качественных и количественных результатов.

Определение особо трудных тем для понимания.

Овладение организаторскими навыками редактора газеты.

Умение.

Применение при создании стенной газеты.

Совместная подготовка газетной странички.

Анализ качества выполнения задания.

Уточнение и доработка материала, предлагаемого для использования в газете.

Создание условий для создания социально-групповой активности, успешной самореализации.

Навыки, отношения, уровень.

Работа с газетой, сбор и подача материалов. Выпуск тематических стенгазет. Работа командой. Развитие познавательных интересов по истории журналистики.

Конкурс юных журналистов. Праздник «Доброе перо». Участие в конкурсных программах. Выпуск индивидуальных творческих работ.

Анализ результатов. Учёт участия. Активное наблюдение.

Совершенствование форм поощрения.



Четвёртый год обучения

(организационно-деятельный)

Ребёнка этого возраста уже воспринимают как человека, обладающего внутренними духовными качествами, формируется самооценка представления о престижности, компетентности поведения в коллективе сверстников. Поэтому на данном этапе обучения журналистике навыки должны способствовать пониманию и развитию внутренних качеств человека и лучшей социальной адаптации.

Цель: воспитание активной созидающей личности и формирование практических навыков создания печатного издания.

Задачи

1.Обучающие:

  • закреплять журналистские навыки: сбор информации, подача и оформление материала;

  • отрабатывать умение писать в изучаемых газетных жанрах;

  • продолжать работу над развитием устной и письменной речи учащихся;

  • расширять кругозор.

2.Развивающие:

  • укреплять мотивацию к участию в детских журналистских объединениях;

  • развивать умения и навыки юного редактора газеты;

  • развивать навыки общения.

3.Воспитательные:

  • воспитывать активную жизненную позицию на основе нравственных ценностей, гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитывать высокую внутреннюю культуру поведения, устремлённость к новым знаниям, усердие в достижении поставленной цели;

  • формировать понимание нравственных и духовных ценностей, воспитывать любовь к Родине, к своему краю;

  • реализовывать возможности творческого самовыражения.



Учебно – тематический план

4 класс

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов


Кол-во часов

Теория


Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вводное занятие.

Выбор проблемы, её актуальность.

Сбор информации о родном городе.

Роль фотографии в газете.

Макетирование и вёрстка газеты.

Компьютерная вёрстка.

Новостная лента в сети Интернет.

Реклама.

Проектная деятельность.

Выпуск тематических стенгазет.

Социальная практика.

Заключительное занятие.

Итого

1

2

3

3

2

2

4

2

5

3

6

1

34

1

1


1

1

1

1

1

1




8


1

3

2

1

1

3

1

4

3

6

1

26



Содержание дополнительной образовательной программы

четвёртого года обучения

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике безопасности на занятиях. Организационные вопросы. Газета – средство воспитания школьников, познание окружающего мира, возможность творческого самовыражения. Нравственные и профессиональные качества журналиста.

Выбор проблемы, её актуальность.

Роль позитивной информации. Определение проблемы. Обоснование проблемы. Выбор деловых партнёров. Информирование.

Практическая часть.

Составление проектного листа «Выбираем проблему».

Подбор статей по проблеме, обсуждение.

Сбор информации о родном городе.

Экскурсия в краеведческий музей.

Сбор информации из различных печатных источников о родном городе по выбранной проблеме в городской и школьной библиотеке. Обработка собранной информации.

Работа с собранной информацией. Написание заметки о родном городе.

Оформление. Иллюстрирование. Подготовка к выпуску тематической стенгазеты о родном городе.

Роль фотографии в газете.

История возникновения фотографии и фотожурналистики. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Принцип работы цифрового фотоаппарата. Обработка материалов на компьютере.

Практическая часть.

Анализ фотографий в периодической печати.

Экскурсия в парк. Фотографирование живых и неживых объектов.

Обработка фотографий на компьютере. Выведение материала на принтер. Просмотр фотографий и обсуждение. Подготовка к выполнению тематической стенгазеты «Фоторепортаж».


Макетирование и вёрстка газеты.

Макет, его необходимость. Печатные знаки. Составление графического макета. Приёмы макетирования. Тип вёрстки.

Практическая работа.

Выполнение макета и создание титульного листа коллективного творческого сборника. Оформление и иллюстрирование.

Компьютерная вёрстка.

Макетирование страниц. Понятие многоколоночной верстки. Верстка двухколоночной полосы. Верстка трехколоночной полосы. Верстка страницы. Технология выполнения многоколоночной верстки.

Практическая часть.

Макетирование страниц. Графическое оформление страниц творческого сборника.


Новостная лента в сети Интернет.

Что такое интернет. Технология работы в сети Интернет. Принципы передачи информации в компьютерных сетях.

Практическая часть.

Знакомство с сайтом «Школьный электронный город».

Размещение классной новостной ленты на сайте «Школьного электронного города». Размещение фотографий.

Реклама.

Понятие о рекламе. Назначение рекламы. Вред и польза рекламы.

Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, имиджевая, самореклама. Технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка - залог успешной рекламы.

Практическая часть.

Создание, оформление и иллюстрирование рекламы на выбранную тему.


Проектная деятельность.

Введение в проектную деятельность. Алгоритм работы над проектом.

Практическая часть.

Выбор темы проекта. Составление графика работы над проектом. Подбор, анализ и систематизация литературных и других источников информации. Создание проекта. Защита проекта.

Выпуск тематических стенгазет.

Выпуск тематических стенгазет из собранных и оформленных работ.

Социальная практика.

Участие в праздниках, мероприятиях, социально значимых акциях, конкурсах микрорайона и города.

Знакомство с материалами конкурсов, выбор тем для участия в конкурсе. Подготовка к конкурсам. Составление индивидуальных планов работы. Составление тезисного плана творческой работы. Подбор литературы.

Подготовка к деловой игре. Распределение ролей. Самостоятельная подготовка материала.


Заключительное занятие.

Деловая игра «Юный журналист».

Подведение итогов занятий за год.

Награждения дипломами лучших воспитанников.

Предполагаемый результат работы 4-го года обучения

Будут знать:

  • содержание и форму газеты;

  • приёмы макетирования и типы вёрстки;

  • особенности написания репортажа, заметки, интервью, зарисовки;

  • виды иллюстраций.

Будут уметь:

  • обрабатывать собранную информацию;

  • определять тематику материала;

  • составлять графический макет;

  • редактировать и набирать текст;

  • оформлять титульный лист и заголовок;

  • оформлять творческий сборник;

  • выпускать классную газету;

  • владеть газетными жанрами.


Механизм контроля и отслеживания результатов

4 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ

диагностики

Механизм

отслеживания

Последействие

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по основам журналистики.

Знание. Навыки.

Владение газетными жанрами, умение выпускать классную газету.

Выпуск газет. Выпуск творческого сборника.

Учёт результата.


Освоение навыков макетирования газеты и сбора информации.

Умение.

Участие в проектной деятельности.

Выставка лучших материалов.

Активное наблюдение.

Подготовка и участие в различных конкурсах.

Укрепление мотивации к участию в деятельности юных журналистов.

Отношение.

Мотивированность на активное участие в деятельности юных журналистов.

Награждение активных участников и победителей конкурсов.

Учёт индивидуальных пожеланий.

Уточнение, корректировка программы учебных занятий.

Подготовка и издание коллективного сборника творческих работ.

Знания.

Зарисовки, заметки, отзывы, репортажи, интервью, рисунки.

Подведение итогов.

Выпуск творческих сборников.



Методическое обеспеченние программы

Дидактический материал:

- памятки юного журналиста;

- словарь журналиста;

- инструктивные карточки;

- карточки с заданиями;

- видеофрагменты, мультимедийные презентации, фотоматериалы;
- справочная литература;
- подборки публикаций по жанрам;

- подшивки детских газет и журналов;

- выпуски газеты;

Экскурсия:

- выбор объекта;

- наблюдение;

- сбор информации;

- творческие отчёты;

- выпуск тематических стенгазет.

Проект:

- выбор темы проекта;

- составление графика работы проекта;

- подбор, анализ, систематизация информации;

- создание проекта;

- защита проекта (презентация творческих работ).

Деловая игра:

- выбор темы и подготовка к игре;

- распределение ролей;

- самостоятельная подготовка материала;

- проведение игры.

Конкурс:

- знакомство с материалами конкурса;

- выбор темы для участия в конкурсе;

- составление плана работы;

- творческая работа.

Педагогические кадры:

- учитель начальных классов.

Материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование

Количество

1

Компьютер

1 шт.

2

Принтер струйный цветной

1 шт.

3

Принтер лазерный черно-белый

1 шт.

4

Сканер планшетный

1 шт.

5

Модем

1 шт.

6

Проектор мультимедийный

1 шт.

7

Интерактивная доска

1 шт.

8

Акустические колонки

1 компл.

9

Фотокамера цифровая

1 шт.

10

Видеокамера

1 шт.

11

LCD-телевизор

1 шт.

12

Видеомагнитофон

1 шт.

13

Экран

1 шт.

14

Бумага формата А4

по необходимости

15

Чернила для картриджей

по необходимости

16

Степлер

1 шт.

17

Ватман

по необходимости

18

Краски, карандаши

по необходимости

19

Учебный кабинет


20

Компьютерный класс







Рабочая программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики
  • Начальные классы
Описание:

         Данная дополнительная образовательная  программа по основам журналистики создаёт условия для саморазвития, формирования целостного взгляда на мир, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

        Новизна данной программы заключается в том, что у младших школьников формируется нравственная система ценностей многонационального народа РФ, развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 640
Номер материала 19506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓