Главная / Музыка / Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час в неделю(34 часа).

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования

формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

коррекционная направленность обучения;

оптимистическая перспектива образования;

индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ребенку вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.


Программа по музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Элементы музыкальной грамоты», «Слушание музыки». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Формы учебной деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, хорового и сольного пения.



Цели и задачи:

  • Пение

-Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

- Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

- Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

- Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

- Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

- Совершенствование навыка чётного и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

- Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

- Работа над лёгким подвижным звуком и кантиленой.

Задачи образовательные:


-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.


Задачи воспитательные:


-помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

-содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

-активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:


-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

-корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


  • Элементы музыкальной грамоты

- Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

- Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

- Затакт.

- Звукоряд «до» мажор.

- Тон, полутон, вводный тон.

- Устойчивые и неустойчивые звуки.

- Нота с точкой, реприза.

- Знаки альтерации, динамические оттенки.

- Строение мажора и минора.

- Четырёхдольный размер.

- Легато, стаккато, нон легато

  • Слушание музыки

- Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

- Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказаться о ней.

- Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

- Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т.д.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников необходимых умений и навыков.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов по календарному графику – 34.


Музыкальный материал для пения:


«Осень» музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

«Совсем наоборот» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгина.

«Родина» муз. Смыслова, сл. Сусленникова.

«Дорога Добра» музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина.

«Здравствуй, Новый год» музыка, Ю. Чичкова, слова Д. Викторова.

«Небылицы», музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина.

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Моя Россия», музыка. Г. Струве, слова. Н. Соловьевой.

«Мамино сердце», музыка Кима Брейтбурга, слова Элеоноры Мельник.

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.


.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • роль музыки в жизни, трудовой деятельности отдыхе людей;

  • размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления;

  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне;

  • контролировать слухом пение окружающих;

  • применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.









Поурочное календарно- тематическое планирование 5 класс


урока

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся.

Методы, приёмы и формы работы

Дата

план

факт

1

Слушание песни «Осень» музыка

Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

1

Изучение нового материала.

Знать: слова песни; какими музыкальными средствами композитор изображает «осень», как время года.

Уметь: формировать понятие выразительность звучания музыкальной речи».

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.




2

Слушание и разучивание песни «Совсем наоборот»

музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгина , 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: правила поведения в коллективе; что представляет собой двухголосное пение; какие звуки звукоряда устойчивые и неустойчивые; что танец – один из основных простейших жанров.

Уметь: исполнять песню напевным, лёгким звуком, с четким произношением текста.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



3

Разучивание песни «Совсем наоборот, музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгина, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: что такое «добро», какого человека мы называем добрым; как называется самый неустойчивый звук в музыке.

Уметь: во время пения слышать себя и товарищей; брать дыхание перед началом каждой музыкальной фразы.

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



4

Песня «Совсем наоборот» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгина , наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.


Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



5

Слушание и разучивание песни «Родина» музыка И.Смыслова, слова Н.Сусленникова 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: в какой стране мы живем, что значит Родина для каждого из нас.

Уметь: петь песню спокойным, плавным звуком; экономно расходовать дыхание на больших фразах.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



6

Разучивание песни «Родина» музыка И.Смыслова, слова Н.Сусленникова, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



7

Песня «Родина» музыка И.Смыслова, слова Н.Сусленникова, наизусть.

1

Закрепление знаний.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



8

Слушание песни «Дорога Добра» музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина.

1

изучение нового материала.


Знать: что такое «добро», какого человека мы называем добрым; как называется самый неустойчивый звук в музыке.

Уметь: во время пения слышать себя и товарищей; брать дыхание перед началом каждой музыкальной фразы.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



9

Слушание и разучивание песни «Здравствуй, Новый год», музыка Ю. Чичкова, слова Д. Викторова, 1 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: содержание песни; средства музыкальной выразительности, что такое динамические оттенки.

Уметь: выразительно исполнять песни; использовать динамические оттенки при исполнении песни.

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание.

Коллективная.



10

Разучивание песни «Здравствуй, Новый год» музыка Ю. Чичкова, слова Д. Викторова, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



11

Песня «Здравствуй, Новый год», музыка, Ю. Чичкова, слова Д. Викторова, наизусть.

1

Закрепление знаний.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



12

Слушание и разучивание песни «Небылицы», музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина.

интонирование.


1

Изучение нового материала

Знать: особенности исполнения песен весёлого, шуточного содержания; что такое тон и полутон, как строится мажор.

Уметь: исполнять песню весело и непринуждённо, соблюдая при этом чистоту интонирования.

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание.

Коллективная.



13

Песня «Небылицы», музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина.

наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;


Репродуктивный.

Пение.

Коллективная.



14

Слушание и разучивание «Песенка Деда Мороза». Музыка Е. Крылатова, слова

Ю. Энтина, 1 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



15

Разучивание и слушание «Песенка Деда Мороза». Мзыка. Е. Крылатова, слова, Ю. Энтина, 2 куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



16

Песня «Песенка Деда Мороза». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Коллективная.



17

Слушание и разучивание песни «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова. Н. Соловьевой, 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: в какой стране мы живем, что значит Родина для каждого из нас.

Уметь: петь песню спокойным, плавным звуком; экономно расходовать дыхание на больших фразах.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



18

Разучивание песни «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова. Н. Соловьевой, 2 куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



19

Песня «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова. Н. Соловьевой, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



20

Слушание и разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова

Э. Мельник, 1 и 2 куплет.


1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



21

Разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова Э. Мельник, 3 куплет.


1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



22

Песня «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова

Э. Мельник, наизусть.


1

Закрепление знаний


Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



23

Слушание вступление к опере «Хованщина», М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке».

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: формировать понятие выразительность звучания музыкальной речи».

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



24

Слушание и разучивание песни «Облака» музыка В. Шаинского, слова С. Козлова, 1 куплет.

1

изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



25

Разучивание песни «Облака» музыка В. Шаинского, слова С. Козлова, 2 куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



26

Песня «Облака» музыка В. Шаинского, слова С. Козлова, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Коллективная.



27

Слушание и разучивание «Дорога добра», музыка М. Минкова, слова. Ю. Энтина, 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



28

Разучивание «Дорога добра», музыка М. Минкова, слова. Ю. Энтина, 2 куплет

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



29

Песня «Дорога добра», музыка М. Минкова, слова. Ю. Энтина, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Индивидуальная.



30

Слушание и разучивание песни «Катюша», музыка М. Блантера, слова М.Исаковского, 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: какой праздник отмечает наш народ 9 мая, почему этот праздник считается всенародным; текст песни.

Уметь: исполнять песню торжественно, чётко и разборчиво, проговаривая слова песни.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



31

Разучивание песни «Катюша», музыка М. Блантера, слова М.Исаковского, 2 куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



32

Песня «Катюша», музыка М. Блантера, слова М.Исаковского, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Индивидуальная.



33

Слушание и разучивание песни «Песенка для тебя», музыка А. Рыбникова, слова Ю. Михайлова, 1 и 2 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



34

Песня «Песенка для тебя», музыка А. Рыбникова, слова Ю. Михайлова, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Индивидуальная.


























Список литературы:


п\п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1

учебник

Н.Ветлугина

«Музыкальный букварь».

Москва «Музыка» 1986

2

учебник

Е. Гембицкая

«Музыка книга для 5 класса»

Издательство «Музыка» Москва 1976

3

учебник

Н. Кончаловская,П. Синявский

«Уроки музыки»

ООО «Издательство Астрель» 2000

4

сборник


Программы специальных (коррекционных) учреждений Vlll вида 5-9 классы редакцией В.В.Воронковой .


2001г.под

5

сборник

А.С. Соболев

«Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. (Из опыта работы)».

Издательство «Просвещение» Москва 1968

6

сборник

Е.А.Смолина

«Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания»

Ярославль «Академия развития» 2006






Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год
  • Музыка
Описание:

Обучение музыке и пению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных уп...

Автор Морозова Ирина Алексеевна
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Планирования
Просмотров 553
Номер материала 56923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы