Главная / Другое / Рабочая программа учебной дисциплины "Основы делового общения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы делового общения"


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курганский промышленный техникум»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИя


для специальностей СПО



























2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальностей среднего профессионального образования (вариативная часть)



Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский промышленный техникум»


Разработчик:

Томе Ю.В., преподаватель ГБПОУ КПТ


Рассмотрено на заседании МО преподавателей общеобразовательного цикла

протокол № 1 от 25.09.2013г.































© ГБПОУ КПТ

© Томе Ю.В.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы делового общения


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальностей среднего профессионального образования (вариативная часть)


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- использовать свой потенциал в профессиональной деятельности на основе анализа индивидуально- типологических особенностей личности;

- эффективно общаться и находить общий язык с коллегами, руководством, потребителями;

- устанавливать контакт и гибко реагировать на возникшую проблему в процессе делового общения;

- разрешать конфликтные ситуации;

- соблюдать этикетные нормы поведения;

-применять на практике рекомендации специалистов в области имиджелогии;

- публично выступать перед аудиторией;

- организовывать проведение деловой беседы;

- применять на практике правила телефонного этикета

знать:

- о психологических основах делового общения и его значении в профессиональной деятельности;

- об индивидуальных особенностях личности и их влиянии на эффективность делового общения;

- о вербальных и невербальных средствах общения;

- технику общения и правила слушания;

- правила установления деловых контактов;

- методику ведения деловой беседы и правила аргументации;

- о структуре конфликтов и правилах поведения в конфликтных ситуациях;

- природу стресса и пути снижения его уровня;

- о деловом этикете служебных отношений и культуре поведения;

- приемы эффективного общения по телефону;

- требования к внешнему облику деловой женщины и делового мужчины

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 41 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

41

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:


теоретические занятия

14

практические занятия

26

Итоговая аттестация в форме зачета

1




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДК.02 ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы психологии личности, малых групп и коллективов


12



Тема 1.1. Основы психологии личности

Содержание учебного материала

6


1

Введение: содержание дисциплины и её задачи, связь с другими предметами, значение дисциплины для подготовки специалистов

1

1

2

Психологические стороны делового общения

1

2

3

Человек, личность, индивидуальность

1

2

Практическое занятие 1

1

3

Анализ основных компонентов структуры личности



Практическое занятие 2

2

3

Определение типа темперамента личности по Айзенку



Тема 1.2.

Основы психологии малых групп и коллективов

Содержание учебного материала

3


1

Понятие малой группы и коллектива

1

2

Практическое занятие 3

1

3

Выявление общих качеств малой группы с точки зрения управления



Практическое занятие 4

1

3

Динамика группы и коллектива



Тема 1.3. Отношения в системе «руководитель- подчиненный»


Содержание учебного материала

3


1

Правила служебной этики

1

2

Практическое занятие 5

1

3

Качество управленческого общения как условие достижения добровольного исполнения распоряжений руководителя



Практическое занятие 6

1

3

Использование приемов достижения расположения людей



Раздел 2. Управление конфликтами и стрессами


10


Тема 2.1.

Понятие и классификация конфликтов

Содержание учебного материала

3


1

Конфликт и его структура

1

2

Практическое занятие 7

1

3

Оценка поведения руководителя в конфликтной ситуации



Практическое занятие 8

1

3

Сравнительный анализ типов поведения людей в конфликтных ситуациях



Тема 2.2.

Управление конфликтной ситуацией


Содержание учебного материала

4


Практическое занятие 9

1

3

1

Способы и правила разрешения конфликтов

1

2

Результативность структурных методов разрешения конфликта



Практическое занятие 10

2

3

Разбор конфликтных ситуаций на производстве: « В цех пришел новый начальник», «Черная кошка»



Тема 2.3.

Природа стресса и управление им


Содержание учебного материала

3


1

Понятие стресса, его причины

1

2

Практическое занятие 11

1

3

Анализ природы стресса



Практическое занятие 12

1

3

Использование приемов снятия напряжений при стрессах: саморегуляция и аутотренинг



Раздел 3. Правила хорошего тона


6


Тема 3.1. Правила поведения в организации


Содержание учебного материала

3


1

Понятие делового этикета

1

2

Практическое занятие 13

1

3

Соблюдение этикетных норм поведения на приеме у высшего должностного лица организации



Практическое занятие 14

1

3

Анализ делового этикета служебных отношений и культуры поведения



Тема 3.2. Внешний облик делового человека


Содержание учебного материала

3


1

Деловая одежда

1

2

Практическое занятие 15

1

3

Оценка влияния внешнего облика на познание человека: телосложение, черты лица, мимика, манера общения, почерк



Практическое занятие 16

1

3

Создать образ деловой женщины или делового мужчины в соответствии с рекомендациями специалистов в области имиджелогии



Раздел 4. Выступление руководителя


6


Тема 4.1.

Подготовка к выступлениям и организация их проведения

Содержание учебного материала

3


1

Рекомендации по подготовке к выступлениям

1

2

Практическое занятие 17

1

3

Анализ основных правил самопрезентации руководителя



Практическое занятие 18

1

3

Результативность публичного выступления перед аудиторией



Тема 4.2.

Технические приемы оратора

Содержание учебного материала

3


1

Вербальные и невербальные средства общения

1

2

Практическое занятие 19

1

3

Качество технических приемов, используемых оратором: темп, произношение слов, визуальный контакт со слушателями, интонация, владение голосом



Практическое занятие 20

1

3

Анализ групп риторических приемов



Раздел 5. Организация

деловых бесед


3


Тема 5.1.

Приёмы ведения деловой беседы

Содержание учебного материала

3


1

Этапы деловой беседы

1

2

Практическое занятие 21

1

3

Анализ передачи информации и аргументации в процессе деловой беседы



Практическое занятие 22

1

3

Методика проведения конкретных деловых бесед



Раздел 6. Особенности деловых телефонных бесед


4


Тема 6.1.

Правила телефонного этикета


Содержание учебного материала

4


1

Культура телефонного общения

1

2

Практическая работа 23

1

3

Рекомендации по ведению телефонного разговора



Практическая работа 24

1

3

Подведение итогов о значении делового общения в профессиональной деятельности



Зачет

1



Всего:

41


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения. /Г.М. Шеламова - М.: «Академия», 2013.


Дополнительные источники:

1. Азбука делового общения (встречи, переговоры, переписка).- Выпуск 1. -М.: Финвест, 1991.

2. Атватер, И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. /И. Атватер - М.: Экономика, 1988.

3. Бизнесмен! Это Вам надо знать./ Сост. Арпабеков С., Абдуллаев Л. -Алматы, 1992.

4. Гришина, Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. /Н.В. Гришина - Лениздат, 1990.

5. Деловой этикет и ведение переговоров: правили хорошего тона с комментариями психолога. - М., 2005.

6. Жизнин, С. Как стать бизнесменом. / С. Жизнин, В. Крупнов - Минск, 1990.

7. Зигерт, В. Руководить без конфликтов./В. Зигерт, Л. Ланг – М.: Экономика, 1990.

8. Как добиться успеха: практические советы деловым людям. / Под. ред. Хруцкого В.Е.- М.: Политиздат, 1991.

9. Колмогорцева, Н.И. Конфликтология. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. /Н.И. Колмогорцева - Шадринск, 2004.

10. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. /В.И. Курбатов - Ростов – на – Дону, 1995.

11. Липсиц, И.В. Секреты умелого руководителя. /И.В. Липсиц - М.: Экономика, 1991.

12. Льюис, Д. Язык эффективного общения. /Д. Льюис - М., 2005.

13. Мицич, П. М. Как проводить деловые беседы. /М.П. Мицич - М.: Экономика, 1987.

14. Обозов, Н.Н. Психология работы с людьми. /Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин - Киев: Политиздат, 1990.

15. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение. /А.Ю. Панасюк - М.: Экономика, 1990.

16. Пиз, А. Язык жестов. /А. Пиз - Воронеж.: Модэк, 1992.

17. Холопова, Т.И. Протокол и этикет для деловых людей. /Т.И. Холопова - М., 1992.

18. Шепель, В.М. Управленческая этика. /В.М. Шепель - М.: Экономика, 1989.

19. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности. /В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель, - М.: Корректор, 1993.

20. Эрнст, О. Слово предоставлено Вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. /О. Эрнст - М.: Экономика, 1998.


Интернет-ресурсы:

1.Сайт «Учебники XXI века» [Электронный ресурс] /www. OZON.ru/.

2. http://delovoi-etiket.ru

3. http://www.lit-info.ru

4. http://www.aup.ru




























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- использовать свой потенциал в профессиональной деятельности на основе анализа индивидуально- типологических особенностей личности;

- эффективно общаться и находить общий язык с коллегами, руководством, потребителями;

- устанавливать контакт и гибко реагировать на возникшую проблему в процессе делового общения;

- разрешать конфликтные ситуации;

- соблюдать этикетные нормы поведения;

- применять на практике рекомендации специалистов в области имиджелогии;

- публично выступать перед аудиторией;

- организовывать проведение деловой беседы;

- применять на практике правила телефонного этикета

Отчет по практическим занятиям, решение ситуационных задач и психологических тестов, педагогическое наблюдение при проведении практических занятий

Знания:


- о психологических основах делового общения и его значении в профессиональной деятельности;

- об индивидуальных особенностях личности и их влиянии на эффективность делового общения;

- о вербальных и невербальных средствах общения;

- технику общения и правила слушания;

- правила установления деловых контактов;

- методику ведения деловой беседы и правила аргументации;

- о структуре конфликтов и правилах поведения в конфликтных ситуациях;

- природу стресса и пути снижения его уровня;

- о деловом этикете служебных отношений и культуре поведения;

- приемы эффективного общения по телефону;

- требования к внешнему облику деловой женщины и делового мужчины

Фронтальный опрос

тестирование


Разработчик:

ГБОУ СПО КПТ преподаватель Ю.В. Томе


Рабочая программа учебной дисциплины "Основы делового общения"
  • Другое
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальностей среднего профессионального образования (вариативная часть) и расчитана на 41 час.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- о психологических основах делового общения и его значении в профессиональной деятельности;

- об индивидуальных особенностях личности и их влиянии на эффективность делового общения;

- о вербальных и невербальных средствах общения;

- технику общения и правила слушания;

- правила установления деловых контактов;

- методику ведения деловой беседы и правила аргументации;

- о структуре конфликтов и правилах поведения в конфликтных ситуациях;

- природу стресса и пути снижения его уровня;

- о деловом этикете служебных отношений и культуре поведения;

- приемы эффективного общения по телефону;

 

- требования к внешнему облику деловой женщины и делового мужчины.

Автор Томе Юлия Вячеславовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 534
Номер материала 16425
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓