Инфоурок ОБЖ Другие методич. материалыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.17 Безопасность жизнедеятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.17 Безопасность жизнедеятельности

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»

Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

 ОП.17  Безопасность жизнедеятельности

 

 

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


базовой  подготовки СПО

 

форма обучения

очная

курс

второй

семестр

третий

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ноябрьск, 2014

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),                           утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от 06.04.2010г. № 282.

 

 

Рабочая программа рассмотрена

на заседании П(Ц)К  ОГСЭ

протокол от 26.05.14  № 9

 

Председатель П(Ц)К  ОГСЭ

 

 

___________ Л.В.Васильева

        (подпись)

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УМР

 

 

____________Э.В.Бакиева

        (подпись)

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу разработал:

Преподаватель-организатор  ОБЖ                                                                                      ____________________   В.В.Прокопенко

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

Паспорт программы учебной дисциплины

4

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

Тематический план и содержание учебной дисциплины

5

Условия реализации программы дисциплины

23

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

27

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1 Область применения программы: программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по  специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  относится к общепрофессиональным дисциплинам  профессионального цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

       организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

       предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

              использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

       применять первичные средства пожаротушения;

       ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

       применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

       владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

       оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

       принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

       основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

       основы военной службы и обороны государства;

       задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

       меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

       организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

       основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

       область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

       порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

1.4 Количество часов, запланированное на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

 

2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Информация об объеме учебной дисциплины и видах учебной работы представлена в таблице:

Таблица 1

                                                Вид учебной работы           

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

 

   практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

Итоговая аттестация в форме  экзамен

 

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Тематический план учебной дисциплины представлен в таблице:

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Основные понятие о безопасности жизнедеятельности

1

1

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

 

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика

 

 

Тема 1.1.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

Классификация ЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории, нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

 

 

1

 

1

Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

Практическая работа №1 выполнить тест по теме « Человек- среда обитания».

2

1

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Защита населения в чрезвычайных ситуациях»

3

1

Тема 1.3. Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

 

1

 

 

 

1

Тема 1.4. Радиоактивное загрязнение территорий

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

Тема 1.5. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически и биологически опасными веществами...

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически и биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

 

Практическая работа №2 выполнить тест по теме «Чрезвычайные ситуации мирного времени».

2

1

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

2

1

Тема 1.6. Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация  обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури, Землетрясения, извержения вулканов, Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури, Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление), Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов.

1

 

 

1

Тема 1.7. Чрезвычайные ситуации военного характера

Чрезвычайные ситуации военного характера источники их возникновения. Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени. Источники военной внешней и внутренней опасности для Российской Федерации. Современные средства (системы) вооруженной борьбы и поражающие факторы от них. Содержание военных чрезвычайных ситуаций, попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России.

 

Тема 1.8. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом

Определение понятия современного терроризма и его виды. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида. Специфика мероприятий, проводимых по защите населения и территории. Действия при угрозе и в период терактов.  уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов; разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц, в том числе на опасных производственных объектах, и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов; внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов; подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, при возможных террористических актах;  определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

 

Практическая работа № 3 выполнить тест на тему « Чрезвычайные ситуации военного времени».

2

1

 

Практическая работа № 4 по одеванию СИЗ.

 

8

1

Раздел 2. Зашита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

 

 

Тема 2.1.

 Виды защитных мероприятий

Все мероприятия и виды защиты от ЧС предназначаются для не­посредственного влияния на предотвращение или сведение к ми­нимуму ожидаемого ущерба.
      Предотвращение ущерба достигается комплексом организаци­онных и инженерно-технических мер по исключению воздействия поражающих факторов ИЧС на объекты и людей. Эти меры носят, как правило, предупредительный характер и осуществляются до возникновения ЧС. Если же воздействие предотвратить не удалось, то для сниже­ния его последствий применяется ряд защитных мер, уменьша­ющих уязвимость объекта (повышают его стойкость) к действию разных ПФ.

Инженерная защита — комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС и уменьше­нию их масштабов, а также последствий в случае возникновения. Основная цель этой защиты — предотвращение людских потерь и уменьшение материального ущерба, создание условий для неот­ложных аварийно-спасательных работ.

Убежища — наиболее надежные защитные сооружения: они Обеспечивают защиту от всех механических, тепловых, радиаци­онных, химических и биологических факторов.

 Противорадиационные укрытия (ПРУ) — сооружения, предназ­наченные для защиты от внешнего облучения, непосредственно­го попадания на кожу, одежду, обувь радиоактивной пыли, капель АХОВ, биологических средств. ПРУ ослабляют излучение в десятки —сотни раз. Для защиты используются конструкция ПРУ, его заглубление и грунтовая обсыпка, простейшие системы фильтровентиляции и герметизации.

1

1

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Зашита населения в чрезвычайных ситуациях»

3

1

Тема 2.2.

Защита населения, персонала предприятий и материальных ценностей от пожаров

Первичные средства пожаротушения.

При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок.

Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.

Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиям договора на его поставку.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов:

A.   класс А - пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага);

B.   класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;

C.   класс С - пожары газов;

D.   класс D - пожары металлов и их сплавов;

Е. класс Е - пожары, связанные с горением электроустановок.

 

1

 

1

Тема 2.3. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации

Особенности ликвидации последствий радиационной аварии.

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно-опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические).

Эффективная защита населения, сохранение работоспособности рабочих и служащих во многом зависят от своевременного выявления радиоактивного загрязнения, объективной оценки сложившейся обстановки. Надо учитывать, что процесс формирования радиоактивного следа длится несколько часов. В это время штабы по делам ГО и ЧС выполняют задачи по прогнозированию радиоактивного загрязнения местности. Прогноз дает только приближенные данные о размерах и степени загрязнения.

 Конкретные действия сил и средств ГО, населения, а также принятие решения на проведение спасательных работ осуществляются на основе оценки обстановки по данным, полученным от реально действующей на местности разведки. 

Используя эти данные, определяются конкретные режимы радиационной защиты населения, устанавливаются начало и продолжительность работы смен спасателей на загрязненной территории, решаются вопросы проведения дезактивации техники, транспорта, продовольствия.

Тема 2.4.

Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Типы защитных сооружений по месту расположения. Требования, предъявляемые к убежищам. Назначение противорадиационных укрытий. Аварийные источники освещения в убежищах.

Производственный, территориальный признак размещения укрываемых в защитных сооружениях. Эффективная защита человека в чрезвычайных ситуациях достигается своевременным и грамотным использованием средств защиты. Средства защиты подразделяются на индивидуальные (СИЗ), первой медицинской помощи (ПМП) и коллективные (КСЗ).

 

1

 

1

Тема 2.5.

Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов

Угрозы терроризма против мирного населения и меры противодействия. Международный и внутренний терроризм, стремительный рост которого приносит страдания и гибель большому количеству людей, представляет реальную угрозу.

Замысел государственной стратегии противодействия терроризму — формирование комплексной эффективной системы, объединяющей силы и средства борьбы и противодействия терроризму на национальном и международном уровнях, предусматривающей его ликвидацию либо минимизацию его общественно-опасных последствий на территории России и других стран, в которых действуют террористические организации, угрожающие безопасности России, создание условий по устранению причин терроризма.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Классификация ЧС»

3

1

Раздел 3. Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

 

 

Тема 3.1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Под устойчивостью функционирования объектов экономики или другой структуры понимают способность их в чрезвычайных ситуациях противостоять воздействиям поражающих факторов с целью поддержания выпуска продукции в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровья персонала, населения и материального ущерба, а также обеспечения восстановления нарушенного производства в минимально короткие сроки.

Устойчивость функционирования объектов непроизводственной сферы — это способность этих объектов выполнять свои функции в условиях ЧС в соответствии с предназначением.

 

 

1

 

 

1

Тема 3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  Основные задачи РСЧС: Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС. Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий.

Ликвидация ЧС.

Тема 3.3. Организация и функционирование РСЧС

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Феде­рации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри­торий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территори­альных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с уче­том особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными орга­нами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО»

2

1

Тема 3.4. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
    РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации.
    Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации.
    Непосредственное руководство ГО РФ возложено на министерство по чезвычайным ситуациям (МЧС).
    Руководство гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в краях и областях, городах и районах, министерствах и ведомствах в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны.

    Для защиты людей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий и при чрезвычайных ситуациях применяются различные способы и средства: обучение, оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия и складки местности), эвакуация в загородную зону (отселение в безопасные районы), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, защитная одежда, профилактические средства и прививки), установление режимов военного положения или чрезвычайной ситуации, радиационной или химической защиты, карантина или обсервации.

 

1

 

1

Тема 3.5. Прогнозирование и оценка обстановки

В федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера” ЧС определяется как “обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей” Общие положения об оценке обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций: землетрясений, пожаров, наводнений и пр.. Оценка, а также прогнозирование появления возможной радиационной и химической обстановки. Определение масштабов химического заражения. Прогнозирование техногенных, биолого-социальных (эпидемий и эпизоотий) чрезвычайных ситуаций экологического характера.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Аварии с выбросом АХОВ и РВ»

2

1

Раздел 4. Первая медицинская помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве и в чрезвычайных ситуациях

 

 

Тема 4.1.

Общая характеристика поражений организма человека от воздействия опасных факторов

Медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работающих. Основные принципы ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы восприятия человеком состояния среды обитания.

Запыленность воздуха рабочей зоны. Загазованность рабочей зоны. 

Вибрации: общие, локальные,  шум. Акустические колебания: инфразвук,  ультразвук.

Статические, электрические, магнитные поля и излучения.  Инфракрасная радиация.

Химические вещества: Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки. Монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

 

 

 

1

 

1

Тема 4.2.      Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи

Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Общие понятия о ранах и кровотечениях: классификация и их осложнения. Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания, ожогах, солнечном и тепловом ударах. Основной целью в оказании первой медицинской помощи является умение оказать помощь человеку, получившему травму или страдающему от внезапного приступа заболевания, до момента прибытия квалифицированной медицинской помощи, такой как бригада скорой помощи.

Тема 4.3.      Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма

Своевременное оказание первой помощи уменьшает тяжесть последствия травмирования, снижает уровень инвалидности среди пострадавших, сокращает сроки восстановительного периода после травмы и делает возможным более ранний возврат пострадавшего к прежней трудовой деятельности.

Практика показывает, что первые минуты после травмирования оказываются ключевыми и определяют тяжесть последствий и исхода травмы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения 20% из числа погибших могли быть спасены при своевременно оказанной им первой помощи. Многие пострадавшие от травм погибают при транспортировке и даже в медицинских учреждениях, так как упущенное для оказания первой помощи время приводит к осложнениям, не совместимым с жизнью. Опыт оказания первой медицинской помощи при тяжелых травматических повреждениях свидетельствует о том, что противошоковые мероприятия, проведенные в ближайшее время после травмы, снижают смертность на 25-30%.

Оптимальным считается оказание первой медицинской помощи пострадавшему - в течение 30 минут после травмы.

При этом крайне важным является своевременное распознание поражений наиболее угрожающих жизни пострадавшего.

Все мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему проводят с учетом вида поражения, его локализации и тяжести состояния пострадавшего.

 

Тема 4.4. Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

 

 

Практическая работа № 5 выполнить тест на тему « Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».

6

1

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе»

2

1

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Раздел 5. Основы военной безопасности Российской Федерации

 

 

Тема 5.1. Нормативно-правовая база обеспечения Национальной безопасности и национальные интересы России

 

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.2. Организация обороны Российской Федерации

 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ. Организация обороны включает:

-     правовое регулирование в области обороны;

-     прогнозирование и оценку военной угрозы;

-     разработку военной политики и военной доктрины РФ;

-     строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;

-     разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

-     создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

-     обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

-     развитие военной науки;

-     международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

-     другие мероприятия в области обороны.

     В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.

В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.

Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности

Раздел 6. Вооруженные Силы Российской Федерации

 

 

Тема 6.1.               Русская военная сила — от княжеских дружин до ракетно-космических войск

                      Войско Древней Руси — вооружённые силы Древнерусского государства. Особенности развития древнерусской государственности на раннем её этапе (наличие мощных племенных союзов с местными княжескими династиями и крупных городских центров с вечевым самоуправлением, их подчинение киевскому князю на федеративных началах, особенности зарождавшихея феодальных отношений, отсутствие частной собственности на землю) во многом определили своеобразие военной организации Древней Руси.

                       Древний вид Вооруженных Сил России (от княжеских дружин Киевской Руси), предназначенный для прикрытия Государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Наиболее яркими страницами боевого пути войск являются: разгром Ливонского ордена дружинами Александра Невского на льду Чудского озера; образцы воинской доблести воинов войска великого князя Московского Дмитрия Донского в борьбе против монголо-татарских завоевателей; блистательная победа русской армии над шведами при Полтаве; стойкость, мужество, инициатива и решительность русских войск в борьбе с захватчиками: 1) французами в Отечественной войне 1812 г.; 2) немцами в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (за годы войны стали самыми передовыми по искусству ведения операций и боёв).

1

 

1

 

                      Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках»

2

1

Тема 6.2. Назначение и задачи Вооруженных Сил

Военная организация Российской Федерации

 

            Понятие военной организации государства. Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать свои цели зиждется на необходимой и адекватной собственной военной мощи, олицетворением которой является военная организация государства, которая предназначена для решения задач обеспечения военной безопасности силовыми (военными) методами. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 21 апреля 2000 г. № 706, военная организация Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

            органы государственного и военного управления, обеспечивающие военную безопасность государства;

            Вооруженные Силы, составляющие ядро военной организации и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами;

            часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

            В настоящее время задачи, стоящие перед военной организацией Российской Федерации, могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

            сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации;

            обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации;

            осуществление силовых операций мирного времени;

            применение военной силы.

 

 

1

 

 

1

Тема 6.3.             Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами

Вооруженные Силы (ВС) РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ.

Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией Президента РФ — Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Он же осуществляет руководство, издает приказы и директивы, обязательные для исполнения всеми войсками, воинскими формированиями и органами.

Вооруженные Силы РФ состоят из:

·  центральных органов военного управления;

·  объединений, соединений, воинских частей и организаций:

·  видов и родов войск ВС РФ;

·  тыла ВС РФ;

·  войск, не входящих в виды и рода войск ВС РФ.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства обороны.

Тема 6.4.

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008—2020

Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) 2008—2010 годов — комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный 14 октября 2008 года на закрытом заседании военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России).

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «ВВС, ВМФ, ВДВ. История создания, предназначение, Структура»

2

1

Раздел 7. Воинская обязанность в Российской Федерации

 

 

Тема 7.1.     Понятие и сущность воинской обязанности

Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины. Подчинение государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах. Нравственные принципы. Нормы и правила установленные в общественных организациях.

 Из содержащегося в ДУ ВС РФ определения воинской дисциплины следует, что она является обязательной для всех военнослужащих, независимо от их служебного положения, воинского звания и заслуг. Одновременно, она представляет повышенные требования к командирам и начальникам, которые не только обязаны ими повседневно руководствоваться, но и обеспечивать соблюдение дисциплины своими подчиненными.

 На граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, распространяются лишь отдельные правила воинской дисциплины при ношении ими военной формы одежды (правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, правила ношения военной формы одежды).

 

 

 

1

 

 

 

1

Тема 7.2.  Воинский учет граждан

Федеральным законом (далее по тексту – ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте. Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 8 – 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты.

Воинский учёт по общему правилу осуществляется по месту жительства или месту пребывания (в отношении граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев) граждан военными комиссариатами.

 

Тема 7.3. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт направлено на комплектование ВС РФ здоровыми и практически здоровыми гражданами.

Комиссия по постановке на воинский учёт, кроме организации проведения медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учётным специальностям.

   Психологическое и психофизиологическое обследование проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов

Тема 7.4. 

Призыв граждан на военную службу

Порядок призыва граждан Российской Федерации на военную службу. Организация воинского учета. Освобождение и отсрочки от призыва на военную службу. Подготовка молодежи к военной службе. Основные цели и задачи кадетских школ и кадетских школ-интернатов.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Призыв на военную службу в ВС РФ»

5

1

 

Практическая работа № 6 выполнить тест на тему «Основы военной службы».

2

1

Раздел 8. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации

 

 

Тема 8.1.

Военная служба — особый вид государственной службы

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей.

Нарушение военной присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

 

1

 

1

Тема 8.2.

Воинские должности и звания военнослужащих

Перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил (ВС) РФ. Соответствие должностей и званий. Форма и знаки отличия в ВС РФ. Ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Знаки различия военнослужащих в Российской Армии.

Воинская должность (в/д)  должность  военнослужащего  или военнообязанного в запасе  (отставке)  вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим.

Каждый гражданин, проходящий военную службу  (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним[1]) в вооружённых силах в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск (сил) вида ВС или виду (роду)службы, а также по персональным государственным (служебным) заслугам персонально назначается на воинскую должность и наделяется должностными полномочиями в соответствии с ней.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Военная служба - особый вид государственной службы»

4

1

Тема 8.3.

Правовой статус военнослужащих

Общая характеристика понятия и структура правового статуса военнослужащих. Опыт законотворческой деятельности органов военного управления по развитию и обеспечению прав военнослужащих во времена СССР, в переходный период и в постсоветской истории России. Военнослужащий -- это лицо, состоящее на военной службе, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, которые были рассмотрена в главе первой настоящего исследования.

 

1

 

1

Тема 8.4.

Права и обязанности военнослужащих

Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

     быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

     строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

     совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

     быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

     дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

     соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Верность Военной присяге»

2

1

Тема 8.5. Юридическая ответственность военнослужащих

Юридическая ответственность военнослужащих - одна из форм социальной ответственности. Она не только предполагает социальную оценку за проступки, совершенные в прошлом, но и выступает фактором социальной активизации личности как в настоящем, так и в будущем. Юридическая ответственность военнослужащих представляет собой сложное, многоплановое социальное явление.

Она отражает объективный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним требований. Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей. Так, в отличие от других видов социальной ответственности применение юридической ответственности регулируется нормами права.

Ее содержание определяется государством в лице компетентных органов власти и управления, в том числе и военного. Заключается она в применении к правонарушителю установленных санкций (мер принуждения), право применять которые предоставлено только государственным органам и должностным лицам в пределах их полномочий.

Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое.

 

 

 

1

 

 

1

Тема 8.6. Социальное обеспечение военнослужащих

Особенности, правовое регулирование и основные способы социально-правовой защиты военнослужащих как субъектов социального обеспечения в России.

Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам. 

Тема 8.7.

Начало, срок и окончание военной службы

Началом военной службы (в редакции: Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237) считается:

- для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы.

Срок военной службы истекает:

- для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву.

Тема 8.8. Увольнение с военной службы

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской частиэ

     1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:
     а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;
     б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
     в) с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы.
     2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
     При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

1

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Альтернативная гражданская служба»

2

1

Раздел 9. Исполнение обязанностей военной службы и альтернативной гражданской службы в Российской Федерации

 

 

Тема 9.1. Прохождение военной службы по призыву

В соответствии с Конституцией в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страны Федеральным законом «Об обороне» установлена воинская обязанность граждан. Исследование особенностей и правового регулирования призыва на военную службу, который организуется на основании указов Президента РФ. Сроки призыва для определенных категорий граждан. Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части.

 

1

 

1

Тема 9.2. Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: « Служба в ВС РФ»

2

1

ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Раздел 10. Основные направления подготовки учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

 

 

Тема 10.1. Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу,

 Осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

 

1

 

1

Тема 10.2.   Военно-патриотическое воспитание будущих воинов

Военно-патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации.

    Патриотическое воспитание как формирование гражданина и патриота. Анализ философских подходов к определению патриотизма. Описание одного из первых в истории опытов государственного воспитания - системы военно-патриотического воспитания в Спарте. Цель, задачи и источники и средства патриотического воспитания в Филиале ТюмГНГУ в г.Ноябрьске.

 

Практическая работа № 7  «Строевая подготовка»

10

1

 

Практическая работа №8 «Сборка разборка автомата Калашникова АК-74»

10

1

Раздел 11. Психологическая подготовка молодежи к межличностным взаимоотношениям в воинском коллективе

 

 

Тема 11.1. Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. Правила неконфликтного поведения военнослужащих

Психологическая характеристика межличностных взаимоотношений. Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни воинского коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизующую, сплачивающую коллектив силу. Социально-психологическая сущность различных видов конфликтов в воинском коллективе, в условиях повседневной жизнедеятельности. Характеристика способов управления конфликтом. Профилактика межличностных конфликтов между военнослужащими подразделения.

1

1

 

   Практическая работа № 9  составление теста на тему «Здоровый образ жизни».                                                                                                          

2

1

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Молодежь и современная армия»

2

1

 

Экзамен

 

 

Всего:

 

102

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).   

 

4. условия реализации программы дисциплины

 

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины: реализация программы модуля требует наличие учебного кабинета  «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся,  рабочее место преподавателя, аудиторная доска, шкаф для учебно-методической документации, тренажер ЭЛЕКТ - Электрик "ГОША",

Технические средства обучения: компьютер или ноутбук с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедиапроектор,  экран переносной, войсковой прибор химической разведки (ВПХР), ММГ со складывающимся прикладом  автомат (АКС 74 - макет), ММГ со стационарным пластмассовым прикладом автомат (АК-74 - макет), знамя  Военно-патриотического клуба «ВИТЯЗИ»   (900*1300).

Средства телекоммуникации:  локальная сеть; сеть Интернет; электронная  почта.

Дидактические средства: 

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты);

- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты средств коллективной защиты,

- образцы средств индивидуальной защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания);

- схемы-алгоритмы действий в ЧС;

- набор видеофильмов.

 

4.2 Информационное обеспечение обучения:

Основные источники:

1.     АрустамовЭ.А., КосолаповаН.В., учебник «Безопасность жизнедеятельности»- М: Издательский центр «Академия» 2008. - 173с.

2.     СапроновЮ.Г., СысаА.Б., ШахбазянВ.В. учебное пособие - М: издательский центр «Академия» 2008. - 31с.

3.     Смирнов, А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2008 – 168 с.

4.     Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов учебных заведений среднего профессионального образования / М.П. Фролов. – М.: Просвещение, 2008. – 188 с.

5.      Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ  № 68-ФЗ от 21.12.94.  «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»  (в ред. от 22.08.04.  № 122-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6.      Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98.  «О гражданской обороне» (в ред. от  19.10.02. № 123-ФЗ,  от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ,  от 19.06.07. № 103-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7.      Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от  22.08.04. № 122-ФЗ). //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 10.8.2008.

8.     Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта 2009 г.).  //  Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

   Дополнительные источники:

1.     Иванов, А.Н. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего отечества: учеб. пособие / А.Н. Иванов. – М.: Армпресс, 2008. – 102 с.

2.     Белов, С.В Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М. Высшая школа, 2008.- 423с

3.     Мастрюков, Б.С.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.

Интернет-ресурсы:

1.     Воздействие вибрации на организм человека - http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/proizvodstvennaya-vibraciya.html

2.     Производственная вибрация и ее воздействие на человека - http://ohrana-bgd.narod.ru/bgdps9.html

3.     Влияние вибрации на организм - http://ohrana-bgd.narod.ru/shum2.html#SU3

4.     Examens.ru - образовательный проект, значительно облегчающий жизнь школьников -  http://www.examens.ru/otvet/3/11/

5.     Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам - http://www.examens.ru/otvet/3/9/308.html

6.     пожары, их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров.- http://www.examens.ru/otvet/3/9/306.html

7.     Проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека - http://bgdstud.ru/

8.     Лекции - file://localhost/D:/Филиал%20ТГНГУ/БЖД/Безопасность%20жизнедеятельности.mht

9.     Тесты по БЖД для студентов вечернего и заочного обучения - http://www.bti.secna.ru/bgd/for_students.html

10. Безопасность Жизнедеятельности - http://www.bezzhd.ru/

11. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования - http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

12. Каталог учебников, оборудования,- http://ndce.edu.ru/info.php?id=3

13. Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru/

14. Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности.- http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm

15. Безопасность жизнедеятельности - http://bzhde.ru/

16. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда - http://www.twirpx.com/files/emergency/

17. Научно-популярные и учебные фильмы - http://video.edu-lib.net/page/2

18. Безопасность жизнедеятельности _ Лекции - Лекции БЖД   doc - StudFiles.mht - http://www.studarhiv.ru/

19. Рекомендуемая литература по безопасности жизнедеятельности - http://studentu-vuza.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/index.htm,

20. Тест для самопроверки..mht - http://nn.dekane.ru/bzd-s7/

21. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru ;

22. Методическая копилка учителя информатики. - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html

23. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru

24. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru ;

25. Образовательные ресурсы Интернета – Информатика. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp.htm

26. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru ;

27. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа:  http://fcior.edu.ru

28. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/ ;

29. Основы безопасности жизнедеятельности. Журнал МЧС   http://www.school-obz.org/

30. Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасности жизнедеятельности» Режим доступа: http://www.novtex.ru/bjd/

31. Безопасность жизнедеятельности

32. Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/bgd/

33. Режим доступа: http://lpmaps.com/

34. Режим доступа: http://www.tehbez.ru/

35. Агентство МЧС по мониторингу и прогнозированию ЧС   www/ampe/ru.

36. Официальный сайт МЧС России    www.mchs.gov.ru

37. Официальный сайт Совета безопасности России       www.scrf.gov.ru

38. Сайт ФГУП  НТЦ «Промышленная безопасность»    www.safety.ru

39. Официальный сайт Госгортехнадзора России   www.gosnadzor.ru

40. Сайт по гражданской обороне        www.gr-obor.narod.ru

41. Официальный сайт ФСБ России     www.fsb.ru

42. Сайт издательства Российской газеты     www.rg.ru

43. Безопасность жизнедеятельности школы. - [Электронный ресурс] – http://kuhta.clan.su;

44. Все о пожарной безопасности. - [Электронный ресурс] – : http://www.0-1.ru;

45. гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. - [Электронный                                                            ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian;

46. ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая  база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС).  Безопасность в ЧС [Электронный ресурс]  – http: //www @gost.ru/;

47. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности.  -   http://www.school-obz.org/;

48. Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;

49. Искусство выживания. -: http://www.goodlife.narod.ru/;

50. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс]   –:  http://www.mil.ru/;

51. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]   – Режим доступа:  http:www.info@mchs. gov.ru;

52. Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;

53. Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс]: http://0bj.ru/;

54. Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hsea.ru.

Мультимедиа библиотека:

1.     Большая детская энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - М.: ИДДК, 2010, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM);

2.     Знаки безопасности [Электронный ресурс]. - М.: Форум Медиа, 2009, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM);

3.     ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера [Электронный ресурс]. - М.: Кварт, 2008, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

4.     Первая медицинская помощь   [Электронный ресурс]. - М.: Равновесие ИД, 2010, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

5.     Первая медицинская помощь   [Электронный ресурс]. - М.: Тен-Видео, 2006, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

  1. Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий   [Электронный ресурс]. - М.: Меридиан, 2004, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и   практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Инструментарий для измерения результатов и уровня освоения дисциплины представлен в таблице:

 

Таблица 3

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Защита населения в чрезвычайных ситуациях»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Зашита населения в чрезвычайных ситуациях»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Классификация ЧС»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Аварии с выбросом АХОВ и РВ»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе»

 

 

 

 

 

   Знания:

 

        принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

        основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

        основы военной службы и обороны государства;

        задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

        меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

        организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

        основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

        область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

        порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «ВВС, ВМФ, ВДВ. История создания, предназначение, Структура»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Призыв на военную службу в ВС РФ»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Военная служба - особый вид государственной службы»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: «Верность Военной присяге»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Альтернативная гражданская служба»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: создание презентации на тему: « Служба в ВС РФ»

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа: написание рефератов на тему: «Молодежь и современная армия»

Тестирование

 

Критерии оценки компетенций обучающихся представлены в таблице:

 

Таблица 5

Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы  и методы контроля  и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы

Самооценка результатов собственной деятельности. Публичный рейтинг с целью демонстрации индивидуальных и групповых компетенций.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

Организация и планирование собственной деятельности; демонстрация понимания цели и способов ее достижения; выполнение деятельности в соответствии с целью и способами определенными руководителем.

Экспертная оценка сформированности компетенций в ходе практической работы. Обратная связь (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных / слабых компетенций студента).

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Анализ и контроль ситуации; выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение

Диагностика. Кейс-метод с целью оценки способностей к анализу, контролю и принятию решений.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Извлечение и анализ информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач.

Написание реферативных, творческих работ с использованием информации из средств массовой информации, Интернета

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей; Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач умение пользоваться возможностями, предоставляемые Интернетом.

Активное использование  навыков работы с компьютером.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами.

Участие в деловых играх, конференциях. Взаимооценка индивидуальных и групповых резульатов. Социометрия с целью определения командного взаимодействия и ролей участников.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

 

Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных.

Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения

Анализ достижений с целью выявления зоны ближайшего развития студента.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности

Приемы решения задач с целью выявления навыков решения задач с использованием инновационных технологий

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Понимание сути воинской обязанности; применение профессиональных знаний для исполнения воинской обязанности.

Практическая работа, тест с целью оценки практических навыков обучающегося.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

 

 

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

 

 

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

 

 

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 

- понимать возможность экономического и социального ущерба от стихийных бедствий

- умение работать с технической и технологической документацией;

 

- знание правил Гигиенического нормирования параметров микроклимата производственных помещений
Защита от шума и вибрации Воздействие шума. Воздействие вибрации. Освещение производственных помещений.

Основные светотехнические характеристики. Системы и виды производственного освещения.

Основные требования к производственному освещению.

Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Производственный травматизм. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Причины несчастных случаев.      Страхование от несчастных случаев.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные с несчастными случаями. Профилактика несчастных случаев.

 

Уметь проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий в соответствии с нормативными требованиями; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; уметь участвовать в мероприятиях по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

 

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему, и сами пытаются ее решить.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

-понимание значения Дисциплина труда.       Условия труда. Экономические вопросы охраны труда

 

- знание и правила оказания первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

Технический тест.

Внеаудиторная, самостоятельная работа выполнение индивидуальных проектных заданий.

 

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему, и сами пытаются ее решить.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

- умение овладевать способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

 

- знание Видов психического воздействия на человека и защита от них. Физическое и сексуальное насилие и защита от него. Суицид. Употребление и распространение ПАВ.

Качественная оценка результатов.

 

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему, и сами пытаются ее решить.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

- умение владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

 

 

- понимание Правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности. Трудового законодательства. Экологического права.

 

 

 

Реферирование, взоимооценка.

Внеаудиторная, самостоятельная работа выполнение индивидуальных проектных заданий.

 

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда обучающиеся сами формулируют проблему, и сами пытаются ее решить.

 

 


Дополнения и изменения

к рабочей учебной программе по дисциплине

________________________________________________________

на 2013/ 2014 учебный год

 

В рабочую учебную программу вносятся следующие дополнения (изменения):

Изменений и дополнений на 2012-2013 учебный год________________________________________

 не внесено________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

 

Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседании П(Ц)К ОГСЭ.  Протокол от « 31 »  мая  2013г. № 9

                     

 

Председатель П(Ц)К ОГСЭ ___________  Р.Н.Зиязова

 

 

 

 


Дополнения и изменения

к рабочей учебной программе по дисциплине

________________________________________________________

на 2014/ 2015 учебный год

 

В рабочую учебную программу вносятся следующие дополнения (изменения):

Изменений и дополнений на 2013-2014 учебный год________________________________________

 не внесено________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

 

Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседании П(Ц)К ОГСЭ.  Протокол от « 30 »  мая  2014г. № 9

                     

 

Председатель П(Ц)К ОГСЭ ___________  Р.Н.Зиязова

                                                                                      

 

                                                                                      

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.17 Безопасность жизнедеятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.04.2010г. № 282

Количество часов, запланированное на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока ОБЖ 7 класс "Защита населения от последствий землетрясения"
  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т.
  • Тема: 2.2. Защита населения от последствий землетрясений
  • 30.09.2020
  • 604
  • 9
«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 559
    • DOCX 602 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прокопенко Виталий Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 28765
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания ОБЖ в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 94 человека из 47 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 895 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 39 регионов

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе