Главная / Информатика / Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7 класс

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №96»






«Согласовано»

Руководитель МО

___________

Протокол № ___

от «____»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________________

«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №96

_________________


Приказ № ___

от «___»_________________2013 г.




Рабочая программа

учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

7 класс

2013-2014учебный год

Разработчик:

Рощупкина Л.И., учитель информатики

2013






ИНФОРМАТИКА и ИКТ

7 класс

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа по информатике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, разработанной Министерством образования, и соответствующего ей учебно-методического комплекта Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ 7-9 класс». Настоящая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в VIII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IX классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю) в соответствии с Базисным учебным планом школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.





Требования к уровню подготовки обучающихся

в области информатики и ИКТ

7 класс

Личностные образовательные результаты:

приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.

в сфере охраны здоровья:

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.




Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий школьников 7 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • позиционный метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

В 7 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 7 классов не должна превышать 10-20 минут).


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • контрольная работа;

  • тест;

  • творческая работа

УМК:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 7 класс

  2. Угринович Н.Д. Методическое пособие для учителей

  3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ Авторская мастерская Н.Д.Угриновича.




Содержание учебного материала:


  1. Информация и информационные процессы – 2 ч.

  2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч.

  3. Представление текстовой информации – 1 ч.

  4. Обработка текстовой информации – 2 ч.

  5. Алгоритмы и исполнители – 6 ч.

  6. Представление графической информации – 1 ч.

  7. Обработка графической информации – 4 ч.

  8. Обработка числовой информации – 1 ч.

  9. Формализация и моделирование – 2 ч.

  10. Мультимедийные технологии – 3 ч.

  11. Резерв – 2 ч.












Календарно-тематическое планирование




п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Цели и задачи

ЗУН

Тип урока

ОУУН

Вид контроля

ЦОР

Д/З

Дата проведения

план

факт

1

Информация и информационные процессы (2 ч)

Правила ТБ. Знакомство с инструкциями ИОТ 014-2010, ИОТ 015-2010. Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные этапы развития средств информационных технологий

1

Повторить правила ТБ в кабинете ВТ; инструкции. Ввести понятие информации. Рассмотреть этапы развития средств информационных технологий

Знать:

технику безопасности;

правила поведения в кабинете ВТ; понятие информации, различать инф.объекты различных видов;

этапы развития ВТ;

характеристики ВТ

Урок изложения новых знаний

Учебно-организационные умения:

организовать свое рабочее место,

планировать текущую работу,

нацеливать себя на выполнение

поставленной задачи, осуществлять

самоанализ и самоконтроль учебной

деятельности, сотрудничать при

решении учебных задач, вести

познавательную деятельность в

коллективе









Учебно-информационные умения: пользоваться печатными техническими

средствами массовой информации,

словарями, справочниками,

оглавлениями, энциклопедиями.

Составлять план-конспект



Учебно- интеллектуальные умения:

Умение чисто и быстро писать, выделять

главное, существенное, устанавливать

причинно-следственные связи





Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать, литературным языком

выражать свои мысли, пользоваться

специальным языком, задавать

уточняющие вопросы, аргументировать,

доказывать, выступать перед

аудиторией, составлять план

выступлений, умение слушать учителя,

одновременно записывать содержание его рассказа

Фронтальный опрос, беседа

Тест:

ПО:TestsTB-1004



ЦОР: сайт «Компьютерный музей»

§1.1



2

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Единицы измерения количества информации. Тестирование по теме: «Информация и информационные процессы»

Практиче­ская работа №1 «Тренировка вво­да текстовой и числовой инфор­мации с помощью клавиатурного тренажера»

1

Изучить основные информационные процессы, единицы измерения количества информации

Знать основные единицы измерения количества информации; виды информационных процессов


Комбинированный урок

Тест, проверка результатов выполнения практической работы

Тест:

ПО:TestsTB-1004




Индивидуальные карточки, конспект



3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор)

Практиче­ская работа №2 «Получение информации о загрузке процессора»

1

Рассмотреть основной компонент компьютера – процессор и его функции

Иметь представление о компьютере как об универсальном устройстве обработки информации, и о процессоре как центральном устройстве компьютера.

Уметь называть основные параметры процессора и характеризовать их, получать сведения о процессоре средствами операционной системы, строить таблицу результатов средствами текстового процессора.

Комбинированный урок

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Устройство компьютера»

§1.2.1



4

Основные компоненты компьютера и их функции (устройства ввода, вывода информации)

Практиче­ская работа №1 «Тренировка вво­да текстовой и числовой инфор­мации с помощью клавиатурного тренажера»

1

Рассмотреть различные устройства ввода, вывода информации

Понимать назначение устройств ввода и вывода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода информации. Различать устройства ввода и устройства вывода информации, рассмотреть назначение основных клавиш клавиатуры

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

презентация «Устройства ввода и вывода», компьютеры с установленной операционной системой

§1.2.2 и 1.2.3



5

Основные компоненты компьютера и их функции (оперативная и долговременная память)

Практическая работа №3 «Получение информации о занятости оперативной памяти»

1

Рассмотреть виды памяти компьютера

Понимать назначение внутренней и долговременной памяти компьютера. Называть отличительные особенности видов памяти. Знать основные правила эксплуатации носителей. Приводить примеры современных носителей информации.

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

презентация «Память компьютера»

§1.2.4



6

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение, выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

1

Рассмотреть функциональную схему компьютера; изучить гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

Знать основные устройства компьютера и их назначение.

Уметь указывать устройства компьютера на схеме, рисовать схему средствами текстового процессора.

Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.

фронтальный

Презентация «Магистрально-модульный принцып построения компьютера»

§1.2 (полностью)



7

Данные и программы. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование.

Практическая работа №4 «Работа с файлами и папками с использованием файлового менеджера»

1

Ввести понятие данных, файла и файловой системы, программы; рассмотреть алгоритм обработки данных по программе, назначение архивации и форматирования.

Различать понятия: данные, файл, файловая система и программа. Уметь описывать алгоритм обработки данных программой. Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы. Понимать назначение архивации файлов и дефрагментации дисков.

Уметь выполнять операции над файлами с использованием файлового менеджера

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Программа. Файл и файловая система»

§1.3, 1.4



8

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Практическая работа №5 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»

1

Рассмотреть программный принцип работы компьютера, виды ПО

Осознавать роль ПО в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции ОС.

Уметь называть разновидности ОС. Иметь представление о прикладных программах и ПО общего назначения, знать их разновидности.

Знать классификацию программного обеспечения по их юридическому статусу, осознавать ответственность использования программных продуктов в соответствии с их юридическим статусом.

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Тест, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «ПО компьютера»

§1.5



9

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс: рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню, просмотр свойств объектов, создание ярлыков). Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

1

Познакомить обучающихся с различными видами интерфейса; рассмотреть управляющие элементы операционной системы Windows и основные действия с мышью, работу с окнами.


Знать виды окон в операционной системе, знать элементы окон и их назначение.

Уметь определять элементы всех видов окон, работать с графическим интерфейсом операционных систем.

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Графический интерфейс»

§1.6



10-11

Практика к разделу «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (3 ч)

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. Использование различных носителей информации

Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows» (2 часть)

2

Научить изменять внешний вид Рабочего стола, создавать объекты, ярлыки и копии объектов, изменять вид окна, открывать стандартные программы, использовать диалоговую панель Дата и время.

Уметь работать с графическим интерфейсом операционных систем

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Учебно-организационные умения:

организовать свое рабочее место,

планировать текущую работу,

нацеливать себя на выполнение

поставленной задачи, осуществлять

самоанализ и самоконтроль учебной

деятельности, сотрудничать при

решении учебных задач, вести

познавательную деятельность в

коллективе









Учебно-информационные умения: пользоваться печатными техническими

средствами массовой информации,

словарями, справочниками,

оглавлениями, энциклопедиями.

Составлять план-конспект



Учебно- интеллектуальные умения:

Умение чисто и быстро писать, выделять

главное, существенное, устанавливать

причинно-следственные связи





Учебно-коммуникативные умения:

Умение слушать, литературным языком

выражать свои мысли, пользоваться

специальным языком, задавать

уточняющие вопросы, аргументировать,

доказывать, выступать перед

аудиторией, составлять план

выступлений, умение слушать учителя,

одновременно записывать содержание его рассказа

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Графический интерфейс»

§1.6



12

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи


1

Научить определять количественные параметры информационных объектов

Уметь работать с графическим интерфейсом операционных систем

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Фронтальный

Презентация «Графический интерфейс»

§1.6



13

Представление информации (1ч)

Компьютерное представление текстовой информации

1

Рассмотреть принципы представления текстовой информации

Знать принцип представления текстовой информации, виды кодовых таблиц для кодирования русских букв

Урок изучения нового материала

Фронтальный

http://fcior.edu.ru

конспект



14-15

Обработка текстовой информации (2ч)

Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Сохранение документа

2

Научить создавать и редактировать текст посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов Блокнот и WordPad

Уметь создавать и редактировать текст посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов Блокнот и WordPad

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Индивидуальные задания по карточкам

Презентация «Стандартные программы Windows»

конспект



16

Алгоритмы и исполнители (6ч)

Представление о программировании. Язык программирования Бейсик, его возможности. Правила представления данных.

1

Ввести понятие: язык программирования. Рассмотреть виды языков программирования, их возможности. Изучить правила представления данных

Знать понятие языка программирования, правила представления данных. Уметь загружать ПО QBasic

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Индивидуальные задания по карточкам

ПО: QBasic

Индивидуальная карточка



17

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

1

Рассмотреть правила записи основных операторов: input, print, ifthen, fornext

Знать правила записи основных операторов: input, print, ifthen, fornext. Уметь решать простейшие задачи с использованием изученных операторов

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Индивидуальные задания по карточкам

ПО: QBasic

Индивидуальная карточка



18-20

Правила записи программы. Этапы разработки программы. Разработка программ, содержащих операторы цикла, ветвления.

3

Рассмотреть правила записи программы на языке программирования; основные этапы разработки программы. Выработать навыки решения задач с помощью операторов цикла и ветвления

Уметь решать задачи линейной, разветвляющейся и циклической структуры средствами языка программирования

Урок изложения новых знаний, и закрепления полученных знаний.

Индивидуальные задания по карточкам

ПО: QBasic

Индивидуальная карточка



21

Контрольная работа №1 «Программирование задач линейной, разветвляющейся, циклической структуры»

1

Проверить качество знаний обучающихся

Уметь решать задачи линейной, разветвляющейся и циклической структуры средствами языка программирования

Урок контроля знаний и умений

КР

ПО: QBasic

Индивидуальная карточка



22

Представление графической информации (1ч)

Представление графической информации (пиксель, растр, видеопамять). Аппаратные средства вывода графической информации Практическая работа №7 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

1

Рассмотреть основные понятия графики: пиксель, растр, графические примитивы, пространственное разрешение, видеопамять

Знать основные понятия: пиксель, растр, графические примитивы, пространственное разрешение, видеопамять. Уметь определять пространственное разрешение экрана монитора

Комбинированный урок

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Графика»

§2.1



23

Обработка графической информации (4ч)

Растровая и векторная графика. Ввод изображений с помощью сканера

Практическая работа №8 «Сохранение графических файлов в различных форматах»

1

Сформировать представление о различных видах графики, объяснить принцип создания растровых и векторных изображений, достоинства и недостатки каждого вида графики.

Уметь приводить примеры использования программ компьютерной графики. Знать принципы формирования изображения в растровом и векторном виде.

Уметь сохранять графические файлы в различных форматах, знать различия в форматах графических файлов.

Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

Презентация «Растровая и векторная графика»

§2.2



24

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора Paint. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования

Практическая работа №9 «Создание и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

Познакомить обучающихся с интерфейсом графического редактора Paint, научить создавать и редактировать графические изображения, видоизменять и копировать графические изображения

Знать правила редактирование изображений в графическом редакторе, правила работы с надписями.

Применять навыки создания и редактирования изображений в растровом графическом редакторе.

Уметь создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе

Комбинированный урок

тест, проверка результатов выполнения практической работы

http://fcior.edu.ru

§2.3



25

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования

Практическая работа №10 «Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw»

Практическая работа №11 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»

1

Рассмотреть возможности векторной графики, принцип создания векторного рисунка и его преобразования; научить создавать векторные рисунки в StarOffice Draw и текстовом редакторе Word

Знать основные приемы работы в векторном редакторе.

Уметь применять навыки создания и редактирования графических изображений в векторном редакторе

Комбинированный урок

Фронтальный, проверка результатов выполнения практической работы

http://fcior.edu.ru

§2.3



26

Контрольная работа №2 по теме « Обработка графической информации»

1

Проверить качество знаний обучающихся

Уметь применять навыки создания и редактирования графических изображений в растровом и векторном редакторах

Урок контроля знаний и умений обучающихся

Индивидуальные карточки


Повторить §2.1-2.3



27

Обработка числовой информации (1ч)

Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. Память калькулятора

1

Научить выполнять простейшие вычисления с помощью стандартной программы Windows - Калькулятор

Уметь выполнять простейшие вычисления с помощью программы Калькулятор, уметь пользоваться памятью Калькулятора при подсчетах

Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.


Индивидуальные карточки

Презентация «Стандартные программы Windows»

конспект



28

Формализация и моделирование (2ч)

Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов в системе компьютерного черчения КОМПАС. Практическая работа №12 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1

Сформировать представление чертежах, двумерной графики, о системах компьютерного черчения, рассмотреть принципы их работы, интерфейс, возможности; научить чертить основные геометрические примитивы.

Знать основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС. Уметь чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора).

Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.

Учебно-организационные умения:

организовать свое рабочее место,

планировать текущую работу,

нацеливать себя на выполнение

поставленной задачи, осуществлять

самоанализ и самоконтроль учебной

деятельности, сотрудничать при

решении учебных задач, вести

познавательную деятельность в

коллективе





Учебно- интеллектуальные умения:

Умение чисто и быстро писать, выделять

главное, существенное, устанавливать

причинно-следственные связи






Индивидуальные карточки

Презентация «Компас»

§2.4



29

Планы. Карты.

Практическая работа №13 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас»

1

Научить чертить основные геометрические примитивы, планы, чертежи, карты

Знать основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС. Уметь чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора); выполнять геометрические построения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.

Урок применения полученный знаний и умений

Индивидуальные карточки


§2.4



30

Мультимедийные технологии (3ч)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов

Практическая работа №14 «Создание анимации, встроенной в презентацию»

1

Сформировать представление о мультимедиа технологиях, вести понятия презентация, мультимедиа, интерактивность, слайд.

Научить создавать простейшие анимации для использования в презентациях.

Иметь представление о компьютерных презентациях. Понимать назначение программ подготовки презентаций. Называть основные информационные объекты, которые можно поместить на слайд.

Уметь добавлять слайды в презентацию, размещать на слайде надпись с текстом, запускать презентацию. Понимать возможность автоматического создания дизайна и разметки слайда.

Урок изложения новых знаний и закрепления полученных знаний.

Индивидуальное задание

Презентация «Работа в программе PowerPoint»

§2.5



31

Звуки и видеоизображения. Запись звука с использованием различных устройств

Практическая работа №15 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

1

Научить создавать мультимедийные эффекты, сопровождающие появление объектов на слайдах презентации.

Уметь создавать мультимедийные эффекты, сопровождающие появление объектов на слайдах презентации.

Комбинированный урок

Индивидуальное задание

Презентация «Работа в программе PowerPoint»

§2.5



32

Композиция и монтаж. Практическая работа №16 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

1

Рассмотреть технологию создания презентации в программе Microsoft PowerPoint; научить создавать простейшие презентации, устанавливать анимационные и звуковые эффекты, помещать на слайды мультимедийные объекты, применять шаблоны оформления


Иметь представление об интерактивных презентациях. Уметь оформлять гиперссылки, задавать действия для управляющих кнопок. Иметь представление о понятии анимации. Знать команды для анимации слайдов (смены слайдов) и анимации объектов на слайде. Уметь применять данные команды и настраивать их свойства в различных ситуациях. Уметь применять навыки создания, редактирования презентации, уметь назначать эффекты анимации, создавать переходы со слайда на слайд

Урок применения полученный знаний и умений

Индивидуальное задание

Презентация «Работа в программе PowerPoint»

§2.5



33-34


Резерв













Список дополнительной литературы для учителя, для обучающихся.

Для учителя:

Для обучающихся:







Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» 7 класс
  • Информатика
Описание:

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Автор Рощупкина Людмила Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 19412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓