Главная / Информатика / Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 3 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 3 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.

.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Воронцовская СОШ Павловского муниципального района



«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО

______________ /Н.П. Попова/

Протокол №____ от «___» __________ 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/О.А. Завьялова/

«__» _________________ 2014г.

Утверждаю

Директор школы

______________/Г.С. Доронина/

Приказ №___ от «___» __________ 2014г.


Рабочая программа

начального общего образования

по информатике и ИКТ
3 а, б класс.


Количество учебных часов 34 (1час в неделю) .

Срок реализации программы - 1 год.



Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО 2009г.

Составил учитель: Филяев Денис Фёдорович


2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова,  Л.П. Панкратова.

 В состав УМК входят:

  • Учебник «Информатика», 2 класс

  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс

  • Методическое пособие для учителя, 2 класс

  • Учебник «Информатика», 3 класс

  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 3 класс

  • Тетрадь контрольных работ, 3 класс

  • Методическое пособие для учителя, 3 класс

  • Учебник «Информатика», 4 класс

  • Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 4 класс

  • Тетрадь контрольных работ, 4 класс

  • Методическое пособие для учителя, 4 класс

Электронное сопровождение УМК: 


Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

·         формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

·         формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

·         овладение приемами и способами информационной деятельности;

·         формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Авторский коллектив под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

·         доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

·         обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

·         интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

·         оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

·         создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

 

Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД).

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.


Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.

Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся:

  1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

  2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

  3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

  4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).

  5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.

  6. При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.

  7. При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информациииспользования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочениеинформации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).  

  8. Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление

  9. последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

  10. Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.

  11. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

Цель – это ожидаемый результат: текстовая информационная модель выпускника начальной школы.

       Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.

·         Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.

·         Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.

·         Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции – это «как это работает, что оно может», что причинность – это «почему это такое», что форма – это «на что оно похоже».

·         Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.

·         Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.

·         Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.

·         С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.

·         Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.

·         Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.

·         Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.

·         Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

·         Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.

·         Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий. 

Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

знать/понимать

·                основные источники информации;

·                назначение основных устройств компьютера;

·                правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

·                кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

·                составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

·                составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

·                распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

·                сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

·                определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

·                различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

·                различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

·                выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

·                определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

·                получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

·                создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

·                использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

·                работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

·                сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

·                обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

·                самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;  

·                осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

·                решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

·                осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

·                изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

 





 Учебно-тематический план 3 «А» класс.


Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

По плану

фактически

Глава 1. Информация, человек и компьютер – 6 ч.

1



Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация.

Знать: что информацию мы воспринимаем органами чувств; источником информации может быть (м/б) любой предмет, явление природы, др.человек, животное;

Человек – м/б источником и приемником информации; источник информации один, приемников – много; ПК-помощник человека при работе с информацией; человек использует ПК для хранения, обработки и передачи информации.

2



Источники и приемники информации.

3



Носители информации

4



Компьютер

5



Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер»

6



Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер»

Глава 2. Действия с информацией – 9 ч..

7



Анализ контрольной работы №1. Получение информации.


8



Представление информации.

9



Кодирование информации.

Знать: данные – это закодированная информация, в памяти ПК информация .хранится в виде 0 и 1; сбор информации – это действие с информацией, человек собирает информацию с помощью 5 органов чувств; человек представляет информацию на носителях в виде текста, числа, схемы, рисунка;

Уметь: кодировать информацию. различными способами и декодировать ее, пользуясь таблицей кодов; представлять в тетради и на ПК одну и ту же информацию. об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами

10



Кодирование и шифрование данных

11



Хранение информации.

12-13



Обработка информации

14



Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»

15



Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией

Глава 3. Мир объектов – 9 ч.

16



Объект и его имя

Знать: все объекты реальной действительности имеют имена; каждый объект имеет множество свойств, узнать его можно по его свойствам; список частей объекта, кот. можно выделить и наз. имя (элементный состав); объекты находятся в тех или иных отношения.;

Уметь: работать с информационными объектами на ПК

17



Объект и его свойства

18-19



Функции объекта

20



Отношения между объектами

21



Характеристика объекта

22



Документ и данные об объекте



23



Повторение. Подготовка к контрольной работе №3

« Мир объектов»

24



Контрольная работа №3 «Мир

объектов»


Глава 4. Компьютер, системы и сети – 7 ч.

25



Компьютер – это система

Знать: какие части можно выделить в компьютере ;виды программ ; устройства в составе компьютера ; виды системных программ ; что такое операционная система ; что такое программа -вирус.

Знать: что такое файл ; файловая система ; компьютерная сеть; локальная сеть;

Понять , что такое информационная система , какие существуют информационные системы.

Научится осуществлять поиск информации ( документов ) в информационной системе (библиотеке , компьютерной сети).

Уметь: выполнять задание на компьютере поиск информации в сети Интернет.


26



Системные программы и операционная система

27



Файловая система

28



Компьютерные сети

29



Информационные системы

30



Подготовка к контрольной работе №4

31



Контрольная работа №4

32



Годовое повторение

33-34



Резерв учебного времени





Учебно-тематический план 3 «Б» класс.


Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

По плану

фактически

Глава 1. Информация, человек и компьютер – 6 ч.

1



Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация.

Знать: что информацию мы воспринимаем органами чувств; источником информации может быть (м/б) любой предмет, явление природы, др.человек, животное;

Человек – м/б источником и приемником информации; источник информации один, приемников – много; ПК-помощник человека при работе с информацией; человек использует ПК для хранения, обработки и передачи информации.

2



Источники и приемники информации.

3



Носители информации

4



Компьютер

5



Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер»

6



Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер»

Глава 2. Действия с информацией – 9 ч..

7



Анализ контрольной работы №1. Получение информации.


8



Представление информации.

9



Кодирование информации.

Знать: данные – это закодированная информация, в памяти ПК информация .хранится в виде 0 и 1; сбор информации – это действие с информацией, человек собирает информацию с помощью 5 органов чувств; человек представляет информацию на носителях в виде текста, числа, схемы, рисунка;

Уметь: кодировать информацию. различными способами и декодировать ее, пользуясь таблицей кодов; представлять в тетради и на ПК одну и ту же информацию. об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами

10



Кодирование и шифрование данных

11



Хранение информации.

12-13



Обработка информации

14



Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»

15



Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией

Глава 3. Мир объектов – 9 ч.

16



Объект и его имя

Знать: все объекты реальной действительности имеют имена; каждый объект имеет множество свойств, узнать его можно по его свойствам; список частей объекта, кот. можно выделить и наз. имя (элементный состав); объекты находятся в тех или иных отношения.;

Уметь: работать с информационными объектами на ПК

17



Объект и его свойства

18-19



Функции объекта

20



Отношения между объектами

21



Характеристика объекта

22



Документ и данные об объекте



23



Повторение. Подготовка к контрольной работе №3

« Мир объектов»

24



Контрольная работа №3 «Мир

объектов»


Глава 4. Компьютер, системы и сети – 7 ч.

25



Компьютер – это система

Знать: какие части можно выделить в компьютере ;виды программ ; устройства в составе компьютера ; виды системных программ ; что такое операционная система ; что такое программа -вирус.

Знать: что такое файл ; файловая система ; компьютерная сеть; локальная сеть;

Понять , что такое информационная система , какие существуют информационные системы.

Научится осуществлять поиск информации ( документов ) в информационной системе (библиотеке , компьютерной сети).

Уметь: выполнять задание на компьютере поиск информации в сети Интернет.


26



Системные программы и операционная система

27



Файловая система

28



Компьютерные сети

29



Информационные системы

30



Подготовка к контрольной работе №4

31



Контрольная работа №4

32



Годовое повторение

33



Повторение

34



Повторение

35



Повторение




Литература

 

       Учебник:

1.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 175 с.

2.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса:  ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для третьего класса ч1 .ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса:  ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Контрольные работы для третьего класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

6.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 239 с.

7.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н., Нурова Н.А. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса:  ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

8.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Контрольные работы для четвертогоо класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    

       Методические пособия для учителя:

1.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 – 319 с.

2.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 431 с.

3.      Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 3 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова.
  • Информатика
Описание:

Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД).

 

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Автор Филяев Денис Фёдорович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 534
Номер материала 43887
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓