Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа внеурочной деятельности курса «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА» 5 КЛАСС

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА» 5 КЛАСС

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского

языка и литературы

протокол №____

от ____________________2013г.

Руководитель МО _________Т.Т.Галныкина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________Волкова Е.А.

«_____»______________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №23

____________М.П.Хуртина

«_____»_____________20__ г.



Рабочая программа внеурочной деятельности курса

«ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА» 5 КЛАСС


Тип программы: образовательная программа

по конкретному виду внеурочной деятельности

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 2013-2014 год

Возраст участников: 11-13 лет



Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23 Шушакова Л.А.


г. Димитровград. 2013-2014уч. год




Содержание.


  1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание программы.

4. Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса.

5. Описание методического (УМК) и материально – технического обеспечения образовательного процесса (УМК)

6. Список литературы.























Пояснительная записка



Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Программа курса внеурочной деятельности «Лексическое богатство русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.

 

Цель и задачи программы

Цель курса – обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке


Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы


Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой


  • Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет при одногодичном цикле обучения.

  • Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года (2013-2014уч. года

  • Формы и режим занятий. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 34 учебных часов за учебный год, по 1 часу в неделю.

  • Целевая установка данной программы – личностно центрированная, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся.

  • Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или спе­циализированный, предполагает удовлетворение по­знавательных интересов учащегося, расширение его информированности.

  • Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

  • Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.



Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

Даты


Содержание

Форма организации деятельности при проведении занятий


Теория


Практика


План


Факт

Раздел 1. Богатство русского языка -2 ч.

1.

Значение русского языка в жизни человека.


1




Значения языка в жизни людей. Русский язык в современном мире.

Беседа

2.

Красота и богатство русского языка.



0,5

0,5



Высказывания великих людей о русском языке. Словарное богатство русского языка.

Чудесные превращения (Игры со словами).

Конкурс пословиц, поговорок.


Раздел 2. Таинства лексики – 22 ч.

3

О словарях энциклопедических и лингвистических.


0,5

0,5



Знакомство с термином «лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи.



Рассказ о строении словарной статьи толкового словаря. Работа с лингвистическими словарями русского языка.

4-6

Слово и его значение


1

2



Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.


Викторина «Угадай значение слова».

Презентация.

7-8

Слова-близнецы


1

1



Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформ и многозначных слов.

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Конкурс рисунков.

9-10

Слова-друзья


1

1



Изучается особенность синонимического ряда слов. Роль синонимов в устном народном творчестве.

Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. КВН «Слова-друзья».


11-12

Слова – антиподы


1

1



Вводится понятие «антонимы».

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа со «Словарем антонимов русского языка».

13-14

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.


1

1



Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

15-17

Фразеологические обороты


1

2



Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Изучение особенностей фразеологических сочетаний.

Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Составление текстов, включающих фразеологизмы, крылатые выражения.

18-19

Происхождение слов


1

1



Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Исконно-русские и заимствованные слова.

Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Викторина «Пришли и прижились».

20-22

Слова уходящие и слова – новички.


1

2



Изучение особенностей устаревших слов (историзмы и архаизмы). Знакомство со словами- новичками (неологизмы).

Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Конкурс «Непонятные слова»

23-24

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении


1

1



Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.

Игра «Умники и умницы».


Раздел 3. Слово о словах –9 ч.

25-26

Какие бывают имена?



1

1



Знакомство с наукой ономастикой, С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных

Работа со словарями.

27

Древнерусские имена


0,5

0,5



Знакомство с историей образования древнерусских имен. Рассматривается особенность древнерусских имен.

Работа с этимологическим словарем.

Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина.

28-29

Отчество и фамилия


0,5

1,5



Знакомство с наукой антропонимикой

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Сообщения «Что я знаю о своей фамилии»

30

Времена года



1



Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.


Турнир знатаков

31

О том, что мы носим



1



Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.



Викторина «Что кроется в слове?»

32

Растения – почему их так называют?



1



Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.



Защита проекта

33

Птицы и звери – почему их так называют?



1



Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.



Защита проекта

Раздел 4. Итоговое занятие – 1 ч.

34

Итоговое занятие



1



Проводится мониторинг знаний, умений и навыков, полученных учащимися на занятиях.


Аукцион знаний





Содержание программы

Раздел 1. Богатство русского языка -2 ч.

Значение русского языка в жизни человека

Красота и богатство русского языка

Раздел 2. Таинства лексики – 22 ч.

О словарях энциклопедических и лингвистических

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Слово и его значение

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Слова-близнецы

Омонимы, омоформы, омофоны. Различение омонимов, омоформ и многозначных слов.

Слова-друзья

Синонимы. Особенность синонимического ряда слов. Роль синонимов в устном народном творчестве.

Слова – антиподы

Антонимы.

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова

Виды паронимов и способы их образования.

Фразеологические обороты

Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Особенности фразеологических сочетаний.

Происхождение слов

Происхождение слов (этимология). Жизнь слова. Исконно-русские и заимствованные слова.

Слова уходящие и слова- новички

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.



Раздел 3. Слово о словах 9 ч.

Какие бывают имена?

Знакомство с наукой ономастикой. Способы и причины образования омонимов среди имен собственных.

Древнерусские имена

История образования древнерусских имен. Особенность древнерусских имен.

Отчество и фамилия

Знакомство с наукой антропонимикой.

Времена года

Дать представление о том, как и почему назывались месяцы в Древней Руси.

О том, что мы носим

Что означают названия некоторых предметов одежды.

Растения – почему их так называют?

Откуда пришли названия некоторых растений.

Птицы и звери – почему их так называют?

Откуда пришли названия некоторых животных.

Раздел 4. Итоговое занятие – 1 ч.

Аукцион знаний













4. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.


п/п

Показатели

Инструментарий диагностического средства

Срок проведения

1











Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • представление о роли русского языка;

  • освоение базовых понятий лексики;

  • проведение лексического анализа слова;

  • осознание эстетической функции родного языка.









Сочинение












Составление плана, таблиц, схем














Тест








Сентябрь, январь, май











Ноябрь, март















Октябрь, февраль, апрель



5. Описание методического (УМК) и материально – технического обеспечения образовательного процесса (УМК)


Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности.


Учебно – методические комплекты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

  1. Используемая литература

  2. Интернет-ресурсы

Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Условия проведения

Средства технического оснащения

Кабинет на 30 посадочных мест.

Компьютер, мультимедиа, колонки




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.

10. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

11. Шкатова Л.А.  Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.

12. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.

16. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

17. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

18. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

19. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.

20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.

21. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.

22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).



Рабочая программа внеурочной деятельности курса «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА» 5 КЛАСС
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

Цель курсаобо­гащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

·        Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет при одногодичном цикле обучения.

·       

·        Формы и режим занятий. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета  34  учебных часов за учебный год, по 1  часу в неделю.

·        Целевая установка данной программы – личностно центрированная, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся.

·        Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или спе­циализированный, предполагает удовлетворение по­знавательных интересов учащегося, расширение его информированности.

·        Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

·        Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

 

 

Автор Шушакова Людмила Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1766
Номер материала 27586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓