Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Название документа Рабочая программа кружка Краеведение 3 класс.doc


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 »


«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №1

от «___» ______2014 г.


Руководитель МО

_________________

Мирзаханян И.Р.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________Вазиева М.В..


«____»__________2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы № 3

_________Ачеев В. Х.


«___»__________2014 г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Краеведение»

для 3 класса



1 час в неделю (всего 34 часа)



Составитель: учитель начальных классов Калаева С.С.


Педагогический стаж: 20 лет


Квалификационная категория : первая


Эксперт программы: _____________________________

(организация / Ф. И. О., должность)




2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «Краеведение» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, осетинской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре осетин. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе для детей младшего школьного возраста.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс, проектируемый нами интегративный, вбирающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная
- содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Северной Осетии.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Северной Осетии в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.

Цель курса:

Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием осетинского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры осетинского народа.

  2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  3. Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками – указывать в соответствии с требованиями, источник информации;

  4. Формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.

  5. Приобретение знаний основ осетинской культуры и искусства.

  6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  7. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность.





Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории

  • Краеведения

  • Музыки

  • Изобразительного искусства

  • Трудового обучения

Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Методические приёмы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения - рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированное занятие.

  2. Инсценированное представление.

  3. Экскурсия.

  4. Комбинированное занятие.

  5. Краеведческая викторина.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в краеведческий музей

  2. Посещение концертов, фольклорных коллективов прогимназии.

  3. Сбор материала.

  4. Создание и оформление этнографического уголка.

  5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

Учебно-тематический план курса для 3 класса отводит 33 часа для проведения кружка «Краеведение».

Содержание блоков построено с учетом цели обучения, возрастных особенностей, психологии восприятия и развития интересов учащихся, их предшествующей подготовки. Это позволяет осуществлять преемственность обучения.


Планируемые результаты:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.



Название документа Тематическое планирование.doc

Тематическое планирование.

заня

тия


Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведе

ния

1

Что изучает краеведение?

1


2

Природа- наш второй дом.

1


3

Знакомство с историей, традициями своей школы.

1


4

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1


5.

Образование Республики Северная Осетия.

1


6

Владикавказ - столица Осетии.

1


7

Мой город в прошлом и настоящем.

1


8

Наш город во время ВОВ.

1


9

Знакомство с культурной средой города (посещение театров).

1


10 - 11

Природа моего города (посещение парка, улиц).

2


12

Выездная обзорная экскурсия по городу.

1


13 - 14

Символы РСО – Алания.

2


15-16

Я и моя семья. Моя родословная.

2


17 - 18

Танцы и игры осетин.

2


19 - 20

Символика осетинских орнаментов.

2


21 - 22

Устное народное творчество осетин.

2


23 - 24

Осетинский национальный костюм.

2


25

Жилище осетин.

1


26

Пища как часть культуры народа

1


27 - 28

Осетинская свадьба.

2


29

Предметы быта осетин.

1


30 - 33

Традиции осетинского народа.

2




Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»
  • Начальные классы
Описание:

Программа курса «Краеведение» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Автор Светлана Сосланбековна Калаева
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1644
Номер материала 6033
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓