Главная / История / Рабочая программа учебной дисциплины История для специальностей среднего профессионального образования (1 курс)

Рабочая программа учебной дисциплины История для специальностей среднего профессионального образования (1 курс)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Людиновский индустриальный техникум»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ



для специальностей среднего профессионального образования





















Людиново

2011



Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин СПО

Протокол № ___ от ________ 20___г.


Председатель ЦК___________Е.А.Степина

Утверждаю


Зам.директора по УПР


________________Т.П.Киселева





Разработчик ______________В.А.Соловьев

Согласовано


Зав. по УР СПО


_____________О.Е.Селиверстова







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории предполагает преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIXXXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

Программа рассчитана на 117 часов. Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.



Тематический план

Очная форма обучения (базовый уровень)

Наименование тем и разделов

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практических занятий

Всего часов

176

117


59

Введение. Понятие и типология цивилизаций

3

2


1

Тема

Российская история как часть мировой истории

2

2


1

Раздел I

Древнейшая стадия истории человечества

3

2


1

Тема 1.1

Первобытный мир и зарождение цивилизации

3

2


1

Раздел II

Цивилизация Древнего мира

6

4


2

Тема 2.1

Цивилизации Древнего мира

3

2


1

Тема 2.2

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

3

2


1

Раздел III

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

9

6


3

Тема 3.1

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

3

2


1

Тема 3.2

Арабо-мусульманская цивилизация

3

2


1

Тема 3.3

Становление и расцвет Западноевропейской цивилизации

3

2


1

Раздел IV

История России с древнейших времен до конца XVII века

36,5

24


12,5

Тема 4.1

Племена и народы Восточной Европы в древности

3

2


1

Тема 4.2

Экономическое и политическое развитие Руси в IXXII веках

3,5

2


1,5

Тема 4.3

Русь и ее соседи в XIXII веках

3

2


1

Тема 4.4

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

3

2


1

Тема 4.5

Борьба Руси с иноземными завоевателями

3

2


1

Тема 4.6

Русь на пути к возрождению

3

2


1

Тема 4.7

От Руси к России

3

2


1

Тема 4.8

Россия в царствование И. Грозного

3

2


1

Тема 4.9

Внешняя политика России в XVI в

3

2


1

Тема 4.10 Смута в России начала XVII в.

3

2


1

Тема 4.11

Россия в середине и второй половине XVII века

3

2


1

Тема 4.12

Русская культура XIIIXVI веков

3

2


1

Раздел V

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

9

6


3

Тема 5.1

Истоки индустриальной цивилизации

3

2


1

Тема 5.2

Новации в характере мышления. Государство и власть.

3

2


1

Тема 5.3

Революции XVIII в

3

2


1

Раздел VI

Россия в XVIII веке

18,5

12


6,5

Тема 6.1

Россия в XVIIXVIII веках

3

2


1

Тема 6.2

Россия в период реформ Петра I

3,5

2


1,5

Тема 6.3

Внешняя политика России в эпоху Петра I

3

2


1

Зачет

1

1



Тема 6.4

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)

3

2


1

Тема 6.5

Россия во второй половине XVIII века

3

2


1

Тема 6.6

Культура России в середине и второй половине XVIII в.

3

2


1

Раздел VII

Становление индустриальной цивилизации

6

4


2

Тема 7.1

Становление индустриальной цивилизации

3

2


1

Тема 7.2

Политическое развитие западного мира

3

2


1

Раздел XVIII

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

3

2


1

Тема 8.1

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

3

2


1

Раздел IX

Россия в XIX веке

18

12


6

Тема 9.1

Россия в первой половине XIX века

3

2


1

Тема 9.2

Внешняя политика. Декабристы

3

2


1

Тема 9.3

Общественно – политическое движение

3

2


1

Тема 9.4

Пореформенная Россия

3

2


1

Тема 9.5

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

3

2


1

Тема 9.6

Россия в системе международных отношений

3

2


1

Раздел X

От Новой истории к Новейшей

18

12


6

Тема 10.1

Мир в 1900 – 1914 гг.

3

2


1

Тема 10.2

Россия в начале XX века

3

2


1

Тема 10.3

Первая мировая война. Участие в ней России

3

2


1

Тема 10.4

Февральская революция в России

3

2


1

Тема 10.5

Приход большевиков к власти

3

2


1

Тема 10.6

Гражданская война

3

2


1

Раздел XI

Между мировыми войнами

15

10


5

Тема 11.1

Строительство социализма в СССР

3

2


1

Тема 11.2

Страны Европы в 20-е годы XX в.

3

2


1

Тема 11.3

Запад в 30 – е гг. XX века

3

2


1

Тема 11.4 Народы Азии, Африки, Латинской Америки в первой половине XX в.

3

2


1

Тема 11.5

Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

3

2


1

Раздел XII

Вторая мировая война

6,5

4


2,5


Тема 12.1

Вторая мировая война

3

2


1

Тема 12.2

СССР в годы Великой Отечественной войны

3,5

2


1,5

Раздел XIII

Мир во второй половине XX века

3,5

2


1,5

Тема 13.1

Мир во второй половине XX века.

3,5

2


1,5

Раздел XIV

СССР в 1945 – 1991 гг.

12

8


4

Тема 14.1

СССР в послевоенный

период

3

2


1

Тема 14.2

СССР в период частичной либерализации режима

3

2


1

Тема 14.3

СССР в конце 1960 – начале 1980 гг.

3

2


1

Тема 14.4

СССР в период перестройки. События в странах Восточной Европы

3

2


1

Раздел XV

Россия на рубеже XXXXI веков

6

4


2

Тема 15.1

Российская Федерация на современном этапе.

3

2


1

Тема 15.2

Мир в XXI веке.

3

2


1

Зачет

2

2





Раздел I


Введение. Понятие и типология цивилизаций


Тема Российская история как часть мировой истории

Студент должен

знать:

- основные факты, исторические процессы и явления, особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий прошлого.

уметь:

- проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- выявлять положительные и негативные стороны теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития.

Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу I,

стр. 10.

Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества



Тема 1.1 Первобытный мир и зарождение цивилизации

Студент должен

знать:

- этапы развития человечества;

- регионы являющиеся прародиной человечества;

- взаимосвязь и особенности истории России и мира.

уметь:

- решать познавательные задачи;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, таблицах, схемах.

Цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Сравнительная таблица «Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи».


Раздел II. Цивилизация Древнего мира


Тема 2.1 Цивилизации Древнего мира

Студент должен

знать:

- регионы возникновения первых государственных образований;

- античные цивилизации древности и мифологическую карту мира

- даты основных событий, термины и понятия;

- результаты и итоги ключевых событий.

уметь:

- дискутировать, анализировать фрагменты документов;

- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

- выявлять сходства и различия различных цивилизаций.

Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя

Самостоятельная работа. Подготовка мини- проектов по теме. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу II, стр. 55.


Тема 3.2 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Студент должен

знать:

- этапы формирования социальных норм, духовных ценностей, философской мысли в древнем обществе.

уметь:

- характеризовать древнейшие системы правовых норм;

- характеризовать религии.

Наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.


Самостоятельная работа. Составление таблицы «Новый этап духовной жизни».


Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века


Тема 3.1 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Студент должен

знать:

- региональные особенности и динамику развития христианской средневековой

цивилизации, причины и следствия кризиса средневекового общества.

уметь:

- излагать события эпохи Средневековья;

- характеризовать положение зависимого населения, повинности населения;

- определять роль и характер взаимоотношений светской и церковной властей.

Ереси, крестьянские восстания, народные движения.


Самостоятельная работа. Сравнительная таблица «Политическое развитие Европы».


Тема 3.2 Арабо-мусульманская цивилизация

Студент должен

знать:

- даты основных событий, термины и понятия процессов и событий, изученные виды исторических источников.

уметь:

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических событий, высказывать собственное суждение, уметь дискуссировать.

Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.


Самостоятельная работа. Работа с понятийным минимумом.


Тема 3.3 Становление и расцвет Западноевропейской цивилизации

Студент должен

знать:

- даты основных событий, термины и понятия процессов и событий, изученные виды исторических источников.

уметь:

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических событий, высказывать собственное суждение, уметь дискуссировать.

Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход , кочевники, варварство.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу III, стр. 138.


Раздел IV. История России с древнейших времен до конца XVII века


Тема 4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности

Студент должен

знать:

- влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

уметь:

- характеризовать быт и хозяйство восточных славян, жилище, одежду, формы хозяйствования, общественные отношения

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы.


Самостоятельная работа. Схема «Восточные славяне в древности».


Тема 4.2 Экономическое и политическое развитие Руси в IXXII веках

Студент должен

знать:

- этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой . Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

уметь:

- характеризовать право в Древней Руси.

Индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура.


Самостоятельная работа. Таблица «Первые князья».


Тема 4.3 Русь и ее соседи в XIXII веках

Студент должен

знать:

- истоки русской культуры;

- значение христианства в становлении национальной культуры.

уметь:

- понимать взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.


Самостоятельная работа. Схема «Социальная структура».


Тема 4.4 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Студент должен

знать:

- причины раздробленности, последствия междоусобной борьбы князей, крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

уметь:

- видеть сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество.


Самостоятельная работа. Таблица «Причины и следствия раздробленности»


Тема 4.5 Борьба Руси с иноземными завоевателями

Студент должен

знать:

- основные факты из календаря знаменательных дат России.

уметь:

- характеризовать общественно-экономический строй монгольских племен.

Раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания.


Самостоятельная работа. Хронологическая таблица по теме.


Тема 4.6 Русь на пути к возрождению

Студент должен

знать:

- формы собственности и категории населения.

уметь:

- составлять таблицу « Куликовская битва и ее значение», представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, доклада.

Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.


Самостоятельная работа. Схема «Объединительные процессы в русских землях».


Тема 4.7 От Руси к России

Студент должен

знать:

- предпосылки централизации, политический строй, Судебник 1497 г.

уметь:

- представлять социальную структуру русского общества.

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим».


Самостоятельная работа. Сравнительная таблица «Политика московских князей».


Тема 4.8 Россия в царствование И. Грозного

Студент должен

знать:

- сущность опричнины и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины.

уметь:

- сравнивать мнения историков о сущности опричнины.

Опричнина, земщина, засека, заповедные лета.


Самостоятельная работа. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного».


Тема 4.9 Внешняя политика России в XVI в.

Студент должен

знать:

- основные направления внешней политики России в данный период.

уметь:

- выявлять причины и результаты внешней политики России.

Казань, Астрахань, Ливонская война.


Самостоятельная работа. Таблица «Основные направления внешней политики».


Тема 4.10 Смута в России начала XVII в.

Студент должен

знать:

- предпосылки Смуты в России.

уметь:

- выявлять причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Земский собор 1613 г.


Самостоятельная работа. Таблица «Причины и следствия Смуты».


Тема 4.11 Россия во второй половине XVII века

Студент должен

знать:

- политический строй России, развитие приказной системы, падение роли Боярской думы и земских соборов, характер и особенности российского самодержавия.

уметь:

- характеризовать реформы Никона и церковный раскол.

Формы землепользования, города, ремесла, торговля, политика протекционизма, внутренний рынок.


Самостоятельная работа. Схемы «Правление первых Романовых», «Закрепощение русского крестьянства».


Тема 4.12 Русская культура XIIIXVI веков

Студент должен

знать:

- новые жанры в литературе.

уметь:

- проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа

Литература, живопись, архитектура, религиозные споры, публицистика, «Домострой».


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу IV, стр. 266.


Раздел V. Истоки индустриальной цивилизации


Тема 5.1. Истоки индустриальной цивилизации

Студент должен

знать:

- предпосылки возникновения феномена «модернизации», относительность периодизации мировой истории.

уметь:

- находить различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Модернизация, Новое время, Возрождение.


Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Подготовка сообщений.


Тема 5.2 Новации в характере мышления. Государство и власть.

Студент должен:

знать:

- социальный смысл феномена Возрождения.

уметь:

- объяснять термины Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация.

Эразм Роттердамский, гуманизм, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация.


Самостоятельная работа. Подготовка докладов по теме.


Тема 5.3 Революции XVIII в

Студент должен:

знать:

- революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

уметь:

- выявлять причинно- следственные связи событий и фактов.

Промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим.


Самостоятельная работа. Составление сравнительной таблицы по теме.


Раздел VI. Россия в XVIII веке


Тема 6.1 Россия в XVIIXVIII веках

Студент должен:

знать:

- политический строй России, развитие приказной системы, падение роли Боярской думы и земских соборов, характер и особенности российского самодержавия.

уметь:

- характеризовать основные направления внешней политики России.

Стрельцы, Федор Алексеевич, Софья- регентша, Медный бунт, Соляной бунт.


Самостоятельная работа. Схема «Вхождение Украины в состав России».


Тема 6.2 Россия в период реформ Петра I

Студент должен

знать:

- предпосылки реформ Петра I, особенности модернизационного процесса в России.

уметь:

- выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Северная война, «Регулярное государство», Нарва, Полтавская битва, Гангут, Гренгам, Ништадтский мир.


Самостоятельная работа. Таблица «Реформы и их значение»


Тема 6.3 Внешняя политика России в эпоху Петра I

Студент должен

знать:

- причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

уметь:

- решать познавательные задачи; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, таблицах, схемах, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения.

Дворцовый переворот, «Манифест о вольности дворянской», регенство, Бироновщина.


Самостоятельная работа. Схема «Основные направления внешней политики»


Тема 6.4. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

(1725–1762 гг.)

Студент должен

знать:

- причины, характер, итоги дворцовых переворотов.

уметь:

- характеризовать политику России в эпоху дворцовых переворотов.

Дворцовые перевороты, кондиции, бироновщина, Елизавета I.


Самостоятельная работа. Таблица «Причины, характер, итоги дворцовых переворотов».


Тема 6.5 Россия во второй половине XVIII века

Студент должен

знать:

- характер и направленность реформ Екатерины Великой.

уметь:

- характеризовать внешнюю политику России во второй половине XVIII в.

Емельян Пугачев, разделы Речи Посполитой, гражданское общество, индустриальное общество.


Самостоятельная работа. Таблица «Причины, характер, ход и итоги восстания».


Тема 6.6 Культура России во второй половине XVIII в.

Студент должен

знать:

- идеи Просвещения и просвещенное общество в России, достижения архитектуры и изобразительного искусства.

уметь:

- составлять таблицы, схемы.

Культура, эпоха Просвещения, искусство, архитектура.


Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по теме.


Раздел VII. Становление индустриальной цивилизации


Тема 7.1 Становление индустриальной цивилизации

Студент должен

знать:

- варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

уметь:

- характеризовать объединительные процессы в Европе и Америке, объединение Германии и Италии.

Консерватизм, либерализм, социализм.


Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Подготовка сообщений.


Тема 7.2 Политическое развитие западного мира

Студент должен:

знать:

- социальный состав общества: старые и новые составляющие.

уметь:

- объяснять понятия и термины.

Гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм.


Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Тестовые и проблемные задания.


Раздел XVIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока


Тема 8.1Традиционное общество Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Студент должен

знать:

- варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение.

уметь:

- рассказывать о создании колониальных империй, формах их организации.

Колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.


Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Подготовка сообщений.


Раздел IX. Россия в XIX веке


Тема 9.1 Россия в первой половине XIX века

Студент должен:

знать:

- особенности российской колонизации, роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России, национальный вопрос.

уметь:

- характеризовать социальную структуру, дворянство, духовенство, городское население, крестьянство, казачество.

Дворянство, духовенство, городское население, крестьянство, казачество.


Самостоятельная работа. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Александра I».


Тема 9.2 Внешняя политика. Декабристы

Студент должен

знать:

- геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

уметь:

- анализировать исторические документы, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.

Властные элиты, тайное общество, «Зеленая книга», «Конституция», «Русская правда», традиции «просвещенного абсолютизма


Самостоятельная работа. Конспект «Движение декабристов и его историческое значение»


Тема 9.3 Общественно – политическое движение

Студент должен

знать:

- российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

уметь:

- составлять сравнительную таблицу.

Поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».


Самостоятельная работа. Схема «Основные идейные течения».


Тема 9.4 Пореформенная Россия

Студент должен

знать:

- подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

уметь:

- решать познавательные задачи; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, таблицах, схемах

Крестьянская реформа, крестьяне, помещики, наделы, выкупные сделки, персоналии.


Самостоятельная работа. Таблица « Великие реформы Александра II».


Тема 9.5 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России

Студент должен

знать:

- великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.

уметь:

- работать с дополнительной исторической литературой.

Радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет, училища, школы, гимназии, университеты.


Самостоятельная работа. Схема «Революционные движения»


Тема 9.6 Россия в системе международных отношений

Студент должен

знать:

- изменения в системе международных отношений на рубеже XIX – XX вв.

уметь:

- определять причины и следствия борьбы за передел мира.

Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны, военные блоки, Тройственный союз, Антанта.

Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу IV, стр. 266.


Раздел X. От Новой истории к Новейшей


Тема 10.1 Мир в 1900 – 1914 гг.

Студент должен

знать:

- перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.

уметь:

- характеризовать научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв., представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.

Индустрия, среда обитания, политическая партия, индустриализация.


Самостоятельная работа. Схема «Образование политических партий»


Тема 10.2 Россия в начале XX века

Студент должен

знать:

- социальный и демографический состав российского общества, свод законов Российской империи.

уметь:

- характеризовать экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.

С. Ю., Витте, П. А. Столыпин, аграрная реформа


Самостоятельная работа. Таблицы «Русско-японская война», «Революция 1905-1907 годов».


Тема 10.3 Первая мировая война. Участие в войне России

Студент должен

знать:

- тотальный характер войны, влияние войны на общество.

уметь:

- определять истоки и причины, особенности военных конфликтов в XX в.

Восточный фронт, Брусиловский прорыв, Версальская система.


Самостоятельная работа. Конспект « Причины, характер, ход и итоги войны».


Тема 10.4 Февральская революция в России

Студент должен

знать:

- причины и ход, итоги, значение революции.

уметь:

- проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа критически анализировать источник исторической информации.

Двоевластие, кризисы Временного правительства.


Самостоятельная работа. Хронологическая таблица.


Тема 10.5 Приход большевиков к власти

Студент должен:

знать:

- споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти.

уметь:

- дискутировать, анализировать фрагменты документов; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; выявлять сходства и различия различных цивилизаций, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.

Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».


Самостоятельная работа. Хронологическая таблица.


Тема 10.6 Гражданская война

Студент должен:

знать:

- причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор.

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, таблицах, схемах.

Брестский мир, военная интервенции стран Антанты, изоляция Советской России, Коминтерн, «экспорт революции».


Самостоятельная работа. Хронологическая таблица, термины, персоналии.


Раздел XI. Между мировыми войнами


Тема 11.1 Построение социализма в СССР

Студент должен:

знать:

- трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика, формирование однопартийной системы.

уметь:

- объяснять понятие «военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции».


Самостоятельная работа. Конспект терминов и понятий, работа со словарем.


Тема 11.2 Страны Европы в 20-е годы XX в.

Студент должен:

знать:

- особенности развития экономики, политики в европейских странах в 20-е гг. XX в.

уметь:

- объяснять особенности развития стран в изучаемый период.

Версальско-Вашингтонская система, Веймарская республика.


Самостоятельная работа. Подготовка докладов


Тема 11.3 Запад в 30 – е гг. XX века

Студент должен:

знать:

- мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия.

уметь:

- сравнивать и анализировать различные пути преодоления кризиса.

Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта, крушение Веймарской республики, германский национал-социализм, тоталитаризм.


Самостоятельная работа. Подготовка докладов, работа со словарем


Тема 11.4 Народы Азии, Африки, Латинской Америки в первой половине XX в.

Студент должен

знать:

- основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху.

уметь:

- определять характер антиколониальной борьбы народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление?

США и доктрина «открытых дверей», мандатная система, Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки.


Самостоятельная работа. Подготовка докладов.


Тема 11.5 Международные отношения в 20-30-е годы XX в.

Студент должен

знать:

- кризис Версальско-Вашингтонской системы.

уметь:

- определять причины Возникновения очагов агрессии в Европе и Азии, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.

Политика «умиротворения» агрессоров, Пакт Молотова—Рибентропа.


Самостоятельная работа. Подготовка докладов, таблица


Раздел XII. Вторая мировая война


Тема 12.1 Вторая мировая война

Студент должен

знать:

- даты основных событий, термины и понятия процессов и событий, изученные виды исторических источников.

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Лига Наций, Мюнхенские соглашения, «ось Берлин- Рим- Токио»


Самостоятельная работа. Хронологическая таблица, персоналии , установление причинно- следственных связей.


Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны

Студент должен

знать:

- причины, ход, итоги войны, значение, цена Победы. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

уметь:

- решать познавательные задачи; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, таблицах, схемах.

Оккупационный режим, партизанское движение, «Второй фронт» в Европе, война технологий, миропорядок Ялты и Потсдама. Блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу V, стр. 379.


Раздел XIII. Мир во второй половине XX века


Тема 13.1 Особенности послевоенного развития

Студент должен

знать:

- общество в послевоенные годы. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Национальная политика.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой.

Решающую роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

уметь:

- характеризовать основные этапы военных действий, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата.

Реформизм, план Маршалла, транснациональные корпорации.

Самостоятельная работа. Конспект терминов и понятий, мини- проект.


Раздел XIV. СССР в 1945 – 1991 гг.


Тема 14.1 СССР в послевоенный период

Студент должен

знать:

- противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

уметь:

- проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.


Самостоятельная работа. Схема «Новый виток политических репрессий».


Тема 14.2 СССР в период частичной либерализации режима

Студент должен

знать:

- итоги борьбы за власть после смерти И.В. Сталина, приход к власти Н.С. Хрущева, попытки преодоления культа личности, значение XX съезда КПСС.

уметь:

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических событий, высказывать собственное суждение, уметь дискуссировать, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.


Самостоятельная работа. Таблица «Реформы Н. С. Хрущева».


Тема 14.3 СССР в конце 1960 – начале 1980 гг.

Студент должен

знать:

- даты основных событий, термины и понятия процессов и событий, изученные виды исторических источников.

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата

Командно- административная система, хозяйственная реформа, эпоха застоя.


Самостоятельная работа. Таблица «СССР в 1965- 1985гг.».


Тема 14.4 СССР в период перестройки. События в странах Восточной Европы

Студент должен

знать:

- причины реформ М.С. Горбачева, кризис классической советской модели социализма, попытки экономической модернизации.

уметь:

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических событий, высказывать собственное суждение, уметь дискуссировать.

Прагматизм и идеализм, правовая и государственная система, советский традиционализм, западный либерализм, окончание «холодной войны», распад социалистического лагеря, война в Афганистане, конец биполярного мира.


Самостоятельная работа. Схема «Предпосылки, этапы и итоги перестройки».


Раздел XV. Россия на рубеже XXXXI веков


Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе

Студент должен

знать:

- основные направления развития России на современном этапе.

уметь

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Шоковая терапия, Чеченский конфликт, национальные пректы.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу VI, стр. 274., повторение


Тема 15.2 Мир в XX веке

Студент должен

знать:

- основы функционирования информационной экономики, кризис традиционных отраслей, страны третьего мира, успехи и трудности развития;

даты основных событий, термины и понятия процессов и событий, изученные виды исторических источников

уметь

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

Постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.


Самостоятельная работа. Самыгин П. С., История. Вопросы к разделу VI, стр. 274., повторение

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен


знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;


уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Литература


Основные источники


1. Самыгин П. С. История: учебник. Ростов на Дону, 2005.




Дополнительные источники


1. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах М., Эксмо, 2006.

2. Трещёткина И. Г. Всемирная история в таблицах и схемах. СПб., «Полиграфуслуги», 2007.

3. Пазин Р.В. История 10-11 классы. 120 исторических личностей: материалы биографий. Ростов на Дону, Легион, 2013.


Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru


Темы рефератов


Культурное наследие Византии.

Князь и вече в Древней Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Новгородская республика в XIXIII вв.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Восстание под предводительством С.Разина.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Александр II: человек и государственный деятель.

Реформы Александра II и их значение.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Политические партии в Февральской революции 1917 г.

Двоевластие в России 1917 г.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.

Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.

Гражданская война в России: ход и последствия.

«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его послествия.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

«Холодная война»: причины и основные вехи.

СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

Советская культура в эпоху «оттепели».

ХХ съезд КПСС и его значение.

«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.


Рабочая программа учебной дисциплины История для специальностей среднего профессионального образования (1 курс)
  • История
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа рассчитана на 117 часов. Итоговая аттестация – дифференцированный зачет.

Автор Свинарев Игорь Алексеевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 927
Номер материала 50784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓