Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение
«Каменская
средняя общеобразовательная школа № 1
с
углублённым изучением отдельных предметов
имени
Героя Советского Союза В. П. Захарченко»
Каменского
муниципального района Воронежской области
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель_______ Протокол
№________________
|
Согласовано
ВРИО Зам.директора по ВР
__________
|
Утверждаю
Директор МКОУ «Каменская СОШ №
с УИОП»
___________
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
факультатив «Юный краевед»
во 2 «Б» классе
(социальное направление)
Составитель:
учитель
начальных классов
Высшей
квалификационной категории
Шереметова
Ольга Васильевна
п.г.т.
Каменка, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
составлена на основе авторской программы курса «Краеведение»
Автор-исполнитель(или руководитель) НИР(ОЭР): Махина Наталья Сергеевна -
старший преподаватель кафедры ТиМДиНОО
Данная программа разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования
Рабочая программа рассчитана на 34 часа
Календарно – тематическое планирование составлено на 34 часа
В программу изменения не внесены
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса
к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в
развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом
общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют
воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание
гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,
город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у
учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и
социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать
условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей
местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить
применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды
и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
-
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение
деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
-
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать
уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности,
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного
поведения в ней;
- развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса
учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек,
конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
-
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и
социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего
образования, выбора профессии и места работы;
-
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и
умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных
проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в
будущем.
Ступень
обучения
|
Образовательные задачи
|
Межпредметные связи
|
Желаемые
результаты
|
Начальная школа
|
Дать учащимся представление о ценности
(значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других
жителей
|
Со всеми учебными дисциплинами и, прежде
всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством
|
Осознание учащимися
своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и
других жителей: «Я и мой родной край»
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В
результате изучения курса краеведения Воронежской области ученик должен знать:
-
историю исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых,
исследователей-краеведов Воронежской области;
-
особенности водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов
Воронежской области.
Уметь:
-
выбирать необходимый источник краеведческой информации и использовать их в
соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
-
уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное направление – формирование понятия о
малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому,
ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта,
взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных
сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Краеведение – это один из путей патриотического и
нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить
просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное
воздействие природы.
Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение
действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей
интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут
сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.
Природа края рассматривается как часть природы более крупных
территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее
изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то
же время выявляются местная специфика природных компонентов и их
территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного
края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Краеведение
рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами
изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние
экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения),
в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь
края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их
соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается
роль края в развитии экономики всей страны.
Приобщение детей к работе по изучению
полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых
месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и
ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.
Все стороны социально-экономической жизни людей тесно
взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края
при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего
развития.
Краеведение представляет собой стройную систему различных
видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной,
ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности
приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в
целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от
простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях
(например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний
(поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических
клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует
углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов
общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и
осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность,
формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на
формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости,
активной жизненной позиции.
Краеведение нацелено на формирование у
школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части
национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и
национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского
края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам
искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия,
формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Школьное краеведение
предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры,
декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью
художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Использование
культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для
воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Различные формы
краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая,
познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся
по учебным школьным программам.
Воспитательное
значение уроков краеведения
определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от
фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив,
будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию
обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к
происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края
являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей,
формирования их гражданской позиции.
Второе. Как объединяющее начало всех наук краеведение
интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле
оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения
обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря
этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного
учреждения.
Привитие любви к
своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в
котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде
родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев
назвал объединяющим началом всех наук.
Результаты обучения и усвоения содержания курса
«Краеведение»
Личностные результаты:
·
осознание
своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
·
освоение
гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
·
осмысление
социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению
своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
·
понимание
культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
·
способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.;
·
овладение
умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
·
способность
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
·
активное
применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной
жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и
социуме.
Предметные результаты:
·
овладение
целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как
необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;
·
способность
применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности в курсе истории страны;
·
способность
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки
личностей во времени и пространстве;
·
умения
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность,
читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;
·
расширение
опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и
жителей в истории области;
·
готовность
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей области и страны в целом.
Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной
литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с
картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в
музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Календарно-тематическое
планирование по краеведению.
№п/п
|
Дата
|
Тема
|
Планируемые результаты
|
Примечание
С. рабочей тетради
|
История и культура (9 часов)
|
1.
|
08.09
|
Что такое культура?
|
|
С.5-6
|
2.
|
15.09
|
Что такое культура?
|
Практическая работа
«Роспись воронежской матрёшки»
|
С.7
|
3.
|
22.09
|
Источники изучения жизни народа.
|
Эскиз костюма жителя Воронежской области
|
С.8-9
|
4.
|
29.09
|
Что такое время?
|
|
С.10-11
|
5.
|
|
Что такое вещь?
|
Рисунок по представлению людей по их вещи.
|
С.12-13
|
6.
|
06.10
|
Семейная реликвия
|
|
С.14
|
7.
|
13.10
|
Семейная реликвия
|
Сочинение «Наша семейная реликвия»
|
С.15
|
8.
|
20.10
|
Путешествие в страну книг
|
|
С.16-17
|
9
|
27.10
|
Путешествие в страну книг
|
Читательская конференция по прочитанным книгам наших
земляков
|
С.18
|
История создания вещей (6 часов)
|
10
|
10.11
|
Посуда на Руси
|
Практическая работа «Роспись посуды»
|
С.19-20
|
11
|
17.11
|
В старинном доме
|
|
С.21-22
|
12
|
24.11
|
В старинном доме
|
Практическая работа «Роспись прялки»
|
С. 23
|
13
|
01.12
|
Обычаи русской старины
|
Рассказ о русских обычаях нашего посёлка
|
С.24-25
|
14
|
08.12
|
Для войны и мирной жизни
|
|
С.26-27
|
15
|
15.12
|
От колеса до ракеты
|
Эскиз «Автомобиль будущего»
|
С.
|
|
Музей - машина времени (5 часов)
|
16
|
22.12
|
Что такое музей?
|
|
С.30-31
|
17
|
12.01
|
Виртуальная экскурсия в областной краеведческий
музей
|
museum.ru›M651Воронеж
|
С.32
|
18.
|
19.01
|
Виртуальная экскурсия в областной музей
изобразительных искусств
|
kramskoi.vzh.ru
|
С.33
|
19.
|
26.01
|
Экскурсия в Острогозский краеведческий музей.
|
Фотоотчёт
|
|
20.
|
02.02
|
«Дом весёлого чародея»
|
Представление о доме-музее А.Л.Дурова
|
С.34-35
|
О прошлом говорят…(5 часов)
|
21.
|
09.02
|
Костёнки. Путешествие в каменный век.
|
|
С.36-35
|
22
|
16.02
|
Костёнки. Путешествие в каменный век.
|
Виртуальное путешествие
kostenki-museum.ru
|
|
23.
|
02.03
|
Дивногорье. Рассказ о седой старине.
|
Рисунок фрагмента жизни древнего человека.
|
С.38-39
|
24
|
09.03
|
Дивногорье. Рассказ о седой старине
|
Виртуальное путешествие
divnogor.ru
|
|
25
|
16.03
|
Веневитиново. В гостях у поэта
|
Я - поэт. Сочинение собственных четверостиший на
заданную тему.
|
С.40
|
Памятники старины (6 часов)
|
26
|
30.03
|
Каменные ветераны Воронежа
|
Виртуальная экскурсия по улицам города
gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html
Эскиз украшения для фронтона старинного здания
|
С.41-42
|
27
|
06.04
|
Каменные ветераны Воронежа
|
Эскиз интерьера старинной гостиной, фото старинного
здания посёлка
|
С.43-45
|
28
|
13.04
|
Церковные архитектурные памятники
|
Эскиз православного храма
|
С.46- 47
|
29
|
20.04
|
Храмы родного края
|
Сочинение о храме
|
С.48-49
|
30
|
27.04
|
Посещение Грибановского Богоявленского храма
|
Фотоотчёт
|
|
31
|
04.05
|
Памятники на воронежской земле
|
Мини-текст о любом из памятников
|
С.50-51
|
Моя малая родина (3 часа)
|
32
|
11.05
|
Посещение музея Костёнки
|
Фототчёт
|
С.52-53
|
33
|
18.05
|
История родного посёлка
|
Фототчёт «По улицам посёлка»
|
С.54-55
|
34
|
25.05
|
История родного посёлка
|
Эскиз нашего посёлка в будущем
|
|
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Алексеев С. Сто рассказов
из русской истории. – Кишинев, 1985.
2.
Ворожейкина Н.И.,
Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
3.
География
Воронежской области / Под. ред. В. Подкозина. - Воронеж, 1994. – 110 с.
4.
Елецких
В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: Творческое
объединение»Альбом», 2011. – 48 с.
Загоровский В. История Воронежского края от
А до Я / В. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
Загоровский В. История Воронежской области:
Учеб. пособ. для средн. шк. / В. Загоровский. - Изд. 3–е, доп. - Воронеж:
Центр.-Чернозем. кн. изд–во, 1976. – 160
с. Край
Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. –
598 с.
5.
Новикова
Р.Н. Экскурсионные маршруты по городу Воронежу и воронежской области / Р.Н.
Новикова, Л.А. Личагина. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное
издательство. - 1982. - 55 с. Панова В. История Воронежского края:
Учебно-метод. пособ. / В. Панова. – 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь,
2001. – 286 с.
6.
Прохоров
В. Вся Воронежская земля: Краткий историко – топонимический словарь / В.
Прохоров. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. – 266 с.
Расторгуев В.И. Геральдика Воронежской
земли. XVIII век. / В.И. Расторгуев. – Воронеж: ВГУ, 2006. – 102 с.
Чубурин П.Ф. Земля воронежская:
рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов /
П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.
7.
Загоровский В.П.
Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
8.
Загоровский В.П. История
Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
9.
Кононов В.И. Памятники
Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.
10. Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж,
1986.
11. Музей и дети: Методические разработки цикла
занятий для младших школьников. – М., 1994.
12. Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. –
Воронеж, 1961.
13. Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж,
1983.
14. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с
краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.
15. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж,
2003.
16. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.
17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История
вещей. – М., 1998.
Для учеников:
Л.А. Обухова,
Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Второй год обучения: рабочая
тетрадь-Воронеж: ВОИПКиРО, 2013 – 60 с.
Ресурсы-Интернет
1.
Детям о
Воронежском крае http://www.okrae.odbvrn.ru/
2. ЭОР http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm
3. Географический портал
Воронежской области http://mygeog.ru/rubrica/kraeved/
4. Музеи museum.ru›M651Воронеж
5. Музей Крамского kramskoi.vzh.ru
6. Дивногорье divnogor.ru
7. Костёнки kostenki-museum.ru
8.
Музеи http://museumobr.my1.ru
9.
Город Воронеж gorod-voronezh2010.narod.ru›feod_otnosh.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.