Главная / Музыка / Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 2 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 2 класса на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по музыке во 2 классе составлена на основе программы курса музыки для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И. В. Евтушенко. Курс рассчитан на 34 часа- 1час в неделю.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

  • совершенствовать певческие навыки;

  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

          Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:

  • техническими средствами обучения (магнитофон, ноутбук, видеоаппаратура, диапроектор);

  • музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт-диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэпмузыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента:

  • это небольшой диапазон голосов,

  • затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии,

  • общее недоразвитие,

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д.

В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.



2 класс

Музыка

      Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
      Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
      Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
      Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
      Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
      Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах.

Содержание программы  учебного курса.

Музыка.

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

Певческий диапазон (ре1 — си1).

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.





Примерный музыкальный материал для пения

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Каравай. Русская народная песня.

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.

Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.

Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.

«По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

«Бравые солдаты» слова Т.Волгиной, музыка А. Филиппенко

Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой.

Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.

«Песенка чудесенка» музыка М. Протасова, слова А. Кондратьев

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.





Музыкальные произведения для слушания

      К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
      Л. Боккерини. Менуэт.
      Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
      С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
      П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
      А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
      Рамиресс. Жаворонок.
      С. Рахманинов. Итальянская полька.
      Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
      Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
      Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
      Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
      Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
      Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
      Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
      высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
      музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
      характер и содержание музыкальных произведений;
      музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
      Учащиеся должны уметь:
      исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
      различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
      исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.














Поурочное календарно - тематическое планирование 2 класс

урока

Название раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся.

Методы, приёмы и формы работы

Дата

план

факт

1

Слушание и разучивание песни «Неприятность эту мы переживём». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта, 1 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



2

Разучивание песни «Неприятность эту мы переживём» Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание

Коллективная



3

Песня «Неприятность эту мы переживём» Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песни

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



4

Слушание и разучивание русской народной песни «Каравай», слова.

1

Изучение нового материала


Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: петь с музыкальным сопровождением.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



5

Русская народная песня «Каравай», наизусть.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



6

Слушание и разучивание песни «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой, 1 и 2 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



7

Разучивание песни «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой, 3 и 4 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



8

Песня «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



9

Слушание и разучивание русской народной песни

«Как на тоненький ледок». Обработка И. Иорданского.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



10

Русская народная песня

«Как на тоненький ледок». Обработка И. Иорданского, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



11

Слушание музыки

С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, хоровод).

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



12

Слушание и разучивание песни «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева, 1 и 2 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



13

Песня «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



14

Слушание музыки Ф. Мендельсона. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: различать марши, формировать понятие «выразительность звучания музыкальной речи»

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



15

Слушание и разучивание песни «Бравые солдаты» слова Т.Волгиной музыка А. Филиппенко, 1 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



16

Разучивание песни «Бравые солдаты» слова Т.Волгиной музыка А. Филиппенко, 2 куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



17

Песня «Бравые солдаты» слова Т.Волгиной музыка А. Филиппенко, наизусть.


1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Групповая.



18

Слушание и разучивание песни «Девочкам поем». Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой, 1 куплет

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



19

Разучивание песни «Девочкам поем». Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой, 2 куплет

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание

Коллективная



20

Песня «Девочкам поем». Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Групповая



21

Слушание и разучивание песни «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова, 1 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



22

Разучивание песни «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание

Групповая



23

Песня «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Индивидуальная



24

Слушание песни

Колыбельная Медведицы. «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: формировать понятие «выразительность звучания музыкальной речи»

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



25

Слушание и разучивание песни «Песенка чудесенка» музыка М. Протасова, слова А. Кондратьева , 1-й куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



26

Разучивание песни «Песенка чудесенка» музыка М. Протасова, слова А. Кондратьева , 2-й куплет.

1

Комбинированный.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



27

Песня «Песенка чудесенка» музыка М. Протасова, слова А. Кондратьева, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Репродуктивный.

Пение.

Индивидуальная.



28

Слушание и разучивание песни «По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной,1и 2 куплет.

1

Изучение нового материала.

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



29

Песни «Если добрый ты» Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



30

Слушание марша деревянных солдатиков. Из «Детского альбома»,

П. Чайковского.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: различать марши (военный, спортив¬ный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).



Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



31

Слушание и разучивание песни «Улыбка». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, 1 куплет.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.



32

Разучивание песни «Улыбка». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, 2 куплет.

1

Комбинированный

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню

Обьяснительно-иллюстрированный

Слушание

Коллективная



33

Песня «Улыбка». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, наизусть.

1

Закрепление знаний

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная



34

Слушание песни «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

1

Изучение нового материала

Знать: характер и содержание музыкального произведения;

Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;

Обьяснительно-иллюстрированный.

Слушание.

Коллективная.








Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 2 класса на 2014-2015 учебный год
  • Музыка
Описание:

Обучение музыке и пению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. 

Автор Морозова Ирина Алексеевна
Дата добавления 23.02.2015
Раздел Музыка
Подраздел Планирования
Просмотров 401
Номер материала 56920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓