Инфоурок Химия Другие методич. материалыРабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"

Скачать материал

 

Министерство образования и науки Саратовской области

Государственное автономное профессиональное

 образовательное  учреждение Саратовской области

 «Перелюбский аграрный техникум»

( ГАПОУ СО  «ПАТ»)

 

     УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГАПОУ СО «ПАТ»

_________ М. А. Коба

«___»_________2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

 

для специальности среднего профессионального образования

35.02.05. «Агрономия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перелюб

2014г.

 

 

 

 

 

 

ОДОБРЕНО                                                            

На заседании ЦМК «__________»                   Рабочая программа учебной дисциплины

Протокол № __ от «___»____20___г.        разработана в соответствии с требованиями

Председатель ____Бисингалиева Р.С.     ФГОС по профессии 35.02.05.  «Агрономия»

                                                                      и на  основе Примерной программы учебной 

                                                                      дисциплины  (заключение экспертного

                                                                      совета № ___ от «___»_________20___г

 

                                                                    

 

 

   

                                                               

                                                                                   

 

Утверждаю:                                                                 Утверждаю:

Заместитель директора по УМР                                Заместитель директора по УВР

                                                                                      

_______________ / __Пинчук А.А./                          _______________ / _Карпович Т.А../

      подпись                     ФИО                                         подпись                     ФИО

     

 

 

 

 

 

Составитель:  Курдутова Ф.Ф., преподаватель химии, первая категория                          

ФИО, должность, категория


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.    ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4-5

2.    СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6-10

3.    условия реализации программы учебной дисциплины

 

11-12

4.    Контроль и оценка результатов Освоения учебной

дисциплины

 

 

5.    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                               

13-14

 

 

 

15-25

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины  обучающий  должен уметь:

-        обоснованно выбирать методы анализа;

-        пользоваться аппаратурой и приборами;

-        проводить необходимые расчеты;

-        выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

-        определять состав бинарных соединений;

-        проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

-        проводить количественный анализ веществ;

В результате освоения дисциплины обучающий  должен знать:

-        теоретические основы аналитической химии;

-        о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;

-        о возможностях ее использования в химическом анализе;

-        специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

-        практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

-        аналитическую классификацию катионов и анионов;

-        правила проведения химического анализа;

-        методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

-     гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

 

В результате изучения дисциплины обучающий  должен сформировать следующие общие

компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).

 

ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 2.1. Повышать плодородие почв.

ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –  105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

 

     лабораторные занятия

24

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Примерная тематика самостоятельной работы:

написание рефератов, докладов, сообщений, обобщений

составление схем,   таблиц

презентация

 

24

8

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта                     2           

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы аналитической химии»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа  (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет и методы аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Теоретические основы химического анализа. Химические, физические и физико-химические методы анализа. Экспрессные методы. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2

1

Раздел 1. Качественный химический анализ

56

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа

Содержание учебного материала

4

2

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты. Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

4

3

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах.

Содержание учебного материала

4

1

Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.

Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции катионов натрия -  Na+, калия – K+,  аммония –  NH4+. 

2.Систематический анализ смеси катионов первой  группы

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

4

3

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах.

 

 

Содержание учебного материала

6

2

Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков. Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение

 

Лабораторная работа

4

2

1Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+ 

2.Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение»

4

3

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов

Содержание учебного материала

4

2

 Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.

Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

4

3

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов

 

Содержание учебного материала

5

2

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов. Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение. Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Анализ второй аналитической  группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

 

3

 

Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1

3

Раздел 2. Количественный анализ

44

Тема 2.1. Гравиметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам. Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций. Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2.Определение влажности удобрений.

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

4

3

Тема 2.2. Титриметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа. Требования, предъявляемые к реакции в титриметрическом анализе. Измерительная посуда. Способы выражения состава растворов и вычисления в различных методах титриметрического анализа. Титрование. Точка эквивалентности и конечная точка титрования.

Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода. Первичные стандарты для растворов кислот и щелочей. Стандартизация растворов кислот и щелочей. Точка нейтральности, точка эквивалентности и конечная точка титрования. Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований


 

 

Лабораторные работы

8

2

1 Приготовление раствора кислоты

2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

3 Определение жесткости воды титрованием

4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов.

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

6

3

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа

Содержание учебного материала

5

2

Значение физико-химических методов, их преимущества.

Классификация инструментальных методов. Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить схему классификации  основных методов хроматографического анализа

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

5

3

 Контрольная работа

1

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

105

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

агрохимии

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- химическая посуда;

- таблицы,  схемы;

- портреты ученых;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования

- аналитические весы с разновесами;

- сушильный шкаф;

- муфельная печь;

- газовые или спиртовые горелки;

- центрифуга;

- водяная баня;

Приборы:

- колориметры;

- рефрактометр, сахариметр;

- поляриметр, глюкозиметр;

- pH-метр;

Лабораторная посуда  и принадлежности:

реактивные склянки, снабженные капельными пипетками,

цилиндрические и конические пробирки, капиллярные пипетки, стеклянные палочки, часовые стекла, химические стаканы, микроколбы, фарфоровые чашки, тигли, помывалки, измерительная посуда, бюретки, штативы с кольцами, лапками или муфтами, пинцеты, тигельные щипцы, металлические зажимы для резиновых трубок, держатели, штативы.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 

1. Ищенко А.А. Аналитическая химия. Издательский центр «Академия», 2008.

2. Келина Н.Ю.  Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.:  

    Феникс, 2008.

3. Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. Учебное

    пособие для техникумов. М.: Химия, 1980.

4. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.

5. Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая

    школа, 1979г

6.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. Учебное

   пособие для учащихся техникумов. М.: Высшая школа, 1979.

Дополнительные источники:

 

1.       Основы аналитической химии  в 2-х книгах. Под ред. Золотова Ю.А.  М.: Высшая школа, 2000.

2.       Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 1990.

3.      Основы аналитической химии в 3-х книгах. Крешков А.П. М.: Химия, 1965.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии
  2. http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала  Химия и Химики.

  1. http://alhimik.ru  алхимик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Наименование тем

Умения:

 

 

обоснованно выбирать методы анализа;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

пользоваться аппаратурой и приборами;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить необходимые расчеты;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

-анализ производственных ситуаций

Качественный химический анализ

Количественный анализ

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ

 

определять состав бинарных соединений;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- устный (письменный) опрос;

- оценка решения задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

 

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ

 

проводить количественный анализ веществ;

 

- наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы

- анализ и оценка решения проблемных задач

Количественный анализ

Знания:

 

 

теоретические основы аналитической химии;

 

- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка рефератов, докладов

Введение

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе

- устный (письменный) опрос;

- тестирование;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Основные понятия качественного химического анализа.

специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ производственных  ситуаций

Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

практическое применение наиболее распространенных методов анализа

- тестирование;

- устный (письменный) опрос

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям. Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

аналитическую классификацию катионов и анионов

- тестирование;

- оценка выполнения схем, таблиц

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

правила проведения химического анализа

- устный (письменный) опрос

Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

 

- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка сообщений, обобщений

Физико-химические (инструментальные) методы анализа

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ сообщений, обобщений

Гравиметрический анализ

Титриметрический анализ

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплины «ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ  ХИМИИ» агрономия

занятия

Дата

Наименование раздела, темы по программе

Кол-во часов

Формируемые компетенции

Вид занятия

Оснащение урока (наглядные пособия)

Самостоятельная работа студентов

Домашнее задание

Дополнительная литература

Уровень освоения

Кол-во часов

Виды внеаудиторной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение (2ч.)

1

 

Предмет и методы аналитической химии. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2

 

Вводная лекция

Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1,

Д-2,

И-3  

1

Раздел 1. Качественный химический анализ(56ч.)

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа (8ч.)

2

 

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

2

 

лекция с элементами беседы

схема

2

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

3

 

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

2

 

лекция с элементами беседы

таблица

2

Вопросы по теме 1.1.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах. (12ч.)

4

 

Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.

 

2

 

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 1.2.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

5

 

Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

 

лекция с элементами беседы

таблица

2

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

6

 

Лабораторная работа

№1 Реакции катионов натрия -  Na+, калия – K+,  аммония –  NH4+. 

2

 

 приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

7

 

Лабораторная работа № 2. Систематический анализ смеси катионов первой  группы

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах. (14ч.)

8

 

Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

2

 

лекция с элементами беседы

2

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

9

 

Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков.

2

 

лекция с элементами беседы

таблица

1

Вопросы по теме 1.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

10

 

Общая характеристика катионов второй группы,  их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

 

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 1.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

11

 

Лабораторная работа №3 Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+ 

 

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

12

 

Лабораторная работа №4 Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов(8ч.)

13

 

Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.

 

2

 

лекция с элементами беседы

2

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

14

 

Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности 

2

 

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 1.4.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов (13+1ч.)

15

 

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов.

1

 

лекция с элементами беседы

2

Анализ второй аналитической  группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

16

 

Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение.

2

 

лекция с элементами беседы

схема

1

Вопросы по теме 1.5.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

17

 

Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2

 

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 1.5.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

18

 

Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.

 

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

19

 

Лабораторная работа

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

20

 

Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1

 

Контроль знаний

 

 

3

Раздел 2. Количественный анализ(44ч.)

Тема 2.1. Гравиметрический анализ (14ч.)

21

 

Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам.

2

 

лекция с элементами беседы

таблица

2

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

22

 

Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций.

2

 

лекция с элементами беседы

схема

 

Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

23

 

Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

2

 

лекция с элементами беседы

2

Вопросы по теме 2.1.

Проработка конспекта занятия

О-1

1

24

 

Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2

 

 приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

25

 

Лабораторная работа

2.Определение влажности удобрений.

2

 

приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.2. Титриметрический анализ (20ч.)

26

 

Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа.

2

 

лекция с элементами беседы

2

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

27

 

Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода

2

 

лекция с элементами беседы

2

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

28

 

Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований

2

 

лекция с элементами беседы

2

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

Проработка конспекта занятия

О-1

1

29

 

Лабораторные работы1 Приготовление раствора кислоты

 

2

 

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

30

 

Лабораторные работы2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

2

 

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

31

 

Лабораторные работы3 Определение жесткости воды титрованием

2

 

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

32

 

Лабораторные работы4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

2

 

Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты

 

Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.

Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа (10+3ч.)

33

 

Значение физико-химических методов, их преимущества.

 

1

 

лекция с элементами беседы

2

Составить схему классификации  основных методов хроматографического анализа

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

2

34

 

Классификация инструментальных методов

2

 

лекция с элементами беседы

2

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

2

35

 

Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

2

 

лекция с элементами беседы

1

Вопросы по теме 2.3.

Проработка конспекта занятия

О-1

2

36

 

Контрольная работа:

Количественный химический анализ

1

 

Контроль знаний

 

 

3

37

 

Дифференцированный зачет

2

 

Контроль знаний

 

 

3

 

 

Основные источники:

1. О-1 Ищенко А.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Академия, 2008.

 

2. О-2. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.

 

 

Дополнительные источники:

 

1.Д-1 Келина Н.Ю.  Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.: Феникс, 2008.

 

2. Д-2 Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая школа, 1979г

 

 

Интернет – ресурсы:

 

 

  1. И- 1 http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии

 

  1. И-2  http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала  Химия и Химики.

 

  1. И-3   http://alhimik.ru  алхимик

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: должен уметь: обоснованно выбирать методы анализа; пользоваться аппаратурой и приборами; проводить необходимые расчеты; выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп; определять состав бинарных соединений; проводить качественный анализ веществ неизвестного состава; проводить количественный анализ веществ; должен знать: теоретические основы аналитической химии; о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;  о возможностях ее использования в химическом анализе; специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа; практическое применение наиболее распространенных методов анализа; аналитическую классификацию катионов и анионов; правила проведения химического анализа; методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения; гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 696
    • DOCX 289.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курдутова Фягима Фягимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курдутова Фягима Фягимовна
    Курдутова Фягима Фягимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5265
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 362 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек