Филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя
общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан –Основная общеобразовательная школа с.Аминево
муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО И
ПРИНЯТО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заведующий
Филиалом Директор СОШ
с.Алкино-2 Протокол
№1 СОШ с.Алкино-2
– ООШ с.Аминево ______ / Кулешова
М.Т от «____» _________ 2014г. ______
/ Аминева Г.М. Приказ №
_________ Руководитель ШМО от
«____»______ 2014г. _________/Яхина З.А.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного
курса
«Основы
религиозных культур и светской этики»
по
модулю « Основы мировых религиозных культур» для 4 класса
УМК
«Начальная школа 21 века»
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ
с.Аминево
Яхина
Зульфира Асхатовна
2014-2015
учебный год
РАЗДЕЛ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОРКЭС для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального
Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;
в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2.Федерального
перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год, утвержденного
приказом от 31марта 2014
г. № 253
3. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Закона Республики
Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»
5. Образовательная программа
Филиала СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и дополнениями)
6. Учебного плана Филиала СОШ
с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.
7.Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.:
Просвещение, 2011.
8.Сборника программ «Начальная школа XXI»
Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф 2012
Рабочая программа рассчитана
на 34 часа в год (1час в неделю).
Изучение данного курса преследует триединую цель:
1) создание условий для
удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан
полиэтничной России;
2) содействие средствами
образования политике российского государства, направленной на консолидацию
многонационального народа России в единую политическую нацию;
3) создание необходимых
условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской
гражданской самоидентификации обучающихся.
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно
решать следующиезадачи:
- Способствовать формированию у
младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России.
- Создавать условия для
формирования российской гражданской идентичности младшего
школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-
религиозной традиции;
- Содержательно раскрыть понятие
российской культурно-религиозной традиции в пределах
отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших
подростков;
- Создавать условия для
воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина
России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального
народа России;
- Способствовать развитию способностей
у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия.
Ключевые
идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции
многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и
объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор
духовно-нравственной консолидации российского общества, его
сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор,
обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность
в центре государственной образовательной политики, обеспечение
образовательных прав и возможности реализации обязанностей
человека;
- Открытое
образование как ценностно-технологический контекст построения
образовательного процесса;
- Новая
«образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный
подход, проектные технологии, развитие исследовательской
культуры и самостоятельности и т.д.);
РАЗДЕЛ
II.ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Россия
– наша Родина
Знакомство с историей
возникновения и особенностями религиозных культур
2. Культура
и религия
2.1.-2.14. Культура и религия.
Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий
мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия
и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение
и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества
и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Творческие
работы учащихся
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ
ВИДОВ РАБОТ
Самостоятельные творческие работы:
1.
По теме «Россия – наша Родина».
2.
По теме «Культура и религии»
3.
По теме «Человек в религиозных традициях мира»
4.
По теме «Искусство в религиозной культуре»
Самостоятельные работы:
1. По
теме «добро и зло»
2. По
теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»
Групповая работа:
1. По
теме «Священные сооружения»
Работа в парах:
1. По
теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
1. По
теме «Как я понимаю православие»
2. По
теме «Как я понимаю ислам»
3. По
теме «Памятники религиозной культуры в г.Чебоксары»
4. По
теме «Мое отношение к миру»
5. По
теме «Мое отношение к людям»
6. По
теме «Мое отношение к России»
7. По
теме «Моя малая Родина»
8. По
теме «Герои России»
9. По
теме «Мой друг»
10. По
теме «Подари людям счастье»
11. По
теме «Как я понимаю счастье»
12. По
теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
1. По
теме «Притча о блудном сыне»
2. По
теме «Притча о милосердном самарянине»
3. По
теме «Притча о талантах»
4. По
теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
5. По
теме «Мудрость царя Соломона»
РАЗДЕЛ III.ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания
«Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности,
морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных
представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы
традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования
преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных
и духовных ценностей.
Обучение детей по
программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого
и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как
регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
§ овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
§ формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
§ адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
§ умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
§ овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
§ овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
§ готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
§ определение
общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
- формирование первоначальных
представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности
России;
- осознание ценности нравственности
духовности в человеческой жизни.
РАЗДЕЛ IV.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При
осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Тесты
Сообщения
Презентации
Особенности организации
контроля по «Основам мировых религиозных культур и светской этики»
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется
индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы,
которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также
самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями,
лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в
котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов
по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные
ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности
усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких
вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и
умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать,
найти причину явлений и т.п.Индивидуальный устный опрос также имеет свои
специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального
опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта
или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства.
При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение
наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего
отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание
ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать
мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные
знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки
уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения,
связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные
работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что
связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки,
выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.Специфической
формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного
опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта
форма контроля используется в основном на уроках, формирующих
естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ –
определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
РАЗДЕЛ
V. Тематическое
планирование
№
п/п
|
Тема
урока
|
Методика,
виды
работ
|
Методы
и формы контроля, рефлексии
|
Домашнее
задание,
Привлечение
родителей
|
Дата
по
плану
|
Дата
фактич.
|
Примечание
|
1.
|
Россия – наша родина
|
Беседа, работа с текстом
и иллюстрациями
|
Творческая
работа «Составление
предложений
со словами Россия, Отечество,
патриот, президент,
духовные ценности»
|
Рассказать
членам семьи
об известных
людях.
Придумать
вопросы для интервью с известным человеком
|
|
|
|
2.
|
Культура и
религия.
|
Урок изучения нового
материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и
иллюстрациями
|
Творческая
работа «Составление
предложений со словами культура,
религия»
|
Фотографии и
изображения священных книг разных религий
|
|
|
|
3.
|
Культура и
религия.
|
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками
информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
Творческая
работа «Составление
предложений
со словами культура, религия,
христианство,
православие»
|
Прочитать
статью из пособия, ответить на
вопросы
|
|
|
|
4.
|
Возникновение
религий.
Древнейшие
верования
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Прочитать
статью из
пособия, составить план
|
|
|
|
5.
|
Возникновение
религий.
Религии
мира и их
основатели.
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Прочитать
статью из
пособия, ответить на
вопросы
|
|
|
|
6.
|
Священные
Книги
религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака
|
Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Прочитать
статью из
пособия, ответить на
вопросы
|
|
|
|
7.
|
Священные
книга мира:
Тора,
Библия,
Коран
|
Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
|
|
|
|
8.
|
Хранители
предания в
религиях
мир
|
Установление взаимосвязи
между религиозной культурой и поведением людей
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Рассказать
членам семьи
и друзьям о
мировых
религиях.
|
|
|
|
9.
|
Добро и зло. Возникновение
зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с источниками информации
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном
сопровождении к уроку
|
Подготовить
рассказ с
примерами из
истории
представлений человека о
добре и зле.
|
|
|
|
10.
|
Добро и зло.
Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
|
Подготовка рассказа на
тему
|
Самостоятельная
работа
|
Подготовиться
к
сочинению
«Что такое
добро и зло»
|
|
|
|
11
|
Человек в
религиозных
традициях
мира
|
Комментированное чтение,
работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником
информации
|
Творческая
работа «Продолжить
предложение «Молитва –
это…».
Заполнение таблицы
|
Подготовить
рассказ на
тему «Что
говорит о
человеке … культура »
|
|
|
|
12.
|
Священные
сооружения.
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с
источником информации
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку.
Заполнение таблицы
|
Написать, какие
священные
сооружения
ты встречал в
своём
городе.
|
|
|
|
13.
|
Священные
сооружения
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с
источником информации
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку. Заполнение таблицы
|
Написать,
какие
священные
сооружения
ты встречал в
своём
городе
|
|
|
|
14.
|
Искусство в
религиозной
культуре
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Составить
план ответа
на тему
«Искусство в
религиозной
культуре
…»
|
|
|
|
15.
|
Искусство в
религиозной
культуре
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Подготовить
рассказ
«Мои
впечатления от
…»
|
|
|
|
16.
|
Творческие
работы
учащихся
|
Обсуждение, выбор и
подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания
|
Самостоятельная
работа учащихся по
составлению
плана будущей творческой
работы.
|
Подготовка творческих
работ по выбору уч-ся
|
|
|
|
17.
|
Презентация
творческих
работ
|
Защита творческих работ
|
Презентации творческих
работ
|
|
|
|
|
18.
|
История
религии
России
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
|
|
|
|
19.
|
Религии
России
|
Подготовить устный
рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий
|
|
|
|
20.
|
Религиозные
ритуалы.
Обычаи о
обряды.
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Подготовить сообщение об
обрядах
|
|
|
|
21.
|
Вопросы с.57
|
|
|
|
22.
|
Паломничества
и святыни
|
Беседа, комментированное
чтение, работа с иллюстративным материалом.
|
|
Вопросы с.61
|
|
|
|
23.
|
Праздники и
календари
|
Самостоятельная работа с
источниками информации
|
Самостоятельная
работа
|
Сообщение о традиционных
религиозных праздниках по группам
|
|
|
|
24.
|
Праздники и
календари
|
Групповая
исследовательская работа
|
Исследование
|
|
|
|
25.
|
Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в религиях
мира
|
Комментированное чтение,
работа с иллюстративным материалом,
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку
|
Эссе
|
|
|
|
26.
|
Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в религиях мира
|
Групповая работа с
источниками информации
|
Коллективная
рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении
к уроку.
|
|
|
|
27.
|
Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь
|
Беседа.
|
|
Эссе
|
|
|
|
28.
|
Семья
|
Беседа, комментированное
чтение
|
Мини - сочинение
|
Мини - сочинение
|
|
|
|
29.
|
Долг, свобода,
ответственность, труд
|
Беседа, комментированное
чтение
|
|
Сочинение
|
|
|
|
30.
|
Любовь и
уважение к
Отечеству.
|
Беседа
|
Самостоятельная
работа «Составить
предложения
со словами Отечество, любовь
к Родине, уважение,
Отечество, патриотизм,
народ.
|
Подготовить
сообщение
об одной из конфессий.
|
|
|
|
31.
|
Подготовка
творческих
проектов.
|
Обсуждение, выбор и
подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания
|
Самостоятельная
работа учащихся по
составлению
плана будущей творческой
работы.
|
Подготовка творческих
работ по выбору уч-ся
|
|
|
|
32.
|
|
|
|
33.
|
Презентации
творческих
проектов
|
Защита творческих работ
|
Презентации творческих
работ
|
|
|
|
34.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (
CD-
ROM
)
Оборудование:
- Учебные столы.
- Проектор.
- Компьютер.
- Экран.
Дидактические материалы:
- схемы;
- дидактические игры;
- карточки заданий;
Интернет-ресурсы
Российское образование: федеральный
портал- http://www.edu.ru/index.php.
Наука и образование:
образовательный портал- http://edu.rin.ru.
Школы в Интернете.-http://schools.techno.ru
Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование» – http://www.edu.ru
Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. -http://www.ict.edu.ru
Региональная коллекция ЦОР -http://ims.ocpi.ru
Хранилище методических материалов – http://method.samara.rcde.ru
Московского
центра Федерации Интернет-образования – www.center.fio.ru
«Начальная
школа» Издательского дома «Первое сентября» - http://nsc.1september.ru
«Открытый мир»- http://www.openworld.ru
«Школа
2000...»- http://www.sch2000.ru/pages/news.html
«Школа 2100» -http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
Федеральный научно-методический центр им. Л.В.
Занкова-http://www.zankov.ru.
Международной
ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). -
http://maro.newmail.ru
Детский литературно-художественный
журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru.
Мир энциклопедий
-http://www.encyclopedia.ru
Рубрикон - Река информации.-http://www.rubricon.com/
Энциклопедический
справочник- http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
Словари, энциклопедии,
справочники.-http://www.nlr.ru/res/inv/ic/sprav.htm
Термины и определения.- http://www.terms.ru/index.htm
Научная электронная библиотека РФФИ.
-http://www.elibrary.ru
Открытая русская электронная
библиотека “OREL”- http://orel.rsl.ru
Библиотека Максима Машкова. -http://www.lib.ru
Bookz.ru: электронная библиотека-. http://bookz.ru
РАЗДЕЛ
VII.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учащихся:
1. Беглов
А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики.
4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-
М.: Просвещение, 2010.
для учителя:
1. Беглов
А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики.
4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-
М.: Просвещение, 2010.
2. Беглов
А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –
Чебоксары, 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.