Главная / Другое / Рабочая программа внеурочной деятельности "Логикон" (5-8 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логикон" (5-8 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе внеурочной деятельности «Логикон»

для 5-8  классов (всего 136 часов, 34 часа в учебном году, 1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на основе документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

программа   «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы», автор  Криволапова Н.А.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Курс внеурочной деятельности «Логикон» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 5-8 класса. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Курс внеурочной деятельности «Логикон» изучается в 5-8 классах по одному часу в неделю. Всего – 102 часа.

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи курса:

- развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

- формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

- формирование собственного стиля мышления;

- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;

- освоение приемов творчества и  методов решения творческих задач.

 

 

 

 Место учебного курса в учебном плане


  Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) — 102 ч;

учимся работать с информацией (8 класс) — 34 ч.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Требования к результатам освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса «Логикон» заключается в том, что кроме выработки метапредметных УУД дети приобретают предметные знания из различных предметных областей Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки видов контроля и контрольных измерительных материалов.

Личностные результаты:

-        формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-        развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-        формирование коммуникативной компетентности в процессе  творческой, игровой и  образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

регулятивные

-        умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;

коммуникативные

-        умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,

-        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

-        умение работать в группе;

познавательные

-        смысловое чтение;

-        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;

-        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

-        формирование и развитие ИКТ-компетенции.

Предметные результаты:

-        умение использовать термины «интеллект», «понятие», «классификация», «признак», «отношение», «закономерность», «рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в научном контексте;

-        умение использовать  графический и текстовый редакторы

-        знание правил конструирования определений, формулирования выводов;

-        знание правил классификации и сравнения;

-        знание методов решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

-        знание правил сохранения информации, приёмов запоминания;

В результате изучения курса учащиеся будут:

знать:

-        правила конструирования определений, формулирования выводов;

-        правила классификации и сравнения;

-        методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

-        правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

-        анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

-        слушать, владеть приёмами рационального запоминания, представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

-        владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

Система оценки планируемых результатов

В данном курсе планируемые результаты будут оцениваться с использованием следующих видов контроля:

диагностические тестирования

-        входное тестирование проводится в начале учебного года с целью определения исходного уровня развития метапредметных УУД у учащихся;

-        текущие тестирования проводятся в конце каждой четверти для оценки личностного продвижения каждого учащегося в области освоения метапредметных УУД;

-        итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью определения достигнутого уровня развития метапредметных УУД у учащихся.

портфолио достижений учащихся формируется из следующих документов

-        творческих работ учащегося;

-        результатов тестирования;

-        грамот и дипломов за достижения в интеллектуальных и творческих конкурсах;

-        сертификатов об участии в различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

 

Использование резерва учебного времени: обобщающе-развивающие интеллектуальные игры.







Календарно-тематическое планирование курса «Логикон»


Развитие познавательных умений. 5 класс. (34 ч)


п/п

Тема

Содержание

Дата

Кол-во часов

1

Человек и его

интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества.

Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры


1

2

Диагностическое тестирование



1

3-4

Обобщение и огра-

ничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.

Практические задания, развивающие игры


2

5-6

Обобщение и огра-

ничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры


2

7-8

Выделение суще-

ственных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания,

развивающие игры


2

9

Обобщение поня-

тий при построе-

нии определений

Обобщение понятий и формулирование определений.

Практические задания, развивающие игры


1

10

Отношения между

понятиями: ря-

доположности,

часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть

целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания, развивающие игры


1

11-12

Сравнение поня-

тий. Установление

сходства и разли-

чий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отно-

шение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания,

развивающие игры


2

13

Сравнение поня-

тий. Отношения

противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противо-положности. Практические задания, развивающие игры



1

14-15

Установление при-

чинно-

следственных свя-

зей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление при-

чинно-следственных связей. Практические задания,

развивающие игры


2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические

задания, развивающие игры


2

18-19

Классификация

понятий

Классификация понятий. Правила классификации.

Практические задания, развивающие игры


2

20

Классификация

понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать по-

нятия по двум и трём признакам. Практические зада-

ния, развивающие игры


1

21-22

Сравнение поня-

тий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

Практические задания, развивающие игры


2

23-25

Поиск

закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представле-ние закономерностей в различ-ных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры


2

26-27

Поиск

закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономер-

ностей в различных видах. Практические задания,

развивающие игры


2

28

Выделение суще-

ственных призна-

ков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры


1

29

Поиск

закономерностей

Практические задания, развивающие игры


1

30-31

Объяснение поня-

тий в зависимости

от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значе-

ний слов в зависимости от контекста. Составление предло-жений. Уяснение смысла пред-ложений. Практические задания, развивающие игры


2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры


2

34

Итоговое тестирование


1

Учимся мыслить творчески. 6 класс (34 ч)


п/п

Тема

Содержание

Дата

Кол-во часов

1

Диагностическое тестирование


1

2

Классификация по-

нятий. Обобщение

и ограничение по-

нятий

Правила классификации. Умение классифицировать по-

нятия по двум и трём признакам. Практические зада-

ния, развивающие игры


1

3

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания, развивающие игры


1

4-5

Выделение суще-

ственных призна-

ков

Существенные и несущест-венные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, форму-лировать выводы.

Практические задания, развивающие игры


2

6-7

Устойчивые слово-

сочетания, опреде-

ляющие смысл

предложений

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл

предложений. Дополнение текста. Практические зада-

ния, развивающие игры


2

8-9

Смысловые слово-

сочетани

Смысловые словосочетания. Дополнение известных

словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний

в тексте. Практические задания, развивающие игры


2

10-11

Синонимы, анто-

нимы

Установление отношений между понятиями: синонимы,

антонимы. Практические задания, развивающие игры


2

12-13

Творчество. Мето-

ды решения твор-

ческих задач

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих

людей. Секреты и методы творчества. Методы решения

творческих задач. Практические задания, развивающие игры


2

14-15

Метод контроль-

ных вопросов

Методы решения творческих задач. Метод контрольных

вопросов. Практические задания, развивающие игры


2

16-17

Оценка явлений,

событий с разных

точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Фор-

мирование умений задавать вопросы, умений видеть по-

ложительные и отрицательные стороны явлений.

Практические задания, развивающие игры


2

18-19

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды во-

ображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приё-

мы развития воображения. Практические задания,

развивающие игры


2

20

Компьютерный

практикум

Создание компьютерного рисунка


1

21-22

Конструирование

на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки

на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам.

Практические задания, развивающие игры


2

23-24

Конструирование в

пространстве

Диагностика пространствен-ного воображения. Констру-

ирование в пространстве. Практические задания,

развивающие игры


2

25-26

Постановка и раз-

решение проблем

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной

ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций.

Мозговой штурм: из истории возникновения, основные

этапы, правила работы. Практические задания,

развивающие игры


2

27-28

Разрешение про-

блемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения про-

блемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры


2

29-30

Метод разрешения

противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод

разрешения противоречий: сущность метода.

Практические задания, развивающие игры


2

31

Итоговое тестирование


1

32-34

Решение творче-

ских задач

Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися)


3


Методы решения творческих задач. 7 класс (34 ч)


п/п

Тема

Содержание

Дата

Кол-во часов

1-2

Секреты и методы

творчества

Как развивать творческие способности. Практические

задания, развивающие игры


2

3-4

Поиск закономер-

ностей

Поиск закономерностей. Представление законо-

мерностей в различных видах. Практические задания,

развивающие игры


2

5-6

Логические цепоч-

ки

Тренинг внимания. Установление функциональных от-ношений между понятиями. Сравнение. Аналогия


2

7-8

Логические цепоч-

ки. Причинно-

следственные свя-

зи

Установление причинно - следственных связей. Логиче-

ские рассуждения. Умозаклю-чения. Практические за-

дания, развивающие игры


2

9-10

Как решать изобре-

тательские задачи

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение

проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя


2

11-12

Мы наблюдатели.

Развитие наблюда-

тельности

Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным.

Правила наблюдения


2

13-14

Развитие вообра-

жения

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рас-

сказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие

задачи


2

15

Учимся оценивать

и применять аль-

тернативные стра-

тегии действия

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё

решение, действие


1

16-17

Изобретательское

творчество

Что такое изобретение. Из истории изобретательства.

Альфред Нобель.

Практические задания, развивающие игры


2

18-19

Методы решения

изобретательских

задач. Метод раз-

решения противо-

речий








Методы решения изобрета-тельских задач: метод проб и

ошибок. Что такое противо-речие. Свойство и антисвой-

ство. Функции и противопо-ложные функции предметов.

Практические задания, развивающие игры


2

20

Решение задач ме-

тодом разрешения

противоречий

Приёмы разрешения противо-речий: изменения окраски,

предварительного исполнения, «заранее подложенной

подушки», приём «наоборот». Практические задания,

развивающие игры


1

21

Решение задач ме-

тодом разрешения

противоречий

Способы разрешения противо-речий: во времени, в про-

странстве, в воздействии. Практические задания,

развивающие игры


1

22-23

Творчество и фан-

тастика

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретатель-ские приёмы в литературных

произведениях


2

24-25

Методы решения

творческих задач

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод


2

26

Методы решения

творческих задач:

преобразование

свойств

Метод преобразования свойств: сущность метода.

Практические задания, развивающие игры


1

27

Методы решения

творческих задач:

метод фокальных

объектов

Метод фокальных объектов: сущность метода.

Практические задания, развивающие игры


1

28-29

Методы решения

творческих задач:

идеальный конеч-

ный результат

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания,

развивающие игры


2

30-31

Методы решения

творческих задач:

морфологический

ящик

Метод морфологического ящика: сущность метода


2

32-33

Методы решения

творческих задач

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач


2

34

Решение творче-

ских задач

Творческие задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися)


1








Учимся работать с информацией. 8 класс (34 ч)


п/п

Тема

Содержание

Дата

Кол-во часов

1-2

Что мы знаем о

чтении

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения


2

3

Чтение как способ

получения инфор-мации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила

и техники быстрого чтения. Тренинг


1

4

Выявление навы-

ков традиционного

чтения

Самодиагностика: выявление навыков традиционного

чтения


1

5

Компьютерный

практикум

Организация поиска инфор-мации в компьютерном тексте


1

6-7

Интегральный ал-

горитм чтения

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алго-

ритм чтения. Практические занятия: чтение текста с ис-

пользованием интегрального алгоритма чтения


2

8

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблиц


1

9-10

Изучающее чтение

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чте-нии. Приёмы осмысления тек-ста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения


2

11-12

Понимание смыс-

лового содержания

текста

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова,

предложения, текста. Ступени понимания. Условия понима-ния и причины непонимания


2

13

Приёмы работы с

текстом

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы

«ЗУХ»


1

14-15

Учимся задавать и

отвечать на вопро-

сы

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопро-

сов, предваряющих вопросов. Практические задания


2

16-17

Поисково-просмо-

тровое чтение








Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»


2

18-19

Конспектирование

при чтении

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, слож-ные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема. Формы конспектирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся). «Подготовить конспект статьи»


2

20

Учимся готовить

сообщение

Работа с текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний. Подготовка мини-сообщений по заданной теме


1

21-22

Учимся вести диа-лог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах


2

23

Компьютерный

практикум

Создание документов с использованием мастеров и

шаблонов


1

24

Компьютерный

практикум

Создание нумерованного и маркированного списка


1

25

Компьютерный

практикум

Представление информации с помощью схематической

(организационной) диаграммы


1

26

Компьютерный

практикум

Представление информации в виде таблицы


1

27

Компьютерный

практикум

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу


1

28-29

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов:

алфавитные, предметные, систематические, каталоги

новых поступлений. Правила работы с каталогами.

Практические задания


2

30-31

Справочник. Рабо-

та со справочной

литературой

Справочная литература: слова-ри, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литера-турой. Практические задания


2

32-33

Компьютерный

практикум

Операции с файлами и катало-гами (поиск, переименование, копирование, перемещение и сохранение информации)


2

34

Итоговое занятие

Роль информации в жизни человека (тема занятия опре-

деляется учителем)


1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы./ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.


  1. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2012.



Рабочая программа внеурочной деятельности "Логикон" (5-8 классы)
  • Другое
Описание:

     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих   способностей и интересов.

     Курс внеурочной деятельности "Логикон" предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 5-8 классов. Занятия проводятся в форме пред метно-ориентированного тренинга.

Автор Павлова Светлана Витальевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 2061
Номер материала 3684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓