Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 3 »
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол №1
от «___» ______2014 г.
Руководитель МО
_________________
Мирзаханян И.Р.
|
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________Вазиева М.В.
«____»__________2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы № 3
_________Ачеев В. Х.
«___»__________2014 г.
|
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
информатике
для
3 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель начальных классов Калаева
С.С.
Педагогический стаж: 20 лет
Квалификационная категория : первая
Эксперт программы: _____________________________
(организация
/ Ф. И. О., должность)
2014-2015
учебный год
Структура
рабочей программы
1.
Титульный лист
2.
Пояснительная
записка
3.
Характеристика
учебного предмета
4.
Место предмета в
учебном плане
5.
Содержание учебного
предмета
6.
Результаты
усвоения программы
7.
Материально-техническое
обеспечение
8.
Календарно-тематическое
планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 3 класса: Программа Учебные программы для
начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2011г.
Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика
в играх и задачах»). 3 класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2014г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина
К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для
учителя. – М.: Баласс, 2011г.
Как правило,
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним
краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой
деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с
интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и
ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования
информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают
существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства
информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность
настоящего времени.
Умение
использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве
инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во
многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для
школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении
к образовательному процессу. С другой стороны, развитие
информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для
максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности
неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В
процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты
моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания
для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения
между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия
объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая
выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков,
описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации
её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После
завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами
информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения
предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если
навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно
на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и
останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой
специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе,
включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные
действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет
«Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических
универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в
качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В
соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для
целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и
для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной
и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий
как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников,
придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм
при работе с информацией.
Общая характеристика учебного
процесса
К основным
результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе
относятся:
-
освоение учащимися системы
базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной
картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
-
овладение умениями
применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных
объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и
использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
-
воспитание ответственного
отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение
пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в
содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного
освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны,
использование информационных и коммуникационных технологий в начальном
образовании является важным элементом формирования универсальных учебных
действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим
его результативность.
Учитывая эти обстоятельства
изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе
информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать
основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления
школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Рассматривая два направления
пропедевтического изучения информатики – развитие логического и
алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с
другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным
с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение
работы на компьютере:
-
требуют обязательного
наличия компьютеров;
-
могут проводиться учителем
начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
-
Уроки, нацеленные на развитие
логического и алгоритмического мышления школьников:
-
не требуют обязательного
наличия компьютеров;
-
проводятся преимущественно
учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных
умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные
характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют
предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы
сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. В
предлагаемой программе рассматривается логико-алгоритмический компонент.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса информатики и
ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и
системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися
инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой,
которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и
программных средствах выходят на первое место в формировании научного
информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения
логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1)
развитие у школьников
навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее
типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к
информатике:
-
применение формальной
логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным
утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их
комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
-
алгоритмический подход к
решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения
какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом
является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
-
системный подход –
рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных
частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в
целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей
системы;
-
объектно-ориентированный
подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять
отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки
предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение
описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним
делать)»;
2)
расширение кругозора в
областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами,
комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают
и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к
данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается
обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал,
т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3)
создание у учеников
навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач
– «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы
формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по
аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения
и др.).
Говоря об общеобразовательной
ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в
своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности
атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не
только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть
компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в
своей предметной области.
В курсе
выделяются следующие разделы:
-
описание объектов –
атрибуты, структуры, классы;
-
описание поведения
объектов – процессы и алгоритмы;
-
описание логических
рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
-
применение моделей
(структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов
изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём
соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за
пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры
(множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения
различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры
объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы,
ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения
базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то
…»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели
рассуждений.
Описание места учебного предмета в учебном
плане
Логико-алгоритмический компонент
относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для
изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса
(региональный или школьный компонент), «Информатика и ИКТ» 34 часа в год при 1
часе в неделю.
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
результаты
К личностным
результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как
инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
-
критическое отношение к
информации и избирательность её восприятия;
-
уважение к информации о
частной жизни и информационным результатам других людей;
-
осмысление мотивов своих
действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального
самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и
коммуникационными технологиями.
Метапредметные
результаты
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-
планирование
последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-
поиск ошибок в плане
действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные
действия:
-
моделирование –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
-
анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез – составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов;
-
выбор оснований и
критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-
подведение под понятие;
-
установление
причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
-
аргументирование своей точки
зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и
классификации объектов;
-
выслушивание собеседника и
ведение диалога;
-
признавание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
В результате изучения материала
учащиеся должны уметь:
-
находить общее в составных
частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных
предметов);
-
называть общие признаки
предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у
разных предметов из этого класса;
-
понимать построчную запись
алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые
алгоритмы и составлять свои по аналогии;
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно
изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на рисунке
область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
-
Содержание учебного предмета (34
часа)
Алгоритмы (9 часов). Алгоритм как план действий,
приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная
запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 часов). Общие названия и отдельные
объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного
отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных
объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 часов). Высказывания со словами
«все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение,
пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах.
Деревья.
Применение моделей (схем) для
решения задач (7 часов). Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по
аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Критерии и нормы
оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В курсе
информатики для обучающихся третьих классов по авторской программе А.Горячева не
предусмотрены практические задания. После изучения каждого раздела предлагается
контрольная работа. Критерием оценки знаний, умений и навыков является
правильное выполнение всех заданий контрольной работы. В качестве поощрения
обучающихся, выполнивших правильно все задания, учителем предлагается работа на
интерактивной доске в течение 10-15 минут. Это могут быть задания по теме
контрольной работы.
В основу
критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый
подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические
критерии.
"5"
ставится,
если ученик:
1) Показывает
глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2) Умеет
составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации.
"4" ставится, если ученик:
1) Показывает
знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет
самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации,
соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной,
использовать научные термины;
3) Не обладает
достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает
негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
"3" ставится, если ученик:
1. усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал
излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил
ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5. не
использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает
затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает
неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;
8) обнаруживает
недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника
(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
одну-две грубые ошибки.
"2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и
не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает
выводов и обобщений.
3. не знает и
не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. или имеет
слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе
(на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебник:
• А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в
играх и задачах» 3 кл., М.
Баласс 2014.
Пособия для учителя:
• Стандарт
начального общего образования по образовательной
области «Информатика».
• СD - «Роботландия» 1-4 кл.
• CD – «Занимательная информатика»
• А.В. Горячев «Информатика в играх и
задачах» 3 кл. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2011.
Технические
средства обучения:
•
Классная магнитная доска.
• Компьютер; рабочее место учителя.
• Проекционное оборудование: мультимедиапроектор;
интерактивная доска.
• Программное обеспечение: ОС Windows 7 со всеми стандартными
приложениями; пакет Microsoft Office.
• Энциклопедии, словари.
Интернет-
ресурсы:
·
Цифровые
образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
·
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
·
Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
·
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
·
Мой персональный сайт: http://az999.ucoz.ru/
·
Сайт МБОУ СОШ №3 г. Ардона: http://ardon3.ucoz.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.