|
Государственное
автономное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования московской области
«профессиональный
КОЛЛЕДЖ «московия»
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Каширского ОСП
ГАОУ
СПО МО
«Профессиональный
колледж «Московия»
_________________________А.И.
Лазарев
«____»________________________2014 год
|
рабочая программа
ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
для профессий
150709.02 «Сварщик»
090631.01 «Автомеханик»
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
2014 г.
Одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин,
протокол №_______
от _____________________ 2014 г.
Председатель ___________ /Васина
О.В./
|
СОСТАВЛЕНА
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по профессиям:
150709.02
«Сварщик»
190631.01
«Автомеханик»
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Зам. заведующего ОСП по
УПР______М.О. Солнцева
|
Составитель:
Плужникова Н.А., преподаватель химии Государственного
автономного образовательного учреждения среднего профессионального
образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия».
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2.
СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3.
условия
реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
|
|
4.
Контроль
и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью
основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессиям:
150709.02
«Сварщик»; 190631.01 «Автомеханик»; 230103.02 «Мастер по обработке цифровой
информации»
Данная рабочая программа разработана на
основании Федерального государственного образовательного стандарта по
вышеназванным профессиям и в соответствии с Примерной программой учебной
дисциплины Химия для профессий начального профессионального и специальностей
среднего профессионального образования (2008 г.) одобренной ФГУ «Федеральный
институт развития образования» (10.04.2008 г.) и рекомендованной Департаментом
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России (16.10.2008 г.)
Рабочая программа является
основным документом нормативного компонента комплексного методического
обеспечения по дисциплине химия и служит основой для разработки
календарно-тематического плана
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и
задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате
освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
·
называть: изученные
вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
·
определять: валентность
и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях,
заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление
смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи,
принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических
соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в
неорганической и органической химии;
·
характеризовать: s-, p-, d-элементы
по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические
свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов,
спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и
углеводов);
·
объяснять: зависимость
свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в
Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических
веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость
скорости химической реакции от различных факторов;
·
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ,
получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
·
проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям реакций;
·
осуществлять
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки
и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
В результате
освоения дисциплины обучающийся должен знать:
·
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни
современного общества;
·
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул,
ион, радикал, аллотропия, изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное
строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, электролитическая
диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление
и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции,
катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия,
основные типы реакций в неорганической и органической химии;
·
основные законы химии:
закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический
закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;
·
основные теории химии;
строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и
оснований, строения органических и неорганических соединений классификацию и
номенклатуру неорганических и органических соединений;
·
природные источники углеводородов
и способы их переработки;
·
вещества и материалы, широко используемые в
практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц,
минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак,
углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин,
формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты,
белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Содержание учебной дисциплины
направлено на формирование
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5 Количество
часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки
102 часа/ 105 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 79 часов;
самостоятельной работы
23 часа/
26 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
«Автомеханик», «Мастер по обработке цифровой
информации»
|
«Сварщик»
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
102
|
105
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
79
|
79
|
в том числе:
|
|
|
Лабораторные работы
|
-
|
5
|
Практические работы
|
5
|
5
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
23
|
26
|
в том числе:
|
|
|
Работа с учебником – составление конспекта
|
8
|
11
|
Решение задач
|
5
|
5
|
Решение цепочек химических превращений
|
5
|
5
|
Подготовка реферативных сообщений
|
5
|
5
|
Итоговая аттестация в форме 1 курс - зачёт
2 курс - дифференцированный зачёт
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет
Химии;
3.1.1.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные
места по количеству обучающихся;
-
рабочее
место преподавателя;
-
демонстрационный
стол;
-
доска;
-
информационные
стенды;
-
шкафы
для химической посуды;
-
шкафы
для хранения учебных пособий, учебников;
-
мойка
универсальная;
-
лабораторная
посуда;
-
реактивы;
-
макеты
строения атомов;
-
периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева;
-
электрохимический
ряд напряжений металлов;
-
ряд
электроотрицательности неметаллов;
-
таблица
растворимости гидроксидов и солей в воде
-
пробирки;
-
штативы
лабораторные;
-
спиртовки;
-
прибор для получения газообразных веществ;
-
наглядные
пособия (учебники, карточки, раздаточный материал);
-
аптечка
-
огнетушитель
3.1.2.
Технические средства
обучения:
-
компьютер;
-
компьютерные
программы (обучающие).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
1.
Габриелян О.С.
Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов. – М., 2008.
2.
Габриелян О.С.
Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф.
учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
3.
Габриелян О.С.
Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для
студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева
Н.М. – М., 2009.
4.
Габриелян О.С.
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.,
2010.
5.
Габриелян О.С.
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.,
2010.
6.
Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и
упражнениях. – М., 2008.
7.
Габриелян О.С.,
Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. –
М., 2008.
Для преподавателей
10.
Габриелян О.С.
Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г.
Лысова – М., 2010.
11.
Габриелян О.С.
Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.,
2009.
12.
Габриелян О.С.
Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Га-бриелян, Г.Г.
Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
13.
Габриелян О.С.
Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.
14.
http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов,
исследований.
Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет
выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим
работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, усвоенные знания)
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь:
|
|
-
называть: изученные
вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
|
Проверка и анализ
письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация
неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные
источники», «Кислородсодержащие органические соединения».
|
-
определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип
кристаллической решетки,
-
характер среды в водных растворах, окислитель и
восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных
факторов,
-
изомеры и гомологи, принадлежность веществ к
разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного
влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической
химии;
-
характеризовать: s-, p-, d-элементы
по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические
свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов,
спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот
и углеводов);
-
объяснять:
зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от
положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи,
зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной
способности органических соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ,
получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-
проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи химической информации и ее представления в различных
формах;
|
Оценка освоенных
умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: Строение
вещества.
Проверка
письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции».
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения
органических соединений».
Оценка освоенных
умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных
домашних заданий, оценка выполнения тестовых заданий
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, ,
оценка выполнения тестовых заданий
________________________________
Оценка выполненных лабораторных и практических работ
Анализ
выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы,
определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой
доли растворенного вещества.
________________________________
Оценка
выполненных реферативных работ, конспектов.
|
Знать:
|
|
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни
современного общества;
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и
молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная
масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы,
истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в
водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость
химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции,
теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный
скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная
изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;
-
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации,
кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений
(включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов
и способы их переработки;
-
вещества и материалы, широко используемые в
практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц,
минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак,
углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин,
формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и
моющие средства;
|
Оценка выполненных реферативных работ,
конспектов
________________________________
фронтальный опрос в форме химического
диктанта, оценка выполнения тестовых заданий
Индивидуальный
и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и
законы химии».
______________________________
Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции»,
«Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции».
Анализ письменных домашних заданий и
самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их
свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие
органические соединения».
________________________________
Оценка выполненных реферативных работ,
конспектов, презентаций.
Оценка выполненных реферативных работ,
конспектов, презентаций.
|
Разработчик:
Преподаватель химии ГАОУ СПО МО
«Профессиональный колледж
«Московия» Н.А.
Плужникова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.