Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» модуль «Основы светской этики» составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.,
2009), программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (А.Я. Данилюк, Москва, Просвещение, 2010), программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования, методических рекомендациях по введению комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные
учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа (19 мая 2011
г. № 801-15-01/2011).
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс
общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» является:
-
Конституция
РФ (ст. 13,14);
-
Закон
о свободе вероисповедания (1990г.);
- Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
-
Закон «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ;
-
Поручение Президента Российской Федерации от 2
августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
-
Распоряжение Председателя Правительства Российской
Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
-
Концепция национальной образовательной политики
Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России
от 3 августа 2006 г. № 201);
-
Приказ Минобрнауки России от
1.07.2003г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными
образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать
детей религии вне рамок образовательных программ».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебных
пособий:
- Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5
классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.
-
Ушакова Н.Н. «Основы светской этики». Рабочая тетрадь для
учащихся 4-х классов - Институт развития образования и
социальных технологий. – Курган, 2011. – 24 с.
-
Ушакова Н.Н. «Основы светской этики». Рабочая тетрадь для
учащихся 5-х классов - Институт развития образования и
социальных технологий. – Курган, 2011. – 29 с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса
обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования
МБОУ «Гимназия №1».
Место учебного предмета в учебном плане
Модуль «Основы светской этики» является частью учебного комплексного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» и согласуются по
педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного
содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный
процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных,
ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами
начальной и основной школы.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и
светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний,
понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В процессе преподавания учебного курса предполагается:
-
проблемное изложение материала;
-
проблемный диалог;
-
беседа (этическая, эвристическая);
-
уроки-дискуссии с аргументированным отстаиванием
собственной позиции;
-
уроки-игры (соревнование, путешествие, конкурс);
-
организация исследовательской деятельности
учащихся: подготовка сообщений, творческих проектов, компьютерных презентаций
по изученным темам.
Для отслеживания усвоения материала курса определена безотметочная
система, используются оценки «усвоил – не усвоил»: уровень соответствия каждому
критерию выражается в баллах, для унифицирования статистических отчетов учитель
переводит баллы в проценты:
«усвоил» - 50% - 100%;
«не усвоил» - менее 50%.
Формы текущего контроля – устный опрос, тестирование, учебное проектирование.
Критерии оценки:
-
знание терминологии;
-
точность информации;
-
умение выделять главную мысль в изучаемом
материале;
-
умение составлять план к тексту в учебнике, план
собственного выступления.
Формы итогового контроля: творческая работа, творческий проект
(индивидуальный или коллективный). Результаты подготовки и защиты творческих
продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников.
Критерии
оценки проектных работ:
- значимость
решаемой задачи (теоретическая, практическая, познавательная);
- обоснованность
методов, используемых для решения задачи;
- уровень
проработанности задачи;
- творческая
самостоятельность автора проекта;
- соблюдение
требований к избранному жанру проекта;
- качество
оформления результатов проекта.
Критерии
оценки презентации проекта:
- качество
выступления (композиция, полнота представления работы, речевая культура);
- уровень
компетентности, глубина и широта владения темой;
- продуманное
представление демонстрационного материала;
- соблюдение
регламента (до 10 минут).
Программа
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Результаты изучения
модуля «Основы светской этики»
Освоение обучающимися учебного
содержания модуля «Основы светской этики» должно обеспечить следующие результаты:
Личностные результаты
- формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие
этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание
доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие
начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
- формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы
в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей
цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты
- знание, понимание
и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с
основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
- формирование
первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
- осознание
ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества (1 час)
Россия – наша
Родина (1 час) Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение.
Понятия «Отечество», «Родина».
Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов)
Что такое
светская этика (1 час) История происхождения терминов
«этика», «светская этика», содержание, предназначение. Этика религиозная и светская.
Соотношение понятий «этика» и «мораль».
Культура и
мораль (1 час) Значение слова культура. Культура
материальная и духовная. Виды духовной культуры (политическая, правовая,
художественная и т.д.). Мораль как вид духовной культуры. Происхождение морали.
Особенности
морали (1 час) Мораль как система норм и ценностей,
регулирующих поведение. «Неписанные» правила морали.
Добро и зло (2
часа) Добро и зло как главные моральные понятия.
Содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления.
Правилами поведения, установленные людьми на основе представлений о добре и
зле. Изменение представлений о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и
порок (2 часа) Содержательное значение понятий
«добродетель» и «порок». Добродетель и порок как две противоположные
характеристики личности. Человек добродетельный и человек порочный.
Классификация добродетелей, предложенная древнегреческим философом Аристотелем.
Свобода и
моральный выбор человека (1 час) Свобода как этическая
категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ситуация морального выбора.
Понятие «морального конфликта».
Свобода и
ответственность (1 час) Ответственность как черта
личности и ее действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный
свободный выбор. Условия ответственного поведения: свободный выбор поступка,
его преднамеренность, отчет о последствиях совершаемых действий.
Моральный долг
(1 час) Что такое моральный долг. Особенности
морального долга. Моральные обязанности: уважение других людей и их прав,
бескорыстная помощь людям, благодарность и т.д.
Справедливость
(1 час) Понятие справедливости в светской этике.
Различные представления о соправедливости в истории этических учений. Признаки
определения справедливости. Моральные правила, регулирующие справедливое отношение
к другим людям.
Альтруизм и
эгоизм (1час) Этимология слов эгоизм и альтруизм, их
этическое содержание. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции.
Разумный эгоизм.
Дружба (1 час) Отношения, существующие между людьми: родственные, служебные, деловые.
Соседские, приятельские. Место дружбы в ряду этих отношений. Специфика
дружеских отношений.
Что значит быть
моральным (1 час) Различные представления о
моральности в истории этических учений, в различных религиозных культурах,
осмысление моральности в произведениях народного творчества и искусства.
Подведение
итогов (2 часа) Представление творческих работ
обучающихся, их обсуждение.
Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12
часов)
Род и семья –
исток нравственных отношений (1 час) Усвоение значения
понятий «род», «семья». Фамилия как символ рода. История некоторых фамилий.
Понятие родословной. Задачи рода и семьи, семейные роли.
Нравственный
поступок (1 час) Понятие поступка в этике.
Нравственный поступок, его собые признаки: мотив, цель, средства достижения,
действие, результат.
Золотое правило
нравственности (1 час) История формирования «золотого
правила нравственности», его наиболее известные формулировки. Золотое правило
как основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара.
Стыд, вина,
извинение (1час) Стыд как нравственное состояние и
форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и
вина как факторы, формирующие совесть. Извинение как избавление от чувства
вины. Прощение.
Честь и
достоинство (1час) Содержание понятий «честь» и
«достоинство» в светской этике. Честь и достоинство как моральные качества
личности, достойные уважения.
Совесть (1час) Понятие совести в светской этике. Различные представления о совести в
истории этических учений. Соотношение понятий «совесть» и «стыд». Осмысление
данных нравственных категорий в произведениях народного творчества и искусства.
Нравственные
идеалы (2 часа) Понятие идеала в этике и истории
этических учений.
Светское и
религиозное понимание идеала. Воплощение нравственных идеалов в произведениях
мирового искусства.
Образцы
нравственности в культуре Отечества (1 час) Нормы и
образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин,
коллективист.
Этике (1 час) Этимология слова «этикет». Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю
форму поведения. Различные области этикета: речевой, этикет одежды, телефонного
разговора, застольный этикет и т.д.
Семейные
праздники (1 час) Происхождение праздников, их
назначение. Классификация праздников: народные, религиозные, государственные,
профессиональные, семейные. Подарок как древнейшая традиция. Правила подношения
подарков.
Жизнь человека –
важнейшая нравственная ценность (1 час) Понятие
иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и
уважение к Отечеству (1 час) Понятие любви в светской
этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь,
любовь к ближнему.
Подготовка
творческих проектов (1 час) Самостоятельная работа
учащихся по выполнению творческих проектов.
Выступление
обучающихся со своими творческими работами (1 часа)
Презентация
творческих проектов (2 часа)
Учебно-тематический план
№ урока
|
План
|
Кол-во
часов
|
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества
|
1
|
1
|
Россия – наша Родина.
|
1
|
|
Блок 2. Основы светской этики. Часть 1
|
16
|
2
|
Что такое светская этика.
|
1
|
3
|
Культура и мораль.
|
1
|
4
|
Особенности морали.
|
1
|
5-6
|
Добро и зло.
|
2
|
7-8
|
Добродетель и порок.
|
2
|
9
|
Свобода и моральный выбор человека.
|
1
|
10
|
Свобода и ответственность.
|
1
|
11
|
Моральный долг.
|
1
|
12
|
Справедливость.
|
1
|
13
|
Альтруизм и эгоизм.
|
1
|
14
|
Дружба.
|
1
|
15
|
Что значит быть моральным.
|
1
|
16-17
|
Подведение итогов
|
2
|
|
Блок
3. Основы светской этики.
|
12
|
18
|
Род и семья – исток нравственных отношений.
|
1
|
19
|
Нравственный поступок.
|
1
|
20
|
Золотое правило нравственности.
|
1
|
21
|
Стыд, вина, извинение.
|
1
|
22
|
Честь и достоинство.
|
1
|
23
|
Совесть.
|
1
|
24-25
|
Нравственные идеалы.
|
2
|
26
|
Образцы нравственности в культуре Отечества.
|
1
|
27
|
Этикет.
|
1
|
28
|
Семейные праздники.
|
1
|
29
|
Жизнь человека – высшая нравственная
ценность.
|
1
|
|
Блок
4. Духовные традиции многонационального народа России
|
5
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1
|
31-32
|
Подготовка творческих проектов.
|
1
|
33
|
Выступление обучающихся со своими
творческими работами.
|
1
|
34
|
Презентация творческих проектов.
|
2
|
|
Итого:
|
34
|
Литература
1.
Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики 4 - 5 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений. - М.: «Просвещение, 2011. – 63с.
2.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших
школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией А.Я.Данилюка
М., «Просвещение» 2011.
3.
Рабочая тетрадь «Основы
светской этики» для учащихся 4-х классов / авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Главное управление образования Курганской
области, Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011.
– 38с.
Дополнительная литература
1.
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.
2.
Основы религиозных культур и православной этики.
Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. г.
Чебоксары «Новое время», 2010.
3.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и
православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва
«Просвещение», 2010.
4.
А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных
культур 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва
«Просвещение», 2010.
5.
Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5
классы». Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение»,
2010.
6.
М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5
классы». Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.
7.
В.Л.Чимтдоржиев «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5 классы». Учебник для
общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.
8.
Основы религиозных культур и светской этики.
Учебные проекты слушателей повышения квалификации в 2-х частях. Модули «Основы
светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы православной культуры», «Оновы мировых религиозных культур» /
составители Н.И.Баитова, Н.Н.Могутова, Н.Ю.Ельченко,; Министерство образования
и науки РФ, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования РФ, Институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования Курганской области. Курган, 2010
9.
Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и
физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского
врача. - М.: 2001. - 475 С.
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. -
127 С.
11. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. -
96 С.
12. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.:
2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в
семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.
13. Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. -
Самара: 2001. - 51 С.
14. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки
духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях.
- М.: 1998. - 279 С.
15. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к
программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997
г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание
школьников". Вып. 7)
16. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании
детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.
17. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I.
Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала
"воспитание школьников". Вып. 8)
18. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II.
Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала
"воспитание школьников". Вып. 8)
19. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., 1988.
20. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М., 1995.
21. Кучеров В.Н. Правила хорошего тона. М., 1992.
22. Лихачева Л.С. Школа этикета. Екатеринбург, 1997.
23. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
24. Энциклопедия этикета в 2-х томах. М., 1997.
25. Ягодинский В.Н. Чести напоминание. Этика №2, 1992. // ж. Знание.
26. Ягодинский В.Н. Чести напоминание. Этика № 2, 1992. // ж. Знание.
27. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1998.
28. Стошкус К. Этикет в развитии общества. М., 1990.
29. Волченко Н.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1990.
30. Курбатов В.Н. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.apkpro.ru/component/
option,com_frontpage/Itemid - сайт
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования:
2.
http://fcior.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
3.
http://school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.
www.gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека
5.
http ://www.patriarchia.ru/ - Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат)
6.
http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного
образования и катехизации РПЦ;
7.
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
8.
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
9.
http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин
России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера:
10. http://www.oprf.ru - сайт
Общественной палаты
11. http://www.ombudsman.gov.ru
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
12. http: // www.etiket.ru/tests/tests6.html
В субъектах Российской Федерации:
1.
Вологодская область (www.openclass.ru/vologda)
2.
Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad)
3.
Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka)
4.
Пензенская область (www.openclass.ru/penza)
5.
Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov)
6.
Томская область (www.openclass.ru/tomsk)
7.
Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.