Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Секреты здорового питания"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Секреты здорового питания"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Яснополянская основная общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО директор школы: Совет школы: на заседании педагогического

Каткова А.П. Сомова И.В. совета № __________

_______________ ______________ «___»_______2010 г

«___»_______2010 г. «___»_______2010 г










Программа

«Разговор о правильном питании»




Возраст детей: 1-4 классы


Срок реализации 2010-2014 гг






















Пояснительная записка

Программа "Разговор о правильном питании" разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., кандидатом биологических наук Т.А.Филипповой; кандидатом педагогических наук А.Г.Макеевой.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.

Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.

Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.


Цель программы:

- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

- сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

- формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


Задачи программы:

        расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

        формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

         формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

         пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;


Особенности построения курса

Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:

1-2 классы – «Разговор о правильном питании»

3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»


Программа включает в себя не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

Все занятия составлены, с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.

Беседы включают вопросы культуры и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.


Формы и методы реализации программы:

        рассматривание рисунков, фотографий;

        свободное и тематическое рисование;

        моделирование и анализ ситуаций;

        рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;

        сюжетно – ролевые игры;

        чтение по ролям;

        рассказ по картинкам;

        игры, конкурсы, викторины;

        мини – проекты;


В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы-, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.




Ресурсное обеспечение программы

  1. Интернет ресурсы;

  2. Таблицы пищевой ценности продуктов;

  3. Раздаточный методический материал;

  4. Компьютеры.


Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;

  • научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

  • практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

  • динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

  • вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;


Программа состоит из двух частей:

1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.

2.«Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.


Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 – м классе:

  • знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

  • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 – м классе:

  • знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

  • навыки, связанные с этикетом в области питания;

умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения

соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной

активности, корректировать несоответствия


Ожидаемый результат:

Программа «Рациональное питание» рассчитана на 17 уроков. В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

Оценка эффективности занятий проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы, самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы



Литература:

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;

  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;

  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;

  5. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»

  6. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

  7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

  8. Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.

  9. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

  10. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.










Тематическое планирование



Программа состоит из следующих разделов:

  • гигиена питания;

  • режим питания;

  • полезные продукты


Программа включает два модуля: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет и «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет.

Тематика курса «Здоровое питание»:

1 часть. «Разговор о правильном питании»

  1. «Самые полезные продукты».

  2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».

  3. «Где найти витамины весной».

  4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные про­дукты».

  5. Как правильно есть.

  6. Режим питания.

  7. «Каждому овощу свое время».

  8. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

  9. «Плох обед, если хлеба нет».

  10. «Удивительные превращения пирожка»

  11. «Полдник. Время есть булочки».

  12. «Пора ужинать».

  13. «Если хочется пить».

  14. «На вкус и цвет товарищей нет».

  15. Культура питания.

  16. «День рождения Зелибобы».


  1. часть. «Две недели в лагере здоровья»


  1. «Из чего состоит наша пища».

  2. Разнообразие питания

  3. «Что нужно есть в разное время года»,

  4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».

  5. Гигиена питания и приготовление пищи.

  6. «Где и как готовят пищу».

  7. «Что можно приготовить, если выбор продуктов огра­ничен».

  8. Этикет:

  9. «Как правильно накрыть стол».

  10. «Как правильно вести себя за столом».

  11. Рацион питания.

  12. «Молоко и молочные продукты».

  13. «Блюда из зерна».

  14. «Какую пищу можно найти в лесу».

  15. «Что и как приготовить из рыбы».

  16. «Дары моря».

17. «Кулинарное путешествие по России




Содержание курса

1.Давайте познакомимся (2 ч.)

Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».

2. Из чего состоит наша пища (2 ч.)

Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках,                жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

3.Меню сказочных героев.(1 ч.)

Дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.

4. Что нужно есть в разное время года (3 ч.)

Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

5.Как правильно питаться, если занимаешься спортом (2 ч.)

Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

6. Где и как готовят пищу (2 ч.)

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

7. Как правильно накрыть стол (2 ч.)

Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

8. Молоко и молочные продукты (3 ч.)

Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания.

9.   Блюда из зерна (1 ч.)

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием.

10. Какую пищу можно найти в лесу  (1 ч.)

Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве  и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.

11. Что и как приготовить из рыбы (1 ч.)

Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.

12. Дары моря (2 ч.)

Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

13. Кулинарное путешествие по России (2 ч.)

Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.

14. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен (1 ч.)

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

15. Как правильно вести себя за столом (1 ч.)

Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола;  формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

 





























8


Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Секреты здорового питания"
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Секреты здорового питания» (общекультурной направленности) для 1 – 4  классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ).

 По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных  с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.

     Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами.  Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле  полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же   важно  не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.

   Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.

    Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, компания “Нестле” приняла решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

    Такая программа, направленная на формирование у детей основ здорового образа жизни, была разработана  в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО и рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы  обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.

 

                                                              Цель программы:

·         формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

·         сформировать у обучающихся здоровьеразвивающую компетентность: необходимость сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

·         формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

 

                                  

 

                                                                Задачи программы:

·    расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и  укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

·   формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

·   формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

·   пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об историях и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

 

                                                                 Особенности построения курса

Курс   состоит из 2-х частей и рассчитан    на учащихся от 6 до 11 лет:

1-2 классы – «Разговор о правильном питании»

3-4  классы – «Две недели в лагере здоровья»

1. «Разговор о правильном питании» для младших школьников 6-8 лет включает следующие темы: « Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины зимой», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Плох обед, если хлеба нет», «На вкус и цвет товарищей нет», «Если хочется пить», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной». Эти темы могут быть использованы на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Возложить ответственность на классных руководителей проводить беседы о здоровом и правильном питании.

2.«Две недели в лагере здоровья»- для школьников 9-11 лет включает следующие темы: «Из чего состоит наша пища», «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», «Как правильно накрыть стол», «Как правильно вести себя за столом», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря», «Кулинарное путешествие по России», «Где и как готовят пищу», «Какаю пищу можно найти в лесу». Темы второй части могут использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также на уроках обслуживающего труда.

 Программа  включает в себя  не только вопросы соблюдения режима питания, но и культуры поведения за столом, навыкам сервировки стола, с особенностями правил приготовления пищи. 

      Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

      Все занятия составлены,  с учётом постепенного накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия проходят в виде: бесед, оздоровительных минуток, деловых игр.

        Беседы включают вопросы культуры  и гигиены питания, общих сведений о питании и приготовлении  здоровой пищи, истории русской кухни, витаминах на грядках и в саду и др.

 

                                              Формы и методы реализации программы:

·        рассматривание рисунков, фотографий;

·        свободное и тематическое рисование;

·        моделирование и анализ ситуаций;

·        рассказы, беседы, дискуссии,  анкетирование;

·        сюжетно – ролевые игры;

·        чтение по ролям;

·        рассказ по картинкам;

·        игры, конкурсы, викторины;

·        мини – проекты;

 

      В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    Занятия проводятся в форме беседы, практической работы с элементами теории, дискуссий, экскурсий, деловых игр, игровых занятий.

   Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов.

   Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье.    И когда дети переступают порог школьного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши ученики  отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.

  Программа «Разговор о правильном питании» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.       Необходимо сделать  акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.

  Вся работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

     Основная цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

     В соответствии с целью определяются конкретные задачи.

                                                                                                    Образовательные задачи:

·         развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.

·         расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.

·         развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

·         пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

                                                                                                    Воспитательные задачи:

·         развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой  и историей народа.

·         развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

                                                                                                      Развивающие задачи:

·         развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.

·         развитие самостоятельности, самоконтроля.

·         развитие коммуникативности.

·         развитие творческих способностей.

·         развитие мотивации  к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.

 

Содержание программы

 

     Содержание  программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

     Данная система занятий   проявила активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

     Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с героями

1

2

Что я знаю о питании? Анкетирование

1

3

Из чего состоит пища

1

4

Практическое занятие «Состав продуктов»

1

5

Что нужно есть в разное время года

1

6

Конкурс «Осеннее меню»

1

7

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

8

Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена»

1

9

Где и как готовят пищу

1

10

Виртуальная экскурсия в столовую

1

11

Как правильно накрывать стол

1

12

Практическое занятие «Накрываем стол для гостей»

1

13

Молоко и молочные продукты

1

14

Оформление буклетов  «Блюда из молочных продуктов»

1

15

Блюда из зерна

1

16

Оформление буклетов  «Блюда из зерна»

1

17

Какую пищу можно найти в лесу

1

18

Виртуальное путешествие  в лес

1

19

Что и как можно приготовить из рыбы

1

20

Оформление буклетов  «Рыбные блюда»

1

21

Дары моря

1

22

Практическое занятие «Готовим блюда из морепродуктов»

1

23 - 25

«Кулинарное путешествие» по России

1

26

Конкурс  «Блюда России»

1

27

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

28

Практическое занятие «Составление постного меню»

1

29

Как правильно вести себя за столом

1

30

Практическое занятие «Встречаем гостей»

1

31

Конкурс творческих поделок «Полезные продукты»

1

32

Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно»

1

33

Праздник – ярмарка «Семейное блюдо»

1

34

Анкетирование «Здоровое  питание»

1

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Ценностные ориентиры содержания:

·       Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

·       Иметь и выражать свою точку зрения.

·       Целеустремлённость.

·       Настойчивость в достижении цели.

·       Готовность к преодолению трудностей.

·       Способность критично оценивать свои действия и поступки.

·       Коммуникабельность.

                                                 Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

                                                                                                                                 В 1 – м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
  • умение определять полезные продукты питания.

 

                                                                                                                   Во 2 – м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;
  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

 

                                                                                                                      В 3 – м классе:

·         знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

·         навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

·         умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

 

                                                                                                                                     В 4 – м классе:

·         знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

·         навыки, связанные с этикетом в области питания;

                умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения  

                соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной

                активности, корректировать несоответствия                                                                               

 

                                                                       Ожидаемый результат:

       В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

      Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

      Оценка эффективности занятий  проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы

 

                                             Литература:

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;
  5. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
  6. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
  7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
  8. Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г. 
  9. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

10.  Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Ø                 Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

Ø                 Формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью.

Ø                 Осваивать навыки правильного питания.

Ø                 Формировать у детей чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

 

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать и уметь:

 

Ø                  Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее 

                        полезные.

Ø                  Оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и с учетом границ личностной

                        активности корректировать несоответствия.

Ø                  Пользоваться знаниями и навыками, связанные с этикетом в области питания.

Ø                  Уметь устанавливать контакты с другими людьми.

 

Универсальные учебные действия

 

     При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых  результатов.

    

     Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

·        Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы.

·        В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

·        Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·        Проговаривать последовательность действий.

·        Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

·        Учиться работать по предложенному учителем плану.

·        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·        Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

·      Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·      Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации.

·      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

·      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию.

·      Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

·      Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи.

·      Слушать и понимать речь других.

·      Читать и пересказывать текст.

·      Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

·      Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

·       Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам.

·      Выделять существенные признаки предметов.

·      Сравнивать между собой предметы, явления.

·      Обобщать, делать несложные выводы.

·      Определять последовательность действий.

 

Критерии оценивания

 

Ø                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

Ø      Без отметочная система обучения.

Ø      Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

Ø      Поощрение высказывания оригинальных идей.

Ø      Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

Ø      Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

Ø      Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 

Материально-техническая база

 

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

·      Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь   / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп

Литература для учителя:

·    М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева . Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп

·      Сайт  Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/

         Технические средства

- Ноутбук  для учителя с МФУ;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- документ-камера.

         Наглядные пособия

- Гербарии; продукты питания; микропрепараты;

- столовые приборы;  бытовые приборы для кухни; таблицы, схемы, плакаты; муляжи.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Основные понятия

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Материально-техническая база

Дата

По плану

По факту

1

   Вводное занятие. Знакомство с героями.

Здоровье, питание.

   Знать новых героев программы.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать верно выполнен-ное задание от неверного;

давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками;

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

2

   Что я знаю о питании? Анкетирование.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Анкеты для родителей и учащихся.

 

 

3

   Из чего состоит  пища.

 

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

   Знать об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

4

 

 

 

Практическое занятие «Состав продуктов».

Наглядные пособия.

 

 

5

  Что нужно есть в разное время года.

Питание, блюда, погода, кулинарные традиции.

   Знать о традициях своего народа; о пользе овощей и фруктов.

- определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

- проговаривать последова-тельность действий на занятие.                                                                                    

  

 

 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

6

   Конкурс «Осеннее меню».

Проекты.

 

7

   Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Здоровье, питание, спорт, рацион.

   Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

   Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека.

 

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Дневник «Мой день».

 

 

8

Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена».

Проекты.

 

9

   Где и как готовят пищу.

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.

   Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены.

  - Классифицировать  пищу как источник энергии для организма;

- моделировать питание в соответствии с весом, ростом, возрастом, образом жизни человека.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

10

   Виртуальная экскурсия в столовую.

ИКТ.

 

 

11

 

   Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда.

   Знать правила сервировки стола;

уметь применять эти правила.

  

 

  - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

12

   Практическое занятие «Накрываем стол для гостей».

Наглядные пособия.

 

13

   Молоко и молочные продукты.

Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты.

   Знать о пользе молока и молочных продуктах.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

 

14

   Оформление буклетов «Блюда из молочных продуктов».

Проекты.

 

15

   Блюда из зерна.

Зерно, злаки, зерновые продукты.

   Знать о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; традициях, связанных с их использованием.

- Определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

- проговаривать последова-тельность действий на занятие;

 - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Наглядные пособия.

 

 

16

   Оформление буклетов «Блюда из зерна».

Проекты.

 

17

   Какую пищу можно найти в лесу.

Дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы.

   Знать основные правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

18

   Виртуальное путешествие в лес.

ИКТ.

 

19

   Что и как можно приготовить из рыбы.

Рыба, рыбные блюда.

   Знать о местной фауне, животных, мясо которых человек использует в пищу.    

   Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Рисунки детей.

 

 

20

   Оформление буклетов «Рыбные блюда».

Проекты.

 

21

   Дары моря.

Морепродукты.

   Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ИКТ.

 

 

22

   Практическое занятие «Готовим блюда из морепродук-тов».

Наглядные пособия.

 

23

-

25

   «Кулинарное путешествие» по России.

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи.

   Знать о традициях своего края, о приготовлении некото-рых национальных блюд.

 

   Обобщать особен-ности национальной кухни.

   Выявлять особен-ности питания на Руси.

   Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полно-ценным питанием жителей той или иной местности.

  

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Рисунки детей.

ИКТ.

 

 

26

   Конкурс «Блюда России».  

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура.

Наглядные пособия.

Проекты.

 

27

   Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Кулинария, питание, здоровье, блюда.

   Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

 

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

 

 

28

   Практическое занятие «Составление постного меню».

Кулинария, питание, здоровье, блюда.

Наглядные пособия.

 

29

   Как правильно вести себя за столом.

Этикет, правила поведения за столом, сервировка.

   Знать и уметь применять правила поведения за столом.

ИКТ.

 

30

   Практическое занятие «Встречаем гостей».

Наглядные пособия.

 

31

   Конкурс творческих поделок «Полезные продукты».

   Здоровье, питание, ЗОЖ.

   Знать о правилах гигиены питания, об энергетической ценности различных продуктов питания.

 

Поделки детей.

 

32

   Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно».

Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

Проекты.

 

33

   Праздник-ярмарка «Семейное блюдо».

Кулинария, питание, здоровье, блюда.  

   Знать о традициях и обычаях питания в семье.

Готовые блюда.

ИКТ.

 

34

  Анкетирование «Здоровое питание».

Анкеты для детей.

 

 

 

 

 

Автор Мехонцева Наталья Геннадиевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 3638
Номер материала 3060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓