Главная / Начальные классы / Рабочая программа учебного предмета "Ритмика "специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 1-4 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Ритмика "специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 1-4 классов на 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Цели и задачи обучения

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

дать представление о танцевальном образе;

развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

воспитание культуры поведения и общения;

развитие творческих способностей;

воспитание умений работать в коллективе;

развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

организация здорового и содержательного досуга.



ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети c ОВЗ успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению детей с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.







ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

1 класс

(1 ч в неделю)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.



РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).



УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

- выполнять игровые и плясовые движения;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки

Учащиеся должны знать:

- что такое «ритмика»

- влияние осанки на здоровье человека

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности, что является целью данной программы.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части. Формы занятий: игровая, соревновательная, в виде прогулок. Элементов обучения нет, идет совершенствование школьного программного материала.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Содержание тем учебного курса.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).





УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.





ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

Танцы и пляски

Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.

Кадриль. Русская народная мелодия.

Бульба. Белорусская народная мелодия.

Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.

Грузинский танец «Лезгинка».









Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

различать основные характерные движения некоторых народных танцев.











1 класс

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

выполнять игровые и плясовые движения;

выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

2 класс

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.





3 класс

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

повторять любой ритм, заданный учителем;

задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).





4 класс

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

различать основные характерные движения некоторых народных танцев.











Поурочное календарно - тематическое планирование 1 класс

урока

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требование к

уровню подготовки обучающихся.

Методы, приёмы и формы работы

Дата

план

факт

1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

Изучение

нового

материала

Знать: правила поведения и технику безопасности на уроке ритмики

Уметь: принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

Репродуктивный.

Слушание.

Коллективная.



2

Упражнения на ориентировку в пространстве, марш солдатиков.

1

Комбинированный

Знать: ходьбу по разметкам. Построения в шеренгу и колонну по 1.

Понятие «колонна», «дистанция».

Уметь: организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами.

Репродуктивный.

Слушание.

Групповая.



3

Навыки выразительного движения, имитация движения.

1

Комбинированный

Знать: наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч;

Уметь: правильно принимать исходное положение в соответствии с содержанием музыки

Репродуктивный.

Слушание.

Коллективная.



4

Упражнения на координацию движений: хоровод.

1

Изучение

нового

материала

Знать: перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная.



5

Танцевальные упражнения: поскоки, переменный шаг.

1

Комбинированный

Знать: высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная.



6

Музыкально-ритмические упражнения: руки, ноги.

1

Комбинированный

Знать: одновременное отхлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе.

Уметь: самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам

Практические упражнения, игры. Коллективная.



7

Танцевальные упражнения: галоп, бег с захлёстом.

1

Комбинированный

Знать: Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег, бег с захлёстом. Сильные поскоки, боковой галоп.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная



8

Русская народная мелодия

1

Комбинированный

Знать: высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.

Уметь: соотносить тепм движений с темпом музыкального произведения.

Практические упражнения, игры. Коллективная



9

Танцевальные упражнения: шаг полный.

1

Комбинированный

Знать: тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.

Уметь: ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии.

Практические упражнения, игры. Коллективная



10

Разучивание польки «Добрый жук».

2

Комбинированный

Знать: танцевальные движения польки

Уметь: самостоятельно выполнять шаг на носках, шаг польки.

Практические упражнения, игры. Коллективная



11

Движения парами.

1

Комбинированный

Знать: движения парами: поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед

Уметь: выполнять танцевальные упражнения парами

Практические упражнения, игры. Коллективная



12

Музыкально-ритмические игры.

1

Комбинированный

Знать: упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



13

Ритмические движения под музыку.

1

Комбинированный

Знать: передачу в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.

Уметь: выполнять плясовые движения, соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.

Практические упражнения, игры. Коллективная



14

Танец с хлопками.

1

Комбинированный

Знать: танец с хлопками, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.

Уметь: самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам

Практические упражнения, игры. Коллективная



15

Ориентировка в пространстве «Парад солдатиков»

1

Комбинированный

Знать: ходьбу по разметкам. Построения в шеренгу и колонну по 1

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе.

Практические упражнения, игры. Коллективная



16

«Парад солдатиков» перестроение в 2-е колонки, 1-у колонку.

1

Комбинированный

Знать: ходьбу по разметкам. Построения в шеренгу и колонну по 1, по 2.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная



17

Марш солдатиков – марш под музыку.

1

Комбинированный

Знать: построения в шеренгу и колонну

Уметь: строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,

Практические упражнения, игры. Коллективная



18

Игры под музыку.

1

Комбинированный

Знать: упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен.

Уметь: Уметь легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые движения.

Практические упражнения, игры. Коллективная



19

Сильные поскоки, боковой галоп.

1

Комбинированный

Знать: неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег, бег с захлёстом. Сильные поскоки, боковой галоп.

Уметь: самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам

Практические упражнения, игры. Коллективная



20

Музыкально ритмические навыки.

2

Комбинированный

Знать: передачу в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.

Уметь: выполнять плясовые движения, соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.

Практические упражнения, игры. Коллективная



21

Ритмичные упражнения, под музыку.

1

Комбинированный

Знать: передачу в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



22

Танцевальные упражнения.

1

Комбинированный

Знать: упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



23

Музыкально-ритмические навыки.

1

Комбинированный

Знать: наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч;

Уметь: правильно принимать исходное положение в соответствии с содержанием музыки

Практические упражнения, игры. Коллективная



24

Музыкально-ритмические игры.

1

Комбинированный

Знать: передачу в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



25

Ритмическая гимнастика.


1

Комбинированный

Знать: Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



26

Танцевальные упражнения парами.

1

Комбинированный

Знать: Перестроение из колонны по 2 в колонну по 1. Разучивание элементов танца.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;


Практические упражнения, игры. Коллективная



27

Музыкально-ритмические упражнения «Два весёлых гуся» ложки.

1

Комбинированный

Знать: танец с хлопками.

Уметь: самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам

Практические упражнения, игры. Коллективная



28

Ритмическая гимнастика.

1

Комбинированный

Знать: перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

Практические упражнения, игры. Коллективная



29

Танцевальные упражнения, элементы народного танца.

1

Комбинированный

Знать: основные

движения народных танцев

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная



30

Танцевально-ритмическая гимнастика: «Ягодка-малинка»

1

Комбинированный

Знать: всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп

Уметь: самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам




Практические упражнения, игры. Коллективная



31

Инсценирование песен.

1

Комбинированный

Знать: ходьбу и бег вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в пары. Игры с пением и речевым сопровождением.

Уметь: соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе

Практические упражнения, игры. Коллективная


.

















Используемая литература:

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

6. Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

Коррекционная ритмика –под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина –Москва, 2007г.



12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного

Музыкальная ритмика –под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009 возраста. – М.: Советский композитор, 1979.



14. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида 1 –4 классы/ под ред. В.В. Воронковой –4-е издание –М.: Просвещение 200

Список литературы

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1

учебник

Андреева М., Конорова Е.

Первые шаги в музыке

Москва.: Музыка, 1979.

2

сборник

Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е

Музыка и движение.

.– М.: Просвещение, 1984.

3

сборник

Бекина С., Ломова Т.

Хоровод веселый наш

М.: Музыка, 1980.

4

сборник

Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю.–

Играем и танцуем.

М.: Советский композитор, 1984.

5

сборник

Волкова Л.

Музыкальная шкатулка.

Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

6

сборник


Коррекционная ритмика –под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина

Москва, 2007г.

7

Сборник

Луговская А.

Ритмические упражнения, игры и пляски.

М.: Советский композитор, 1991.

8

учебник


Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида 1 –4 классы/ под ред. В.В. Воронковой –4-е издание –

М.: Просвещение 2000г.

9

Сборник

Франио Г– М.:

. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.

Советский композитор, 1989.



Рабочая программа учебного предмета "Ритмика "специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 1-4 классов на 2014-2015 учебный год
  • Начальные классы
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.

      Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

 

      Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Автор Морозова Ирина Алексеевна
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 3778
Номер материала 56926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓