Главная / Физика / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н 10 -11 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н 10 -11 КЛАССЫ)

hello_html_307f082b.gifМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ области

Государственное бюджетное образовательное учреждение \начального профессионального образования профессиональное училище №98

(ГБОУ НПО ПУ-98 МО)






Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«физика»


(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н 10 -11 классы)


1 - 2 курс


для специальности

110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка



2012г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования (далее – НПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка,111101.02 «Тренер - наездник лошадей»



Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №98



Разработчик: Гришина Л.И., почетный работник НПО, высшая квалификационная категория, преподаватель физики, ГБОУ НПО ПУ-98 МО



Рассмотрена Утверждаю

На заседании Методического Совета Зам.директора по УВР

ГБОУ НПО ПУ №98 МО ______ А.И.Бусаров

Протокол №__ от

«___» ________ 2012г. «___»_________ 2012г.


СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации учебной дисциплины


18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


26



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ФИЗИКА



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по специальности НПО 110800.04 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка»,111101.02 «Тренер - наездник лошадей»


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профильно-учебная дисциплина


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров:

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице,

формуле;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося -223 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 172 часа,

- самостоятельной работы обучающегося - 51часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

223

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе:


лабораторные работы

16

контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

51

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

51

Аттестация


Итоговая аттестация в форме контрольной работы

1 курс


Итоговая аттестация в форме экзамена

(Итоговая аттестация в форме контрольной работы)




2 курс


(2 курс)









3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика 1 курс

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Повторение





Содержание учебного материала


5(7)




2

Инструктаж по охране труда в кабинете физики. Инструкции № 1,6,7,14 Механика

Электродинамика. Основные законы и понятия

Контрольная работа за курс основной школы

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы :

Физические законы. Основные элементы физической картины мира

2

2

Введение

Содержание учебного материала

1

2

Что изучает физика? Физические явления. Наблюдения и опыт. Научное мировоззрение. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Раздел 1Механика

Тема 1

Кинематика




Содержание учебного материала

10(13)

2


1

Общие сведения о движении. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Векторные величины. Способы описания движения. Системы отсчета. Относительность механического движения. Перемещение.


2

Равномерное прямолинейное движение. Понятие равномерного движения точки и его графическое описание. Скорость. Сложение перемещений и скоростей.

3

Неравномерное прямолинейное движение. Понятие

неравномерного движения. Средняя скорость. Мгновенная скорость Ускорение.





4

Движение с постоянным ускорением. Равноускоренное движение точки и его графическое описание. Свободное падение тел




2

5

Криволинейное движение. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел: поступательное, вращательное.

Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Конспект по теме «Пространство и время»

2.Сообщение по теме «Использование и учет скорости в деятельности человека»

3

Тема 2

Динамика

. Законы сохранения

в механике











Содержание учебного материала

18(24)







2

1

Законы динамики. Основная задача динамики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса тела. Сила. второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

2

Силы в природе. Виды взаимодействий. Сила упругости. Силы тяготения. Движение тел под действием силы тяжести.

3

Силы в природе .Вес тела. Невесомость. Силы трения. Движение тел под действием силы тяжести.


4

Работа и энергия. Закон сохранения механической энергии

Механическая работа. Работа переменной силы. Мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии

5

Импульс тела. Закон сохранения импульса Общая характеристика законов сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.




6

Применение законов динамики и сохранения механической энергии. Решение задач на законы динамики, упругое соударение шаров, на закон сохранения импульса, закон сохранения полной механической энергии

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения. Подготовка и оформление презентации

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Использование и учет законов динамики Ньютона в профессиональной деятельности».

1. Презентация по теме: « Деятельность К.Э. Циолковского, основоположника космонавтики»

4

2

Раздел 2

Молекулярная физика. Термодинамика


Тема 1

Основы МКТ


.







Содержание учебного материала

19(14)

2

1

Основные положения и экспериментальное обоснование молекулярно-кинетической теории. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Размеры и масса молекул. Постоянная Авогадро

2

Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ (без вывода). Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа

3

Тепловое движение. Термодинамические параметры. Абсолютная температура. Температура-мера средней кинетической энергии молекул

4


5

Модель строения твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Изменение агрегатных состояний вещества


Основное уравнение МКТ (без вывода). Изопроцессы Уравнение



Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы

6

Модель строения жидкости. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость кипения жидкости от внешнего давления. Насыщенные и ненасыщенные пары

7

Влажность воздуха и способы её измерения. Относительная влажность воздуха. Точка росы. Психрометр и гигрометр


Контрольная работа №3 по теме «Газовые законы».


Лабораторная работа

1. Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры

2.Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении

3.Определение относительной влажности воздуха


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений и оформление результатов. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Доклад по теме: «История открытия броуновского движения».

2.Отчет по теме: «Расчет скорости движения молекул газа в домашних условиях»


4

2



Тема 2.

Основы

термодинамики




Содержание учебного материала

8(11)




2




1

Теплота и работа. Внутренняя энергия и работа газа. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

2

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Принципы действия тепловых двигателей. КПД полезного действия ТД. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей

3

Применение первого закона термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование

Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики»






Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов). презентаций

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Доклад по теме: «Экологическое состояние России»

2.Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

3. Виды тепловых двигателей.

4 Электромобили

3

2

Раздел 3

Электродинамика

Тема 1 Электростатика



Содержание учебного материала

13(16)



2

1

. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд и элементарные частицы. Статическое электричество. Его учет на производстве и в быту. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона

2

Свойства электрических полей и их силовые характеристики. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности (силовые линии). Принцип суперпозиции полей.

3

Решение задач. Использование принципа суперпозиции полей при нахождении суммарной напряженности электрических зарядов

4

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Полярные диэлектрики. Неполярные диэлектрики. кристаллические диэлектрики

5

Энергетическая характеристика электрического поля. Электрическая емкость. Потенциальная энергия, потенциал, разность потенциалов электростатического поля. Связь между напряженностью и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы и их применение. Энергия заряженного конденсатора.


Контрольная работа №5 по теме «Электростатика»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). подготовка к контрольной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление сообщения

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Сообщение на тему: «Образование статического электричества в быту и на производстве. Его учет и использование мер по его ликвидации».


3

2

Тема 2

Законы постоянного тока







Содержание учебного материала

12 (16)







2

1

Электрический ток и его основные характеристики. Электронная проводимость металлов. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока в цепи. Электродвижущая сила источника. Стационарное электрическое поле.

2

Законы постоянного электрического тока. Электрические цепи.

Электрическое сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. ЗАКОН Ома для цепи постоянного тока. Электрические цепи. Способы соединения проводников.

3

Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Расчет характеристик цепей постоянного тока. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Решение расчетных задач на нахождение основных характеристик цепей постоянного тока. Расчет работы, мощности тока по формуле закона Джоуля-Ленца

4

Решение задач. Решение задач на формулы законов постоянного тока.

Контрольная работа №5 по теме « Электродинамика»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной и контрольной работам.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщения по темам:

1. Использование сверхпроводимости в промышленности

2. Способы борьбы с потерями электроэнергии при нагревании проводников.

4

2

Тема 3

Электрический ток в различных средах.











Содержание учебного материала

6(8)


2

1

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.


2

Электрический ток в полупроводниках. Отличие полупроводников от проводников и диэлектриков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости полупроводников Практическое применение: полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.

3

Электрический ток в вакууме Электронно-лучевая трубка

4

Электрический ток в жидкостях Электролиз Практическое применение: электролиза в металлургии и гальванотехнике,

5

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам), выполнение домашнего задания. Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление сообщений, докладов.

2

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщения и доклады по темам:

Электрический ток в проводниках, в электролитах, ток в газах, в вакууме.



Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика 2курс


Тема 4

Электромагнетизм






Содержание учебного материала

6(8)


2

1

Магнитное поле и его характеристики. Магнитное поле. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитное поле тока. Магнитные поля в природе.

2

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера и Лоренца. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Пояса радиации.

3

Применение электромагнетизма. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы





Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: «Пояса радиации

2

2

Тема 5

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

6

2

1

Явление электромагнитной индукции. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля

2

Применение явления электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток

Лабораторная работа

Наблюдение и объяснение явления электромагнитной индукции




Тема 6

Механические колебания







Содержание учебного материала

4(6)

2

1

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного движения

2

Энергия колебательного движения

Вынужденные колебания, Резонанс

Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маяттика».

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Влияние резонанса (на производстве и в быту)

2

2

Тема 7

Электромагнитные колебания


Содержание учебного материала

4(6)

2

1

Электромагнитные колебания. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Характеристики колебания. Генератор высокой частоты. Электрический резонанс

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщение по теме: «Практическое использование электромагнитных колебаний»

2

2

Тема 8

Производство, передача и использованиеэлектрической энергии

Содержание учебного материала

3(5)


2


1

Трансформатор. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Использование энергосберегающих технологий для передачи электрической энергии на большие расстояния.

2. Сообщение по теме: Соблюдение техники безопасности в обращении с электрическим током

Выполнение презентации «Использование природосберегающих и экологических технологий»

2

2

Тема 9

Механические волны



Содержание учебного материала

3(5)

2

1

Механические волны Длина и скорость волны. Волны в среде. Звуковые волны.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщение по теме: «Волны в среде»

2

2

Тема 10Электромагнитное поле и электромагнитные волны






Содержание учебного материала

6(8)

2

1

Электромагнитные волны и поле. Основы теории электромагнитного поля Максвелла. Электромагнитное поле. Опыты Г. Герца. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн.

2

Принципы радиосвязи. Опыты А.С. Попова. Принципы радиосвязи. Принципы телевидения

Контрольная работа №6 по теме «Колебания и волны»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов

2

2

РАЗДЕЛ 4

Волновые свойства света

тема 1

Оптика. Световые волны


Содержание учебного материала

10(12)

2


1

Развитие представлений о природе света. Корпускулярная и волновая теории света. Электромагнитная и квантовая природа света.



2

Отражение и преломление света. Закон отражения света Закон преломления света. Полное отражение света

3

Интерференция и дифракция света. Интерференция света. Дифракция света Дифракционная решетка

4

Дисперсия света. Дисперсия света. Открытие И. Ньютона. Цвет в жизни человека. Поляризация света. Поперечность световой волны.

Лабораторные работы

1.Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки

2.Определение показателя преломления стекла

.Практические занятия Наблюдение отражения. преломления света, интерференции и дифракции света. дисперсии света

Контрольная работа №8 по теме «Оптика, Световые волны»






Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа), выполнение домашнего задания по подготовке к лабораторной работе.

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение на тему: «Техническое применение интерференции и дифракции света»

2

2

Тема 2 «Элементы теории относительности»

Содержание учебного материала

3(5)

2

1

Основные положения теории относительности

Классические представления о пространстве и времени. Преобразования Галилея. Относительность в классической механике. Специальная теория относительности. Постулаты специальной теории относительности.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа), Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работы (доклада).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Доклад по теме: «Специальная теория относительности Эйнштейна»

2

2

Тема3

Излучения и спектры

Содержание учебного материала

5(7)

2

1

Виды электромагнитных излучений. Различные виды электромагнитных излучений. Шкала электромагнитных волн. Свойства и практическое применение

2

Спектры. Спектральный анализ. Спектры и их виды. Спектральный анализ. Спектроскоп. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщение на тему: «Применение оптических приборов в быту и промышленности»

2

2

РАЗДЕЛ 5

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И СТРОЕНИЕ АТОМА

Тема 1

Квантовые свойства света

Содержание учебного материала

7(9)

2

1

Фотоэффект. Открытие фотоэффекта Г. Герцем. Опыты А.Г. Столетова. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта

2

Квантовая гипотеза Планка. Уравнение Эйнштейна. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Энергия фотона. Уравнение Эйнштейна Теория фотоэффекта.

Контрольная работа № 9 по теме « Фотоэффект»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений. Подготовка сообщения.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение по теме: Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах

2

2

Тема 2

Атомная физика

Содержание учебного материала

4(6)

2

1

Модель атома по Э. Резерфорду. Строение атома. Опыт Э. Резерфорда. Кризис планетарной модели атома.

2

Постулаты Бора. Постулаты Н. Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика

3

Лазеры. Принцип действия и устройство квантового генератора (лазера). Практическое применение

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщений, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сообщение, презентации по теме: Исторические сведения о формировании взглядов на модели атома

2. Сообщение по теме: Области использования лазеров.


2

2

Тема 2.

Физика атомного ядра и элементарных частиц
















Содержание учебного материала

13(16)

2

1

Общие сведения об атомных ядрах. Открытие нейтрона, протона. Нуклоны. Изотопы. Устойчивость ядер. Модели атомных ядер. Внутриядерные силы и их особенности. Энергия связи и дефект массы атомного ядра.

2

Естественная радиоактивность. Открытие радиоактивности. Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Закон радиоактивного распада

3

Методы наблюдения и регистрации микрочастиц. Ионизированный счетчик Гейгера-Мюллера. Сцинтилляционный счетчик. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Метод толстослойных фотографических эмульсий.

4

Внутриядерные процессы и их проявление. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная реакция. Ядерный взрыв. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Энергия звезд.

5

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Уроки Чернобыльской АЭС

6

Физика элементарных частиц. Космические лучи и открытие элементарных частиц. Элементарные частицы, их классификация, основные характеристики. Понятие о кварках.

7

Единая физическая картина мира Физика и научно-техническая революция

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (докладов, отчетов, электронных презентаций).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: доклады, отчеты, электронные презентации по темам:

1.Историческая справка об открытии и исследовании радиоактивности.

2. Устройство ядерных реакторов.

3. Термоядерные реакции на Солнце.

4. Последствия чернобыльской аварии.

5. Современные сведения об элементарных частицах

Темы презентаций:

Энергетика и экологические источники энергии.

Атомная и термоядерная энергетика.

Экологически чистые восполнимые источники энергии

3

2

РАЗДЕЛ 6

Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала



1

Строение Вселенной. Метагалактика. Звезды.

6 (7)

2

2

Эволюция Вселенной. Развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной

3

Происхождение Солнечной системы. Образование планет., начальное состояние и эволюция Земли. Проблема существования внеземных цивилизаций.


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).

Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений и презентаций

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Информация о внеземных цивилизациях

Темы презентаций:

Тайны вселенной.

Наша галактика

Мир космоса.

1

2


Итоговая контрольная работа



Заключительное повторение


3




172(223)



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».

Учебный кабинет «Физика» имеет учебное оборудование, технические средства обучения, программное обеспечение, учебную мебель, учебно-методический комплект материалов.

Комплект учебного оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:

  1. Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)

  2. Приборы для лабораторных работ и опытов

  3. Принадлежности для опытов (лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)

  4. Модели

Современные тенденции развития естественно- научного образования, необходимость оптимизации процесса обучения требуют наличия в физическом кабинете аудио- визуальных ТСО: мультимедийного оборудования (персонального компьютера, колонок, видеопроектора, экрана для демонстрации и просмотра видеозаписей), диа- и графопроектора. Такая конфигурация позволяет использовать ПК как при работе с разнообразным программным обеспечением (компьютерные модели физических явлений и процессов, разнообразные обучающие и контролирующие программы), так и в качестве системы при показе демонстрационных опытов практически по всем разделам курса физики.

Комплект технических средств обучения состоит из следующих позиций:

  1. Мультимедийного оборудования (11 компьютеров, колонок, видеопроектора, экрана для демонстрации и просмотра видеозаписей, принтера, сканера. локальной сети.)

- учебно-методические электронные материалы различных тем дисциплины: презентации; видеофрагменты опытов; лекции, демонстрационные опыты, тестовые задания, решение задач на CD дисках (Интерактивные лекции. Физика 7-11 кл. ИД «Равновесие» 2004-2008 г.; Электронные уроки и тесты. Электрический ток. Получение и передача электроэнергии. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005 г.; Домашняя лаборатория по физике. ООО «Новый диск», 2008 г.; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Ф-10, 11. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.)

  1. Плакатных печатных средств по разделам: механика, молекулярная физика, электродинамика, строение атома и квантовая физика.


Комплект учебной мебели кабинета физики состоит из посадочных мест по количеству обучающихся, рабочего места преподавателя, учебной доски, шкафов для хранения учебного оборудования.




3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Литература

1. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003.- 174 с.

2. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. - 8 -е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.

3. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19 - 384 с.

4. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев – M.: Просвещение, 2004.-254 с.

5. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. – М.:Просвещение,Эксмо,2006. 240 с.

6. Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.

7. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н Степанова - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

8. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

9. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.

10. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 1-е изд. -М.: Просвещение, 2003. - 336 с.

11. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.

Дидактические материалы

1.Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

2.Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

3.Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс.Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

4. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004




Учебно-методические материалы (в печатном и электронном варианте):


      1. Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности, критерии оценок)

      2. Контрольно-измерительные материалы (варианты директорских контрольных работ, тестовые задания на проверку входных, промежуточных и рубежных знаний, умений)

      3. Материалы для самостоятельного освоения учебных тем по механике (тесты-вопросы, задания для тематического, назывного, тезисного плана урока)

      4. Вопросы для комплексного экзамена

      5. Учебные пособия «Сборник лабораторных работ», «Сборник практических заданий»

      6. Методические рекомендации к сборникам лабораторных работ и практических заданий

      7. Учебное пособие «Лекции по механике»

      8. Учебное пособие «Готов к экзамену!»

9. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 10, Физика 11.

10. «Открытая физика»



Интернет-ресурсы:


1. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». Электронный вариант брошюры А.Ф. Кавтрева. Брошюра включает 48 страниц текста и представляет опыт по использованию обучающих программ в школах. Предложен ряд конкретных методических наработок. www.college.ru/booklet/1st.html

2. Методика работы с компьютерными курсами «Открытая физика» и «Физика в картинках» На этих страницах представлены методические материалы, задания к компьютерным моделям, а также компьютерные лабораторные работы по ряду тем. center.fio.ru/method/resources/kavtrev/11/fiz/op_metod.htm

3. Федеральные тесты по механике Тесты по кинематике, динамике и статике, каждый из которых состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с тестами: ознакомление, самоконтроль и обучение http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics

4. Каталог ссылок на ресурсы по физике Энциклопедии, библиотеки, методики проведения уроков, тестирование, СМИ, учебные планы, вузы, научные организации, конференции и др. http://www.ivanovo.ac.ru/phys

5. Кабинет физики. Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по методике преподавания. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Новости науки http://www.edu.delfa.net/

6. Бесплатные обучающие программы по физике 15 обучающих программ по различным разделам физики http://www.history.ru/freeph.htm

7. Лабораторные работы по физике. Виртуальные лабораторные работы для 10-х и 11-х классов по газовым законам, электричеству, электромагнитной индукции и оптике. Виртуальные демонстрации экспериментов http://phdep.ifmo.ru/

8. Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями http://physics.nad.ru/

9. Анимации физических процессов: механика Анимации по углубленному курсу механики http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm

10. Физикомп. Материалы для изучения физики: задачи, тесты, демонстрационные программы, справочники, игры http://physicomp.lipetsk.ru/

11. Физическая энциклопедия. Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. Энциклопедия, включающая около 4 000 иллюстраций и 300 таблиц и снабженная предметным указателем http://www.elmagn.chalmers.se/~igor

12. Российский общеобразовательный портал. Коллекция экспериментов по физике experiment.edu.ru/catalog. asp?ob_no12370

13. Школьные физические шутки Физики шутят http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/01/no01_1.htm

14. Живая физика: обучающая программа. Создание моделей физических явлений средствами компьютерной анимации. Сборник задач и лабораторных работ. Демоверсия и галерея проектов http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html

15.Физика: коллекция опытов. Коллекция видеороликов с опытами по школьной программе физики , снабженных авторским комментарием (описание опыта и его постановка). Сведения об оборудовании и технике безопасности. Рубрикатор по разделам: механика, молекулярная физика и термодинамика, оптика, электричество и магнетизм. Поисковая система http://experiment.edu.ru/



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Усвоенные знания:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная


Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд


Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта


Текущий контроль (устный и письменный опрос, практико-ориентированное задание, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики



Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов.

Экспертная оценка по критериям.



Освоенные умения:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект


Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение.

Экспертная оценка по критериям

Экзамен

  • отличать гипотезы от научных теорий


Текущий контроль (устный и письменный опрос).

Экспертная оценка по критериям

  • делать выводы на основе экспериментальных данных


Текущий контроль (устный и письменный опрос, демонстрация, эксперимент).

Формализованное наблюдение.

Экспертная оценка содержания вывода с эталонным.

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Экспертная оценка по критериям

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, практико-ориентированное задание).

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов.

Экспертная оценка по критериям.

  • применять полученные знания для решения физических задач


Текущий контроль (устный, практические задания).

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося при выполнении практического задания.

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле


Текущий контроль (устный опрос, лабораторная работа).

Экспертная оценка устных ответов по критериям.

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося во время лабораторной работы.

Экспертная оценка содержания выполненной лабораторной работы с эталонным.

Экзамен

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

Текущий контроль (лабораторная работа, практико-ориентированное задание).

Формализованное наблюдение за деятельностью обучающегося во время измерений величин.

Экспертная оценка по критериям.

Экзамен

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, домашние наблюдения и исследования, отчет).

Формализованное наблюдение за использованием знаний и умений в практической деятельности.

Экспертная оценка по критериям.


Экзамен




















































63


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н 10 -11 КЛАССЫ)
  • Физика
Описание:
Рабочая программа учебной дисциплины «физика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  специальности (специальностям) начального профессионального образования (далее – НПО) 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка,111101.02 «Тренер - наездник лошадей».Содержание: паспорт рабочей программы, структура и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «физика».  
Автор Гришина Людмила Ивановна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1711
Номер материала 20270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓