Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив « АБВГДейка» во 2 «Б» классе (социальное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив « АБВГДейка» во 2 «Б» классе (социальное направление)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»

Каменского муниципального района Воронежской области




Рассмотрено


на заседании ШМО

Руководитель_______

Протокол №________________


Согласовано


ВРИО Зам.директора по ВР


__________

Утверждаю


Директор МКОУ «Каменская СОШ №

с УИОП»


___________









Рабочая программа

внеурочной деятельности

факультатив « АБВГДейка»

во 2 «Б» классе

(социальное направление)










Составитель:

учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Шереметова Ольга Васильевна








п.г.т. Каменка, 2014 г


Программа факультатива

«АБВГДейка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «АБВГДейка» составлена на основе авторской программы курса «Удивительный мир слов», сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

АвторДанная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно – тематическое планирование составлено на 32 часа

В программу внесены изменения


Общая характеристика факультатива.

«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве

языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие представлений о различных методах познания языка (ис-

следовательская деятельность, проект как метод познания, научные ме-

тоды наблюдения, анализа и т. п.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по-

знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле-

довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении

слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши-

бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.

Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на-

блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей

45и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа-

культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея-

тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания

букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об-

ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить

материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле-

нами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп-

повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин-

формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы-

слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять

начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам-

матических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся

используют для выбора способа решения познавательных, практических

и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал,

помогает представить «единство и многообразие языкового и культур-

ного пространства России», в результате чего формируется бережное

и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,

в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа-

культатива являются язык и речь. В основное содержание программы

включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан

на развитии у младших школьников способности к анализу языковых

фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри-

ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область

мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-

ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со-

держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,

лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло-

гии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного под-

хода.

Каждый раздел программы предусматривает использование игро-

вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по-

знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно-

образную деятельность является условием приобретения прочных зна-

46ний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич-

ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре-

шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для

высказывания младшими школьниками суждений художественного,

эстетического, духовно-нравственного характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли-

чать универсальные (всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования

научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам

общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний

о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан-

ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль-

шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается

в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче-

нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных

норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и

понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации

обучения):

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Пре-

вращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв

подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки

и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

сравнивать названия, графический облик и количество букв ки-

риллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, ис-

пользовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основа-

нии этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые

буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памят-

никами письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для

красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова-

риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с по-

мощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по

выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито-

говый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю-

бимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

-Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

моделировать на основе полученной информации собственные вы-

сказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхож-

дении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя-

зями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа

делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение

(происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по

значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном

значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си-

нонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло-

гизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты

их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной

речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупо-

требления необходимую информацию в словарях и справочниках или об-

ращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

составление шуточных рассказов и стихов.

















Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата

Темы занятий

Форма

План

Факт

1

03.09


Мир полон звуков


Беседа

2

10.09


Звуки и слова.


Библиотечный урок

3

17.09


Звукопись как приём художественной речи.


Библиотечный урок

4

24.09


Звукопись как приём художественной речи

Конкурс чтецов

5

07.10


Правильное ударение и произношение слов.


Чтение по ролям

6

14.10


Правильное ударение и произношение слов.


Мини - сценка

7

21.10


Задания Олимпиадные «Кириллица»

Индивидуально –группые консультации

8

28.10


Задания Олимпиадные «Кириллица»

Индивидуально –группые консультации

9

11.11


Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.


Беседа

10

18.11


Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.


Викторина

11

25.11


Для чего служит человеческая речь?


Библиотечный урок

12

02.12


Для чего служит человеческая речь?


Викторина

13

09.12


Олимпиадные задания «Умка»

Индивидуально –группые консультации

14

16.12


Олимпиадные задания «Умка»

Индивидуально –группые консультации

15

23.12


«Красная строка» Буквы Аз,Буки,Веди

Лепка из пластилина

16

13.01


«Красная строка» Буквы Аз,Буки,Веди

Викторина

17

20.01


Коллаж. Весёлые картинки

Аппликация

18

27.01


Коллаж. Весёлые картинки

Викторина

19

03.02


Такие разные гласные и согласные.


Беседа

20

10.02


Такие разные гласные и согласные.


Викторина

21

17.02


Правильное ударение и произношение слов.


Чтение по ролям

22

24.02


Правильное ударение и произношение слов.


Просмотр мультфильма

23

03.03


Творчество русских поэтов

Литературная гостинная

24

10.03


Творчество русских поэтов

Конкурс

25

17.03


Связаны ли между собой звуки и смысл?


Беседа

26

07.04


Связаны ли между собой звуки и смысл?


Практикум

27

14.04


Олимпиадные задания «Продлёнка»

Индивидуально –группые консультации

28

21.04


Олимпиадные задания «Домик – Семигномик»

Индивидуально –группые консультации

29

28.04


Фразеологизмы.

Практикум

30

05.05


Собираем синонимы и антонимы

Практикум

31

12.05


Устаревшие слова

Беседа

32

19.05


Конкурс чтецов

Конкурс

33



Резервный урок


34



Резервный урок












Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив « АБВГДейка» во 2 «Б» классе (социальное направление)
  • Начальные классы
Описание:

Программа факультатива

«АБВГДейка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «АБВГДейка» составлена на основе авторской программы курса «Удивительный мир слов», сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

АвторДанная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно – тематическое планирование составлено на 32 часа

В программу внесены изменения

 

Общая характеристика факультатива.

  «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

 Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве

языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (ис-

следовательская деятельность, проект как метод познания, научные ме-

тоды наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по-

знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле-

довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении

слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши-

бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.

Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на-

блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей

45и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа-

культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея-

тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания

букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об-

ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить

материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле-

нами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп-

повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин-

формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы-

слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять

начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам-

матических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся

используют для выбора способа решения познавательных, практических

и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал,

помогает представить «единство и многообразие языкового и культур-

ного пространства России», в результате чего формируется бережное

и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,

в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа-

культатива являются язык и речь. В основное содержание программы

включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан

на развитии у младших школьников способности к анализу языковых

фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри-

ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область

мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-

ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со-

держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,

лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло-

гии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного под-

хода.

Каждый раздел программы предусматривает использование игро-

вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по-

знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно-

образную деятельность является условием приобретения прочных зна-

46ний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич-

ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре-

шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для

высказывания младшими школьниками суждений художественного,

эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли-

чать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования

научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам

общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний

о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан-

ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль-

шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается

в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче-

нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных

норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и

понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации

обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Пре-

вращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв

подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки

и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв ки-

риллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, ис-

пользовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основа-

нии этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые

буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памят-

никами письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для

красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова-

риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с по-

мощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по

выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито-

говый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю-

бимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

-Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные вы-

сказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхож-

дении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя-

зями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа

делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение

(происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по

значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном

значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си-

нонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло-

гизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты

их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной

речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупо-

требления необходимую информацию в словарях и справочниках или об-

ращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

 

 

 Программа факультатива

«АБВГДейка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «АБВГДейка» составлена на основе авторской программы курса «Удивительный мир слов», сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

АвторДанная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно – тематическое планирование составлено на 32 часа

В программу внесены изменения

 

Общая характеристика факультатива.

  «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

 Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве

языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (ис-

следовательская деятельность, проект как метод познания, научные ме-

тоды наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по-

знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле-

довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении

слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши-

бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.

Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на-

блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей

45и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа-

культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея-

тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания

букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об-

ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить

материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле-

нами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп-

повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин-

формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы-

слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять

начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам-

матических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся

используют для выбора способа решения познавательных, практических

и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал,

помогает представить «единство и многообразие языкового и культур-

ного пространства России», в результате чего формируется бережное

и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,

в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа-

культатива являются язык и речь. В основное содержание программы

включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан

на развитии у младших школьников способности к анализу языковых

фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри-

ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область

мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-

ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со-

держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,

лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло-

гии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного под-

хода.

Каждый раздел программы предусматривает использование игро-

вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение

курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по-

знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно-

образную деятельность является условием приобретения прочных зна-

46ний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич-

ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре-

шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для

высказывания младшими школьниками суждений художественного,

эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли-

чать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования

научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам

общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний

о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан-

ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль-

шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается

в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче-

нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных

норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и

понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации

обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Пре-

вращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв

подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки

и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв ки-

риллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, ис-

пользовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основа-

нии этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые

буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памят-

никами письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для

красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова-

риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении

проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с по-

мощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по

выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито-

говый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю-

бимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

-Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

«моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные вы-

сказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхож-

дении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя-

зями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа

делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение

(происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по

значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ-

ное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном

значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си-

нонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло-

гизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова

по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты

их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной

речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупо-

требления необходимую информацию в словарях и справочниках или об-

ращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

 

 

 

 

 Программа факультатива

«АБВГДейка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «АБВГДейка» составлена на основе авторской программы курса «Удивительный мир слов», сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

АвторДанная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа рассчитана на 34 часа

Календарно – тематическое планирование составлено на 32 часа

В программу внесены изменения

 

Общая характеристика факультатива.

  «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

 

 

 

 

 

Автор Шереметова Ольга Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1545
Номер материала 37387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓