ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к
программе внеурочной деятельности «Логикон»
для
5-8 классов (всего 136 часов, 34 часа в учебном году, 1 час в неделю)
Рабочая
программа составлена на основе документов:
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
программа
«Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы», автор Криволапова Н.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится
ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных)
общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к
знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Курс внеурочной деятельности «Логикон» предназначен для формирования
метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и
интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном
аппарате учебных предметов 5-8 класса. Занятия проводятся в форме
предметно-ориентированного тренинга.
Курс внеурочной деятельности «Логикон» изучается в 5-8 классах по одному часу в
неделю. Всего – 102 часа.
Цель данной программы – сформировать
компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для
овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и
специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными
участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных
результатах.
Задачи курса:
-
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти,
воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного
тренинга;
-
формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности,
освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных
особенностей учащихся;
-
формирование собственного стиля мышления;
-
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных
приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать
информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;
- освоение приемов
творчества и методов решения творческих задач.
Место
учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136 ч), имеет
практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение
приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
•
развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) — 102 ч;
•
учимся работать с информацией (8 класс) — 34 ч.
В
процессе освоения содержания программы её результативность предполагается
проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических
тестов, наблюдения, анкетирования.
Требования
к результатам освоения курса
Сформулированные
цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса «Логикон»
заключается в том, что кроме выработки метапредметных УУД дети приобретают
предметные знания из различных предметных областей Образовательные результаты
сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки видов
контроля и контрольных измерительных материалов.
Личностные
результаты:
-
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
-
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой,
игровой и образовательной деятельности.
Метапредметные
результаты:
регулятивные
-
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;
коммуникативные
-
умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;
-
умение работать в группе;
познавательные
-
смысловое чтение;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль,
абстрагировать, выявлять закономерности;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения познавательных задач;
-
формирование и развитие ИКТ-компетенции.
Предметные
результаты:
-
умение использовать термины «интеллект», «понятие», «классификация», «признак»,
«отношение», «закономерность», «рассуждение», «умозаключение»; понимание
различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в
научном контексте;
-
умение использовать графический и текстовый редакторы
-
знание правил конструирования определений, формулирования выводов;
-
знание правил классификации и сравнения;
-
знание методов решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от
противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование
свойств, морфологический ящик;
-
знание правил сохранения информации, приёмов запоминания;
В
результате изучения курса учащиеся будут:
знать:
-
правила конструирования определений, формулирования выводов;
-
правила классификации и сравнения;
-
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного,
мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств,
морфологический ящик;
-
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать,
выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
-
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, представлять информацию в
различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом,
аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
-
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст,
составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде,
описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели,
задавать прямые вопросы и отвечать на них;
Система
оценки планируемых результатов
В данном курсе
планируемые результаты будут оцениваться с использованием следующих видов
контроля:
диагностические
тестирования
-
входное тестирование проводится в начале учебного года с целью определения
исходного уровня развития метапредметных УУД у учащихся;
-
текущие тестирования проводятся в конце каждой четверти для оценки личностного
продвижения каждого учащегося в области освоения метапредметных УУД;
-
итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью определения
достигнутого уровня развития метапредметных УУД у учащихся.
портфолио
достижений учащихся формируется из следующих
документов
-
творческих работ учащегося;
-
результатов тестирования;
-
грамот и дипломов за достижения в интеллектуальных и творческих конкурсах;
-
сертификатов об участии в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Использование
резерва учебного времени: обобщающе-развивающие
интеллектуальные игры.
Календарно-тематическое
планирование курса «Логикон»
Развитие
познавательных умений. 5 класс. (34 ч)
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Дата
|
Кол-во часов
|
1
|
Человек
и его
интеллект
|
Что
такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества.
Дар и
талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры
|
|
1
|
2
|
Диагностическое
тестирование
|
|
1
|
3-4
|
Обобщение
и огра-
ничение
понятий
|
Интеллектуальная
разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
5-6
|
Обобщение
и огра-
ничение
понятий
|
Тренинг
внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
7-8
|
Выделение
суще-
ственных
признаков
|
Интеллектуальная
разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические
задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
9
|
Обобщение
поня-
тий при
построе-
нии
определений
|
Обобщение
понятий и формулирование определений.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
10
|
Отношения
между
понятиями:
ря-
доположности,
часть -
целое
|
Функциональные
отношения между понятиями: часть
— целое,
последовательности, рядоположности.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
11-12
|
Сравнение
поня-
тий.
Установление
сходства
и разли-
чий
|
Тренинг
зрительной памяти. Сравнение понятий. Отно-
шение
между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности.
Практические
задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
13
|
Сравнение
поня-
тий.
Отношения
противоположности
|
Тренинг
внимания. Сравнение понятий. Отношение противо-положности. Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
14-15
|
Установление
при-
чинно-
следственных
свя-
зей
|
Тренинг
внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия.
Установление при-
чинно-следственных
связей. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
16-17
|
Логические
задачи
|
Установление
связей между понятиями. Практические
задания,
развивающие игры
|
|
2
|
18-19
|
Классификация
понятий
|
Классификация
понятий. Правила классификации.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
20
|
Классификация
понятий
|
Классификация
понятий. Умение классифицировать по-
нятия по
двум и трём признакам. Практические зада-
ния,
развивающие игры
|
|
1
|
21-22
|
Сравнение
поня-
тий.
Аналогия
|
Сравнение
понятий и смысловых словосочетаний.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
23-25
|
Поиск
закономерностей
|
Закономерность.
Закон. Поиск закономерностей. Представле-ние закономерностей в различ-ных
видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
26-27
|
Поиск
закономерностей
|
Поиск
закономерностей. Представление закономер-
ностей в
различных видах. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
28
|
Выделение
суще-
ственных
призна-
ков
предметов
|
Существенные
и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры
|
|
1
|
29
|
Поиск
закономерностей
|
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
30-31
|
Объяснение
поня-
тий в
зависимости
от
контекста
|
Объяснение
значений слов. Подбор и объяснение значе-
ний слов
в зависимости от контекста. Составление предло-жений. Уяснение смысла пред-ложений.
Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
32-33
|
Логические
задачи
|
Повторение:
отношения между понятиями. Классификация. Практические задания,
развивающие игры
|
|
2
|
34
|
Итоговое
тестирование
|
|
1
|
Учимся
мыслить творчески. 6 класс (34 ч)
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Дата
|
Кол-во часов
|
1
|
Диагностическое
тестирование
|
|
1
|
2
|
Классификация
по-
нятий.
Обобщение
и
ограничение по-
нятий
|
Правила
классификации. Умение классифицировать по-
нятия по
двум и трём признакам. Практические зада-
ния,
развивающие игры
|
|
1
|
3
|
Сравнение
понятий
|
Сравнение
понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности,
рядоположности.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
4-5
|
Выделение
суще-
ственных
призна-
ков
|
Существенные
и несущест-венные признаки. Умение анализировать, находить закономерности,
составлять цепочку рассуждений, форму-лировать выводы.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
6-7
|
Устойчивые
слово-
сочетания,
опреде-
ляющие
смысл
предложений
|
Устойчивые
словосочетания, определяющие смысл
предложений.
Дополнение текста. Практические зада-
ния,
развивающие игры
|
|
2
|
8-9
|
Смысловые
слово-
сочетани
|
Смысловые
словосочетания. Дополнение известных
словосочетаний
по смыслу. Роль смысловых сочетаний
в тексте.
Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
10-11
|
Синонимы,
анто-
нимы
|
Установление
отношений между понятиями: синонимы,
антонимы.
Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
12-13
|
Творчество.
Мето-
ды
решения твор-
ческих
задач
|
Творчество.
Что такое творчество. Из жизни великих
людей.
Секреты и методы творчества. Методы решения
творческих
задач. Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
14-15
|
Метод
контроль-
ных
вопросов
|
Методы
решения творческих задач. Метод контрольных
вопросов.
Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
16-17
|
Оценка
явлений,
событий
с разных
точек
зрения
|
Оценка
явлений, событий с разных точек зрения. Фор-
мирование
умений задавать вопросы, умений видеть по-
ложительные
и отрицательные стороны явлений.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
18-19
|
Воображение
|
Воображение.
Что такое воображение. Виды во-
ображения.
Фантастический образ. Ассоциации. Приё-
мы
развития воображения. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
20
|
Компьютерный
практикум
|
Создание
компьютерного рисунка
|
|
1
|
21-22
|
Конструирование
на
плоскости
|
Конструирование
на плоскости. Танграм. Головоломки
на
плоскости. Создание фигур по заданным рисункам.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
23-24
|
Конструирование
в
пространстве
|
Диагностика
пространствен-ного воображения. Констру-
ирование
в пространстве. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
25-26
|
Постановка
и раз-
решение
проблем
|
Постановка
и разрешение проблем. Анализ проблемной
ситуации.
Методы разрешения проблемных ситуаций.
Мозговой
штурм: из истории возникновения, основные
этапы,
правила работы. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
27-28
|
Разрешение
про-
блемных
ситуаций
|
Анализ
проблемной ситуации. Методы разрешения про-
блемных
ситуаций. Практические задания, развивающие игры
|
|
2
|
29-30
|
Метод
разрешения
противоречий
|
Анализ
проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод
разрешения
противоречий: сущность метода.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
31
|
Итоговое
тестирование
|
|
1
|
32-34
|
Решение
творче-
ских
задач
|
Творческие
задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися)
|
|
3
|
Методы
решения творческих задач. 7 класс (34 ч)
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Дата
|
Кол-во часов
|
1-2
|
Секреты
и методы
творчества
|
Как
развивать творческие способности. Практические
задания,
развивающие игры
|
|
2
|
3-4
|
Поиск
закономер-
ностей
|
Поиск
закономерностей. Представление законо-
мерностей
в различных видах. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
5-6
|
Логические
цепоч-
ки
|
Тренинг
внимания. Установление функциональных от-ношений между понятиями. Сравнение.
Аналогия
|
|
2
|
7-8
|
Логические
цепоч-
ки.
Причинно-
следственные
свя-
зи
|
Установление
причинно - следственных связей. Логиче-
ские
рассуждения. Умозаклю-чения. Практические за-
дания,
развивающие игры
|
|
2
|
9-10
|
Как
решать изобре-
тательские
задачи
|
Как
рождаются изобретения. Постановка и разрешение
проблем.
Мозговой штурм. Практикум изобретателя
|
|
2
|
11-12
|
Мы
наблюдатели.
Развитие
наблюда-
тельности
|
Тренинг
внимания. Умение быть наблюдательным.
Правила
наблюдения
|
|
2
|
13-14
|
Развитие
вообра-
жения
|
Интеллектуальная
разминка. Ребусы. Составление рас-
сказа по
вопросам. Тренинг воображения. Творческие
задачи
|
|
2
|
15
|
Учимся
оценивать
и
применять аль-
тернативные
стра-
тегии
действия
|
Умение
анализировать, выбирать и обосновывать своё
решение,
действие
|
|
1
|
16-17
|
Изобретательское
творчество
|
Что
такое изобретение. Из истории изобретательства.
Альфред
Нобель.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
18-19
|
Методы
решения
изобретательских
задач.
Метод раз-
решения
противо-
речий
|
Методы
решения изобрета-тельских задач: метод проб и
ошибок.
Что такое противо-речие. Свойство и антисвой-
ство.
Функции и противопо-ложные функции предметов.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
2
|
20
|
Решение
задач ме-
тодом
разрешения
противоречий
|
Приёмы
разрешения противо-речий: изменения окраски,
предварительного
исполнения, «заранее подложенной
подушки»,
приём «наоборот». Практические задания,
развивающие
игры
|
|
1
|
21
|
Решение
задач ме-
тодом
разрешения
противоречий
|
Способы
разрешения противо-речий: во времени, в про-
странстве,
в воздействии. Практические задания,
развивающие
игры
|
|
1
|
22-23
|
Творчество
и фан-
тастика
|
Что
такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретатель-ские
приёмы в литературных
произведениях
|
|
2
|
24-25
|
Методы
решения
творческих
задач
|
Задачи
Шерлока Холмса. Дедуктивный метод
|
|
2
|
26
|
Методы
решения
творческих
задач:
преобразование
свойств
|
Метод
преобразования свойств: сущность метода.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
27
|
Методы
решения
творческих
задач:
метод
фокальных
объектов
|
Метод
фокальных объектов: сущность метода.
Практические
задания, развивающие игры
|
|
1
|
28-29
|
Методы
решения
творческих
задач:
идеальный
конеч-
ный
результат
|
Что
такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические
задания,
развивающие
игры
|
|
2
|
30-31
|
Методы
решения
творческих
задач:
морфологический
ящик
|
Метод
морфологического ящика: сущность метода
|
|
2
|
32-33
|
Методы
решения
творческих
задач
|
Методы
решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения
изобретательских задач
|
|
2
|
34
|
Решение
творче-
ских
задач
|
Творческие
задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися)
|
|
1
|
Учимся
работать с информацией. 8 класс (34 ч)
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Дата
|
Кол-во часов
|
1-2
|
Что мы
знаем о
чтении
|
Чтение
как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения
|
|
2
|
3
|
Чтение
как способ
получения
инфор-мации
|
Диагностика
навыков чтения. Быстрое чтение. Правила
и
техники быстрого чтения. Тренинг
|
|
1
|
4
|
Выявление
навы-
ков
традиционного
чтения
|
Самодиагностика:
выявление навыков традиционного
чтения
|
|
1
|
5
|
Компьютерный
практикум
|
Организация
поиска инфор-мации в компьютерном тексте
|
|
1
|
6-7
|
Интегральный
ал-
горитм
чтения
|
Недостатки
традиционного чтения. Интегральный алго-
ритм
чтения. Практические занятия: чтение текста с ис-
пользованием
интегрального алгоритма чтения
|
|
2
|
8
|
Дифференциальный
алгоритм чтения
|
Дифференциальный
алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием
дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблиц
|
|
1
|
9-10
|
Изучающее
чтение
|
Виды
чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чте-нии. Приёмы осмысления тек-ста
при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения
|
|
2
|
11-12
|
Понимание
смыс-
лового
содержания
текста
|
Что
значит понимать смысл. Понимание смысла слова,
предложения,
текста. Ступени понимания. Условия понима-ния и причины непонимания
|
|
2
|
13
|
Приёмы
работы с
текстом
|
Приёмы
работы с текстом: чтение с пометками, таблицы
«ЗУХ»
|
|
1
|
14-15
|
Учимся
задавать и
отвечать
на вопро-
сы
|
Приёмы
работы с текстом: метод контрольных вопро-
сов,
предваряющих вопросов. Практические задания
|
|
2
|
16-17
|
Поисково-просмо-
тровое
чтение
|
Виды
поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение
«по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»
|
|
2
|
18-19
|
Конспектирование
при
чтении
|
Способы
обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, слож-ные,
основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая
схема. Формы конспектирования. Практические задания: «Составить
аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся).
«Подготовить конспект статьи»
|
|
2
|
20
|
Учимся
готовить
сообщение
|
Работа с
текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний.
Подготовка мини-сообщений по заданной теме
|
|
1
|
21-22
|
Учимся
вести диа-лог
|
Умение
вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах
|
|
2
|
23
|
Компьютерный
практикум
|
Создание
документов с использованием мастеров и
шаблонов
|
|
1
|
24
|
Компьютерный
практикум
|
Создание
нумерованного и маркированного списка
|
|
1
|
25
|
Компьютерный
практикум
|
Представление
информации с помощью схематической
(организационной)
диаграммы
|
|
1
|
26
|
Компьютерный
практикум
|
Представление
информации в виде таблицы
|
|
1
|
27
|
Компьютерный
практикум
|
Преобразование
таблицы в текст и текста в таблицу
|
|
1
|
28-29
|
Библиографический
поиск. Каталоги
|
Библиографический
поиск. Каталоги. Виды каталогов:
алфавитные,
предметные, систематические, каталоги
новых
поступлений. Правила работы с каталогами.
Практические
задания
|
|
2
|
30-31
|
Справочник.
Рабо-
та со
справочной
литературой
|
Справочная
литература: слова-ри, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила
работы со справочной литера-турой. Практические задания
|
|
2
|
32-33
|
Компьютерный
практикум
|
Операции
с файлами и катало-гами (поиск, переименование, копирование, перемещение и
сохранение информации)
|
|
2
|
34
|
Итоговое
занятие
|
Роль
информации в жизни человека (тема занятия опре-
деляется
учителем)
|
|
1
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
1. Внеурочная
деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8
классы./ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
2. Криволапова
Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.