Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю « Основы мировых религиозных культур» для 4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю « Основы мировых религиозных культур» для 4 класса

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан –Основная общеобразовательная школа с.Аминево

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заведующий Филиалом Директор СОШ с.Алкино-2 Протокол №1 СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево ______ / Кулешова М.Т от «____» _________ 2014г. ______ / Аминева Г.М. Приказ № _________ Руководитель ШМО от «____»______ 2014г. _________/Яхина З.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

по модулю « Основы мировых религиозных культур» для 4 класса

УМК «Начальная школа 21 века»

Составитель: учитель начальных классов

высшей категории Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Аминево

Яхина Зульфира Асхатовна



2014-2015 учебный год

РАЗДЕЛ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по ОРКЭС для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 

1. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.Федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год, утвержденного приказом от 31марта 2014 г.  № 253

 3. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»

5. Образовательная программа Филиала СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)

6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.

7.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.

8.Сборника программ «Начальная школа XXI» Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф 2012

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). 

Изучение данного курса преследует триединую цель:

1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование   этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно  решать  следующиезадачи:

  • Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

  • Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;

  • Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;

  • Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



Ключевые идеи программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

  •  Духовные традиции многонационального народа России.

  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;

  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);



РАЗДЕЛ II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Россия – наша Родина

Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур

  1. Культура и религия

2.1.-2.14. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  1. Творческие работы учащихся



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Самостоятельные творческие работы:

  1. По теме «Россия – наша Родина».

  2. По теме «Культура и религии»

  3. По теме «Человек в религиозных традициях мира»

  4. По теме «Искусство в религиозной культуре»

Самостоятельные работы:

  1. По теме «добро и зло»

  2. По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»

Групповая работа:

  1. По теме «Священные сооружения»

Работа в парах:

  1. По теме «Священные сооружения»

Творческие работы учащихся:

  1. По теме «Как я понимаю православие»

  2. По теме «Как я понимаю ислам»

  3. По теме «Памятники религиозной культуры в г.Чебоксары»

  4. По теме «Мое отношение к миру»

  5. По теме «Мое отношение к людям»

  6. По теме «Мое отношение к России»

  7. По теме «Моя малая Родина»

  8. По теме «Герои России»

  9. По теме «Мой друг»

  10. По теме «Подари людям счастье»

  11. По теме «Как я понимаю счастье»

  12. По теме «Наши семейные праздники»

Театрализация:

  1. По теме «Притча о блудном сыне»

  2. По теме  «Притча о милосердном самарянине»

  3. По теме  «Притча о талантах»

  4. По теме  «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»

  5.  По теме «Мудрость царя Соломона»



РАЗДЕЛ III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.












РАЗДЕЛ IV.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

           

    При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Обобщающие уроки по теме и разделу

Практические работы

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Тесты

Сообщения

Презентации

Особенности организации контроля по «Основам мировых религиозных культур и светской этики»

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.



Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.



При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.







РАЗДЕЛ V. Тематическое планирование


п/п

Тема

урока

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Домашнее задание,

Привлечение родителей

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

1.

Россия – наша родина


Беседа, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для интервью с известным человеком




2.

Культура и

религия.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия»

Фотографии и изображения священных книг разных религий





3.

Культура и

религия.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

Прочитать статью из пособия, ответить на

вопросы




4.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, составить план




5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы




6.

Священные

Книги религий мира: Веды, Авеста,

Трипитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы




7.

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку





8.

Хранители

предания в религиях

мир

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.




9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека о добре и зле.




10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Подготовка рассказа на тему

Самостоятельная работа

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»




11

Человек в

религиозных традициях

мира

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »




12.

Священные

сооружения.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.




13.

Священные

сооружения

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе




14.

Искусство в

религиозной

культуре

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Составить план ответа

на тему «Искусство в

религиозной культуре

»




15.

Искусство в

религиозной

культуре

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

»




16.

Творческие

работы

учащихся

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся




17.

Презентация

творческих

работ

Защита творческих работ

Презентации творческих работ





18.

История религии

России

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку





19.

Религии

России

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий




20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Подготовить сообщение об обрядах




21.

Вопросы с.57




22.

Паломничества и святыни

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.



Вопросы с.61




23.

Праздники и календари

Самостоятельная работа с источниками информации

Самостоятельная работа

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам




24.

Праздники и календари

Групповая исследовательская работа

Исследование




25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Эссе




26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

Групповая работа с источниками информации

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.




27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Беседа.


Эссе




28.

Семья

Беседа, комментированное чтение

Мини - сочинение

Мини - сочинение




29.

Долг, свобода, ответственность, труд

Беседа, комментированное чтение


Сочинение




30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.


Беседа

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.




31.

Подготовка

творческих

проектов.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся




32.




33.

Презентации

творческих

проектов

Защита творческих работ

Презентации творческих работ




34.







РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )

Оборудование:

- Учебные столы.

- Проектор.

- Компьютер.

- Экран.

Дидактические материалы:

- схемы;

- дидактические игры;

- карточки заданий;

Интернет-ресурсы

Российское образование: федеральный портал- http://www.edu.ru/index.php.

Наука и образование: образовательный портал- http://edu.rin.ru.

Школы в Интернете.-http://schools.techno.ru

Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru

     Портал «Российское образование»http://www.edu.ru

     Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. -http://www.ict.edu.ru

Региональная коллекция ЦОР -http://ims.ocpi.ru

     Хранилище методических материаловhttp://method.samara.rcde.ru

     Московского центра Федерации Интернет-образованияwww.center.fio.ru

     «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» - http://nsc.1september.ru

«Открытый мир»- http://www.openworld.ru

     «Школа 2000...»- http://www.sch2000.ru/pages/news.html

«Школа 2100» -http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
    
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова-http://www.zankov.ru.

Международной ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). -   http://maro.newmail.ru

Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru.

Мир энциклопедий -http://www.encyclopedia.ru

Рубрикон - Река информации.-http://www.rubricon.com/

Энциклопедический справочник- http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm

Словари, энциклопедии, справочники.-http://www.nlr.ru/res/inv/ic/sprav.htm

Термины и определения.- http://www.terms.ru/index.htm

Научная электронная библиотека РФФИ. -http://www.elibrary.ru

Открытая русская электронная библиотека “OREL”- http://orel.rsl.ru

Библиотека Максима Машкова. -http://www.lib.ru

Bookz.ru: электронная библиотека-. http://bookz.ru







РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 для учащихся:

  1.  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.




для учителя:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Чебоксары, 2010.


19


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю « Основы мировых религиозных культур» для 4 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по ОРКЭС для 4 класса  разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов: 

1. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.Федерального перечня  учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на  2014/15 учебный год, утвержденного приказом от 31марта 2014 г.  № 253

 3. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»

5. Образовательная программа Филиала  СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)

6. Учебного плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.

7.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011.

8.Сборника  программ «Начальная школа XXI»   Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф 2012

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа  в год (1час в неделю). 

Автор Яхина Зульфира Асхатовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1272
Номер материала 16755
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓