Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»









Рабочая программа внеурочной

деятельности

«Этика: азбука добра»



Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы -4 года

Направление: Духовно-нравственное

Автор: Власова Л.В.

Учитель начальных классов



















Пояснительная записка.


Программа основана:

  • На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8




Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и

вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Особенности организации занятий.

­- беседа;

- игровой практикум;

- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

- ситуативная игровая программа.


Участники образовательной программы : учащиеся 1-4 классы

Сроки реализации образовательной программы- 4 года

Программа рассчитана на 36 занятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Планируемые результаты:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям( определить

  1. группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа



Учебно-тематический план.


Наименование тем

Всего,

час

1 класс

1

Этика-наука о морали

1

2

Зачем быть вежливым. Как я выгляжу.

1

3

Добро и зло в сказках

1

4

Твои поступки и твои родители

1

5

Обязанности ученика в школе и дома

1

6

Ты и твое здоровье

1

7

Праздничный этикет

1

8

Наш класс

1

9

Учимся общаться

1

Итого:

9

2 класс

1

Введение. Я среди людей. Кто я и как выгляжу?

1

2

Я – личность

1

3

Я и мои роли

1

4

Что за прелесть эти сказки. Добро и зло в сказках.

1

5

Праздники в жизни человека

1

6

Отношение к старшим. Отношение к учителю

1

7

Плохо одному. Товарищи и друзья

1

8

Речевой этикет

1

9

Вежливость и этикет

1

Итого:

9

3 класс

1

Азбука этики. Основные понятия этики.

1

2

Я-личность.Мои роли.

1

3

Человек и его имя

1

4

Я и мои друзья. Верность слову

1

5

Речевой этикет. Умение общаться

1

6

Этикет в общественных местах. Праздничный этикет

1

7

Отзывчивость и доброта

1

8

Формы моральной оценки и самооценки

1

9

Культура поведения человека.

1

Итого:

9

4 класс

1

Азбука этики. Культура поведения и такт.

1

2

Культура общения. Приветствия и знакомства

1

3

Моя малая Родина

1

4

Устав и основные правила поведения.

1

5

Речевой этикет. Школьный этикет

1

6

Чувство, настроение и характер. Поступки человека и его характер

1

7

Нравственные отношения в коллективе

1

8

Мода и школьная одежда

1

9

Нравственное отношение в семье

1

Итого:

9

Итого

36


Содержание программы для 1 класса

Тема 1. Введение. Этика-наука о морали.

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

Тема 2. Зачем быть вежливым.Как я выгляжу.

Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).

Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

Тема 3. Добро и зло в сказках

Объяснить понятия «добро-хорошо», «зло-плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.

Тема 4. Твои поступки и твои родители.

Объяснить понятие «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Тема 5. Обязанности ученика в школе и дома.

Понятие «обязанность».Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

Тема 6. Ты и твое здоровье

Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена».Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

Тема 7. Праздничный этикет.

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.

Тема 8. Наш класс

Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.

Тема 9.Учись общаться.

Дать понятие «диалог», «общение», «уважение».Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.


Содержание программы для 2 класса

Тема 1. Введение .Я среди людей. . Кто я и как выгляжу?

Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они» . Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.

Тема 2. Я – личность.

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

Тема 3. Я и мои роли.

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.

Тема 4. Что за прелесть эти сказки! Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Посещение театрализованного представления (театр, филармония).

Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

Тема 5. Праздники в жизни человека.

Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.

Тема 6. Отношение к старшим Отношение к учителю.

Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение к старшим.

Тема 7. Плохо одному. Товарищи и друзья

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.

Понятие «товарищ», «друг», «господин».Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.

Тема 8. Речевой этикет.

Понятие «тон голоса», «речь», «общение».Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Тема 9.Вежливость и этикет.

Содержание понятий «вежливость», «этикет».Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.


Содержание программы 3 класса.


Тема 1. Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Тема 2 .Я - личность. Мои роли.

Понятие «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.

Тема 3.Человек и его имя

Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

Тема 4 .Я и мои друзья. Верность слову.

Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.

Понятие «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками)

Тема 5.Речевой этикет. Умение общаться.

Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета».Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Понятие «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность».Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.

Тема 6.Этикет в общественных местах. Праздничный этикет

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее».

Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.

Тема 7.Отзывчивость и доброта.

Понятие «доброта».Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.

Тема 8.Формы моральной оценки и самооценки .

Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

Тема 9.Культура поведения человека.

Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения».


Содержание программы 4 класса.

Тема 1.Азбука этики. Культура поведения и такт.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение .Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».

Тема 2.Культура общения. . Приветствия и знакомство.

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.

Тема 3.Моя малая Родина.

Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране.

Тема 4. Устав – основной закон школы.

Дать понятие «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поездка в краеведческий музей. Знакомство с историческими документами города и края.

Тема 5. Речевой этикет. Школьный этикет.

Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

Дать понятие «этикет в общественных местах», «этикет в столовой, «этикет на перемене», провести деловые игры «Мы в столовой», «Мы на перемене», «Мы в школе».

Тема 6. Чувство, настроение, характер человека. Поступки человека и его характер.

Дать понятие «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других.

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», сильные и слабые привычки, «поступок», роль поступка в формировании характера.

Тема 7. Нравственные отношения в коллективе.

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии.

Тема 8. Мода и школьная одежда.

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.

Тема 9. Нравственные отношения в семье.

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.


Список используемой литературы:

  1. Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1986.

  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.

  3. Блинов Б. По одежке встречают… М., 1974.

  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 1982.

  5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 1987.

  6. Бойко С. Сто за прелесть эти сказки. Ставрополь, 1982.

  7. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 1982

  8. Голуб И.Б.,Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1993

  9. Гоноболин Ф.М. Психология. М.,1973

  10. Горбовский А. Человек человеку. М., 1965

  11. Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.

  12. Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 1972

  13. Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1996.

  14. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.

  15. Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.

  16. Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994

  17. Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.

  18. Лихачева Л. Уроки этикета. Екаринбург, 1996

  19. Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. М., 1996

  20. Они И. Спасибо, пожайлуста, здравствуйте. Лениздат: Человек, 1991

  21. Петросова Р.А. Природоведение. М., 1999.

  22. Пилипов В. Так ли плох был Домострой. М., 1992.

  23. Сергеева Е. Где живут сказки? Спб., 1992

  24. Сергеева Е.Л. Путешествие в мир сказок. Спб., 1994

  25. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1979.

  26. Форманская Н.И. Вы сказали «здравствуйте». М., 1989.

  27. Хихачева Л. Школа этикета. Екаринбург, 1997.

  28. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика молодого человека. Ростов – на – Дону, 1985.

  29. Чудакова Н.В. Этикет от А до Я для детей и взрослых. М., 1999

  30. Азбука хорошего тона. Минск, 1994

  31. Врспитание культуры поведения учащихся. М., 1976

  32. Все об этике. Сборник. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1995

  33. Методические рекомендации к урокам этики для начальной школы. Краснодар, 1991.

  34. Нравоучения от священного писания. «Юности честного зерцало или показания к житейскому обхождению 1717 г.» Репринт. Изд. М., 1991.





Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
  • Начальные классы
Описание:

Программа основана:

          На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3

          Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8.

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2)способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                         

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и

вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

 

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

 

 

Автор Власова Любовь Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2105
Номер материала 34638
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓