Главная / Начальные классы / Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеОписание: Описание: лого глобус триколор

«Колыванская средняя

общеобразовательная школа № 1»



«Рассмотрено

на заседании ШМО»

Руководитель МО

_____Л.Г. Кравченко

Протокол № 1 от

«27» августа 2014г.



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ «Колыванская» СОШ №1_______ Н.А. Торопова

«28» августа 2014г.


«Утверждено»

Директор школы

______О.Ю. Третьякова

Приказ № от

«30» августа 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

4 класс



Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«29» августа 2014г.

Составитель:

Кравченко Л.Г., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












2014 - 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру, Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (М.: Просвещение, 2012г.) и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формирование предметных результатов изучения курса «Окружающий мир»

ученик научится:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Школа России» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных результатов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;

  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

  • специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

  • иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).

Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации;

  • участие в проектной деятельности;

  • социальные игры на уроках.

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку;

  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания;

  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

Содержание программы.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;

знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Формы поверхности нашей местности;

Экскурсия в краеведческий музей села Венгерова.

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Экскурсии:

Экскурсия в школьный музей «Славные символы России»

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

У обучающегося будут сформированы личностные результаты:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

У обучающегося будут сформированы метапредметные результаты:

Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  •  государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Окружающий мир» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения, на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.),на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Основными формами текущего контроля  являются:

  •  устный опрос;

  •  диагностические работы;

  •  тестовые задания;

  •  самостоятельные работы;

  • в конце учебного года проводится  комплексная работа на межпредметной основе.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • работа в парах, группах.

Формы контроля

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах, группах.




















Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

4 класс УМК «Школа России»

Дата

уроков


Тема урока

Планируемые результаты


Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля /форма урока

Предметные

Личностные


Метапредметные

результаты УУД



Земля и человечество (9 ч)


1.

Мир глазами астронома

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

целостное отношение к природе;


Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах


2

Планеты Солнечной системы

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

целостное отношение к природе;


Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;



3

Звездное небо- великая книга природы

Пр.р.

Знакомство с картой звездного неба

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

формирование личного отношения к окружающему миру;


Познавательные: взаимосвязь природы и человека;

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос;

Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке;

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


4

Мир глазами географа


Пр.р.

Показ географических объектов на глобусе и карте

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

формирование личного отношения к окружающему миру;


Познавательные: взаимосвязь природы и человека;

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос;

Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий;


5

Мир глазами историка



Пр.р.

Знакомство с историческими картами

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого


6

Летоисчисление. Историческая карта

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы;

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;


Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;


7

Мир глазами эколога

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

формирование личного отношения к окружающему миру;


Познавательные: взаимосвязь природы и человека;

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос;

Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем;

рассказывать о мире с точки зрения эколога;


8-9

Сокровища Земли под охраной человечества

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

формирование личного отношения к окружающему миру;


Познавательные: взаимосвязь природы и человека;

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос;

Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке;

рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям

Природа России (10 часов)




10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России

Пр.р.

Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов

Оценивать свои достижения.

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы;

Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

характеризовать формы рельефа России.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина


11

Моря, озёра и реки России


Пр.р.

Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком.

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;


Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы;

Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;


12

Природные зоны России

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность.

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;


Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы;

Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами


13

Зона арктических пустынь


Пр. р.

Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование.

формировать эстетические ценности и чувства;

Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые учебные действия;

высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач;


Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;

выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;


14

Тундра


Пр. р.

Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека.

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений;

Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы, моделировать по образцу;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач;

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;


15

Леса России


Пр. р.

Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;


16

Лес и человек

Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным.

понимать роль труда в создании товаров и услуг;


Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценить качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;


17

Зона степей


Пр. р.

Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

способность к самооценке своих действий, поступков;

Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, использовать справочную литературу;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;

сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;


18

Пустыни


Пр. р.

Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, её особенности, животный и растительный мир.

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Познавательные: сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь.


19

У Черного моря


Пр. р. Поиск и показ субтропической зоны на физической карте и карте природных зон

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Находить на карте природных зон зону субтропиков;

по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;

моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны;


20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Оценивать свои достижения.

Представление о природе России.

осознать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Познавательные: принимать информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: отвечать на вопросы;

Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;


Родной край – часть большой страны (14 ч)




21

Наш край

Находить и показывать на карте России свой регион, описывать формы земной поверхности

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;


22

Поверхность нашего края

Представление о поверхности родного края;

проявлять интерес к культуре и истории своего края;

Познавательные: выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: работать в парах и малых группах;

Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение


23

Поверхность нашего края (экскурсия)

Представление о поверхности родного края;

проявлять интерес к культуре и истории своего края;

Познавательные: выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои действия; Коммуникативные: работать в парах и малых группах;

Характеризовать рельеф поверхности своего края; готовить сообщение;


24

Водные богатства нашего края

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана.

вести себя экологически грамотно в природной среде;

Познавательные: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану;


25

Наши подземные богатства


Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых»

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

выражать положительное отношение к процессу познания;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои действия;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу


26

Земля - кормилица

Различные виды почв и их состав.

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов.

применять правило делового сотрудничества;

Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач;

Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.


27

Жизнь леса





Пр.р.

Работа с гербарием растений смешанного леса

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

проявлять положительное отношение к учению;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач;

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану;

выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;


28

Жизнь луга



Пр.р.

«Работа с гербарием растений луга»

Представления о луге, как природном сообществе

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, использовать справочную литературу;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу,


29

Жизнь в пресных водах

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

приобретать новые знания и умения;

Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая информацию;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;


Выявлять экологические связи в пресном водоеме;

рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану;


30

Растениеводство в нашем крае

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

проводить самооценку своих действий;

Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач;

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;


31

Животноводство в нашем крае

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

выражать положительное отношение к процессу познания;

Познавательные: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе


32

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговый тест за II четверть







Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные: принимать информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: отвечать на вопросы;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.


33

Обобщающий урок – игра «По – родному краю»

Описывать природные сообщества, предлагать пути решения экологических проблем.

осознавать свои трудности и стремиться к их цели;

Познавательные: принимать информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: отвечать на вопросы;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.


34

Экскурсия в краеведческий музей

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

выражать положительное отношение к процессу познания;

Познавательные: принимать информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: отвечать на вопросы;

Обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

Страницы Всемирной истории (6 ч)




35

Начало истории человечества

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества, определять по ленте времени длительность исторических периодов.

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных;

анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;


36

Мир древности: далекий и близкий

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.

проявлять желание больше узнать;

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности


37

Средние века: время рыцарей и замков

Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

формирование уважительного отношения к истории народов;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества


38

Новое время: встреча Европы и Америки

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры.

формировать эстетические ценности и чувства;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;


39

Выдающиеся люди разных эпох

Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;


40

Новейшее время: история продолжается сегодня

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Осуществлять запись выборочной информации

Страницы истории России (20 ч)




41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян



Пр. р.

Работа с картой

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: формулировать собственные мысли;

Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника


42

Во времена Древней Руси

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.


43

Страна городов



Пр.р.

Работа с картой и схемами

Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;


44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.


45

Трудные времена на Русской земле

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

целостно воспринимать окружающий мир;

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Обсуждать причины

поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия

описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;


46

Русь расправляет крылья

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

рассказывать по

иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите;


47

Куликовская битва.


Пр.р.

Работа с картой

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Составлять план рассказа о Куликовской битве;

рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей;


48

Иван Третий.

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.



49

Мастера печатных дел

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников


50

Патриоты России

Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

целостно воспринимать окружающий мир;

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;


51

Пётр Великий.

Организация «Потешных полков». Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

высказывать свое отношение к личности Петра Великого;


52

Михаил Васильевич Ломоносов.

Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.



53

Екатерина Великая.

Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне

Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;



54

Отечественная война 1812 года



Пр.р.

Работа с картой

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной


55

Страницы истории ХIХ века




Пр.р.

Работа с картой





Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника,

формулировать выводы по изученному материалу;


56

Россия вступает в ХХ век

Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года.

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану



57

Страницы истории 1920 - 1930-х годов


Пр.р.

Работа с картой

Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов


58

Великая Отечественная война и Великая Победа.





Пр.р.

Работа с картой

Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

формировать положительное отношение к себе и окружающему миру;

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;


59

Страна, открывшая путь в космос

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Начало освоения космоса


60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: формулировать собственные мысли;

Осуществлять запись выборочной информации

Современная Россия (8 ч)


61

Основной закон России и права человека.

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: выделять навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.



62

Мы – граждане России

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.

проявить внимание, желание больше узнать;

Познавательные: выделять навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.


63

Славные символы России.

Государственный герб, флаг и гимн.

осознавать единство с окружающим миром;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю;

выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения,


64

Понятие о государственных праздниках

Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.

осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявляя известное и неизвестное;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

Рассказывать о родной стране и её святынях.


65-67

Путешествие по России



Пр.р.

Работа с картой

Регионы и города России.

Показывать на карте, называть города.

устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, проявлять интерес и уважение к другим народам;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект


68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Обобщение.

Презентация проектов

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. Презентация проектов.

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

Регулятивные: формулировать учебные задачи с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Коммуникативные: формулировать собственные мысли;

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект



Материально-техническое, учебно-методическое и информационное

обеспечение образовательного процесса.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2013

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014

  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся

начальных классов. М.: Просвещение, 2013




Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи.Победа большевиков.


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

            Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру, Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (М.: Просвещение, 2012г.) и на основе авторской   программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

 

Автор Кравченко Лидия Григорьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 627
Номер материала 13483
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓