Главная / Химия / Рабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"



Министерство образования и науки Саратовской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

«Перелюбский аграрный техникум»

( ГАПОУ СО «ПАТ»)


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГАПОУ СО «ПАТ»

_________ М. А. Коба

«___»_________2014 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ»


для специальности среднего профессионального образования

35.02.05. «Агрономия»




















Перелюб

2014г.







ОДОБРЕНО

На заседании ЦМК «__________» Рабочая программа учебной дисциплины

Протокол № __ от «___»____20___г. разработана в соответствии с требованиями

Председатель ____Бисингалиева Р.С. ФГОС по профессии 35.02.05. «Агрономия»

и на основе Примерной программы учебной

дисциплины (заключение экспертного

совета № ___ от «___»_________20___г



Утверждаю: Утверждаю:

Заместитель директора по УМР Заместитель директора по УВР

_______________ / __Пинчук А.А./ _______________ / _Карпович Т.А../

подпись ФИО подпись ФИО






Составитель: Курдутова Ф.Ф., преподаватель химии, первая категория

ФИО, должность, категория


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4-5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-10

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11-12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной

дисциплины


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

13-14




15-25



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:

  • обоснованно выбирать методы анализа;

  • пользоваться аппаратурой и приборами;

  • проводить необходимые расчеты;

  • выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

  • определять состав бинарных соединений;

  • проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

  • проводить количественный анализ веществ;

В результате освоения дисциплины обучающий должен знать:

  • теоретические основы аналитической химии;

  • о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;

  • о возможностях ее использования в химическом анализе;

  • специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

  • практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

  • аналитическую классификацию катионов и анионов;

  • правила проведения химического анализа;

  • методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

  • гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа


В результате изучения дисциплины обучающий должен сформировать следующие общие

компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной

деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).


ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 2.1. Повышать плодородие почв.

ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.



















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

24

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Примерная тематика самостоятельной работы:

написание рефератов, докладов, сообщений, обобщений

составление схем, таблиц

презентация


24

8

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы аналитической химии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет и методы аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Теоретические основы химического анализа. Химические, физические и физико-химические методы анализа. Экспрессные методы. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2

1

Раздел 1. Качественный химический анализ

56

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа

Содержание учебного материала

4

2

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты. Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

4

3

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах.

Содержание учебного материала

4

1

Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.

Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции катионов натрия - Na+, калия – K+, аммония – NH4+.

2.Систематический анализ смеси катионов первой группы

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

4

3

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах.



Содержание учебного материала

6

2

Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков. Общая характеристика катионов второй группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение


Лабораторная работа

4

2

1Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+

2.Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение»

4

3

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов

Содержание учебного материала

4

2

Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.

Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

4

3

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов


Содержание учебного материала

5

2

Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов. Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение. Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Анализ второй аналитической группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение


3


Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1

3

Раздел 2. Количественный анализ

44

Тема 2.1. Гравиметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам. Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций. Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2.Определение влажности удобрений.

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

4

3

Тема 2.2. Титриметрический анализ

Содержание учебного материала

6

2

Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа. Требования, предъявляемые к реакции в титриметрическом анализе. Измерительная посуда. Способы выражения состава растворов и вычисления в различных методах титриметрического анализа. Титрование. Точка эквивалентности и конечная точка титрования.

Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода. Первичные стандарты для растворов кислот и щелочей. Стандартизация растворов кислот и щелочей. Точка нейтральности, точка эквивалентности и конечная точка титрования. Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований



Лабораторные работы

8

2

1 Приготовление раствора кислоты

2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

3 Определение жесткости воды титрованием

4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов.

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

6

3

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа

Содержание учебного материала

5

2

Значение физико-химических методов, их преимущества.

Классификация инструментальных методов. Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить схему классификации основных методов хроматографического анализа

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

5

3

Контрольная работа

1

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

105


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

агрохимии

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- химическая посуда;

- таблицы, схемы;

- портреты ученых;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования

- аналитические весы с разновесами;

- сушильный шкаф;

- муфельная печь;

- газовые или спиртовые горелки;

- центрифуга;

- водяная баня;

Приборы:

- колориметры;

- рефрактометр, сахариметр;

- поляриметр, глюкозиметр;

- pH-метр;

Лабораторная посуда и принадлежности:

реактивные склянки, снабженные капельными пипетками,

цилиндрические и конические пробирки, капиллярные пипетки, стеклянные палочки, часовые стекла, химические стаканы, микроколбы, фарфоровые чашки, тигли, помывалки, измерительная посуда, бюретки, штативы с кольцами, лапками или муфтами, пинцеты, тигельные щипцы, металлические зажимы для резиновых трубок, держатели, штативы.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


1. Ищенко А.А. Аналитическая химия. Издательский центр «Академия», 2008.

2. Келина Н.Ю. Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.:

Феникс, 2008.

3. Ольшанова К.М., Пискарева С.К., Барашков К.М. Аналитическая химия. Учебное

пособие для техникумов. М.: Химия, 1980.

4. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.

5. Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая

школа, 1979г

6.Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. Учебное

пособие для учащихся техникумов. М.: Высшая школа, 1979.

Дополнительные источники:


  1. Основы аналитической химии  в 2-х книгах. Под ред. Золотова Ю.А.  М.: Высшая школа, 2000.

  2. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 1990.

  3. Основы аналитической химии в 3-х книгах. Крешков А.П. М.: Химия, 1965.


Интернет-ресурсы:

  1. http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии

  2. http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала Химия и Химики.

  1. http://alhimik.ru алхимик



































4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Наименование тем

Умения:



обоснованно выбирать методы анализа;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

пользоваться аппаратурой и приборами;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить необходимые расчеты;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

-анализ производственных ситуаций

Качественный химический анализ

Количественный анализ

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Качественный химический анализ


определять состав бинарных соединений;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

- устный (письменный) опрос;

- оценка решения задач

Качественный химический анализ

Количественный анализ

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы;

- анализ и оценка решения проблемных задач

Качественный химический анализ


проводить количественный анализ веществ;


- наблюдение и оценка выполнения лабораторной работы

- анализ и оценка решения проблемных задач

Количественный анализ

Знания:



теоретические основы аналитической химии;


- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка рефератов, докладов

Введение

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе

- устный (письменный) опрос;

- тестирование;

- оценка выполнения самостоятельной работы

Основные понятия качественного химического анализа.

специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ производственных ситуаций

Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

практическое применение наиболее распространенных методов анализа

- тестирование;

- устный (письменный) опрос

Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям. Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

аналитическую классификацию катионов и анионов

- тестирование;

- оценка выполнения схем, таблиц

Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

правила проведения химического анализа

- устный (письменный) опрос

Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;


- тестирование;

- устный (письменный) опрос;

- анализ и оценка сообщений, обобщений

Физико-химические (инструментальные) методы анализа

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

- устный (письменный) опрос;

- анализ сообщений, обобщений

Гравиметрический анализ

Титриметрический анализ




Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплины «ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ» агрономия

занятия

Дата

Наименование раздела, темы по программе

Кол-во часов

Формируемые компетенции

Вид занятия

Оснащение урока (наглядные пособия)

Самостоятельная работа студентов

Домашнее задание

Дополнительная литература

Уровень освоения

Кол-во часов

Виды внеаудиторной работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение (2ч.)

1


Предмет и методы аналитической химии. Задачи аналитической химии, ее значение для сельскохозяйственного производства

2


Вводная лекция



Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1,

Д-2,

И-3

1

Раздел 1. Качественный химический анализ(56ч.)

Тема 1.1. Основные понятия качественного химического анализа (8ч.)

2


Аналитические реакции, их выполнение. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям (чувствительность, специфичность, селективность). Дробный и систематический анализ. Групповые реагенты.

2


лекция с элементами беседы

схема

2

Подготовить доклад на тему «Развитие аналитической химии»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

3


Аналитическая классификация катионов и ее связь с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Лабораторное оборудование. Правила работы в аналитической лаборатории и техника безопасности

2


лекция с элементами беседы

таблица

2

Вопросы по теме 1.1.


Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.2. Первая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гомогенных системах. (12ч.)

4


Протолитичекая теория кислот и оснований. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворителя. Величина pH как условия проведения аналитических реакций. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.


2


лекция с элементами беседы


2

Вопросы по теме 1.2.


Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

5


Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций. Общая характеристика катионов первой группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2


лекция с элементами беседы

таблица

2

Проанализировать сельскохозяйственное и биологическое значение катионов первой группы

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

6


Лабораторная работа

1 Реакции катионов натрия - Na+, калия – K+, аммония – NH4+.

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

7


Лабораторная работа № 2. Систематический анализ смеси катионов первой группы

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.3. Вторая аналитическая группа катионов. Химическое равновесие в гетерогенных системах. (14ч.)


8


Произведение растворимости, произведение активностей, и растворимость электролита. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов, pH, комплекс-образование, окислительно-восстановительные реакции, температура.

2


лекция с элементами беседы


2

Подготовить доклад (реферат) на тему «Общая характеристика катионов второй группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

9


Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойство осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков.

2


лекция с элементами беседы

таблица

1

Вопросы по теме 1.3.


Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

10


Общая характеристика катионов второй группы, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2


лекция с элементами беседы


1

Вопросы по теме 1.3.


Проработка конспекта занятия

О-1

1

11


Лабораторная работа №3 Реакция катионов кальция – Ca 2+ , бария – Ba2+


2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

12


Лабораторная работа №4 Систематический анализ смеси катионов первой и второй групп

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 1.4. Характеристика третьей, четвертой, пятой аналитических групп катионов(8ч.)

13


Амфотерные гидрооксиды в качественном анализе. Окислительно-восстановительные реакции в химическом анализе. Комплексные соединения в химическом анализе. Особенности комплекса образующих органических реагентов. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе.


2


лекция с элементами беседы


2

Подготовить сообщение на тему «Коллоидные растворы в качественном анализе»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

Д-2

1

14


Осаждение сульфидов сероводородом. Сульфосоединение (тиосоединения), их особенности

2


лекция с элементами беседы


2

Вопросы по теме 1.4.


Проработка конспекта занятия

О-1

1

Тема 1.5. Реакции и ход анализов смеси анионов (13+1ч.)


15


Классификация анионов. Особенности анализов смеси анионов.

1


лекция с элементами беседы


2

Анализ второй аналитической группы анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

16


Первая аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение.

2


лекция с элементами беседы

схема

1

Вопросы по теме 1.5.


Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

17


Третья аналитическая группа анионов, их сельскохозяйственное и биологическое значение

2


лекция с элементами беседы


1

Вопросы по теме 1.5.


Проработка конспекта занятия

О-1

1

18


Лабораторная работа

1.Реакции сульфат-ионов SO42-, карбонат-ионов CO32-, фосфат-ионов PO43-, хлорид-ионов CL-, нитрат-ионов NO3-.


2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

19


Лабораторная работа

2.Анализ смеси анионов первой и третьей аналитических групп

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

20


Контрольная работа:

Качественный химический анализ

1


Контроль знаний






3

Раздел 2. Количественный анализ(44ч.)

Тема 2.1. Гравиметрический анализ (14ч.)

21


Методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа. Применения гравиметрии в сельскохозяйственном анализе. Требования, предъявляемые к осаждаемой и весовой формам.

2


лекция с элементами беседы

таблица

2

Составить таблицу «Важнейшие условия осаждения кристаллических и аморфных веществ»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

22


Последовательность операций и приемы обработки осадков, промывание осадков, выбор промывной жидкости, декантация и фильтрование, варианты и техника этих операций.

2


лекция с элементами беседы

схема


Работа с учебником- составление конспекта

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

23


Высушивание и взвешивание осадков. Точность гравиметрических методов, факторы, влияющие на точность.

Аналитические весы и разновесы. Техника взвешивания

2


лекция с элементами беседы


2

Вопросы по теме 2.1.


Проработка конспекта занятия

О-1

1

24


Лабораторная работа

1.Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

25


Лабораторная работа

2.Определение влажности удобрений.

2


приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.2. Титриметрический анализ (20ч.)

26


Сущность метода. Прямое и обратное титрование, титрование заместителя. Методы титриметрического анализа.

2


лекция с элементами беседы


2

Описать роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования, теория индикаторов

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

1

27


Стандартные и стандартизированные растворы. Точность титриметрического анализа, источники погрешности. Кислотно-основное титрование. Сущность метода

2


лекция с элементами беседы


2

Обобщить выбор индикатора для установления конечной точки титрования по составу вещества.


Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

1

28


Вычисление pH в различные моменты титрование и построение кривых титрования, сильных и слабых кислот и оснований

2


лекция с элементами беседы


2

Составить схему применения методов анализа: перманганатометрии, йодометрии, дихроматометрии, окисления-восстановления

Проработка конспекта занятия

О-1

1

29


Лабораторные работы1 Приготовление раствора кислоты


2


Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

30


Лабораторные работы2 Приготовление раствора щелочи. Установка нормальности щелочи по кислоте

2


Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

31


Лабораторные работы3 Определение жесткости воды титрованием

2


Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

32


Лабораторные работы4 Приготовление растворов заданной процентной концентрации

2


Урок приобрет

ения умений и навыков

Карточки - задания, инструктивные карты



Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите.


Оформление лабораторной работы

И-1, И-2

2

Тема 2.3. Физико-химические (инструментальные) методы анализа (10+3ч.)

33


Значение физико-химических методов, их преимущества.


1


лекция с элементами беседы


2

Составить схему классификации основных методов хроматографического анализа


Проработка конспекта занятия

О-1

Д-2

2

34


Классификация инструментальных методов

2


лекция с элементами беседы


2

Подготовить презентацию по теме «Физико-химические (инструментальные) методы анализа»

Проработка конспекта занятия

О-1

Д-1

2

35


Обзор оптических, электрохимических, радиометрических методов анализа

2


лекция с элементами беседы


1

Вопросы по теме 2.3.


Проработка конспекта занятия

О-1

2

36



Контрольная работа:

Количественный химический анализ

1


Контроль знаний






3

37


Дифференцированный зачет

2


Контроль знаний






3



Основные источники:

1. О-1 Ищенко А.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Академия, 2008.


2. О-2. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Феникс, 2009.



Дополнительные источники:


1.Д-1 Келина Н.Ю. Аналитическая химия в таблицах и схемах: уч. пособие для СПО. – М.: Феникс, 2008.

2. Д-2 Шапиро С.А, Шапиро М.А. Аналитическая химия: учебник для СПО. – М.: Высшая школа, 1979г


Интернет – ресурсы:


  1. И- 1 http://xreferat.ru/108/1277-1-himicheskiiy-analiz-kationov.html лабораторные работы по аналитической химии


  1. И-2 http://chemistry-chemists.com/Video.html видео опыты по химии. Видео архив

журнала Химия и Химики.


  1. И-3 http://alhimik.ru алхимик






Рабочая программа учебной дисциплины "Основы аналитической химии"
  • Химия
Описание:

1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05. Агрономия. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: должен уметь: обоснованно выбирать методы анализа; пользоваться аппаратурой и приборами; проводить необходимые расчеты; выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп; определять состав бинарных соединений; проводить качественный анализ веществ неизвестного состава; проводить количественный анализ веществ; должен знать: теоретические основы аналитической химии; о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем;  о возможностях ее использования в химическом анализе; специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа; практическое применение наиболее распространенных методов анализа; аналитическую классификацию катионов и анионов; правила проведения химического анализа; методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения; гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

Автор Курдутова Фягима Фягимовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 17293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓