Инфоурок Биология Рабочие программыРабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

                « УТВЕРЖДАЮ» И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО

______________ / Мельченко В.А./

«______» _______________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«БИОЛОГИЯ»

 

основной профессиональной образовательной программы  начального профессионального образования 

по профессиям: 190631.01 «Автомеханик»,

 

150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

 

 

 

 

 

 

 

г. Раменское 2014г.

       Программа учебной дисциплины Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

 

       Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

Разработчик: 

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. 

 

«___»____________20_______

 

 

 

        Эксперт (ы) от работодателя

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 «____»____________201______

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

6

3. УСЛОВИЯ       РЕАЛИЗАЦИИ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

9

4. КОНТРОЛЬ    И         ОЦЕНКА      РЕЗУЛЬТАТОВ      ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

10

 

 

 

1.   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

 

1.1.   Область применения программы

          Программа учебной дисциплины Биология является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 190631.01 «Автомеханик», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

 

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического профиля профессионального образования.

 

 

1.2.   Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный  цикл.

 

 

1.3.   Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

             освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

             овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

             развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

             воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

             использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

l  объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

l  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

l  описывать особей видов по морфологическому критерию; 

l  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

l  сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 

l  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей

среде;

l  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

l  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,

компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

l  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

l  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

l  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). 

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

      основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

      строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); 

      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен быть ознакомлен:

 

      с основными гипотезами о происхождении жизни на Земле; с особенностями строения животной и растительной клетки;

      с механизмами протекания обмена веществ в организме;

      с особенностями образования половых клеток;

      с влиянием алкоголя, курения, химических воздействий и излучений на развитие организма в стадии эмбрионального и постэмбрионального развития;

      с развитием генетики и селекции в советское время; 

      с основными закономерностями наследственности и изменчивости;

      с задачами современной селекции;

      с эволюционными идеями (К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, синтетическая теория эволюции);

      с отечественными учеными, внесшими вклад в эволюционное учение (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен, А. Н. Северцов);

      с развитием органического мира в разные геологические эпохи;

      с трудами В. И. Вернадского (учение о ноосфере);

      с мероприятиями по охране окружающей среды (мониторинг, научные программы, форумы, международные организации и т. д.);

      с взаимоотношениями между организмами; с влиянием климата на жизнедеятельность организмов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

 

      об истории развития биологии;

      о зарождении и развитии жизни на Земле;

      о взаимосвязях между живыми организмами;

      о структуре клетки и ее значении для жизнедеятельности организма;

      о механизмах биосинтеза белка и фотосинтеза;

      о молекулярном строении структурных единиц наследственности;

      о применении достижений современной биологии;

      о характере и способах взаимосвязи биологии с другими социальногуманитарными дисциплинами;

      о методах и технологиях регулирования биологических процессов и явлений.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими       компетенциями, включающими в себя способность:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 

 

      Цель курса: формирование основ естественно-научного мышления и представлений об общей биологии в целом, воплощенных в современной естественно-научной картине мира.

 

      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

-   определить объекты и предметы, методы общей биологии; 

 

-   составить представление о фундаментальной единице всего живого – клетке; 

 

-   рассмотреть области применения достижений молекулярной биологии;

 

-   выработать первичные навыки использования биологических знаний в профессиональной деятельности;

 

-   научиться использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, для собственного здоровья, для выработки навыков экологической культуры, для обоснования и соблюдения мер профилактики различных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.

  

      Основу содержания рабочей программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

 

      При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

 

      Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося  119  часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часа; самостоятельной работы обучающегося  39 часов.

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

119

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

80

в том числе:

 

                                       лабораторные       и       практические        занятия

(проведение биологических исследований)

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

     доклады

7

     самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников с использованием рекомендаций преподавателя

9

     составление конспекта

9

     решение генетических задач

10

     создание презентаций

3

     создание кроссворда

1

 

 

Итоговая аттестация в форме                              дифференцированный зачёт  


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

190631.01 «Автомеханик» 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)

 

                                           

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 

Введение 

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 

3

 

1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание кроссворда по разделам биологии.

1

3

Тема 1.

Учение о клетке.

10

 

 

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. 

Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. 

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. 

Прокариотические и эукариотические клетки. 

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.  Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) 

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. 

ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. 

Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. 

Дифференцировка клеток. 

Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз

 

 

1, 2, 3

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. Строение и функции клетки.

1

3

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание докладов на индивидуальные темы.

Составление конспектов.

7

               3

 

 

Тема 2.

 

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

 

 

Организм – единое целое. 

Многообразие организмов. 

Размножение – важнейшее свойство живых организмов.  Половое и бесполое размножение. 

Мейоз. 

Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. 

Эмбриональный этап онтогенеза. 

Основные стадии эмбрионального развития. 

Органогенез. 

Постэмбриональное развитие. 

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. 

Причины нарушений в развитии организмов. 

Индивидуальное развитие человека. 

Репродуктивное здоровье. 

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Химическая организация клетки. 

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. 

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. 

Прокариотические и эукариотические клетки. 

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.  Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)  Цитоплазма и клеточная мембрана. 

Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. 

ДНК – носитель наследственной информации. 

Репликация ДНК. 

Ген. 

Генетический код. 

Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. 

Дифференцировка клеток.  Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. 

Митоз.

 

  

1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание докладов на индивидуальные темы.

Составление конспектов.

Создание презентаций.

3

3

 

Тема 3.

Основы генетики и селекции.

 

22

 

 

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.  Г.Мендель – основоположник генетики. 

Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. 

Моногибридное и дигибридное скрещивание. 

Хромосомы.

Хромосомная теория наследственности. 

Взаимодействие генов. 

Аллели.

Аллельные гены

Неаллельные гены.

Генетика пола. 

Сцепленное с полом наследование. 

Значение генетики для селекции и медицины. 

Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. 

Наследственная или генотипическая изменчивость. 

Модификационная изменчивость. 

Кроссинговер.

Генетика – теоретическая основа селекции. 

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. 

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. 

Современные методы селекции.

Основные          достижения         современной       селекции              культурных         растений,               домашних            животных микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. 

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. 

Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

и

 

 

 

1, 2, 3

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №2. Фенотипы разных сортов растений.

Лабораторная работа №3. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Лабораторная работа №4. Наследственность и влияние среды на рост человека.

Практическая работа №1. Моногибридное скрещивание.

Практическая работа №2. Взаимодействие аллельных генов.

Практическая работа №3. Формы проявления генов в фенотипе.

Практическая работа №4. Независимое наследование.

Практическая работа №5. Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая работа №6. Генетика пола.

Практическая работа №7. Сцепление генов и кроссинговер.

Практическая работа №8. Генетика популяций.

 

11

3

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: Решение генетических задач

 

10

3

 

 

Тема 4.

Эволюционное учение.

16

 

 

История развития эволюционных идей. 

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.  Эволюционное учение Ч. Дарвина. 

Естественный отбор. 

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. 

Концепция вида, его критерии. 

Популяция – структурная единица вида и эволюции. 

Движущие силы эволюции. 

Синтетическая теория эволюции. 

Микроэволюция. 

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).  Макроэволюция. 

Доказательства эволюции. 

Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. 

Причины вымирания видов. 

Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

 

 

 

1, 2, 3

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №5. Морфологические особенности растений различных видов.

Лабораторная работа №6. Микроэволюция.

Лабораторная работа №7. Макроэволюция.

Лабораторная работа №8. Приспособленность организмов к среде обитания.

4

3

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание докладов на индивидуальные темы.

Составление конспектов.

Создание презентаций.

4

3

 

Тема 5.

 

История развития жизни на Земле.

8

 

 

Гипотезы происхождения жизни. 

Краткая история развития органического мира. 

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 

Происхождение растений.

Происхождение животных.

Происхождение человека.

Современные гипотезы о происхождении человека. 

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. 

Расы человека.

Единство происхождения человеческих рас.

 

 

1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание докладов на индивидуальные темы.

Составление конспектов.

3

3

Тема 6.

Основы экологии. Бионика.

13

 

 

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

 

 

 

1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Поиск информации экологического направления.

Написание докладов на индивидуальные темы.

Составление конспектов.

11

 

 

 Дифференцированный зачет

3

3

 

 

Всего:

80

 

Уровни освоения учебного материала:

1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 

2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Перечень лабораторных и практических работ

 

Наименование лабораторных и практических работ

 

Количество часов

1

Лабораторная работа №1. Строение и функции клетки.

1

2

Лабораторная      работа №2. Фенотипы разных сортов растений.

1

3

Лабораторная работа №3. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1

4

Лабораторная работа №4. Наследственность и влияние среды на рост человека.

1

5

Практическая       работа        №1.           Моногибридное скрещивание.

1

6

Практическая       работа        №2.           Взаимодействие аллельных генов.

1

7

Практическая работа №3. Формы проявления генов в фенотипе.

1

8

Практическая       работа        №4.   Независимое наследование.

1

9

Практическая       работа        №5.           Взаимодействие неаллельных генов.

1

10

Практическая работа №6. Генетика пола.

 

1

11

Практическая работа №7. Сцепление генов и кроссинговер.

1

12

Практическая работа №8. Генетика популяций.

 

1

13

Лабораторная работа №5. Морфологические особенности растений различных видов.

1

14

 

Лабораторная работа №6. Микроэволюция.

 

1

15

 

Лабораторная работа №7. Макроэволюция.

 

1

16

Лабораторная работа №8. Приспособленность организмов к среде обитания.

1

 

 

Всего:

16

3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.   Требования к        минимальному   материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Биология

 

3.1.1.               Оборудование учебного кабинета:

-    посадочные места по количеству обучающихся;

-    рабочее место преподавателя;

-    наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).

3.1.2.               Технические средства обучения:

-    мультимедийный проектор;

-    проекционный экран; 

-    биологические препараты;

-    микроскоп;

-    весы аналитические;

-    весы учебные с разновесами;

-    комплект  для экологических исследований;

-    комплект                   посуды       и        принадлежностей      для    проведения  лабораторных работ;

-    лупа бинокулярная;

-    лупа ручная;

-    реактивы и материалы;

-    комплект реактивов для профильного уровня;

-    набор «Происхождение  человека»;

-    модель «Дезоксирибонуклеиновая  кислота»;

-    модели-аппликации (для работы на магнитной доске);

-    модель «Генетика человека»;

-    модель «Круговорот биогенных элементов»;

-    плакат «Митоз и мейоз клетки»;

-    плакат «Основные генетические законы»;

-    набор «Размножение различных групп растений»;

-    модель «Строение клеток растений и животных»;

-    Плакат «Типичные биоценозы»

-    Плакат «Эволюция растений и животных»

-    Муляжи

-    Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

-    Натуральные объекты

-    Гербарии,  иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

-    Микропрепараты

-    Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)

-    Коллекция «Морфо-экологические адаптации организмов  к среде обитания (форма, окраска и пр.)»

-    Коллекция «Ископаемые растения и животные»

-    Портреты ученых биологов

-    Правила поведения в учебном кабинете

-    Правила поведения на экскурсии         Печатные пособия Таблицы:

Биотехнология

Генетика

Единицы измерений, используемых в биологии

Основы экологии

Строение, размножение и разнообразие животных

Строение, размножение и разнообразие растений

Схема строения  клеток живых организмов

Уровни организации живой природы

 

- Карты:

Биосферные заповедники и национальные парки мира

Заповедники и заказники России

Население и урбанизация мира

Природные зоны  России

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

 

 

 

3.2.   Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 

Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.

 

Дополнительные источники: 

Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.Б.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. Н.Б.Чебышева. – 9е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.Константинова.  – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с. Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.

 

Интернет-ресурсы:

http://nrc.edu.ru/est/ http://www.livt.net/ http://bio.1september.ru/ http://evolution.powernet.ru/ http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   КОНТРОЛЬ       И       ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 

освоенные умения:

1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

 

3.выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде

(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

4.сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе

сравнения и анализа;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

5.анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

6.находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

усвоенные знания:

1.объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде

(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной

 

самостоятельной работы обучающихся

4.сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе

сравнения и анализа;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

 5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 

Тестовый контроль с применением информационных технологий

Решение ситуационных задач Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Технология формирования общих компетенций

 

Название ОК

Технология формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

Видеть объективную картину мира. Понимать значение своей профессии в формировании гармоничной, компетентной личности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выполнять индивидуальные практические или групповые задания. Определять способы и методы выполнения самостоятельных творческих проектов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать риски.

Анализировать стандартные и нестандартные ситуации. Моделировать цепочку биологических последствий в разных ситуациях,  делать свои прогнозы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и

личностного развития

Уметь         пользоваться           различными источниками           информации, анализировать.           Выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенство

вания профессиональной деятельности

Использовать  различные методы информационной технологии для разрабатывания презентаций, написания проектов, рефератов.

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, общаться с руководством.

Участвовать в различных формах классной и внеклассной деятельности по предмету.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения работы.

Брать на себя ответственность при защите групповых проектов, выполнения творческих заданий, защите презентаций.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи развития, заниматься самообразованием, планировать повышение образованности.

Самостоятельно определять пробелы в своих знаниях. Планировать и осуществлять самообразование, самостоятельно готовиться к сдаче зачетов, практических и других задолженностей по предмету.

  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик». 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик». 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик». 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик». 

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 483
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.03.2015 318
    • PDF 529.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капин Артем Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капин Артем Витальевич
    Капин Артем Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 450092
    • Всего материалов: 377

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 184 человека из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 716 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 237 человек