Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности « Игра-путешествие Мой родной край »

Рабочая программа внеурочной деятельности « Игра-путешествие Мой родной край »

Управление образованием Ашинского муниципального района Челябинской области

филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 26 поселка Кропачево




УТВЕРЖДАЮ ____________

Валиева Г.Р.

Директор МОУСОШ № 1

поселка Кропачево

«___» _____________200___г.


Рассмотрено:

на заседании методического объединения

протокол №____

«___»_______________ 200___г.

Руководитель методического объединения

_________Гусева О.В.







Рабочая программа

внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

« Игра-путешествие Мой родной край »







Сроки освоения программы: 4 года

Объем учебного времени:

33 часа – 1 класс

34 часа – 2 класс

34 часа – 3 класс

34 часа – 4 класс


Режим занятий: 1 час в неделю









Учителя-разработчики:

Судомойкина Светлана Владимировна






Кропачево

2012г.


Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

  3. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.

  4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

6. Календарно-тематический план

* календарно-тематический план 1 класс

* календарно-тематический план 2 класс

* календарно-тематический план 3 класс

* календарно-тематический план 4 класс

7. Список литературы.








































Пояснительная записка

Преподавание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Игра-путешествие Мой родной край» осуществляется в соответствие с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

1.Закон РФ « Об образовании» ст. 32, п. 7

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089

3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства РФ от 24 декабря 2010г. №2080

4.Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управления образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011г. № 04-997

5.Учебный план филиала МКОУСОШ № 26 поселка Кропачево на 2012-2013 учебный год

6.Инструктивно-методическое письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»

7.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области

«О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. № 103/3404

8. Положение о рабочих программах учебных предметов филиала МКОУСОШ №26 П.Кропачево, утвержденный приказом №105/1от 31.08.11г.


Каждо­му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при­роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоя­щим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.

Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Актуальность курса в том, что историко-краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьника. Знание своих национальных культур­ных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-насто­ящему уважать и ценить общечелове­ческие этические и эстетические нор­мы. Изучение культуры предков фор­мирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость за свой край, стремле­ние стать патриотом России Воспита­ние национальной памяти предполага­ет формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, ува­жения к его историческому прошлому.

Новизна: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основные цели:

- воспитывать гражданское само­сознание через ознакомление с истори­ей своей семьи с историей, природой и культурой родного края и поселка.

- создать условия для духовно-цен­ностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

-воспитывать экологически грамотного поведения в природе -формировать интерес к проблеме « диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и межрегиональном пространстве.

-расширить представление о жизненной системе ценностей

Мониторинг освоения курса предполагает следующие формы контроля: творческие задания, тестирования, викторины, конкурсы, олимпиады, проектные работы, исследовательские работы, творческие работы.

Виды деятельности: познавательная, ценностно- ориентационная, коммуникативная, трудовая природоохранительная, художественно-эстетическая.

Методы: метод проектов, исследовательский метод, аналитическая и эвристическая беседа, наблюдения в природе, экскурсия, экологические сказки, интеллектуальные игры, учебные спектакли, целевые прогулки. ИКТ (видеофильмы, CD-диски, Ин­тернет содержит огромное количество иллюстративного материала - фото­графий, схем, карт, рисунков )


Основные задачи:

-способствовать осознанию нераз­рывной связи истории своей семьи с историей родного края с историей страны;

-формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родо­словной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов. Семейные традиции. - формирование личного отношения к дому как ценности и части культур­ного наследия;

- знакомить с картой области и Ашинского района, с городами и населен­ными пунктами области;

- расширять знания о природе, рас­тительном и животном мире края;

- знакомить с лекарственными рас­тениями и редкими видами животных и птиц, занесенных в Красную книгу Челябинской области;

- раскрыть уникальные и природ­ные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;

- показать важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненную необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохра­нения ее уникальности.

-пробудить эмоционально-ценност­ное отношение к культурному и при­родному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и обе­регающих это наследие;

- продолжать знакомить с народны­ми традициями и обычаями; создание условий для осознания своей принадлежности к националь­ной культуре и нераздельности нацио­нальных культур;

- расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны, знакомить с учеными - исследова­телями Челябинской области;

- расширять знания об истории род­ного поселка, областного города, его достопримечательнос­тях, улицах и площадях;

- формировать представление о при­родном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;

- осознание себя россиянином;

  • осознание неразрывной связи ис­тории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства. - способствовать выработке устой­чивого интереса к изучению истори­и, природы и культуры родного поселка, края.













Ценностные ориентации содержания курса внеурочной деятельности.

Курс призван активизировать знания учащихся о родном крае, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение.

Краеведение  в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы родного края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина  природных условий и жизни людей родного края, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу,  младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного края, поселка, познакомятся с устным народным творчеством родного края, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, народные песни обогатят знания младших школьников о родном крае.

Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал . Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.














































Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.


1 год обучения «Азбука моего края»


Введение
Что изучает краеведение.


Я и моя семья
Я – моя семья. Рассказ учащихся о себе, своей семье. Я и моя семья. Урок – игра. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Рисунок своей семьи.

Дом, в котором я живу
Дом, в котором я живу. Беседа с учащимися о доме. Что означает слово дом? Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира.
Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Моя улица.
Знакомство с понятием «улица», «адрес». Урок – экскурсия. О чем рассказывают улицы нашего села. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Практическое занятие – аппликация улицы.

Моя школа

Знакомство с историей своей школы. Урок-экскурсия по школе. Учителя и ученики – гордость школы. Мои родители учились в этой школе.
Рисунок своей школы, кабинета, учителя.

Мой класс
С Днем рождения, класс!

Моя малая Родина.
Название своего села, сколько лет родному селу.
Некоторые достопримечательности. своего села (обелиск, церковь, пруд) Гордость нашего села. Что дает село нашей стране
Будущее моего села. Составление рассказа, сочинение. Аппликация достопримечательностей своего села.


Природа нашего края
Что такое природа? Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир своего края. Экскурсия на пришкольный участок. Домашние животные – кто они?
Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе края.

Составление азбуки родного села
Что такое азбука родного края? Составление азбуки родного края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае».

2 год обучения «Мои корни»

Введение

1. Моя родословная

Понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родствен­ники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». 2. « Имя русское, простое, как яичко золотое»

Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. История возникновения имен и фамилий. Имя и Ангел –Хранитель. Именины 3. Моя семья Степени родства в семье. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные ре­ликвии. Фамильный герб, девиз семьи.

Профессии родителей. Любимые занятия бабушек и дедушек

4. Мой дом

Человек и его жилище. Русская изба. Внутреннее убранство русской избы.

Современные жилые дома. Дом, в котором я учусь. Школа ее традиции.

5. Мой поселок

Понятие поселок. В каком поселке, районе, стране ты живешь? Соседи нашего района. Название улиц рассказывают о прошлом. Путешествие по памятным местам нашего поселка и района.

6. Твои люди, поселок.

Боевые и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны. След войны в моей семье. Книга Памяти.

Ими гордится район.

7. Заключение



3 год обучения

«Природа и экология родного края»


1 Растительный мир нашего края

Растительный мир ( общее понятие»). Растения области. Видовой состав растений. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.


2 Птицы родного края

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.


3 Рыбы, обитающие в реках Иркутской области.

Рыбы. Обитатели озера Байкала. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыбных хозяйств.

4 Мир насекомых области.

Насекомые: виды, места обитания. Охрана полезных насекомых.

5 Звери, обитающие на территории области.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга)

6 Охрана природы родного края. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Работа «Зеленого патруля».

7 Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала.

Уникальность экологической системы озера Байкал. Флора и фауна. Эндемики. Постановления , законы об охране о.Байкал.

8 Экологическое состояние окружающей среды области

Загрязнение атмосферного воздуха. Вредное влияние на все живое и на здоровье человека. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.

9 Экологическая тропа.


4 год обучения

«Мой край: история, культура»

1. Прошлое и настоящее Челябинской области.

Челябинская земля в глубокой древности. Археологические памятники. Коренное население Челябинской области. Рождение Челябинской области.

Герб и флаг.

2. Топонимика. Путешествие по карте Челябинской области.

Название и объяснение географических названий. 3. Культура и искусство

Легенды, сказки, танцы, пес­ни местного населения. Народные промыслы.

Южноуральские художники

4. Памятники истории культуры нашего края. Архитектурные творения 17-20 в. В Челябинске и в старинных селах Челябинской области. Краеведческий музей Челябинской области и др.

5. Писатели нашего края детям Знакомство с творчеством писателей и поэтов нашего края.

6. Немного экономики. Чем богат наш край. Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны.

7. Челябинск-современный центр области. История род­ного города, его достопримечательнос­ти, улицы и площади, учебные заведения­ города. Связь истории и развития родного города с историей и развитием края и всего на­шего государства;

8. Байкал- объект Всемирного природного наследия. Уникальность природных ценностей Байкала. Важность охраны и бережного от­ношения к природе Байкала для жизни будущих поколений. 9. Заключение




































Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Личностные

Метапредметные

Предметные

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-цен­ностное отношение к семье, Родине, при­роде, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; ху­дожественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края; умение применять получен­ные знания в собственной деятель­ности;

в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление ис­пользовать свои умения для обустройства родного края.



умения видеть и воспринимать проявления художествен­ной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений ис­кусства;

активное использование языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружа­ющий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержа­нием;

формирование мотивации и умений организовывать са­мостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-про­дуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклас­сников.


в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сфор­мированность представлений о культуре и быте своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).










Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.

Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные пред­приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс­порта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се­ле;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис­кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.




























Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать/понимать

  • свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

  • основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении;

  • традиции своей школы;

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования;

  • основные достопримечательности родного города;

  • профессии жителей своего города (села, станицы и др.);

  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения;

характерные особенности разнообразия и красоты природы Южного Урала;

  • природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа;

  • название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Южного Урала;

  • название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Челябинской области;

  • особенности труда и быта южноуральцев;

  • сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Челябинской области»;

  • родственные связи в семье;

  • герб, флаг, гимн Челябинска;

  • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;

выдающихся деятелей искусств, культуры и др.;

Уметь

  • показывать на физической карте Челябинской области основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт;

  • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город,поселок и т.д.;

  • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

  • сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру родного края;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

- удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире родного края;

- промыслов и ремёсел родного края и т. д.














1 год обучения
«Азбука родного края»


Тема


Количество часов


теория


практика


экскурсии


всего


1.
Введение. Что такое краеведение?


1






1


2.
Я и моя семья.


1


1




2


3. Дом, в котором я живу.


1






1


4.
Моя улица.


1


1




2


5.
Моя школа.


3




1


4


6.
Мой класс.


1






1


7.
Моя малая Родина.


3


1




4


8.
Природа родного села.


5




1


6

9. Водоемы родного края

3

1

1

5

10. Животные родного края

2

1

1

4


9.
Составление азбуки родного края.


1


2




3


Всего


22


7


4


33

2 год обучения

«Мои корни»


п/п

Наименование темы

Количество часов всего теория практика

Введение

1

1

-

1

Моя родословная

3

1

2

2

« Имя русское, простое, как яичко золотое»

3

2

1

3

Моя семья

10

3

7

4

Мой дом

6

2

4

5

Мой поселок

5

2

3

6

Твои люди село

5

1

4

7

Заключение

1


1


Итого:

34

12

22


3 год обучения

«Природа и экология родного края»

hello_html_3999a14.gifп/п

Наименование темы

hello_html_m57219ed6.gifКоличество часов всего теория практика

Введение

1

1

-


1

Растительный мир нашего края

8

3

5


2

Птицы родного края

4

1

3


3

Рыбы, обитающие в реках Челябинской области

2

1

1


4

Мир насекомых области

2

1

1


5

Звери, обитающие на территории области

4

2

2


6

Охрана природы родного края. Заповедники, заказники.

2

1

1


7

Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала

4

2

2


8

Экологическое состояние окружающей среды области

5

2

3


9

Экологическая тропа

2


2



Итого:

34

14

20



4 год обучения

« Мой край: история, культура»

п/п

Наименование темы

Количество часов всего теория практика

1

Прошлое и настоящее Челябинской области

3

2

1

2

Топонимика. Путешествие по карте Челябинской области. Наш край на карте России.

4

2

2

3

Культура и искусство

5

2

3

4

Памятники истории культуры нашего края

1

1

-

5

Писатели нашего края детям

9

4

5

6

Немного экономики. Чем богат наш край.

1

1

-

7

Челябинск – современный центр области

6

3

3

8

Байкал- объект Всемирного природного наследия.

4

2

2

9

Заключение

1


1


Итого:

34

17

17










Календарно-тематический план


1 год обучения

«Азбука моего края»



Тема


Количество часов


теория


практика


экскурсии


всего


1.
Введение. Что такое краеведение?


1






1


2.
Я и моя семья.


1


1




2


3. Дом, в котором я живу.


1






1


4.
Моя улица.


1


1




2


5.
Моя школа.


3




1


4


6.
Мой класс.


1






1


7.
Моя малая Родина.


3


1




4


8.
Природа родного села.


5




1


6

9. Водоемы родного края

3

1

1

5

10. Животные родного края

2

1

1

4


9.
Составление азбуки родного края.


1


2




3


Всего


22


7


4


33



















2 год обучения

«Мои корни»

Название темы

Количество часов

Всего часов



теория

практика



Вводное занятие. Экскурсия в краеведческий музей


1

1

Моя родословная. Генеалогия. «Кто я? Где живу?»

1

2

3

« Имя русское, простое, как яичко золотое» Я и мое имя.

1

1

2

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии?

1


1

Моя семья. Мои родители, бабушки и дедушки и т.д. Кто, кому и кем в семье доводится.

Фамильный герб и девиз.

1

1

2

Проект «Профессии моих родителей»


2

2

Любимые занятия бабушек и дедушек. Оформление выставки «Ба­бушкина кукла».


1

1

2

Проект « Моя любимая игрушка»


2

2

Праздник « Мой род - моя крепость»


1

1

« Дом держат крепкие венцы» Дом, в котором я живу.


1

1

2

Проект « Какие бывают дома"



3

3

Дом, в котором я учусь; традиции школы


1


1

Мой поселок Кропачево.


1


1

«Улицы поселка рассказывают»;

Путешествие по плану-схеме поселка. Игра «Где эта улица? Где этот дом?»



1

1

Путешествие по памят­ным местам нашего поселка и района.


2

2

Населенные пункты Ашинского района;

Соседи нашего района.

1


1

Боевые и трудовые подвиги южноуральцев в годы ВОВ.

След войны в моей семье.

Книга Памяти.

1

2

3

Экскурсия в краеведческий музей.


1

1

Экскурсия в музей. Выставка «Ими гордится район»


1

1

Праздник « Для меня же Россия - это ты мой край родной.»


1

1

Итого:

12

22

34



3 год обучения

«Природа и экология родного края»



Название темы

Название темы

Количество часов

Всего часов



теория

практика



Вводное занятие: Природа и мы..

Правила поведения в природе.

1

-

1

Растительный мир нашего края) Растения нашей области

Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев на осно­ве собранного материала)

1

2

3

Леса родного края.

Акция « Посади дерево» (озеленение, уход за парками)

1

1

2

Комнатные растения; Разведение. Уход за ними. Проект « Комнатные растения»


1

2

3

Птицы родного края.

Зимующие птицы: подкормка, и наблюдение. Изготовление кормушек, скворечников.

Проект «Перелетные птицы»

1

3

4

Рыбы, обитающие в реках области. Экскурсия к реке Бердяш. Акция «Чистый берег»

1

1

2


Мир насекомых области. Энтомологическая коллекция

1

1

2

Звери, обитающие на территории области.

1

1

2

Роль животных в жизни человека. Все о домашних животных.

Викторина « Знаешь ли ты животных?»

1

1

2

Охрана природы родного края. Охраняемые природные территории(заповедники, заказники и т.д.)

1

1

2

Охрана о.Байкал.

Экологическая система о.Байкал.

Эндемики.

Информационный проект.

2

2

4

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области.

Влияние человека на окр. среду

1

1

2

Ознакомление с природой ближайшего окружения.

Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.


1

2

3


Экологическая тропа.


2

2

Итого:

14

20

34





4 год обучения

« Мой край: история, культура»

Название темы

Название темы

Количество часов

Всего часов



теория

практика


Южноуральская земля в глубокой древности. Начало Челябинской губернии.

1

-

1


Коренное население земли Уральской.

1


1


Рождение Челябинской области.

Герб и флаг.

1


1


Топонимика.

Путешествие по карте Челябинской области.


2

2

4

Культура и искусство Народные промыслы .

Южноуральские художники

1

1

2

Легенды, сказки, танцы, пес­ни местного населения


1

2

3

Памятники истории Челябинской области


1


1

Южноуральские писатели детям.


1

2

3

Уральские сказы Бажова П.П.


1

2

3

Наши знаменитые земляки

1


.1

Проект

«Поэты родного края.»

1

1

2

Немного экономики. Чем богат наш край.

1

-

1

Челябинск - современный центр области.


1

1

2

Заочное путешествие по музеям г.Челябинска.

Фотовыставка

1

1

2

Откройте для себя прекрасный мир путешествий.Города Челябинской области.


2

2

Байкал-объект Всемирного наследия

Озеро Байкал в легендах и былях. Проект «Байкал»

2

2

4

Заключение Праздник « Мой край родной»



1

1

Итого:

17

17

34











Список литературы.


  1. Бажов П.П. Голубая змейка. Сказы — М.: Современник,1991.

  2. Верзяков Н.В., Черноземцев В.А. У Таганай-горы: история в историях и картинках. - Челябинск: ЮУКИ,1990.

  3. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Рабочая тетрадь 3-4 кл. - Челябинск: ЮУКИ, 1999

  4. Егоров В.К. Родной край. - Челябинск: Дом печати, 1999.

  5. Кирин Ф.Я. Природа Челябинской области. - Челябинск:ЮУКИ, 1973.

  6. Лысенко А.С. Географическое краеведение. - Челябинск:ЮУКИ, 1969.

  7. Опорный край державы. - М.: Советская Россия, 1982.

  8. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для уч.нач. кл. - М.: Просвещение,1998.

  9. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 3(4) класса начальной школы/ Под ред. Зверева И.Д. - М.: Просвещение,1997.

  10. Познай свой край. Челябинская обл. Краткий географический справочник / Сост. Гитис М.С. Сказки из старинной шкатулки: сказки и легенды. - Челябинск: ЮУКИ, 1980.

  11. Природа родного края (Методические рекомендации для учителей начальных классов)/ Сост. Григорьева Е.В. - Челябинск: Дом печати,1997.

  12. Тырычева Л.А. Наш край. Учебное пособие. - Миасс: Геотур,1996.

13. Экологический марафон «Люби и изучай родной Уральский край»: Краеведческая игра для младших школьников// Сост. Григорьева Е.В., Трушникова А.З. - Челябинск: ЧГПУ, 1996.










































































Рабочая программа внеурочной деятельности « Игра-путешествие Мой родной край »
  • Начальные классы
Описание:

         Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  принципах  развивающего  обучения,  предполагающего  формирование  у  школьников  умений  самостоятельно  мыслить,  анализировать,  обобщать,  устанавливать  причинно-следственные  связи.

 

         Актуальность  курса  в  том,  что  историко-краеведческий  компонент  является  важнейшим  средством  формирования  духовно-нравственной  сферы   школьника. Знание своих национальных культур­ных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-насто­ящему уважать и ценить общечелове­ческие этические и эстетические нор­мы. Изучение культуры предков фор­мирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость  за свой  край, стремле­ние стать патриотом России Воспита­ние национальной памяти предполага­ет формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, ува­жения к его историческому прошлому.

Автор Судомойкина Светлана Владимировна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2504
Номер материала 1633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓