Главная / Музыка / Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год


Чунское районное муниципальное образование

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

п. Весёлый Чунский район Иркутская область



Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов.

Протокол №____ от _____.

Руководитель ШМО: _______

(Е.Ю.Подскребышева)

Согласовано на заседании методического совета школы.

Протокол № ____ от________.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________

(С.Ю.Кулемина)

Утверждено директором

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.

Приказ № ____ от _________.

Директор МОБУ СОШ №7: _________ (В.И.Калашников)

м.п.





Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

базовый уровень, 5 класс,

на 2014-2015 учебный год

(разработана на основе

авторской программы

Алеева В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н.,

1 час в неделю, 34 часа за год).


Составитель:

Догадова Алла Николаевна,

учитель музыки и МХК

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.

Среднее-специальное образование.

Первая квалификационная категория.


Литература:

1. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н..

Рабочие программы «Музыка. Искусство» 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.

2. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.

Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс». М.: «Дрофа», 2009.











п.Весёлый


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

- Письмом министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 13.05.2013 г. №471-мр «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области».

- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».

- Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 29.08.2014 года №О-154.1 «Об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2014-2015 учебный год».

- Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.

- Основной образовательной программой начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый (2011-2015г.), утверждённой приказом МОУ СОШ №7 п. Весёлый от 24.05.2011 года №О-52.1.

- Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 30.01.2012 года №О -76.

- Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС II поколения, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2012 № О-132

- Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 26.08.2013 года №О-148 «Об утверждении учебных планов и планов внеурочной деятельности МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2014-2015 учебный год».

- Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

- Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000646, регистрационный №2480), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.03.2014 года.






Структура документа.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 класса представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения учебного предмета, место учебного предмета «Музыка» в учебном плане, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план (тема урока, количество часов), календарно-тематическое планирование учебного материала, перечень учебно-методических и технических средств обучения.



Общая характеристика учебного предмета.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.

Содержание курса 5 класса (тема года - « Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет ( раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие ( раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Цели и задачи обучения.

Изучение музыки в 5 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей:

– развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета «Музыка» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «Музыка» в 5 классе 34 часа в год

(1 час в неделю).

По содержанию и объёму данная программа полностью соответствует авторской.


Требования к уровню подготовки обучающихся средней школы.


Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.


Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Всего

часов

1.

“Музыка и литература”

17

2.

“Музыка и изобразительное искусство”

17


Всего часов

34































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Литература для педагога и обучающихся.

  1. Сиренко, В.М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс (текст) / Сиренко, В.М. – М. : Владос, 2009.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  5. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. М 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

  6. 6.Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы (текст): методическое пособие / Л.В.Золина – М.:Глобус, 2008.

  7. Замятина, Т.А.Современный урок музыки (текст) Т.А.Замятина. – М.:Глобус, 2008.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Науменко, Т.И. Музыка .5 класс(текст): учеб. для учреждений /Т.И.Науменко, В.В.Алеев. – М.:Дрофа, 2010.

  2. Музыка .5 класс(текст): нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / сост. Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

  3. Музыка .5 класс (электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD / Т.И.Науменко, В.В.Алеев. –М. : Дрофа, 2010. – 2 электронных опт. диска (CD-Rom).

Информационно - коммуникационные средства:

  1. Обучающе-развивающая программа «М.П.Мусоргский. Картинки с выставки»(CD)

  2. Обучающе-развивающая программа «П.И.Чайковский. Щелкунчик.»(CD)

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».(CD)

  4. Большая энциклопедия России. Искусство России»(CD)

  5. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD)

Интернет-ресурсы, которые помогут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. ВикипедияСвободная энциклопедия (электронный ресурс). – режим доступа: http: / ru. Wikipedia/org/wiki

  2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала




Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования в течение учебного года.


Учитель: ___________ А.Н.Догадова

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема года: « Музыка и другие виды искусства»

Тема

Цель

Требования к уровню подготовки

учащихся

УУД, формирование при изучении темы

Тип урока

Контроль

дата

Личностные

Метапредметные


Предметные

Личностные

Регулятивные


Познавательные

Коммуника-

тивные


план

факт

Раздел I.«Музыка и литература» (17 ч )

1

Музыка рассказывает обо всем

Учить наблюдать за объектами окружающего мира;

выявлять взаимодействие между музыкой и другими видами искусства

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе.


Наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.


Понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.

Формировать представление о социально-политическом устройстве России.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Развивать умения «слышать другого».

Комбинированный

Устный опрос

04.

09


2


Древний союз. Истоки

Формировать умения выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Урок изучения нового материала

Устный опрос. Хоровое пение.

11.

09


3

Древний союз.

Искусство открывает мир

Постижение системы знаний об основных темах в искусстве, научить приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве

Комбинированный


Устный опрос.

Хоровое пение

18.

09


4

Древний союз. Искусства различны, тема едина.

Постижение системы знаний об основных темах в искусстве, научить приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве

комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

25.

09


5

Слово и музыка. Два великих начала искусства

Научить выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.


Умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

Усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании.

комбинированный

Устный опрос

02.

10


6

Слово и музыка. Стань музыкою, слово!

Формировать умения анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.


Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.



Умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

Усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»

Комбинированный

Устный опрос.

Хоровое пение.

09.

10


7

Слово и музыка. Музыка «дружит» не только с поэзией.

Формировать умения анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.


Умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.


Усвоить правильное дыхание при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании.

Комбинированный

Устный опрос.

Хоровое пение


16.10



8

Песня- верный спутник человека

Познакомить с основными жанрами искусства.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.


Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.


Исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании.

Комбинированный

Устный опрос. Хоровое пение

23.

10


9

Музыкальная палитра

Выявить характерные особенности многообразия музыкальной палитры.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.


Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.


Исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Комбинированный

Устный опрос

30.

11


10

Мир русской песни

Познакомить с жанром русской народной песни.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и

оценивать свою творческую деятельность.


Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.


Исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании.

Урок изучения нового материала

Устный опрос.

Хоровое пение

13.

11


11

Песни народов мира

Познакомить с тематикой, содержанием, мотивами, характерными особенностями песен некоторых народов мира.

Сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.


Работа с разными источниками информации, развивать навыки исследовательской деятельности.


Знать о взаимосвязи слова и мелодии в народной песне.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.


Комбинированный

Устный опрос.

Хоровое пение

20.

11


12

«Романса трепетные звуки…»

Познакомить с жанром романса.

Осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.



Познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.


Усвоить понятие «романс», понять роль музыки в музыкальных фильмах.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект:

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со

Урок изучения нового материала

Устный опрос, хоровое пение

27.

11


13

Мир человеческих чувств

Выявить характерные особенности серенады-музыкальной композиции, исполняемой в чью-то честь.

Осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры.


Познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.


Усвоить понятие «серенада», понять роль музыки в музыкальных фильмах.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать.

сверстниками и родителями.


Комбинированный

Устный опрос

04.

12


14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Познакомить с видами хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

Иметь представление о нравственной основе духовной музыки и роли матери в жизни человека.

Закрепить понятие духовная музыка.

Комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

11.

12


15

Что может изображать хоровая музыка

Научить отличать музыку духовную от музыки светской; православную духовную музыку от католической.


Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

Иметь представление о нравственной основе духовной музыки и роли матери в жизни человека.

Усвоить понятия пение а-капелла, знаменный распев, песнопение.


Урок изучения нового материала

Устный опрос

Хоровое пение



16

Вокально-хоровая музыка- поет душа…

Научить рассуждать о вечной теме в искусстве, уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам.


Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.



Усвоить понятия пение а-капелла, знаменный распев, песнопение.


Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.


Комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

18.

12


17

Опера-самый значительный жанр вокальной музыки.

Формировать понятия определения оперы, истории рождения, жанре, основных понятиях и терминах, строения оперы.


Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.



Сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника.

Усвоить понятия «опера», «либретто»

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, вниматель.ность, помощь

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческ их задач.

Урок изучения нового материала

Устный опрос

25.

12


Раздел II. “Музыка и изобразительное искусство”(17 ч)

18

Из чего состоит опера

Познакомить с частями оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера -сольные, дуэты арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо- сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.


Сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника.

Усвоить понятия: увертюра, пролог, действия, вокальные номера -сольные, дуэты арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, вниматель.ность, помощь

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческ их задач.

Комбинированный

устный опрос

хоровое пение


15.

01


19

Единство музыки и танца

Познакомить с жанрами балетного искусства: балет-сказка, балет- симфония; драматический балет, модерн-балет, сюжетный балет.

На основе жизненно – музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

Сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и пластику актера

Комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение


22.

01


20

«Русские сезоны» в Париже

Выявить характерные особенности русской балетной школы.

На основе жизненно – музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета.

пластику актера

Сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и


Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Урок изучения нового материала


29.

01


21

Музыкальность слова

Формировать знания об элементах литературного сюжета.

Готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования.

ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений.

Умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить

Усвоить понятие «фантазия», «интерпретация»


Комбинированный

Устный опрос

05.

02


22

Музыкальные сюжеты в литературе

Продолжать формировать знания об элементах литературного сюжета.

Проявлять личностное отношение и эмоциональную отзывчивость к художественным произведениям через «внутреннее видение» и «внутренний слух».


Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, живописи и литературы.


Усвоить понятие «внутреннее зрение» и «внутренний слух».

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Урок изучения нового материала

Устный опрос

Хоровое пение

12.

02


23

Живописность искусства

Формировать знания об образности искусства на примере музыкального произведения


Ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения



Умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать

пути их достижения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество.

Понимать выражение «живописная музыка» и «музыкальная живопись», усвоить понятие «симфоническая картина», называть имена композиторов и художников.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства


Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения


Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

Комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

19.

02


24

Музыка-сестра живописи

Формировать представления об средствах выразительности в живописи и в музыке.

Сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально – личностном отношении к музыке и живописи.

искусства и оценивать их. Находить

Наблюдать за разнообразными произведениями ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

Понимать общность и специфику выразительных средств музыки и изобразительного искусства.


Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения


Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

Урок изучения нового материала

Устный опрос

Хоровое пение

26.

02


25-26

Может ли музыка выразить характер человека?

Научить сопоставлять произведения живописи и музыки,

понимать значение выражения «музыкальный портрет»;

выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки.


Умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом.


Знать основные факты жизни и творчества Паганини, черты стиля композитора, историю создания скрипки и имена мастеров.

Комбинированный

Устный опрос

05.

03

12.

03


27

Образы природы в творчестве музыкантов

Формировать понятие «музыкальный пейзаж»,

научить выражать в рисунке свои музыкальные ощущения.

Сформировать понимание своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.


Проявлять личностное отношение и эмоциональную отзывчивость к художественным произведениям через «внутреннее видение» и «внутренний слух».

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, живописи и литературы.


Усвоить понятие «внутреннее зрение» и «внутренний слух».

Урок изучения нового материала

Устный опрос.

Хоровое пение.

19.

03


28

«Музыкальные краски» в произведениях художников-импрессионистов

Научить рассуждать об особенностях музыкального импрессионизма, предполагать будущее в направлении искусства, строить аргументированные предположения.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.


Внутренняя готовность передавать свои впечатления и настроения как в устной, так и в художественной форме.


Внутренняя готовность передавать свои впечатления и настроения как в устной, так и в художественной форме.


Усвоить особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки Дебюсси.

Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.


Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


Комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

02.

04


29

Волшебная красочность музыкальных сказок

Научить понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках;

определять и описывать услышанный образ;

характеризовать персонажи, определяя образ и настроение музыки.


Сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни.


Осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка.


Творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.


Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.


Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


Урок изучения нового материала

Устный опрос

Хоровое пение

09.

04


30

Сказочные герои в музыке

Научить выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни.


Осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка.


Творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.

Комбинированный

Устный опрос

16.

04


31

Тема богатырей в музыке

Научить рассуждать об общих чертах «богатырской» темы в искусстве.


Готовность принять мир как единое и целое при разнообразии культур уважение истории и культуры и понимание важности сохранения мира для всех народов, развитие толерантности.

Уметь рассуждать о значении событий военного времени для каждого из нас.


Понятие «реквием», «гравюра». Осознание общности средств выразительности для воплощения художественного образа.

Комбинированный

Устный опрос.

Хоровое пение

23.

04


32-33

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

Формировать понятие «музыкальные краски»,

научить

приводить примеры образов «музыкальных картин»;

рассуждать о художественной ценности произведений искусства

Умение учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.


Усвоить в чем заключается разнообразие и богатство внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством.


Усвоить понятия «соната». Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.

Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.


Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


комбинированный

Устный опрос

Хоровое пение

30.

04

07.

05


34

Пусть музыка звучит нам во благо (урок-концерт)

Научить контролировать и оценивать свою деятельность;

учиться реализовывать творческие идеи в совместной проектной деятельности.


Готовность к сотрудничеству, творческой работе, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомого художественного материала.

Рефлекия.

Контрольно-обобщающий .

Устный опрос

Хоровое пение.

14.

05






Имею право внести коррективы во все структурные элементы программы:____________(А.Н.Догадова)



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Литература для педагога и обучающихся.

1. Сиренко, В.М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс (текст) / Сиренко, В.М. – М. : Владос, 2009.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

6.Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы (текст): методическое пособие / Л.В.Золина – М.:Глобус, 2008.

7. Замятина, Т.А.Современный урок музыки (текст) Т.А.Замятина. – М.:Глобус, 2008.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Науменко, Т.И. Музыка .5 класс(текст): учеб. для учреждений /Т.И.Науменко, В.В.Алеев. – М.:Дрофа, 2010.

  2. Музыка .5 класс(текст): нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / сост. Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

  3. Музыка .5 класс (электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD / Т.И.Науменко, В.В.Алеев. –М. : Дрофа, 2010. – 2 электронных опт. диска (CD-Rom).

Информационно - коммуникационные средства:

*Обучающе-развивающая программа «М.П.Мусоргский. Картинки с выставки»(CD)

* Обучающе-развивающая программа «П.И.Чайковский. Щелкунчик.»(CD)

*Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».(CD)

* Большая энциклопедия России. Искусство России»(CD)

*Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD)

Интернет-ресурсы, которые помогут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. ВикипедияСвободная энциклопедия (электронный ресурс). – режим доступа: http: / ru. Wikipedia/org/wiki

  2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала




Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования в течение учебного года.


Учитель ___________(А.Н.Догадова)



Рабочая программа учебного предмета "Музыка и пение"специальная (коррекционная) школа VIII вида, для обучающихся 5 класса на 2014-2015 учебный год
  • Музыка
Описание:

Обучение музыке и пению носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета.

В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся

воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Автор Догадова Алла Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Планирования
Просмотров 3541
Номер материала 1744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓