Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочная деятельность "Волшебная палитра" 1,3 классы

Рабочая программа внеурочная деятельность "Волшебная палитра" 1,3 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковылкинская средняя общеобразовательная школа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочная деятельность

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА

1,3 классы

Составитель: Широкова Т.Л.


I. Пояснительная записка

Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности – важнейшая задача современной отечественной педагогики. Решение её должно начинаться в детстве. Одним из наиболее эффективных средств для этого является изобразительная деятельность. Данная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств. Создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. В понимании детского изобразительного творчества и в походе к его развитию, при всем многообразии существующих точек зрения, можно выделить два основных направления. Сторонники первого считают, что источником творчества детей являются внутренние импульсы, их желание передать свои мысли и настроение, на основании чего делают вывод: нельзя вторгаться в творческий процесс, мешая тем самым свободному самовыражению ребенка, и не надо учить его способам изображения, которые он якобы найдет сам. Приверженцы второго направления исходят из понимания потребности в изобразительном творчестве как стремлении отразить полученные от окружающей жизни впечатление в соответствующих реальной действительности формах, а для этого необходимо помочь ребенку овладеть основами изобразительной грамоты.

Современная общеобразовательная школа не располагает воз­можностями в полной мере удовлетворить потребности учащихся в занятиях изобразительной деятельностью. Специализированные же программы, позволяющие обеспечить крепкую базу для развития творческого потенциала ребенка, ориентированы, как правило, на осо­бо одаренных детей. Программа «Волшебная палитра» направлена на углубленное изучение основ художественной культуры и дает возможность де­тям, независимо от степени их одаренности, достичь относительно высокого уровня художественной подготовки при условии прояв­ления ими устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Программа ориентирована на младший школьный возраст и реализует художественно-эстетическое направление в рамках внеуроч­ной деятельности в условиях апробации ФГОС второго поколения. Отличие программы связано с организацией учебного процесса. Курс обучения рассчитан на три года. Причем для каждого из них пре­дусмотрены конкретные задания, ориентированные на определенную возрастную категорию учащихся: 1 год - 7 - 8 лет, 2 год -- 8 - 9 лет, 3 год - 9 - 10 лет. В то же время эти задания имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми детьми в едином коллективе, разновозрастном по составу.

Каждый из годов обучения предусматривает постепенное рас­ширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей, степенью ос­воения ими основ изобразительной грамоты, сформированности практических умений и навыков. И хотя приоритет отдается твор­ческой работе детей, программа обеспечивает связь истории и со­временности, знакомство с лучшими образцами классической и со­временной живописи.

Оптимальная наполняемость группы для занятий· 20 че­ловек. Допустимы незначительные изменения количественного со­става группы, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличе­ния, но не более трех человек.

Второе отличие носит принципиальный характер и связано с выбором художественных материалов для занятий. Данная программа не предусматривает использования широкого их спектра. Ограниченность средств вырабатывает ценное умение добиваться наибольшего результата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение.

Среди живописных материалов предпочтение отдается гуаши. В ряду водяных красок она занимает центральное место, и с точки зре­ния перспективы быстрого овладения другой техникой лучшего мате­риала в качестве пилотного трудно себе представить. А возможность исправления допущенных неточностей и ошибок дает гуаши несо­мненное преимущество перед традиционно используемой в учебных целях акварелью. Учитывая ориентацию программы, в ее структуре сохранено деление на разделы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», отве­чающие принятым в художественных учебных заведениях основ­ным видам учебной работы. Подобное деление носит условный ха­рактер, так как все виды работ тесно связаны между собой и в каж­дом из них присутствуют элементы другого.

В разделы «Рисунок» и «Живопись» включены задания по ри­сованию с натуры в жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел «Компо­зиция» состоит из заданий по рисованию на темы природы и окру­жающей жизни, иллюстрирования сюжетов литературных произве­дений, композиций на исторические темы, декоративной работы. Данные задания выполняются по памяти и по представлению. Значительное место в программе отведено изображению при­роды, ее объектов и явлений - пейзажу. Это продиктовано влияни­ем мира природы на духовное развитие личности. Воздействуя на эмоции ребенка совершенством формы, разнообразным и (в зави­симости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает у него эстетические чувства и желание отражать ее явления в своем творчестве.

Помимо практической деятельности, занятия по рисунку, жи­вописи и композиции включают в себя беседы об искусстве, посе­щение художественных музеев, картинных галерей, призванное со­действовать всестороннему развитию личности каждого учащегося, обогащению его духовного мира.

Программа поможет решить следующий ряд задач:



1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.



2. Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.



3. Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

В результате прохождения полного курса по данной програм­ме дети должны: - знать виды и жанры изобразительного искусства, их отличитель­ные признаки и средства художественной выразительности; - иметь представление об основных художественных стилях и на­правлениях в искусстве; - знать произведения отдельных представителей национальной и зарубежных художественных школ и уметь их анализировать; - уметь подмечать в окружающей жизни интересные пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе; - сознательно пользоваться композиционными возможностями изображения, учитывая их взаимосвязи: выбор мотива и формата листа, трактовку предметов и пространства, ясное выделение ритмически выразительных элементов композиции и четкое вы­явление ее основной цветотональной структуры (колорита), вос­приятие цветовых отношений с учетом системы декоративного решения в целом, передачу «настроения» мотива;

- уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкрети­зации замысла, сохранять и выявлять в длительной работе най­денную в эскизе систему организации основных элементов изо­бражения, понимать необходимость эскизной работы; - уметь добиваться полноты передачи предметно-пространствен­ных свойств мотива, применяя элементы перспективы, конст­руктивное построение, моделирование форм светотенью, цвето­вые отношения и т.д.; - уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаружи­вать в ней недостатки и добиваться их устранения.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;



- понимание чувств других людей, сопереживание им.



2.Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.



3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.



4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.



На реализацию программы отводится по 1 часу в неделю в каждом классе (1 класс- 30 часов, в 3 классе – 33 часа в год).


Содержание

Данный раздел включает содержание занятий первого, второго и третьего годов обучения по единой теме (как обозначено в пояснительной записке).

1-й год

Вводное занятие

Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.

Рисунок.

Основы рисунка. Натюрморт

Рисунок - основа языка изобразительного искусства. Понятие о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства. Материалы и техника рисунка (линия, штрих, тон и гра­дация тона, линия в пространстве). Принципы конструктивного по­строения формы. Перспектива окружности, квадрата, куба.

l-й год

Задание 1. Упражнения на овладение способами передачи объема предметов различной геометрической формы. Исполь­зование разнообразия линий и штрихов, приведение их в опреде­ленную систему при передаче объема.

Задание 2. Групповая постановка из геометрических тел.

Размещение элементов натюрморта на плоскости листа. Вырази­тельность композиции. Соблюдение пропорций внутри каждого предмета и по отношению друг к другу. Тщательное построение овалов. При передаче объема (начальная стадия светотеневого мо­делирования) следить за переломами формы. Особое внимание об­ращать на постановку кисти руки и всей фигуры.

Материалы: бумага, графитный карандаш.

Зрительный ряд: Микеланджело «Мужской обнаженный торс», Энгр «Николло Паганини», В. Серов «Портрет балерины Т.П. Карса­виной», И. Репин «На Невском проспекте», учебные рисунки из ме­тодического фонда студии.

Зрительный ряд: Ф. Васильев «Ствол старого дуба», «Камни на бе­регу Волги», «Сети», И. Билибин «Прованс. Сосны на берегу», «Крым. Старый можжевельник», И. Левитан. Эскиз картины «У омута»).

Рисование с натуры объектов и картин природы. Пейзаж.

Отражение закономерностей многообразных форм природы графическими средствами. Основные принципы и методы работы на пленэре.

1-й год

Задание 1. Краткосрочные рисунки отдельных элементов пейзажа (деревьев, трав, камней, построек и т.п.). Передача строе­ния и характера объектов изображения. Пропорции и силуэт. Соот­ношение деталей между собой и их «звучание» в листе. Вырази­тельность линии и штриха.

Задание 2. Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством. Выбор мотива и « кадра» изображения. Обобщен­ная передача характера основных пятен и масс по форме и тону.

Материалы: бумага, графитовый или цветные карандаши.

Живопись

Основы акварельной живописи. Натюрморт

Живопись акварелью. Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике и материалах.

l-й год

Задание 1. Упражнения на овладение приемами и способа­ми работы акварельными красками. Приемы работы по сухой и увлажненной бумаге. Освоение технических навыков работы с ма­териалами и инструментом.

Задание 2. Маленький натюрморт на широком свободном фоне. Выразительность композиции. Активное использование разно­образия цветовых оттенков в живописи однообразных поверхностей.

Материалы: бумага, графитный карандаш акварель. Зрительный ряд: акварели К. Брюллова, А. Остроумовой­ Лебедевой, А. Фонвизина, Е. Спрингиса; учебные работы из методи­ческого фонда студии.

Живопись на пленэре

Акварель в пейзажной живописи. Этюд с натуры. Простран­ство, цвет, воздушная перспектива как важнейшие средства худо­жественной выразительности пейзажа. Понятие о законченности.

l-й год

Задание. Пейзажный мотив с ограниченным по глубине пространством. Выбор «кадра» изображения. Размещение эле­ментов пейзажа в пространстве листа. Передача основных отноше­ний в цвете и по силе тона. Использование различных приемов и способов работы акварелью.

Материалы: бумага, карандаш, акварель.

Зрительный ряд: А. Иванов «Итальянский пейзаж», И. Билибин «Корнвалийский этюд», А. Остроумова-Лебедева «Пруд в Павлов­ске», Н. Волков «У пруда. Литвиново».

Правила и красота повседневной жизни

Реализм в искусстве. Правда жизни и правда искусства. Про­цесс создания станкового произведения.

Задание. Составление композиции на основе летних впе­чатлений. Выбор сюжета. Поиски оптимального композиционного решения. Разработка окончательного варианта эскиза в карандаше. Тщательная прорисовка отдельных деталей и узлов композиции. Колористическое решение эскиза. Работа над оригиналом композиции в цвете (первоначальное обобщение, отработка отдельных час­тей и мелких деталей, завершающее обобщение).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: В. Иванов. Эскизы, наброски и зарисовки, этюды к картинам.

Русский пейзаж. Разновидности пейзажного жанра (героиче­ский, романтический, лирический). Национальная, художественная школа пейзажа и ее ярчайшие представители.

Задание 1. Выполнение пейзажной композиции на темы осенней npироды

Варианты тем (по годам обучения)

1-й год. Уголок парка (фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством).

Задание 2. Пейзажная композиция на темы зимней приро­ды. Передача образа зимней природы, состояния и «настроения» мотива с предварительной разработкой эскиза.

Варианты тем (по годам обучения):

l-й год. Зимнее утро.

Задание З. Составление пейзажной композиции на темы весенней природы. Разработка композиционного решения в эс­кизе. Передача основных планов. Передача настроения мотива. Варианты тем (по годам обучения):

1-й год. Еще в полях белеет снег ... (по мотивам стихотворений о весне).

Задание 4. Пейзаж родной земли. Разработка изобразительного решения композиции в эскизе. Размещение элементов пейзажа в пространстве листа. Цельность изобразительного решении, един­ство состояния и образа.

Варианты тем (по годам обучения)

l-й год. Уголок России (лирический пейзаж).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный рад: пейзажи А Саврасова, И. Левитана, А Куинджи, В. Поленова, И. Остроухова, АРылова, С. Герасимова, А. Грицая.

Литературный ряд: стихи и фрагменты поэтических произве­дений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский - «Времена года». Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагменты). с.в. Рахманинов - отрывки из музыкальных произведений. Песни и романсы русских композиторов.

Портрет

Искусство портрета. Разновидности портретного жанра. Порт­рет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Решение в эскизе соотношений формата, силуэта и фона. Пере­дача пропорций и характера. «Конструкция» головы. Тщательная моделировка формы. Детальная про работка аксессуаров. Общая гармония изобразительного решения.

1·Й год. Задание. Мужской (женский) портрет (погрудное изображение).

Зрительный ряд: таблица «Пропорции головы человека», портреты Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ф. Гойи, И. Репина, В. Се­рова.

Архитектурная фантазия

Искусство архитектуры. Архитектурные стили. Язык архи­тектуры (композиция, ритм, масштаб, свет и тень). Москва как уни­кальный памятник европейского и русского зодчества.

Задание. Выполнение декоративной композиции. Составле­ние рабочего эскиза. Ритм, силуэт, пропорции. Гармония цветовых отношений. Простота и цельность изобразительного решения. Со­блюдение последовательности в работе.

Варианты тем (по годам обучения) 1-й год. Сказочный замок.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: Парфенон, мавзолей Тадж-Махал, собор Нотр­Дам в Реймсе, церковь Покрова на Нерли, собор Василия Блаженно­го, церковь Вознесения в Коломенском, дворец Национального кон­гресса в Бразилии.

Музыкальный ряд: сочинения для органа И.-С. Баха. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, рисунки архитектурных памятников и сооружений).

Композиции

Рисуем вместе (праздничное оформление клуба к Новому году)

Монументальная живопись. Разновидности монументаль­ной живописи (роспись, мозаика, графитто, витраж). Материалы и способы их применения.

Задание 1. Создание декоративного панно на тему «Зимняя сказка». Составление рабочего эскиза. Выполнение линейного ри­сунка в окончательном размере. Завершение работы в цвете.

Задание 2. Декоративная роспись на стекле (имитация витража). Создание рабочих групп по 2 - 3 человека. Выбор наи­более удачного варианта и составление на его основе рабочего эс­киза. Выполнение росписи.

Материалы: бумага (листовая или рулонная), карандащ гуашь. Зрительный ряд: произведения монументальной живописи, иллюстрации к сказкам, новогодние открытки.

Литературный ряд: отрывки из классических произведений детской сказочной литературы.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений П.И, Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала, знакомство с оформлением станции метро «Добрынинская».

«Дела давно минувших дней…»

Историческая тема в живописи. Творчество В.И. Сурикова и В.М. Васнецова. Процесс работы над исторической картиной.

1-й год. Задание. Изображение фигуры витязя или русской красавицы на фоне исторического пейзажа.

Выбор сюжета. Поиски различных вариантов композиционного решения в форэскизах. Составление рабочего эскиза. Размещение дей­ствующих лиц в рисунке с учетом общих закономерностей строения фигуры человека, пространства и перспективы. В процессе работы над композицией следить за исторической достоверностью деталей кос­тюма, утвари, построек. Декоративность изобразительного решения.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Пропорции фигуры человека»; В.

Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»; В. Васне­цов: «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половца­ми», «Витязь на pacJ1'YТbe», «Каменный век»; П. Корин: «Александр Невский» (триптих).

. Музыкальный ряд: А. Бородин. Вторая симфония (<<Богатыр­ская»), фрагменты оперы «Князь Игорь»; С. Прокофьев. Музыка к к/ф «Александр Невский».

Аппликация

Декоративно-прикладное искусство. Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Материалы и техника аппли­кации. Основные закономерности в построении декоративно­плоскостных композиций. Золотое сечение.

1-й год. Задание. Многослойная бумажная аппликация на тему «Цирк».

Выбор мотива. Составление рабочего эскиза на основе стилизации форм объектов изображения и.с учетом знаний в области цветоведения (цветовой круг). Подготовка мозаичного набора (детали композиции). Выполнение работы или её фрагмента в материале.

Материалы: бумага различных цветов и оттенков, картон, фольга на бумажной основе и другие подсобные материалы; каран­даш, нож-резец (ножницы), клей резиновый, акварель, измеритель­ный инструмент (циркуль, линейка).

Зрительный ряд: изделия декоративно-прикладного искусства в технике аппликации, учебные работы из методического фонда студии.

Волшебные страницы

Художник и книга. Понятие об иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И. Билибина.

Задание. Иллюстрирование классических проuзведенuй детской литературы (по выбору учащихся).

Выбор литературного произведения. Использование различ­ных сюжетов. Составление окончательного варианта эскиза. Коло­ристическое решение эскиза с последующей проработкой этого ре­шения в окончательном размере.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина, русским народным сказкам.

Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Рус­лан и Людмила», «Сказка О золотом петушке».

Музыкальный ряд: М. Глинка. Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»; музыка Н. Рим­ского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского.

Самостоятельная работа: изучение текста литературного произведения; сбор иллюстративного материала по теме, включая зарисовки архитектурных сооружений, деталей одежды и предме­тов быта.

Образ и цвет

Цвет - основа искусства живописи. Основные характери­стики цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность). Взаимодопол­нительные цвета. Контраст и отношения цветов. Воздушная пер­спектива.

Задание. Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления:

l-й год _ утро, вечер, ночь; Образное восприятие явления и передача собственных ощущении цветом (без рисунка) с предварительной разработкой изобразительного решения в эскизах. Статика и динамика. Ритм цветовых пятен и линий. Уравновешенность и цельность каждой композиции в отдельности, единство изобразительного решения триптиха в целом. Материалы: бумага, акварель или гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», К. Фридрих «Горный пейзаж», живописные произведения К. Малевича и В.Кандиского, образцы творческих работ учащихся студии из методического фонда.

Музыкальный ряд: музыка Л. Бетховена, А. Скрябина, С. Рахманинова.

Свободная тема

Искусство и время. Художник и зритель.

Задание. Сюжетно-тематическая или декоративная ком­позиция по замыслу учащихся (итоговая работа года).

Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере. Использование знаний, умений и навыков, полученных в результа­те прохождения курса обучения.

Материалы: по выбору учащихся.

Зрительный ряд: живописные произведения К. Брюллова, П. Пикассо, С. Дали.

Итоговое занятие.

Подготовка и проведение итоговой выставки

Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.

.

I . Методическое обеспечение пpoгpaммы

1. Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы .все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива.

В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и «настроения» мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригиналь­ности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение при­дается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и про работки изобразительного решения. Все задания выполняются в опреде­ленной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением ра­боты в материале. Некоторые задания связаны с коллективным творчеством, где в процессе совместной работы по оформлению клуба к Новому году создается теплая дружеская атмосфера, в кото­рой каждый ребенок чувствует себя уверенно, активно действует, с радостью учится новым приемам рисования; у детей развивается художественный вкус, способность к анализу и самооценке.

Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале заня­тий и сопровождаются демонстрацией произведений отечествен­ного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искус­стве могут посвящаться и отдельные занятия. Развитию эстетических чувств учащихся, наряду с беседами об изобразительном ис­кусстве, помогает поэзия (литературный ряд) и музыка: песни, ро­мансы, симфонические и другие музыкальные произведения (му­зыкальный ряд). Так, например, рисование на темы природы реко­мендуется сочетать с демонстрацией картин-пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, В. Поленова; чтением стихов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и прослушиванием «Времен года» П. Чайковского, песен и романсов русских композиторов. Подобный эмоциональный фон способствует нравственному преображению детей, развитию у них образного восприятия и творческого отно­шения к труду.

2: Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитовый и цветные каран­даши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

Бумага служит основой для всех видов графических и живо­писных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бума­га бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и дли­тельного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использо­ванию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисоваль­ной и чертежной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверх­ностыо удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой по­верхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.

Графитный карандаш - наиболее распространенный мате­риал для рисунка. Он хорошо держится на 'бумаге и легко поддается стиранию. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью - живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши «Кохинор» от Н до 2В или «Конст­руктор» от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры-­степень этой силы (Н и Т - твердый, В и М - мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твердости или мягкости, так как твердые «царапают» бумагу, а использование очень мягких может привести к затертости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.


Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль ­раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом мате­риале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жесткую пас­тель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложится на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и легкими, что создает возможность разнообра­зить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрывать­ся цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Ис­пользуя качества цветного карандаша и разнообразные техниче­ские приемы, можно найти путь к выразительному, живому рисун­ку, к интересной композиции.

Гуашевые краски являются основным живописным материа­лом для работы по данной про грамме. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при рабо­те в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональ­ных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами - мягкие оттенки самых нежных и изы­сканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми краска­ми связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. По­этому нужен определенный навык, для того чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.

Акварель, как и гуашь,- водяная краска, и главное ее достоин­ство - прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свой­ством акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.

Существуют определенные требования к качеству акварели.

Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного произ­водства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художест­венных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стра­не, но и за рубежом.

Кисти для работы водяными красками используют в основ­ном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ни­ми применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготов­ленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновре­менно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии долж­ны иметь заостренный конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламы­вается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.

Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения боль­ших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче со­хранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.

Палитра служит для механического смешения красок В качест­ве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы бе­лого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользо­ваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, по­беленным с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бу­магой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, осо­бенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей «па­литры» попадает в краску, лишает ее прозрачности и загрязняет всю живопись.

Работа с красками требует тщательной и серьезной подготов­ки. Так поступают художники-профессионалы, и начинающий свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольностей или поблажек Для человека, который любит свое дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удо­вольствие.



3 год

Вводное занятие

Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.

Рисунок.

Основы рисунка. Натюрморт

Рисунок - основа языка изобразительного искусства. Понятие о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства. Материалы и техника рисунка (линия, штрих, тон и гра­дация тона, линия в пространстве). Принципы конструктивного по­строения формы. Перспектива окружности, квадрата, куба.

З-й год

Задание. Длительная работа над натюрмортом из предметов разной формы и фактуры. Проработка в эскизе компози­ции натюрморта, схематическое решение тональной системы орга­низации листа. Передача пространственных планов, объема и ха­рактера поверхности предметов. Тоновая цельность листа.

Материалы: бумага, графитный карандаш.

Зрительный ряд: Микеланджело «Мужской обнаженный торс», Энгр «Николло Паганини», В. Серов «Портрет балерины т.п. Карса­виной», И. Репин «На Невском проспекте», учебные рисунки из ме­тодического фонда студии.

Зрительный ряд: Ф. Васильев «Ствол старого дуба», «Камни на бе­регу Волги», «Сети», И. Билибин «Прованс. Сосны на берегу», «Крым. Старый можжевельник», И. Левитан. Эскиз картины «У омута)).

Рисование с натуры объектов и картин природы. Пейзаж.

Отражение закономерностей многообразных форм природы графическими средствами. Основные принципы и методы работы на пленэре.

Зой год

Задание. Рисунок сложного пейзажного мотива. Выбор мо­тива и точки зрения на него. Быстрое решение эскиза. Передача ха­рактерных особенностей изображаемых объектов в световоздуш­ной среде. Тщательная проработка переднего плана. Цельность ри­сунка.

Материалы: бумага, графитовый или цветные карандаши.

Живопись

Основы акварельной живописи. Натюрморт

Живопись акварелью. Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике и материалах.

З-й год

Задание. Длительная работа над сложным натюрмор­том. Решение в эскизе соотношений формата, предметов и фона. Тщательная цветовая моделировка объектов изображения, выяв­ление планов. «Касание» контуров, предметов и фона. Колористиче­ское единство.

Материалы: бумага, графитный карандаш акварель. Зрительный ряд: акварели К. Брюллова, А. Остроумовой­ Лебедевой, А. Фонвизина, Е. Спрингиса; учебные работы из методи­ческого фонда студии.

Живопись на пленэре

Акварель в пейзажной живописи. Этюд с натуры. Простран­ство, цвет, воздушная перспектива как важнейшие средства худо­жественной выразительности пейзажа. Понятие о законченности.

З-й год

Задание. Этюд сложного пейзажного мотива. Выбор моти­ва. Подготовка рисунка под этюд. Использование разнообразия вы­разительных средств акварели в трактовке форм и фактуры объек­тов изображения. Передача «настроения», мотива.

Материалы: бумага, карандаш, акварель.

Зрительный ряд: А. Иванов «Итальянский пейзаж», И. Билибин «Корнвалийский этюд», А. Остроумова-Лебедева «Пруд в Павлов­ске», Н. Волков «У пруда. Литвиново».

Правила и красота повседневной жизни

Реализм в искусстве. Правда жизни и правда искусства. Про­цесс создания станкового произведения.

Задание. Составление композиции на основе летних впе­чатлений. Выбор сюжета. Поиски оптимального композиционного решения. Разработка окончательного варианта эскиза в карандаше. Тщательная прорисовка отдельных деталей и узлов композиции. Колористическое решение эскиза. Работа над оригиналом ком поз и­I\ИИ в цвете (первоначальное обобщение, отработка отдельных час­тей и мелких деталей, завершающее обобщение).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: В. Иванов. Эскизы, наброски и зарисовки, этюды к картинам.

Русский пейзаж. Разновидности пейзажного жанра (героиче­ский, романтический, лирический). Национальная, художественная школа пейзажа и ее ярчайшие представители.

Задание 1. Выполнение пейзажной композиции на темы осенней npироды

Варианты тем (по годам обучения)

З-й год. Прощальная краса (сложный пейзажный мотив). Гра­фическое решение композиции в эскизе с учетом предварительной работы. Детальная проработка линейного рисунка оригинала ком­позиции. Решение эскиза в цвете. Работа над пейзажем в оконча­тельном размере.

Задание 2. Пейзажная композиция на темы зимней приро­ды. Передача образа зимней природы, состояния и «настроения» мотива с предварительной разработкой эскиза.

Варианты тем (по годам обучения):

З-й год. Зимний вечер.

Задание З. Составление пейзажной композиции на темы весенней природы. Разработка композиционного решения в эс­кизе. Передача основных планов. Передача настроения мотива. Варианты тем (по годам обучения):

З-й год. Пора цветения (сложный пейзажный мотив).

Задание 4. Пейзаж родной земли. Разработка изобразительного решения композиции в эскизе. Размещение элементов пейзажа в пространстве листа. Цельность изобразительного решении, един­ство состояния и образа.

Варианты тем (по годам обучения)

з·й год. Той ты, Русь моя родная •.. (героико-эпический пей­заж).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный рад: пейзажи А Саврасова, И. Левитана, А Куинджи, В. Поленова, И. Остроухова, АРылова, С. Герасимова, А. Грицая.

Литературный ряд: стихи и фрагменты поэтических произве­дений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский - «Времена года». Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагменты). с.в. Рахманинов - отрывки из музыкальных произведений. Песни и романсы русских композиторов.

Портрет

Искусство портрета. Разновидности портретного жанра. Порт­рет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Решение в эскизе соотношений формата, силуэта и фона. Пере­дача пропорций и характера. «Конструкция» головы. Тщательная моделировка формы. Детальная про работка аксессуаров. Общая гармония изобразительного решения.

Зой год. Задание. Автопортрет (рисование с натуры). Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Пропорции головы человека», портреты Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ф. Гойи, И. Репина, В. Се­рова.

Архитектурная фантазия

Искусство архитектуры. Архитектурные стили. Язык архи­тектуры (композиция, ритм, масштаб, свет и тень). Москва как уни­кальный памятник европейского и русского зодчества.

Задание. Выполнение декоративной композиции. Составле­ние рабочего эскиза. Ритм, силуэт, пропорции. Гармония цветовых отношений. Простота и цельность изобразительного решения. Со­блюдение последовательности в работе.

Варианты тем (по годам обучения)

Зой год. Москва златоглавая. Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: Парфенон, мавзолей Тадж-Махал, собор Нотр­Дам в Реймсе, церковь Покрова на Нерли, собор Василия Блаженно­го, церковь Вознесения в Коломенском, дворец Национального кон­гресса в Бразилии.

Музыкальный ряд: сочинения для органа И.-С. Баха. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, рисунки архитектурных памятников и сооружений).

Композиции

Рисуем вместе (праздничное оформление клуба к Новому году)

Монументальная живопись. Разновидности монументаль­ной живописи (роспись, мозаика, графитто, витраж). Материалы и способы их применения.

Задание 1. Создание декоративного панно на тему «Зимняя сказка». Составление рабочего эскиза. Выполнение линейного ри­сунка в окончательном размере. Завершение работы в цвете.

Задание 2. Декоративная роспись на стекле (имитация витража). Создание рабочих групп по 2 - 3 человека. Выбор наи­более удачного варианта и составление на его основе рабочего эс­киза. Выполнение росписи.

Материалы: бумага (листовая или рулонная), карандаш гуашь.

Зрительный ряд: произведения монументальной живописи, иллюстрации к сказкам, новогодние открытки.

Литературный ряд: отрывки из классических произведений детской сказочной литературы.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений П.И, Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала, знакомство с оформлением станции метро «Добрынинская».

Историческая тема в живописи. Творчество В.И. Сурикова и В.М. Васнецова. Процесс работы над исторической картиной.

. З-й год. Задание. Сюжетная композиция на темы русской или мировой истории.

Выбор сюжета. Поиски различных вариантов композиционного решения в форэскизах. Составление рабочего эскиза. Размещение дей­ствующих лиц в рисунке с учетом общих закономерностей строения фигуры человека, пространства и перспективы. В процессе работы над композицией следить за исторической достоверностью деталей кос­тюма, утвари, построек. Декоративность изобразительного решения.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Пропорции фигуры человека»; В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»; В. Васне­цов: «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половца­ми», «Витязь на pacJ1'YТbe», «Каменный век»; П. Корин: «Александр Невский» (триптих).

. Музыкальный ряд: А. Бородин. Вторая симфония (<<Богатыр­ская»), фрагменты оперы «Князь Игорь»; С. Прокофьев. Музыка к к/ф «Александр Невский».

риале.

Материалы: бумага различных цветов и оттенков, картон, фольга на бумажной основе и другие подсобные материалы; каран­даш, нож-резец (ножницы), клей резиновый, акварель, измеритель­ный инструмент (циркуль, линейка).

Зрительный ряд: изделия декоративно-прикладного искусства в технике аппликации, учебные работы из методического фонда студии.

Аппликация

Декоративно-прикладное искусство. Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Материалы и техника аппли­кации. Основные закономерности в построении декоративно-плоскостной композиций. Золотое сечение.

З-й год. Задание. Коллаж из подсобных 'материалов (эскиз театрального занавеса).

Выбор мотива. Составление рабочего эскиза на основе стили­Jаl\ИИ форм объектов изображения и.с учетом знаний в области

Волшебные страницы

Художник и книга. Понятие об иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И. Билибина.

Задание. Иллюстрирование классических проuзведенuй детской литературы (по выбору учащихCji).

Выбор литературного произведения. Использование различ­ных сюжетов. Составление окончательного варианта эскиза. Коло­ристическое решение эскиза с последующей проработкой этого ре­шения в окончательном размере.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина, русским народным сказкам.

Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Рус­лан и Людмила», «Сказка О золотом петушке».

Музыкальный ряд: М. Глинка. Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»; музыка Н. Рим­ского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского.

Самостоятельная работа: изучение текста литературного произведения; сбор иллюстративного материала по теме, включая зарисовки архитектурных сооружений, деталей одежды и предме­тов быта.

Образ и цвет

Цвет - основа искусства живописи. Основные характери­стики цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность). Взаимодопол­нительные цвета. Контраст и отношения цветов. Воздушная пер­спектива. Задание. Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления:

З-й год - легкая грусть, хорошее настроение, бурная радость.

Образное восприятие явления и передача собственных ощущении цветом (без рисунка) с предварительной разработкой изобразительного решения в эскизах. Статика и динамика. Ритм цветовых пятен и линий. Уравновешенность и цельность каждой композиции в отдельности, единство изобразительного решения триптиха в целом. Материалы: бумага, акварель или гуашь Зрительный ряд: ,таблица «Цветовой круг», К. Фридрих «Горный пейзаж», живописные произведения К. Малевича и В.Кандинского, образцы творческих работ учащихся студии из методического фонда.

Музыкальный ряд: музыка Л. Бетховена, А. Скрябина, С. Рахманинова

Свободная тема

Искусство и время. Художник и зритель.

Задание. Сюжетно-тематическая или декоративная ком­позиция по замыслу учащихся (итоговая работа года).

Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере. Использование знаний, умений и навыков, полученных в результа­те прохождения курса обучения.

Материалы: по выбору учащихся.

Зрительный ряд: живописные произведения К. Брюллова, П. Пикассо, С. Дали.

Итоговое занятие.

Подготовка и проведение итоговой выставки

Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.



I . Методическое обеспечение пpoгpaммы

1. Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы .все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива. В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и «настроения» мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригиналь­ности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение при­дается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и про работки изобразительного решения. Все задания выполняются в опреде­ленной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением ра­боты в материале. Некоторые задания связаны с коллективным творчеством, где в процессе совместной работы по оформлению клуба к Новому году создается теплая дружеская атмосфера, в кото­рой каждый ребенок чувствует себя уверенно, активно действует, с радостью учится новым приемам рисования; у детей развивается художественный вкус, способность к анализу и самооценке.

Беседы об искусстве про водятся, как правило, в начале заня­тий и сопровождаются демонстрацией произведений отечествен­ного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искус­стве могут посвящаться и отдельные занятия. Развитию эстетических чувств учащихся, наряду с беседами об изобразительном ис­кусстве, помогает поэзия (литературный ряд) и музыка: песни, ро­мансы, симфонические и другие музыкальные произведения (му­зыкальный ряд). Так, например, рисование на темы~ природы реко­мендуется сочетать с демонстрацией картин-пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, В. Поленова; чтением стихов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и прослушиванием «Времен года» П. Чайковского, песен и романсов русских композиторов. Подобный эмоциональный фон способствует нравственному преображению детей, развитию у них образного восприятия и творческого отно­шения к труду.

2: Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитовый и цветные каран­даши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

Бумага служит основой для всех видов графических и живо­писных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бума­га бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и дли­тельного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использо­ванию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисоваль­ной и чертежной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверх­ностыо удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой по­верхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.

Графитный карандаш - наиболее распространенный мате­риал для рисунка. Он хорошо держится на 'бумаге и легко поддается стиранию. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью - живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши «Кохинор» от Н до 2В или «Конст­руктор» от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры-­степень этой силы (Н и Т - твердый, В и М - мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твердости или мягкости, так как твердые «царапают» бумагу, а использование очень мягких может привести к затертости рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.


Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль ­раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в Э1"ОМ мате­риале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жесткую пас­тель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложится на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и легкими, что создает возможность разнообра­зить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрывать­ся цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Ис­пользуя качества цветного карандаша и разнообразные техниче­ские приемы, можно найти путь к выразительному, живому рисун­ку, к интересной композиции.

Гуашевые краски являются основным живописным материа­лом для работы по данной про грамме. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при рабо­те в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональ­ных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами - мягкие оттенки самых нежных и изы­сканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми краска­ми связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. По­этому нужен определенный навык, для того чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.

Акварель, как и гуашь,- водяная краска, и главное ее достоин­ство - прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свой­ством акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.

Существуют определенные требования к качеству акварели.

Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного произ­водства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художест­венных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стра­не, но и за рубежом.

Кисти для работы водяными красками используют в основ­ном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ни­ми применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготов­ленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновре­менно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии долж­ны иметь заостренный конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламы­вается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.

Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения боль­ших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче со­хранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.

Палитра служит для механического смешения красок В качест­ве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы бе­лого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользо­ваться белой глазурованной плиткой или прозрачным оргстеклом, по­беленным с обратной стороны или с наклеенной на обороте белой бу­магой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, осо­бенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей «па­литры» попадает в краску, лишает ее прозрачности и загрязняет всю живопись.

Работа с красками требует тщательной и серьезной подготов­ки. Так поступают художники-профессионалы, и начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольностей или поблажек Для человека, который любит свое дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удо­вольствие.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС


Раздел (вид работы)

Темы

Количество часов

Дата



Вводное занятие

1


1

Рисунок

Основы рисунка. Натюрморт.

1



Рисование с натуры объектов и картин природы.

1




2

Живопись

Основы акварельной живописи.

1


Живопись на пленэре.

1


Правда и красота повседневной живописи.

1


Составление композиции на основе летних впечатлений.

1


Поиск оптимального композиционного решения.

1


Зарисовки на основе летних впечатлений.

1


Мир природы. Разновидности пейзажного жанра.

1


Выполнение пейзажной композиции на тему осенней природы.

1


Уголок парка. Наброски. Тщательная прорисовка отдельных деталей композиции.

1


Разновидности портретного жанра. «Конструкция» головы.

1


Мужской портрет (погрудное изображение). Передача пропорций и характера.

1


Женский портрет (погрудное изображение). Передача пропорций и характера.

1


Архитектурные стили. Язык архитектуры.

1




Сказочного замок. Составление рабочего эскиза

1



3

Композиция

Разновидности монументальной живописи.

1


Создание декоративного панно на тему «Зимний пейзаж»

1


Поздравительная открытка «23 февраля». Аппликация

1


Декоративная роспись на стекле(имитация витража).

1


Поздравительная открытка «8 марта». Аппликация.

1


«Дела давно минувших дней…» Историческая тема в живописи.

1


Изображение фигуры витязя.

1


Изображение фигуры русской красавицы.

1


Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Материалы и техника аппликации.

1


Многослойная аппликация на тему «Цирк»

1


Коллективная работа. Деревенский натюрморт в технике мозаики.

1


Коллективная работа. Деревенский натюрморт в технике мозаики. Выполнение работы.

1


.Понятие об иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И.Билибина.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


Раздел (вид работы)

Темы

Количество часов

Дата



Вводное занятие

1


1

Рисунок

Основы рисунка. Натюрморт.

1



Рисование с натуры объектов и картин природы.

1




2

Живопись

Основы акварельной живописи.

1


Живопись на пленэре.

1


Правда и красота повседневной живописи.

1


Составление композиции на основе летних впечатлений.

1


Поиск оптимального композиционного решения.

1


Зарисовки на основе летних впечатлений.

1


Мир природы. Разновидности пейзажного жанра.

1


Выполнение пейзажной композиции на тему осенней природы.

1


Уголок парка. Наброски. Тщательная прорисовка отдельных деталей композиции.

1


Разновидности портретного жанра. «Конструкция» головы.

1


Мужской портрет (погрудное изображение). Передача пропорций и характера.

1


Женский портрет (погрудное изображение). Передача пропорций и характера.

1


Архитектурные стили. Язык архитектуры.

1




Сказочного замок. Составление рабочего эскиза

1



3

Композиция

Разновидности монументальной живописи.

1


Создание декоративного панно на тему «Зимний пейзаж»

1


Поздравительная открытка «23 февраля». Аппликация

1


Декоративная роспись на стекле(имитация витража).

1


Поздравительная открытка «8 марта». Аппликация.

1


«Дела давно минувших дней…» Историческая тема в живописи.

1


Изображение фигуры витязя.

1


Изображение фигуры русской красавицы.

1


Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Материалы и техника аппликации.

1


Многослойная аппликация на тему «Цирк»

1


Коллективная работа. Деревенский натюрморт в технике мозаики.

1


Коллективная работа. Деревенский натюрморт в технике мозаики. Выполнение работы.

1


.Понятие об иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И.Билибина.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1




Иллюстрирование русских народных сказок.

1

21.05









Литература

  1. Алехин АД. Изобразительное искусство: Художник. Педагог.

Школа. - М.: Просвещение, 1984.

  1. Алехин АД. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. - М.: Владос, 1994.

  1. Воловик АФ. Человечек на стене. - М.: Детская литература, 1973.

  2. Волынский Л.Н. Страницы каменной летописи. - М.: Молодая гвардия, 1967.

  3. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и докумен­тов / Сост. Г.Г. Виноградова. - М .: Просвещение, 1990.

.6. Кирилло А А Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971.

  1. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.

  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981.

  3. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольни­ков и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней ШКОлЫ. / Под ред. В.с. Кузина. - М.: Просвещение, 1974.

  4. Учебный рисунок: Учебное пособие / Под ред. ВА Королёва. ­М.: Изобразительное искусство, 1981.

  5. Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учебное пособие. ­М.: Изобразительное искусство, 1986.

  6. Школа изобразительного искусства. Вып. 5: Учебное пособие. ­М.: Изобразительное искусство, 1




Рабочая программа внеурочная деятельность "Волшебная палитра" 1,3 классы
  • Начальные классы
Описание:

 Рабочая программа

внеурочная деятельность

"Волшебная палитра"

Составитель Широкова Т.Л.

Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности – важнейшая задача современной отечественной педагогики. Решение её должно начинаться в детстве. Одним из наиболее эффективных средств для этого является изобразительная деятельность.                                                                           Данная деятельность оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств. 

 

Автор Широкова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 29547
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓