Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература (для специальностей технического профиля)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература (для специальностей технического профиля)

без лого шапка









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОДБ.02 Литература

(для специальностей технического профиля)











2014 г.













ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА

на заседании комиссии на основе Федерального компонента

гуманитарных дисциплин государственного стандарта (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с примерной программой по литературе 2008 г.

по специальностям базовой подготовки:

120703 Информационная система обеспечения градостроительной деятельности, 120114 Земельно-имущественные отношения, 140409 Электроснабжение, 190631 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 210112 Электронные приборы и устройства, 210705 Средства связи с подвижными объектами, 210709 Многоканальные телекоммуникационные системы, 210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение, 210723 Сети связи и системы коммутации, 210801 Почтовая связь, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств, 220707 Системы и средства диспетчерского управления, 230111 Компьютерные сети.



Протокол № __1___ «_29___» ___08______ 20_14_г.



Председатель ______________ Заместитель директора

по учебной работе _____________


УТВЕРЖДЕНА


Методическим Советом колледжа


Председатель----------------------------



Протокол № от «____» ________ _г.


Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж связи № 54

Составитель: Акпамбетова Тамара Мауленовна, к.ф.н.,

преподаватель высшей квалификационной категории


Рецензент: Л.Г.Мальцева, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.П.Павлова






РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу учебной дисциплины ОДБ.02 Литература

(для специальностей технического профиля)


Составитель: Т.М. Акпамбетова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО КС № 54

Рецензент: Л.Г.Мальцева, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.П.Павлова

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089) и примерной программы по дисциплине «Литература», рекомендованной Федеральным институтом развития образования в 2008 году. Существенных изменений в рабочую программу автором не внесено.

Учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО технического профиля. Согласно письму Министерства образования и науки от 29.05.2007 года № 03-1180, преподается как базовая дисциплина для получения среднего общего образования в рамках реализуемых в колледже ОПОП.

Рабочая программа учебной дисциплины имеет чёткую структуру и включает все необходимые элементы: паспорт рабочей программы учебной дисциплины; структуру и содержание учебной дисциплины; условия реализации рабочей программы учебной дисциплины; контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

На изучение программы отведено 175 часов, из них 117 часов аудиторной работы и 58 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Часы соответствую учебным планам.

Содержание учебной дисциплины направлено на достижение предметных результатов и формирование общих компетенций по специальностям технического профиля.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины

«Литература» реализуется за счет использования межпредметных связей с дисциплинами «История», «Обществознание», «Русский язык» и дисциплинами профессионального цикла, за счет отбора дидактических единиц,отражающих проблемы экологии, актуальные для отраслей УГС специальностей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру. Программа имеет внутреннюю логическую систему построения, написана ясным, доступным для понимания языком.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;

- составление текстов для самоконтроля;

- подготовка докладов, сообщений, презентаций;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения по основным темам курса, самостоятельные аудиторные работы, письменный и устный анализ произведений стихотворной формы, анализ эпизодов литературных произведений и т.д. В качестве промежуточного контроля запланирован во втором семестре дифференцированный зачет.

Информационное обеспечение образовательного процесса по дисциплине литература включает общедоступные источники, изданные в последние годы. Перечисленные интернет ресурсы актуальны и достоверны.

Образовательная организация располагает материально-технической базой, позволяющей реализовать основные требования программы для получения студентами среднего общего образования по дисциплине литература.

Вывод:

Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства среднего общего образования в колледже, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована в образовательной организации.

Рекомендации:

При дальнейшей совершенствовании программы, часы предусмотренные на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, использовать на вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность.


Рецензент ____________ _________________ Л.Г.Мальцева, преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.П.Павлова




Подпись Л.Г. Мальцевой подтверждаю

_______________________

























СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

1.1.Область применения рабочей программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальностям: 120703 Информационная система обеспечения градостроительной деятельности, 120114 Земельно-имущественные отношения, 140409 Электроснабжение, 190631 техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 210112 Электронные приборы и устройства, 210705 Средства связи с подвижными объектами, 210709 Многоканальные телекоммуникационные системы, 210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение, 210723 Сети связи и системы коммутации, 210801 Почтовая связь, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств, 220707 Системы и средства диспетчерского управления, 230111 Компьютерные сети.

Рабочая программа разработанав соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» в соответствии с федеральным базисным учебным планом (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основании примерной программы учебной дисциплины «Литература», авторы Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., для специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России,2008, с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно- тематического плана.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования, в данном профиле изучается как базовая.

Содержание учебной дисциплины направлено на достижение предметных результатов:

  1. сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  2. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  3. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  4. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  5. знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  6. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

  7. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  8. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  9. владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  10. сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы, формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций (ОК 1-10), согласно ФГОС по специальности, и общеучебных компетенций по блокам: информационному, коммуникативному, самореализации, самообучения.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

-освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

-знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

-развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

-воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

-применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-коммуникативной (умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; различать и правильно использовать разные литературные стили, овладение разными формами устных публичных выступлений, способность вести дискуссию);

-самоорганизации (умение организовывать собственную деятельность, ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, осознанно планировать повышение квалификации).

Рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;

- составление текстов для самоконтроля;

- подготовка докладов, сообщений, презентаций;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как текущий контроль по основным темам курса, самостоятельные аудиторные работы, письменный и устный анализ произведений стихотворной формы, анализ эпизодов литературных произведений, сочинения, а также дифференцированный зачет во втором семестре.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;

    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Литература» реализуется за счет использования межпредметных

связей с дисциплинами «История», «Обществознание», «Русский язык», «География» и дисциплинами профессионального цикла, за счет отбора дидактических единиц, отражающих проблемы экологии, актуальные для отрасли «Связь»:

  • Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» – отражение кризиса общества.

  • Тонкость восприятия психологии человека и мира природы в творчестве И. А. Бунина.

  • Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей,гармония человека и природы в произведениях А. И. Солженицына, В. Шукшина, Н.М. Рубцова и др.





1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка – 175 часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки - 117 часов;

-самостоятельной работы - 58 часов.

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой.

Изменений – нет.















2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

-

дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

58

в том числе:


домашних заданий

22

реферат

8

доклад

4

проект

8

устное сообщение

12

сочинение

4

Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета
















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Литература XIX века





51


Введение в литературу XIX века


Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).




2

1

Тема 1.1. Русская литература первой половины XIX века




Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.




10

2


А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Роман «Евгений Онегин». Проблема личности и общества. Образ Евгения Онегина. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

В. Г. Белинский о Пушкине.



М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», , «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества.Обреченность человека — сквозная тема лирики Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени».Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

В.Г. Белинский о Лермонтове.





2







































































2





































Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести.

Поэма «Мертвые души» - картины русской жизни первой половины 19 века. Особенности жанра и композиции поэмы. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.



2


Самостоятельная работа обучающихся.

«Недаром помнит вся Россия…». Героические страницы истории России в произведениях А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Идейно-художественные особенности творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Основные темы и идеи в произведениях на историчческую тему, особенности жанра, композиции и языка призведений; особенности изображения героических характеров.

8


Тема 1.2.Русская литература второй половины XIX века




Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.


37

2


И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.



2


А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.



Самостоятельная работа.

Русская литература и русская живопись 2-й половины Х1Х века. Третьяковская галерея.

Влияние социальной жизни России на развитие русской литературы и русской живописи во 2-й половине Х1Х века: темы, идеи, образы. Внимание художника к самобытности русского уклада, русского характера и русской истории.

Третьяковская галерея: история создания, экспозиция, судьбы художников и их картин. Современный взгляд.
















































4

2


И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Замысел писателя и объективное значение художественного произведения


2


Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.



2


А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.





2


Самостоятельная работа.

Своеобразие лирики поэтов «чистого искусства».

«Человек и природа»

Идейно-художественные особенности творчества поэтов «чистого искусства». Значение лирического героя, слияние внешнего и внутреннего мира в творчестве поэтов.Человек и природа.


3



А.К. Толстой. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…».





2


Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Образ «особенного человека» Рахметова.



2


Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина», («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.



2


Самостоятельная работа.

Н.А. Некрасов: Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия крестьянской жизни середины 19 века.

Своеобразие поэзии Н.А. Некрасова, её народные истоки.

Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция, многообразие крестьянских типов, проблема счастья, сатирическое изображение «хозяев» жизни.




3



Н.С. Лесков. Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.



2


М.Е. Салтыков- Щедрин. Сведения из биографии.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).



2


Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.





2


Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.



2


Самостоятельная работа.

Проза второй половины 19 века: Отображение русской

действительности в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.Произведения писателей в живописи, театре,кино.

Идейно-эстетические, духовные искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; социально-философская проблематика их произведений.

Социально-исторические особенности русской действительности во второй половине XIX века, их воплощение в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого


9



А.П. Чехов. Сведения из биографии.

«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.



2


Самостоятельная работа.

А.П. Чехов: Театр А.П. Чехова. Рецензия на спектакль.

Теоретическое понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова, отражение кризиса общества, своеобразие жанра произведения, жизненная беспомощность героев, расширение границ исторического времени в пьесе, её символичность.


3




Тема 1.3. Зарубежная литература (обзор)







Раздел 2. ЛитератураXXвека



В. Шекспир «Гамлет».

О. Бальзак «Гобсек».

Г. Флобер «Саламбо».

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар и др.).














66

2

Введение в литературу XX века

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».




2


Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков

И.А. Бунин. Сведения из биографии.

Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»,

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.



2


А.И. Куприн. Сведения из биографии.

Рассказы. «Гранатовый браслет».

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.



2

Тема 2.2. Поэзия начала ХХ века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества.

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).



2


М. Горький. Сведения из биографии.

«Челкаш», Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

Теория литературы: развитие понятия о драме.



2


Самостоятельная работа.

Литература начала 20 века: Изображение правды жизни

в произведениях М. Горького.

Основные этапы творческого пути М. Горького.

Авторская позиция, философский смысл произведений писателя: рассказы, повести, романы, сказки, публицистика.

Воплощении правды жизни в творчестве М. Горького


6



А.А. Блок. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», Поэма «Двенадцать».

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

Для самостоятельного чтения: поэма «Соловьиный сад», драматургия Блока, стихи.



2

Тема 2.3.Литература 20-х годов (обзор)

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный

процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).





2


В.В. Маяковский. Сведения из биографии.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,«Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм.Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.





2


С.А. Есенин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»,Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.





2

Тема 2.4. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в

середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).





2


М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.



2


О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.

«NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»,.

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.



2


А.П. Платонов. Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.



2


И.Э. Бабель. Сведения из биографии.

Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Теория литературы: развитие понятия о рассказе.



2


М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

Романы «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

Самостоятельная работа

М.А. Булгаков: Москва 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита».

Особенности творчества М.А. Булгакова.

Своеобразии романа «Мастер и Маргарита», система образов в романе, его многоплановость, изображение Москвы 30-х годов в произведении.






































5
































2


М.А. Шолохов. Сведения из биографии.

Роман «Тихий Дон» (обзор).

«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.



2

Тема 2.5. Литература русского Зарубежья

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.





2

Тема 2.6.Литература периода Великой Отечественной войны и

первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.





2


Самостоятельная работа

Литература периода Великой Отечественной войны и

первых послевоенных лет: Проблемы человеческого бытия,

добра и зла в литературе о войне. «Вопросы, заданные человечеству войной». Выдающаяся роль ведущих писателей и поэтов периода Великой Отечественной войны (К.Симонова, А.Платонова, А.Суркова, О.Бергольц, А.Т.Твардовского, М. Исаковского, М. Шолохова и др.) в общенародном деле защиты Отечества.

Образ лирического героя в творчестве поэтов-фронтовиков

Творчестве писателей первых послевоенных лет, проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.




5



А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был» Поэма «Реквием».

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.



2


Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Роман «Доктор Живаго». Обзор.





2


А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.



2

Тема 2.7. Литература 50–80-х годов (обзор)


Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.



2


Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова.

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А. Твардовского.

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др.

Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева

и др.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург.

Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Многонациональность советской литературы.



2


А.И. Солженицын. Сведения из биографии.

«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.





2


В.Т. Шаламов. Сведения из биографии.

«Колымские рассказы».(два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.



2


Самостоятельная работа

«Время – писатель – книга».

Литература 50-80-х годов: Отражение конфликтов истории в судьбах героев в прозе 50-80-х годов.

Изменения в общественной и культурной жизни страны, новые тенденции в литературе, тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Особенности исторического процесса эпохи второй половины ХХ века и ее отражение в литературе.

Отражение в произведениях вопросов о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти, обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях и их роли в судьбах героев. Чем люди живы: рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.






11



В.М. Шукшин. Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.





2


Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.



2


Расул Гамзатов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.





2


А.В. Вампилов. Сведения из биографии.

Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.



2

Тема 2.8. Русская литература последних лет (обзор)

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.



2

Тема 2.9. Зарубежная литература (обзор)

И.-В.Гете. «Фауст».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища»

Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».





2

Тема 2.10.Произведения для бесед по современной литературе

А. Арбузов «Годы странствий».

В. Розов «В поисках радости».

А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске».

В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы».

В. Ерофеев «Москва – Петушки»





2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебный кабинет «Русский язык и литература».

3.1.1.Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий по литературе;

3.1.2.Технические средства обучения:

- телевизор

- DVD

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

- правила техники безопасности и производственной санитарии.

3.2. Учебно- методический комплекс образовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам:

3.2.1. Нормативный компонент:

- ФКГСОО(по дисципине);

- извлечение из ФГОС СПО по специальности;

- примерная программа учебной дисциплины;

- рабочая программа учебной дисциплины;

- календарно-тематический план;

3.2.2. Общеметодический компонент:

- Методические рекомендации:

- по выполнению самостоятельных работ обучающимися;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

- план учебного занятия;

- конспекты лекций;

- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

- домашние задания;

- перечень тем для самостоятельных работ, устных сообщений;

- методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

- тесты по темам дисциплины;

- перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература: Учебники и учебные пособия,рекомендованные УМЦ ПО ДОгМ

Обернихина Г.А. Литература. В двух частях. Ч. 1,2.- М.: ОИЦ «Академия», 2011.

3.3.2. Дополнительная литература

1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.

2. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и

С.М. Петрова. - М., 2000.

3.История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,

Н.И. Якушина. - М., 2001.

4.История русской литературы ХГХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. -

М., 2001.

5.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

6. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

7.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.

8. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2005.

9. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

10.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

11.Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003. 16.Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

12.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

13.Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

14. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2007. Для преподавателей:

15.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005

16.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.

Лысого. - М., 2003.

17.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

18.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

19.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

20.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХГХ - начала ХХ в. - М., 2001.

21. Соколов А. Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

22.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

23. Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ.

3.3.3.Интернет-ресурсы

Единое окно доступа к образовательным ресурсам,window.edu.ru

Журнал «1 сентября»?,http//geo/1september.ru

Национальный проект «Образование»,rost.ru/projects

Подготовка к ЕГЭ,http//www.fipi.ru/

Российский общеобразовательный портал,school. edu

Федеральный портал «Российское образование»,edu.ru

Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru

Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».

Форма доступа: www.velib.com

Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма доступа: rus.1september.ru







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результатыобучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания

Формы контроля обучения

образную природу словесного искусства;

входной контроль, домашние задания, доклад, зачетное тестирование

содержание изученных литературных произведений;


домашние задания

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв;


устное сообщение, реферат

'

основные теоретико-литературные понятия

домашние задания, устное сообщение, рефераты

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

домашние задания, устное сообщение, рефераты




Умения:

Формы оценки результативности обучения

воспроизводить содержание литературного произведения;

входной контроль, тестирование, устное сообщение.

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;



домашние задания, самостоятельная работа (рефераты, защита проектов, сочинение).

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять

«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;


домашние задания, самостоятельная работа (рефераты, защита проектов, сочинение).

определять род и жанр произведения;


текущий контроль: тестирование, устное сообщение

выявлять авторскую позицию;

домашние задания, самостоятельная работа (устное сообщение, доклад)

выразительно читать изученные произведения

( илиих фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

домашние задания, выразительное чтение стихов

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;


домашние задания, самостоятельная работа (устное сообщение, защита проектов, сочинение)

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

домашние задания, самостоятельная работа (сочинение), итоговый контроль

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


самостоятельная работа (защита проектов, доклады, сочинение).



Итоговый контроль: 2 семестр – дифференцированный зачет



-традиционнаясистема отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.
































































Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература (для специальностей технического профиля)
  • Русский язык и литература
Описание:

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089) и примерной программы по дисциплине «Литература», рекомендованной Федеральным институтом развития образования в 2008 году. Существенных изменений в рабочую программу автором не внесено.

Учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО технического профиля. Согласно письму Министерства образования и науки от 29.05.2007 года № 03-1180, преподается как базовая дисциплина для получения среднего общего образования в  рамках реализуемых в колледже ОПОП.

Рабочая программа учебной дисциплины имеет чёткую структуру и включает все необходимые элементы: паспорт рабочей программы учебной дисциплины; структуру и содержание учебной дисциплины; условия реализации рабочей программы учебной дисциплины; контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

На изучение программы отведено 175 часов, из них 117 часов аудиторной работы и 58 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Часы соответствую учебным планам.

 

Содержание учебной дисциплины направлено на достижение предметных результатов и формирование общих компетенций по специальностям технического профиля.

Автор Акпамбетова Тамара Мауленовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 836
Номер материала 47068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы