Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Учитель начальных классов

Клинова Лариса Михайловна

МБОУ «СОШ №73», г. Рязань


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В отличие от уже существующей программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), данная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе.

Новизна данной программы в том, что она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия оригами повышают уровень развития интеллектуальных способностей детей, улучшают восприятие, воображение и пространственное мышление. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир оригами, проявить и реализовать свои творческие способности. В процессе занятий у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно.

Создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, математике.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая. В 1-х классах 33 часа, во 2 - 4-х классах 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

Цель:

Формирование интеллектуального и эстетического развития младших школьников, повышение эффективности их обучения в начальной школе и развитие творческого мышления посредством различных приемов работы с бумагой в технике оригами и оформления сюжетно-тематических композиций.
Задачи:

Обучающие

- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

- Обучение различным приемам работы с бумагой.

- Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие

- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные

- Воспитание интереса к искусству оригами.

- Расширение коммуникативных способностей детей.

- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Основополагающие принципы

Личностный – готовность к самостоятельной деятельности при выполнении работ в технике оригами, развитие самодеятельности.

Принцип природосообразности – учет психологических особенностей детей 7-11 лет. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал несёт и развивает основную тему курса.

Принцип творчества – формирование творческого, образного и логического мышления через работу с бумагой в технике оригами.

Принцип преемственности и перспективности - формирование готовности к дальнейшему обучению и реализация межпредметных связей с технологией, изобразительным искусством, окружающим миром, музыкой, математикой.

Принцип ориентации на успех - в процессе обучения создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы творческая деятельность приносила ребенку радость; исключить прямое принуждение; предоставлять возможность детям реализовывать себя в положительной деятельности.

Принцип наглядности - учащимся легче запомнить материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Принцип обязательного учёта знаний - фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самостоятельной работы.
Формы и методы реализации программы

В процессе обучения используются различные формы занятий:
- традиционные, комбинированные и практические занятия;

- лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ выполнения работы педагогом, работа по образцу и др.)
-
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой – организация работы в группах;
-
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты реализации программы в целом

В результате обучения данной программе учащиеся

Будут иметь:

  • представление об искусстве оригами;

  • уважительное отношение к труду;

  • стремление к самовыражению коммуникативными средствами;

  • культуру труда, общения и конструктивность взаимодействия со сверстниками;

  • навыки работы в коллективе;

  • художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности.

Будут знать:

  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • различные приемы работы с бумагой;

  • приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы);

  • простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.

Будут уметь:

  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • готовить материалы для творческой выставки;

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

  • использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей и других изделий.

Способы фиксации результатов
• Проведение диагностики обученности учащихся
в начале, середине и конце года.
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ и индивидуальных творческих альбомов.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районных и городских выставках.

Способы предъявления и объяснения материала

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги Афонькина С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол» и т.д.
На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни».

Учебно-тематический план

1 год обучения




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы


1

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

4.

Знакомство с оригами

2

-

2

5.

Базовая форма «Треугольник»

1

1

2

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

1

2

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

1

2

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

1

2

9.

Базовая форма «Конверт»

1

1

2

10

Базовая форма «Блинчик»

1

1

2

11.

Социальная практика

-

4

4

12.

Сюжетно-тематические композиции

1

4

5

13.

Итоговое занятие

-

1

1

14.

Оформление выставочных работ

-

4

4


ИТОГО:

10

23

33

Содержание программы

1 год обучения (33 часа)

Формирование группы

Организационные вопросы. План работы кружка, цели и задачи занятий.
Беседа по охране труда

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Инструктаж по технике безопасности.

Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.

Знакомство с историей оригами

История возникновения оригами. История появления бумаги. Виды бумаги, используемые в оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Знакомство с условными знаками.
Базовые формы:

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания базовых форм. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания.

Практическая часть.Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

«Треугольник»

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния», перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Изготовлять простейшие модели, используя базовую форму «треугольник».

«Воздушный змей»

Знакомство с новой базовой формой «воздушный змей». Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей, соединять их в определённой последовательности, выполняя объёмную аппликацию.
«Двойной треугольник»

Знакомство с новой базовой формой «двойной треугольник». Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму, складывать различные модели.

«Двойной квадрат»

Познакомить детей с новой базовой формой «двойной квадрат» и моделями, при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умения называть и находить углы.

«Конверт»

Знакомство с новой базовой формой «конверт». Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям и чтением инструкционной карты. Используя изученную базовую форму, складывать простейшие модели.

«Блинчик»

Знакомство с новой базовой формой «блинчик». Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом: согнуть квадрат по диагонали и сложить все четыре угла к центру. Используя новую базовую форму, научить складывать различные простейшие фигурки.

Социальная практика
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций на поздравительных открытках.
Составление индивидуальных цветочных композиций на основе изученных простых базовых форм.

Изготовление парусного кораблика. Соревнования «Гонки на столе».

Сюжетно-тематические композиции

Общие сведения о композиции. Правила соединения отдельных деталей, крепления к основе. Принципы выделение сюжетно-композиционного центра. Знакомство с перспективой.

Практическая часть.

Оформление сюжетно-тематических коллективных работ из индивидуально выполненных фигурок.
Итоговое занятие

Практическое занятие «Чему мы научились за год».

Итоговая выставка работ. Подведение итогов.




Оформление выставочных работ

Оформление выставок работ учащихся. Оформление индивидуальных творческих альбомов детей.

Предполагаемый результат работы 1-го года обучения

Будут знать:

  • правила поведения на занятиях оригами;

  • правила пользования материалами и инструментами;

  • термины, принятые в оригами;

  • условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания.

Будут уметь:

  • делать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа);

  • делать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения;

  • вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг;

  • складывать изделия на основе простых базовых форм;

  • оформлять композиции с полученными изделиями;

  • организовывать свое рабочее место;

  • рационально использовать необходимые материалы;

  • аккуратно выполнять работу

Учебно-тематический план

2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

4.

Сюжетно-тематические композиции

-

4

4

5.

Базовая форма «Треугольник»

-

3

3

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

-

2

2

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

-

2

2

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

-

2

2

9.

Базовая форма «Конверт»

-

2

2

10.

Базовая форма «Рыба»

1

2

3

11.

Базовая форма «Дверь»

1

2

3

12.

Социальная практика

-

2

2

13.

Итоговое занятие

-

1

1

14.

Оформление выставочных работ

-

5

5


ИТОГО:

4

30

34

Содержание программы

2 год обучения (34 часа)

Вводное занятие
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда

Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.

Сюжетно-тематические композиции

Повторение общих сведений о композиции. Правила соединения отдельных деталей, крепления к основе. Принципы выделение сюжетно-композиционного центра. Оформление сюжетно-тематических коллективных работ из индивидуально выполненных фигурок.

Базовые формы:

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

«Треугольник»

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы «треугольник». Складывание более сложных изделий на основе изученной базовой формы (работа со схемами).

Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) .

«Воздушный змей»

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы «воздушный змей». Складывание более сложных изделий на основе изученной базовой формы (работа со схемами).

Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

«Двойной треугольник»

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы «двойной треугольник». Складывание более сложных изделий на основе изученной базовой формы (работа со схемами).

Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

«Двойной квадрат»

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы «двойной квадрат». Складывание более сложных изделий на основе изученной базовой формы (работа со схемами).

Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
«Конверт»

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы «квадрат». Складывание более сложных изделий на основе изученной базовой формы (работа со схемами).

Оформление индивидуальных композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

«Рыба»

Изучение новой базовой формы «рыба». Работа с инструкционными картами и схемами. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы. Складывание изделия на основе этой формы.

Оформление индивидуальных композиций из полученных изделий.

«Дверь»

Изучение новой базовой формы «дверь». Работа с инструкционными картами и схемами. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовой формы. Складывание изделия на основе этой формы.

Оформление индивидуальных композиций из полученных изделий.

Социальная практика

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций на поздравительных открытках.
Итоговое занятие
Итоговая выставка работ учащихся. Награждение победителей. Подведение итогов.

Оформление выставочных работ

Оформление тематических выставок. Оформление индивидуальных творческих альбомов детей. Подготовка к участию в конкурсах.



Предполагаемый результат работы 2-го года обучения

Будут знать:

  • базовые формы складывания «воздушный змей», «рыба», «дверь»;

  • схемы складывания базовых форм;

  • условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания;

  • различные приемы работы с бумагой, такие, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.



Будут уметь

  • делать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт»;

  • делать изделие по инструкционной карте;

  • вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду;

  • оформлять тематические композиции с полученными изделиями;

  • оформлять индивидуальные творческие альбомы;

  • организовывать свое рабочее место;

  • рационально использовать необходимые материалы;

  • аккуратно выполнять работу.

Учебно-тематический план

3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

4.

Сюжетно-тематические композиции

-

3

3

5.

Чудесные превращения бумажного листа

1

3

4

6.

Модульное оригами

1

3

4

7.

Оригами на праздничном столе

1

4

5

8.

Социальная практика

-

3

3

9.

Оригами - почта

1

2

3

10.

Базовая форма «Дом»

1

2

3

11.

Итоговое занятие

-

1

1

12.

Оформление выставочных работ

-

3

3

 

ИТОГО:

6

28

34

Содержание программы

3 год обучения (34 часа)

Вводное занятие

История развития искусства оригами.
Беседа по охране труда

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления поделок.

Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.

Сюжетно-тематические композиции

Повторение правил соединения отдельных деталей, крепления к основе. Принципы выделение сюжетно-композиционного центра. Оформление сюжетно-тематических коллективных работ из индивидуально выполненных фигурок.

Чудесные превращения бумажного листа

Оригами – полезное в быту искусство.

Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами

Знакомство с модульным оригами. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей, в основе которых лежит квадрат.

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей.

Оригами на праздничном столе

Правила этикета. Складывание и оформление приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Социальная практика
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы и вазы для цветов.

Оригами – почта

История создания художественного складывания писем.

Складывание различных видов конвертов для писем.

Написание поздравительных писем своим друзьям.
Базовая форма «Дом»

Знакомство с базовой формой «Дом». Изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

Итоговое занятие

Итоговая выставка работ учащихся. Награждение победителей.

Подведение итогов.

Оформление выставочных работ

Оформление тематических выставок и индивидуальных творческих альбомов детей.

Предполагаемый результат работы 3-го года обучения

Будут знать:

  • базовые формы складывания «дом», «оригами-почта», модульное оригами;

  • схемы складывания базовых форм;

  • основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;

  • условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания.

Будут уметь:

  • делать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба»;

  • делать несложное изделие по схеме;

  • вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.









Учебно-тематический план

4 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Беседа по охране труда

1

-

1

2.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

3.

Оригами в Интернете

3

-

3

4.

Сюжетно-тематические композиции

-

2

2

5.

Изделия из складки

1

2

3

6.

Базовая форма «Катамаран»

1

2

3

7.

Модульное оригами. Кусудама.

1

3

4

8.

Базовая форма «Птица»

1

4

5

9.

Пальчиковые фигурки

1

4

5

10.

Базовая форма «Лягушка»

1

1

2

11.

Оформление выставочных работ

-

2

2

12.

Итоговое занятие

-

1

1


ИТОГО:

10

24

34



Содержание программы

4 год обучения (34 часа)

Беседа по охране труда

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления поделок.

Диагностика обученности учащихся

Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.

Оригами в Интернете

http://www.origami-school.narod.ru – сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Сюжетно-тематические композиции

Легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление цветочных композиций. Повторение правил соединения отдельных деталей, крепления к основе. Принципы выделение сюжетно-композиционного центра. Оформление сюжетно-тематических коллективных работ из индивидуально выполненных фигурок.
Изделия из складки

Двойная складка «молния» внутрь, двойная складка «молния» наружу. Цветок в уголок. Декоративная композиция из цветов. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран»

Повторение базовых форм «дверь», «блинчик».

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).

Модульное оригами. Кусудама.

Что такое модульные изделия. Классическая кусудама.

Закладки. Орнамент из модулей.

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица»
Знакомство с базовой формой «Птица». Работа с инструкционными картами и схемами. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание изделий на ее основе. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).

Пальчиковые фигурки

Изготовление пальчиковых фигурок животных. Составление и зарисовка схем фигурок на основе базовых форм. Составление сюжетных композиций. Разыгрывание театральных представлений с пальчиковыми фигурками.

Базовая форма «Лягушка»

Знакомство с базовой формой «Лягушка». Работа с инструкционными картами и схемами. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание объемного цветка ирис. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).

Оформление выставочных работ
Композиция «Букет цветов».

Объемная композиция «Мой волшебный мир оригами».
Итоговое занятие
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

Предполагаемый результат работы 4-го года обучения

Будут знать:

  • базовые формы «катамаран», «лягушка», «птица»;

  • простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

  • схемы складывания базовых форм;

  • условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания.

Будут уметь:

  • делать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка»;

  • рисовать схему сборки несложного изделия;

  • работать с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

  • вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру;

  • оформлять объёмные тематические композиции;

  • организовывать свое рабочее место;

  • рационально использовать необходимые материалы;

  • аккуратно выполнять работу.

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами

1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.




Рабочая программа внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

 

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
    Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

     Новизна данной программы в том, что она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. 

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 284
Номер материала 19530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓