Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив «Юный краевед» во 2 «Б» классе (социальное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив «Юный краевед» во 2 «Б» классе (социальное направление)



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»

Каменского муниципального района Воронежской области




Рассмотрено


на заседании ШМО

Руководитель_______ Протокол №________________


Согласовано


ВРИО Зам.директора по ВР


__________

Утверждаю


Директор МКОУ «Каменская СОШ №

с УИОП»


___________









Рабочая программа

внеурочной деятельности

факультатив «Юный краевед»

во 2 «Б» классе

(социальное направление)










Составитель:

учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Шереметова Ольга Васильевна








п.г.т. Каменка, 2014 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе авторской программы курса «Краеведение» Автор-исполнитель(или руководитель) НИР(ОЭР): Махина Наталья Сергеевна - старший преподаватель кафедры ТиМДиНОО

Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно – тематическое планирование составлено на 34 часа

В программу изменения не внесены

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.


Ступень

обучения

Образовательные задачи

Межпредметные связи

Желаемые

результаты

Начальная школа

Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса краеведения Воронежской области ученик должен знать:

- историю исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

-  особенности водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области.

Уметь:

- выбирать необходимый источник краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.

Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.

Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.

Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследо­вательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.

Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.


Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Календарно-тематическое планирование по краеведению.


п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Примечание

С. рабочей тетради


История и культура (9 часов)


1.

08.09

Что такое культура?


С.5-6

2.

15.09

Что такое культура?

Практическая работа

«Роспись воронежской матрёшки»

С.7

3.

22.09

Источники изучения жизни народа.

Эскиз костюма жителя Воронежской области

С.8-9

4.

29.09

Что такое время?


С.10-11

5.


Что такое вещь?

Рисунок по представлению людей по их вещи.

С.12-13

6.

06.10

Семейная реликвия


С.14

7.

13.10

Семейная реликвия

Сочинение «Наша семейная реликвия»

С.15

8.

20.10

Путешествие в страну книг


С.16-17

9

27.10

Путешествие в страну книг

Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков

С.18


История создания вещей (6 часов)


10

10.11

Посуда на Руси

Практическая работа «Роспись посуды»

С.19-20

11

17.11

В старинном доме


С.21-22

12

24.11

В старинном доме

Практическая работа «Роспись прялки»

С. 23

13

01.12

Обычаи русской старины

Рассказ о русских обычаях нашего посёлка

С.24-25

14

08.12

Для войны и мирной жизни


С.26-27

15

15.12

От колеса до ракеты

Эскиз «Автомобиль будущего»

С.



Музей - машина времени (5 часов)


16

22.12

Что такое музей?


С.30-31

17

12.01

Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей

museum.ruM651Воронеж

С.32

18.

19.01

Виртуальная экскурсия в областной музей изобразительных искусств

kramskoi.vzh.ru

С.33

19.

26.01

Экскурсия в Острогозский краеведческий музей.

Фотоотчёт


20.

02.02

«Дом весёлого чародея»

Представление о доме-музее А.Л.Дурова

С.34-35


О прошлом говорят…(5 часов)


21.

09.02

Костёнки. Путешествие в каменный век.


С.36-35

22

16.02

Костёнки. Путешествие в каменный век.

Виртуальное путешествие

kostenki-museum.ru


23.

02.03

Дивногорье. Рассказ о седой старине.

Рисунок фрагмента жизни древнего человека.

С.38-39

24

09.03

Дивногорье. Рассказ о седой старине

Виртуальное путешествие

divnogor.ru


25

16.03

Веневитиново. В гостях у поэта

Я - поэт. Сочинение собственных четверостиший на заданную тему.

С.40


Памятники старины (6 часов)


26

30.03

Каменные ветераны Воронежа

Виртуальная экскурсия по улицам города

gorod-voronezh2010.narod.rufeod_otnosh.html Эскиз украшения для фронтона старинного здания

С.41-42

27

06.04

Каменные ветераны Воронежа

Эскиз интерьера старинной гостиной, фото старинного здания посёлка

С.43-45

28

13.04

Церковные архитектурные памятники


Эскиз православного храма

С.46- 47

29

20.04

Храмы родного края

Сочинение о храме

С.48-49

30

27.04

Посещение Грибановского Богоявленского храма

Фотоотчёт


31

04.05

Памятники на воронежской земле

Мини-текст о любом из памятников

С.50-51


Моя малая родина (3 часа)


32

11.05

Посещение музея Костёнки

Фототчёт

С.52-53

33

18.05

История родного посёлка

Фототчёт «По улицам посёлка»

С.54-55

34

25.05

История родного посёлка

Эскиз нашего посёлка в будущем












КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.

  2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

  3. География Воронежской области / Под. ред. В. Подкозина. - Воронеж, 1994. – 110 с.

  4. Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. – 48 с.
    Загоровский В. История Воронежского края от А до Я / В. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
    Загоровский В. История Воронежской области: Учеб. пособ. для средн. шк. / В. Загоровский. - Изд. 3–е, доп. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд–во, 1976. – 160 с.           Край Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. – 598 с.

  5. Новикова Р.Н. Экскурсионные маршруты по городу Воронежу и воронежской области / Р.Н. Новикова, Л.А. Личагина. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство. - 1982. - 55 с. Панова В. История Воронежского края: Учебно-метод. пособ. / В. Панова. – 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2001. – 286 с.

  6. Прохоров В. Вся Воронежская земля: Краткий историко – топонимический словарь / В. Прохоров. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. – 266 с.
    Расторгуев В.И. Геральдика Воронежской земли. XVIII век. / В.И. Расторгуев. – Воронеж: ВГУ, 2006. – 102 с.
     Чубурин П.Ф. Земля воронежская: рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с. 

  7. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

  8. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

  9. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

  10. Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

  11. Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.

  12. Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

  13. Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

  14. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.

  15. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.

  16. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.

  17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.


Для учеников:

Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Второй год обучения: рабочая тетрадь-Воронеж: ВОИПКиРО, 2013 – 60 с.

Ресурсы-Интернет

  1. Детям о Воронежском крае http://www.okrae.odbvrn.ru/

  2. ЭОР http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm

  3. Географический портал Воронежской области http://mygeog.ru/rubrica/kraeved/

  4. Музеи museum.ruM651Воронеж

  5. Музей Крамского kramskoi.vzh.ru

  6. Дивногорье divnogor.ru

  7. Костёнки kostenki-museum.ru

  8. Музеи http://museumobr.my1.ru

  9. Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.rufeod_otnosh.html



6


Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив «Юный краевед» во 2 «Б» классе (социальное направление)
  • Начальные классы
Описание:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе авторской программы курса «Краеведение» Автор-исполнитель(или руководитель) НИР(ОЭР): Махина Наталья Сергеевна - старший преподаватель кафедры ТиМДиНОО Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Рабочая программа рассчитана на 34 часа Календарно – тематическое планирование составлено на 34 часа В программу изменения не внесены

Актуальностьпредполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем

Автор Шереметова Ольга Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1991
Номер материала 37401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓