Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир оригами»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир оригами»

20


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ИЗОПЛИТ

КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ



Согласовано Утверждаю

На заседании МС школы Приказ от _____ 2013 г.

__________ 2013 г. директор школы

Протокол №______ от ______ __________________

Председатель МС Шлякова М. Н.

_____________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая

(тип программы)


«Волшебный мир оригами»

(наименование)


4 года

(срок реализации программы)


711 лет

(возраст обучающихся)
















Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки.

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Срок реализации программы 4 года. Работа рассчитана на 135 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения - 33 часа, 2 год обучения – 34 часа, 3 год обучения -34 часа, 4 год обучения – 34 часа.

Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  • Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.

  • Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.

  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.

  • Формировать представление об эстетических идеалах.

Методы обучения и формы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах.

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.



































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий в студии «Оригами» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности;

- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

- знания основных моральных норм поведения;

- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего мести.

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- ориентация на оценку результатов собственной деятельности;

- умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков собственных и своих одноклассников;

- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.

У ученика будут сформированы:

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

- осознание своей ответственности за общее дело;

- ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- уважение к культурным традициям своего народа;

- представление о себе как гражданине России;

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- понимание чувств окружающих людей;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения.

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своего «Я» как гражданина России;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- знания основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

‐‐ познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

представление о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Ученик получит возможность для формирования:

первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

понимания значения предметно-практической деятельности в собственной жизни;

ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о себе как гражданине России;

уважения к культурным традициям

своей страны, своего народа;

готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

понимания чувств одноклассников и учителей.

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

сопереживания другим людям;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознания себя как гражданина России;

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;

адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Ученик научится:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять констатирующий контроль по результату под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях;

адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по её завершению.

Познавательные УУД





Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.


Ученик научится:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе;

строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик научится:

осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях;

владеть общим приёмом решения задач;

работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

умению смыслового восприятия познавательных текстов;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать на основе выделения сущностной связи;

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;

воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;

обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;

подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

основам смыслового восприятия познавательных текстов;

выделять существенную информацию из познавательных текстов;

на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Ученик получит возможность научиться:

строить небольшие сообщения в устной форме;

выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- описывать по определённому алгоритму объект наблюдения.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

делать выписки из используемых источников информации.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

понимать важность коллективной работы;

контролировать свои действия при совместной работе;

допускать существование различных точек зрения;

договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

Ученик научится:

договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания;

контролировать действия партнёров в совместной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения;

проявлять инициативу в коллективных работах.

Ученик научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

контролировать действия партнёра;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

- следить за действиями других участников совместной деятельности;

- принимать другое мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



















Способы фиксации результатов


• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».


Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»


I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.





























Тематический план

1 год обучения

(33 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1


1

2.

Квадрат- основная фигура оригами

1

3

4

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»


3

3

7.

Базовая форма «Конверт»


3

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Впереди - лето!


2

2

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3


ИТОГО:

7

26

33





































2 год обучения

(34 часа)






п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1

1

2

2.

Простые базовые формы оригами


2

2

3.

Осенние композиции


2

2

4.

Базовая форма «Треугольник»


3

3

5.

Базовая форма «Воздушный змей»


2

2

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»


2

2

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»


3

3

8.

Базовая форма «Конверт»


3

3

9.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

3

4

10.

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

11.

Поздравительная открытка к празднику 8 марта


3

3

12.

Итоговое занятие

1

1

2

13.

Оформление выставочных работ


2

2


ИТОГО:

4

30

34



















3 год обучения

(34 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1


1

2.

Диагностика обученности учащихся


1

1

3.

Чудесные превращения бумажного листа


5

5

4.

Модульное оригами

1

4

5

5.

Оригами на праздничном столе

1

5

6

6.

Валентинки из оригами


1

1

7.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта


3

3

8.

Оригами - почта!


3

3

9.

Базовая форма «Дом»


2

2

10.

Впереди – лето!


3

3

11.

Итоговое занятие

1

1

2

12.

Оформление выставочных работ


2

2


ИТОГО:

4

30

34























4 год обучения

(34 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия.

1

1

2

2.

Оригами в Интернете

1

2

3

3.

Изделия из складки


4

4

4.

Базовая форма «Катамаран»

1

4

5

5.

Новогодние украшения


4

4

6.

Базовая форма «Птица»


4

4

7.

Цветы и вазы оригами


4

4

8.

Базовая форма «Лягушка»


2

2

9.

Творческие работы


2

2

10.

Итоговое занятие

1

1

2

11.

Оформление выставочных работ


2

2


ИТОГО:

4

30

34















Содержание программы

1 класс (33 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Знакомство с оригами


1 ч.

Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.

Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.




Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

2

Квадрат – основная форма оригами

4 ч.

Знакомство с понятием «базовые формы».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.


Познавательные

- знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- самоопределение;

3

Базовая форма:
«Треугольник»


5 ч.

Стилизованный цветок.

Лисёнок и собачка.

Яхта и пароход.

Стаканчик.

Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».









Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

4

Базовая форма:
«Воздушный змей»

5 ч.

Кролик и щенок.

Курочка и петушок.

Сова.

Сказочные птицы.

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

5

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

3 ч.

Рыбка и бабочка.

Головастик и жук.

Лилия.

6

Базовая форма:
«Двойной квадрат»

3 ч.

Жаба.

Яхта.

Композиция «Островок в пруду».

7

Базовая форма «Конверт»

3 ч.

Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

8

Цветы к празднику 8 Марта

3 ч.

8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;



Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9

Летние композиции

2 ч.

Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

10

Впереди – лето!

2 ч.

Парусный кораблик.

Соревнования «Гонки на столе».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

10

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

2 ч.

Подведение итогов работы за год.

Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.



Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;









Содержание программы

2 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Вводные занятия

2 ч.

Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.

Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».



Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

2

Простые базовые формы оригами

3 ч.

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.


Познавательные

- знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

3

Осенние композиции

2 ч.

Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.

Оформление композиций.





16

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

4

Базовая форма:
«Треугольник»



3 ч.

Домик с крыльцом, домик с трубой.

Домик с верандами. Деревья и травы.

12

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

17

- волевая саморегуляция;

5

Базовая форма:
«Воздушный змей»

2 ч.

Лебеди (2 способа).

Утка с утёнком.




6

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

2 ч.

Тропическая рыбка.

Отделка модели.




7

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

3 ч.

Золотая рыбка.

Краб.

Композиция «Аквариум».



8

Базовая форма:

«Конверт»

2 ч.

Рыбка-бабочка.

Водоросли и камешки.

Оформление аквариума.



9

Базовая форма:

«Рыба»

4 ч.

Царевна-Лебедь.

Пингвин (2 способа).

Композиция «Пингвины на льду».



10

Базовая форма:

«Дверь»

4 ч.

Мышь и поросёнок.

Бурёнка.

Композиция «В деревне».



11

Поздравительная открытка к празднику 8 Марта

3 ч.

Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

12

Итоговые занятия.

Оформление выставочных работ

2 ч.



Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».

Подведение итогов работы за год.

Выставка моделей, изготовленных в течение года.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;





18

18

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Вводное занятие

2 ч.

История развития искусства оригами.

Входная диагностика.




Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

2

Чудесные превращения бумажного листа

5 ч.

Закладки.

Коробки.

Изготовление и оформление подарков.

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

3

Модульное оригами

5 ч.

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Познавательные

- формулирование познавательной цели

19

- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

4.

Оригами на праздничном столе

5 ч.

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.



Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

20

- прогнозирование;

5.

Валентинки из оригами

1 ч.

Изготовление валентинок.

6.

Цветы к празднику 8 Марта

3 ч.

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

7.

Оригами – почта

3 ч.

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).

8.

Базовая форма «Дом»

2 ч.

Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9.

Впереди – лето!

3 ч.

Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

10.

Итоговое занятие

2 ч.

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- оценка;

Личностные

- самоопределение;

11.

Оформление выставочных работ

2 ч.

Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».















21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Вводное занятие

2 ч.

Беседа по охране труда.

Входная диагностика обученности.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- смыслоопределение;

- смыслообразование;

Коммуникативные

-постановка вопросов;

Регулятивные

- контроль и оценка;

2.

Оригами в Интернете

3 ч.

http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

3.

Изделия из складки

4 ч.

Гвоздика. Роза.

Цветок в уголок. Декоративная композиция.

Китайская ваза.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

22

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

4.

Базовая форма «Катамаран»

5 ч.

Знакомство с базовой формой «Катамаран».

Модульное оригами.

Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

5.

Новогодние украшения

4 ч.

Звезда из 8 модулей.

Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

Познавательные

- моделирование;

- анализ, синтез, классификация;

- знаково-символические;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

23

- прогнозирование;

6.

Базовая форма «Птица»

4 ч.

Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.

Ваза «Два журавля».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

7.

Цветы и вазы оригами

4 ч.

Игольчатая астра. Космея.

Крокус с листом.

Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

8.

Базовая форма «Лягушка»

2 ч.

Знакомство с базовой формой «Лягушка».

Складывание объемного цветка ирис.

9.

Творческие работы

2 ч.

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

10.

Итоговое занятие

2 ч.

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

Анализ работ.

Познавательные

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждений;

24

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные

- оценка и коррекция;

Личностные

- самоопределение;

- смыслообразование.

11.

Оформление выставочных работ

2 ч.

Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.






Методическое обеспечение программы


Литература

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей

и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996


Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами


  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • магнитофон;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • компьютер;

  • сканер;

  • принтер;

Экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике

Оборудование класса:

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

пробковые стенды для вывешивания иллюстративного материала;

подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Специфическое оборудование:

- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:



Линейки

Треугольники

Бумага для оригами

Простые карандаши

Цветные карандаши

Ластики

Фломастеры

Трафареты с кругами

Клеенки

Ножницы

Клей ПВА

Кисточки для клея

Бумажные салфетки




































20


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир оригами»
  • Начальные классы
Описание:

Программа кружка «Волшебный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

 

Автор Алексеева Надежда Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2788
Номер материала 42661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓