Главная / Начальные классы / Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М., 2009), программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я. Данилюк, Москва, Просвещение, 2010), программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, методических рекомендациях по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа (19 мая 2011 г. № 801-15-01/2011).

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

  • Конституция РФ (ст. 13,14);

  • Закон о свободе вероисповедания (1990г.);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ;

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);

  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);

  • Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201);

  • Приказ Минобрнауки России от 1.07.2003г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и учебных пособий:

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

- Ушакова Н.Н. «Основы светской этики». Рабочая тетрадь для учащихся 4-х классов - Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. – 24 с.

- Ушакова Н.Н. «Основы светской этики». Рабочая тетрадь для учащихся 5-х классов - Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. – 29 с.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №1».

Место учебного предмета в учебном плане

Модуль «Основы светской этики» является частью учебного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и согласуются по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В процессе преподавания учебного курса предполагается:

  • проблемное изложение материала;

  • проблемный диалог;

  • беседа (этическая, эвристическая);

  • уроки-дискуссии с аргументированным отстаиванием собственной позиции;

  • уроки-игры (соревнование, путешествие, конкурс);

  • организация исследовательской деятельности учащихся: подготовка сообщений, творческих проектов, компьютерных презентаций по изученным темам.

Для отслеживания усвоения материала курса определена безотметочная система, используются оценки «усвоил – не усвоил»: уровень соответствия каждому критерию выражается в баллах, для унифицирования статистических отчетов учитель переводит баллы в проценты:

«усвоил» - 50% - 100%;

«не усвоил» - менее 50%.

Формы текущего контроля – устный опрос, тестирование, учебное проектирование.

Критерии оценки:

  • знание терминологии;

  • точность информации;

  • умение выделять главную мысль в изучаемом материале;

  • умение составлять план к тексту в учебнике, план собственного выступления.

Формы итогового контроля: творческая работа, творческий проект (индивидуальный или коллективный). Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников.

Критерии оценки проектных работ:

- значимость решаемой задачи (теоретическая, практическая, познавательная);

- обоснованность методов, используемых для решения задачи;

- уровень проработанности задачи;

- творческая самостоятельность автора проекта;

- соблюдение требований к избранному жанру проекта;

- качество оформления результатов проекта.

Критерии оценки презентации проекта:

- качество выступления (композиция, полнота представления работы, речевая культура);

- уровень компетентности, глубина и широта владения темой;

- продуманное представление демонстрационного материала;

- соблюдение регламента (до 10 минут).

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Результаты изучения модуля «Основы светской этики»

Освоение обучающимися учебного содержания модуля «Основы светской этики» должно обеспечить следующие результаты:

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

- формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Россия – наша Родина (1 час) Основы духовно-нравственной культуры народов России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение. Понятия «Отечество», «Родина».

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов)

Что такое светская этика (1 час) История происхождения терминов «этика», «светская этика», содержание, предназначение. Этика религиозная и светская. Соотношение понятий «этика» и «мораль».

Культура и мораль (1 час) Значение слова культура. Культура материальная и духовная. Виды духовной культуры (политическая, правовая, художественная и т.д.). Мораль как вид духовной культуры. Происхождение морали.

Особенности морали (1 час) Мораль как система норм и ценностей, регулирующих поведение. «Неписанные» правила морали.

Добро и зло (2 часа) Добро и зло как главные моральные понятия. Содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления. Правилами поведения, установленные людьми на основе представлений о добре и зле. Изменение представлений о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок (2 часа) Содержательное значение понятий «добродетель» и «порок». Добродетель и порок как две противоположные характеристики личности. Человек добродетельный и человек порочный. Классификация добродетелей, предложенная древнегреческим философом Аристотелем.

Свобода и моральный выбор человека (1 час) Свобода как этическая категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ситуация морального выбора. Понятие «морального конфликта».

Свобода и ответственность (1 час) Ответственность как черта личности и ее действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. Условия ответственного поведения: свободный выбор поступка, его преднамеренность, отчет о последствиях совершаемых действий.

Моральный долг (1 час) Что такое моральный долг. Особенности морального долга. Моральные обязанности: уважение других людей и их прав, бескорыстная помощь людям, благодарность и т.д.

Справедливость (1 час) Понятие справедливости в светской этике. Различные представления о соправедливости в истории этических учений. Признаки определения справедливости. Моральные правила, регулирующие справедливое отношение к другим людям.

Альтруизм и эгоизм (1час) Этимология слов эгоизм и альтруизм, их этическое содержание. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции. Разумный эгоизм.

Дружба (1 час) Отношения, существующие между людьми: родственные, служебные, деловые. Соседские, приятельские. Место дружбы в ряду этих отношений. Специфика дружеских отношений.

Что значит быть моральным (1 час) Различные представления о моральности в истории этических учений, в различных религиозных культурах, осмысление моральности в произведениях народного творчества и искусства.

Подведение итогов (2 часа) Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение.

Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12 часов)

Род и семья – исток нравственных отношений (1 час) Усвоение значения понятий «род», «семья». Фамилия как символ рода. История некоторых фамилий. Понятие родословной. Задачи рода и семьи, семейные роли.

Нравственный поступок (1 час) Понятие поступка в этике. Нравственный поступок, его собые признаки: мотив, цель, средства достижения, действие, результат.

Золотое правило нравственности (1 час) История формирования «золотого правила нравственности», его наиболее известные формулировки. Золотое правило как основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара.

Стыд, вина, извинение (1час) Стыд как нравственное состояние и форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и вина как факторы, формирующие совесть. Извинение как избавление от чувства вины. Прощение.

Честь и достоинство (1час) Содержание понятий «честь» и «достоинство» в светской этике. Честь и достоинство как моральные качества личности, достойные уважения.

Совесть (1час) Понятие совести в светской этике. Различные представления о совести в истории этических учений. Соотношение понятий «совесть» и «стыд». Осмысление данных нравственных категорий в произведениях народного творчества и искусства.

Нравственные идеалы (2 часа) Понятие идеала в этике и истории этических учений.

Светское и религиозное понимание идеала. Воплощение нравственных идеалов в произведениях мирового искусства.

Образцы нравственности в культуре Отечества (1 час) Нормы и образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин, коллективист.

Этике (1 час) Этимология слова «этикет». Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю форму поведения. Различные области этикета: речевой, этикет одежды, телефонного разговора, застольный этикет и т.д.

Семейные праздники (1 час) Происхождение праздников, их назначение. Классификация праздников: народные, религиозные, государственные, профессиональные, семейные. Подарок как древнейшая традиция. Правила подношения подарков.

Жизнь человека – важнейшая нравственная ценность (1 час) Понятие иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Любовь и уважение к Отечеству (1 час) Понятие любви в светской этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь, любовь к ближнему.

Подготовка творческих проектов (1 час) Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих проектов.

Выступление обучающихся со своими творческими работами (1 часа)

Презентация творческих проектов (2 часа)

Учебно-тематический план

урока

План

Кол-во

часов


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

Россия – наша Родина.

1


Блок 2. Основы светской этики. Часть 1

16

2

Что такое светская этика.

1

3

Культура и мораль.

1

4

Особенности морали.

1

5-6

Добро и зло.

2

7-8

Добродетель и порок.

2

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

10

Свобода и ответственность.

1

11

Моральный долг.

1

12

Справедливость.

1

13

Альтруизм и эгоизм.

1

14

Дружба.

1

15

Что значит быть моральным.

1

16-17

Подведение итогов

2


Блок 3. Основы светской этики.

12

18

Род и семья – исток нравственных отношений.

1

19

Нравственный поступок.

1

20

Золотое правило нравственности.

1

21

Стыд, вина, извинение.

1

22

Честь и достоинство.

1

23

Совесть.

1

24-25

Нравственные идеалы.

2

26

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

27

Этикет.

1

28

Семейные праздники.

1

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1


Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

5

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31-32

Подготовка творческих проектов.

1

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

1

34

Презентация творческих проектов.

2


Итого:

34

Литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 - 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение, 2011. – 63с.

  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2-х частях под редакцией А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011.

  3. Рабочая тетрадь «Основы светской этики» для учащихся 4-х классов / авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Главное управление образования Курганской области, Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. – 38с.

Дополнительная литература

  1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.

  2. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. г. Чебоксары «Новое время», 2010.

  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

  4. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

  5. Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

  6. М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

  7. В.Л.Чимтдоржиев «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.

  8. Основы религиозных культур и светской этики. Учебные проекты слушателей повышения квалификации в 2-х частях. Модули «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Оновы мировых религиозных культур» / составители Н.И.Баитова, Н.Н.Могутова, Н.Ю.Ельченко,; Министерство образования и науки РФ, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2010

  9. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.

  10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127 С.

  11. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.

  12. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.

  13. Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 С.

  14. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998. - 279 С.

  15. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 7)

  16. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.

  17. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)

  18. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)

  19. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М., 1988.

  20. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М., 1995.

  21. Кучеров В.Н. Правила хорошего тона. М., 1992.

  22. Лихачева Л.С. Школа этикета. Екатеринбург, 1997.

  23. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

  24. Энциклопедия этикета в 2-х томах. М., 1997.

  25. Ягодинский В.Н. Чести напоминание. Этика №2, 1992. // ж. Знание.

  26. Ягодинский В.Н. Чести напоминание. Этика № 2, 1992. // ж. Знание.

  27. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1998.

  28. Стошкус К. Этикет в развитии общества. М., 1990.

  29. Волченко Н.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1990.

  30. Курбатов В.Н. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.apkpro.ru/component/ option,com_frontpage/Itemid - сайт Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

  2. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  3. http://school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  4. www.gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека

  5. http ://www.patriarchia.ru/ - Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

  6. http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

  7. http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

  8. http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

  9. http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.


Основные ресурсы сети общественного и правового характера:

  1. http://www.oprf.ru - сайт Общественной палаты

  2. http://www.ombudsman.gov.ru - сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

  3. http: // www.etiket.ru/tests/tests6.html


В субъектах Российской Федерации:

  1. Вологодская область (www.openclass.ru/vologda)

  2. Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad)

  3. Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka)

  4. Пензенская область (www.openclass.ru/penza)

  5. Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov)

  6. Томская область (www.openclass.ru/tomsk)

  7. Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia)

Приложение

Примерные темы творческих работ и проектов.

  1. «Мое отношение к миру»

  2. «Мое отношение к людям»

  3. «Мое отношение к России»

  4. «С чего начинается Родина»

  5. «Герои России»

  6. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»

  7. «Мой дедушка – защитник Родины»

  8. «Мой друг»,

  9. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

  10. «Россия – родина моя»

  11. «Всюду добрые люди вокруг»

  12. «Я хочу рассказать об одном добром человеке»

  13. «Добро и зло в русских народных сказках»

  14. «Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш.Перро» (по выбору)

  15. «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

  16. «Вот что значит настоящий, верный друг»

  17. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Антуан де Сент – Экзюпири)»

  18. Книжка-комикс «Характер человека, с которым я хотел бы общаться»

  19. Сценарий инсценировки-миниатюры «Страшная сказка, или один день без «золотого правила нравственности».

  20. Рассказ «Случай из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость или милосердие».

  21. Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности».

  22. Диалог «Спор верующего и атеиста, заканчивающийся примирением».

  23. Неразлучная пара: правило этики и норма этикета.

  24. Мини-спектакль: правила этикета вчера, сегодня, завтра.

  25. Свод правил на каждый день.


Технологическая карта контроля


Тема контроля

Дата

1

Самостоятельная работа №1 (тестовые задания)

Iч.- 6 урок

2

Самостоятельная работа №2 (тестовые задания)

Iч.- 9 урок

3

Самостоятельная работа №3 (тестовые задания)

IIч.-3 урок

4

Подведение итогов. Защита творческих работ

IIч.-7 урок

5

Подведение итогов. Защита проектов

IIIч.-1урок

6

Самостоятельная работа №3

IIIч.-5 урок

7

Самостоятельная работа №4

IIIч.-9 урок

8

Самостоятельная работа №5

IV ч.- 3 урок

9

Подведение итогов. Защита проектов

IV ч.- 6 урок

10

Презентация творческих работ.

IV ч.- 7 урок

11

Презентация творческих проектов

IV ч-8 урок


Календарно-тематический план

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

I четверть (36 ч)


1

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение. Понятия «Отечество», «Родина».


Дата

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к результатам (предметным и метапредметным )

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение и электронно-образовательные ресурсы

По плану

По факту

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Вид

Форма

1.1



Россия – наша Родина.

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Духовный мир человека. Культурные традиции, их предназначение. Понятия «Отечество», «Родина».

организовывать свои действия; работать с информацией; общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом; высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые доказательства по теме

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

понятие культурные традиции




http://prezentacii.com/engine/download.php?id=936

http://ant-m.ucoz.ru/load/0-0-0-86-20

http://www.twirpx.com/signup/


2

Блок 2. Основы светской этики. Часть 1 (16 часов)

История происхождения терминов «этика», «светская этика», содержание, предназначение. Культура материальная и духовная. Виды духовной культуры (политическая, правовая, художественная и т.д.). Мораль как система норм и ценностей, регулирующих поведение. Добро и зло как главные моральные понятия. Содержательное значение понятий «добродетель» и «порок». Свобода как этическая категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ответственность как черта личности и ее действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. Что такое моральный долг. Особенности морального долга. Понятие справедливости в светской этике. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции Различные представления о моральности в истории этических учений, в различных религиозных культурах, осмысление моральности в произведениях народного творчества и искусства.

2.1



Что такое светская этика.

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа


История происхождения терминов «этика», «светская этика», содержание, предназначение. Этика религиозная и светская. Соотношение понятий «этика» и «мораль».

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

понятия культура, мораль, этика




2.2



Культура и мораль.

Комбинированный урок.

Урок – проблемный диалог.


Значение слова культура. Культура материальная и духовная. Виды духовной культуры (политическая, правовая, художественная и т.д.). Мораль как вид духовной культуры. Происхождение морали.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

знакомство с основными понятиями светской этики: культура; мораль, виды духовной культуры

понятия мораль, культура



http://mail.kylinary.ru/detail_15971.html


2.3



Особенности морали.

Комбинированный урок.

Урок-дискуссия.


Мораль как система норм и ценностей, регулирующих поведение. «Неписанные» правила морали.

использование речевых средств и средств информационных и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

формирование первоначальных представлений о светской этике и о специфике морали

понятия культура, моральные нормы, духовная культура, мораль

с/р

тест

http://www.rusedu.ru/detail_15972.html

http://www.openclass.ru/node/200089

2.4

2.5



Добро и зло.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок - этическая беседа.


Добро и зло как главные моральные понятия. Содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления. Правилами поведения, установленные людьми на основе представлений о добре и зле. Изменение представлений о добре и зле в ходе истории.

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

знакомство с основными понятиями светской этики: содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления.

понятия добро и зло как основные этические понятия, гуманность



http://pedsovet.su/load/183-1-0-17858


2.6

2.7



Добродетель и порок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок – путешествие.


Содержательное значение понятий «добродетель» и «порок». Добродетель и порок как две противоположные характеристики личности. Человек добродетельный и человек порочный. Классификация добродетелей, предложенная древнегреческим философом Аристотелем.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

знакомство с основными понятиями светской этики: содержательное значение понятий «добродетель» и «порок», классификация добродетелей

понятия добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства

с/р

тест

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=26679


2.8



Свобода и моральный выбор человека.

Комбинированный урок.

Проблемный диалог


Свобода как этическая категория. Взаимосвязь свободы с моральным выбором. Ситуация морального выбора. Понятие «морального конфликта».

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

понимание значения нравственности, свободы как этической категории, понятия «морального конфликта»; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

понятия свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт



http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/osnovy-svetskoi-etiki-urok-prezentatsiya-svoboda-i-moralnyi-vybor-c

II четверть – 7ч.

2.9



Свобода и ответственность.

Комбинированный урок.

Урок – дискуссия.


Ответственность как черта личности и ее действий, говорящих о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. Условия ответственного поведения: свободный выбор поступка, его преднамеренность, отчет о последствиях совершаемых действий.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

понимание значения ответственность как черты личности, знать условия ответственного поведения;

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

понятия ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности




2.10



Моральный долг.

Комбинированный урок.

Урок – эвристическая беседа.


Что такое моральный долг. Особенности морального долга. Моральные обязанности: уважение других людей и их прав, бескорыстная помощь людям, благодарность и т.д.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

понимание значения нравственности и морального долга.

понятия моральный долг, моральная обязанность



http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=26679


2.11



Справедливость.

Комбинированный урок.

Урок – путешествие


Понятие справедливости в светской этике. Различные представления о справедливости в истории этических учений. Признаки определения справедливости. Моральные правила, регулирующие справедливое отношение к другим людям.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

понимание значения понятие справедливости в светской этике. Различные представления о справедливости в истории этических учений

Понятия справедливость, моральные правила справедливого человека

с/р

тест

http://pedsovet.su/load/186-1-0-11507

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=26679


2.12



Альтруизм и эгоизм.

Комбинированный урок.

Урок – дискуссия.


Этимология слов эгоизм и альтруизм, их этическое содержание. Эгоизм и альтруизм как нравственные жизненные позиции. Разумный эгоизм.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

понимание значения слов эгоизм и альтруизм, их этическое содержание

Понятия эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм



http://elka2.ucoz.ru/load/osnovy_svetskoj_ehtiki/prezentacija_quot_altruizm_i_ehgoizm_quot/7-1-0-42

2.13



Дружба.

Комбинированный урок.

Урок представления и обсуждения творческих работ (эссе).


Отношения, существующие между людьми: родственные, служебные, деловые. Соседские, приятельские. Место дружбы в ряду этих отношений. Специфика дружеских отношений.

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

понимание специфики дружеских отношений

Понятия добродетельные отношения, дружба



http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-5200


2.14



Что значит быть моральным.

Комбинированный урок.

Лекция-рассказ с элементами беседы.


Различные представления о моральности в истории этических учений, в различных религиозных культурах, осмысление моральности в произведениях народного творчества и искусства.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построения рассуждений;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

понятия добро и зло; добродетель; свобода; моральный выбор; моральные нормы



http://tutaev-lab.narod.ru/p40aa1.html


2.15



Представление творческих работ

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – представления и обсуждения творческих работ.


Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе




III четверть – 10ч.

2.16



Представление творческих работ

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – представления и обсуждения творческих работ.



Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение.

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе





Блок 3. Основы светской этики. Часть 2. (12 часов)

Усвоение значения понятий «род», «семья». Понятие поступка в этике. Нравственный поступок, его особые признаки: мотив, цель, средства достижения, действие, результат. Золотое правило как основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара. Стыд как нравственное состояние и форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и вина как факторы, формирующие совесть. Содержание понятий «честь» и «достоинство» в светской этике. Понятие совести в светской этике. Различные представления о совести в истории этических учений

Понятие идеала в этике и истории этических учений. Нормы и образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин, коллективист. Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю форму поведения. Понятие иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность. Происхождение праздников, их назначение. Классификация праздников: народные, религиозные, государственные, профессиональные, семейные


3.1



Род и семья – исток нравственных отношений

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.



Усвоение значения понятий «род», «семья». Фамилия как символ рода. История некоторых фамилий. Понятие родословной. Задачи рода и семьи, семейные роли.


Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.

Начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. понятие род, семья, фамилия, родословная, семейные роли и обязанности



http://festival.1september.ru/articles/612426/



3.2



Нравственный поступок.

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.


Понятие поступка в этике. Нравственный поступок, его особые признаки: мотив, цель, средства достижения, действие, результат.

Уметь выстраивать логическую цепь: мотив-цель - средства-действия - результат; анализировать ситуации с точки зрения признаков нравственного поступка, приводить конкретные примеры. Уметь применять полученные знания в обыденной жизни.

Понимание значения нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести, нравственный поступок. понятия поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат



http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334


3.3



Золотое правило нравственности

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.



История формирования «золотого правила нравственности», его наиболее известные формулировки. Золотое правило как основа нравственности, являющаяся общим для всех людей земного шара.

Оценивать поступки главных героев литературных произведений с точки зрения золотого правила нравственности; принимать участие в ролевых играх, применять это правило в жизни.

Формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определённого поведения, на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

понятия «золотое понятие нравственности»



http://mail.kylinary.ru/detail_15971.html


3.4



Стыд, вина, извинение

Комбинированный урок

Урок-дискуссия.


Стыд как нравственное состояние и форма общественного воздействия на человека. Понимание вины в этике. Стыд и вина как факторы, формирующие совесть. Извинение как избавление от чувства вины. Прощение.

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки; использование речевых средств и средств информационных и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

Понимание значения ответственность как черты личности, знать условия ответственного поведения; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

понятия стыд, чувство вины, ложный стыд; знать причины переживания стыда, раскаяния; учиться приносить извинения; учиться прощать.

с/р

тест

http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334


3.5



Честь и достоинство

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.


Содержание понятий «честь» и «достоинство» в светской этике. Честь и достоинство как моральные качества личности, достойные уважения

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, свободе; осознание своих прав, своей моральной ценности; не умолять достоинство других и не терять собственного

Знакомство с основными понятиями светской этики: содержание понятий добра и зла, наиболее распространенные формы их проявления.

понятия честь, достоинство



http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,70476/Itemid,118/


3.6



Совесть.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок – этическая беседа.



Понятие совести в светской этике. Различные представления о совести в истории этических учений. Соотношение понятий «совесть» и «стыд». Осмысление данных нравственных категорий в произведениях народного творчества и искусства.

совесть как нравственное самосознание личнос­ти, способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам

знакомство с понятием «совесть» в светской этике

понятия совесть.



http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Сообщество_педагогов_по_курсу_%22Основы_религиозных_культур_и_светской_этики%22

3.7

3.8



Нравственные идеалы

Комбинированный урок.

Проблемный диалог


Понятие идеала в этике и истории этических учений. Светское и религиозное понимание идеала. Воплощение нравственных идеалов в произведениях мирового искусства.


развитие духовной, культурной и социальной преемственности по­колений; развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

представление о нравственном образе богатыря; знакомство с нормами светской этики

понятия правила честного поединка



http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Сообщество_педагогов_по_курсу_%22Основы_религиозных_культур_и_светской_этики%22

3.9



Образцы нравственности в культуре Отечества

Комбинированный урок.

Урок – этическая беседа.



Нормы и образцы нравственного поведения в культуре России: труженик, патриот, воин, коллективист.

Уметь анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

понимание значения культуры России как сокровищницы знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм-образцов нравственного поведения

понятия труженик, патриот, воин, коллективист; знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

с/р

тест

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=26679


http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/konspekt-uroka-orkse-po-teme-obraztsy-nravstvennosti-v-kulture-ross

IV четверть – 8 ч.

3.10



Этикет.

Комбинированный урок.

Урок – эвристическая беседа.


Этимология слова «этикет». Этикет как свод правил, регулирующих внешнюю форму поведения. Различные области этикета: речевой, этикет одежды, телефонного разговора, застольный этикет и т.д.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций

понимание что в основе всех правил этикета здравый смысл и уважение к другим людям.

понятие этикет



http://www.edu54.ru/node/93401

3.11



Семейные праздники.

Комбинированный урок.

Урок – путешествие


Происхождение праздников, их назначение. Классификация праздников: народные, религиозные, государственные, профессиональные, семейные. Подарок как древнейшая традиция. Правила подношения подарков.


Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

понимание значения понятия праздник; значения семейных традиций, праздников

Понятия праздник, подарок, праздничный ритуал.



http://lik10.ru/

3.12



Жизнь человека – важнейшая нравственная ценность.

Комбинированный урок.

Урок – дискуссия.


Понятие иерархии ценностей в светской этике. Жизнь как высшая ценность.


осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов­ной безопасности личности, умение им противодействовать

Иметь представление об иерархии ценностей в светской этике понятия ценности, жизнь человека, уникальность, неповторимость жизни.

с/р

тест

kch-sch6.narod.ru/page/bn/urok_orkise.doc



Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Понятие любви в светской этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь, любовь к ближнему.


4.1



Любовь и уважение к Отечеству.

Комбинированный урок.

Урок представления и обсуждения творческих работ (эссе).


Понятие любви в светской этике. Проявления любви. Объекты любви: любовь к Отечеству, материнская любовь, любовь к ближнему.


формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности

формирования понятий «религия», «Православие», «добродетели», «нравственные правила»

Понятия государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ



http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu-0

4.2

4.3



Подготовка творческих проектов.

Урок обобщения и систематизации знаний


Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих проектов

умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета





4.4



Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок – представления и обсуждения творческих работ.


Представление творческих работ обучающихся, их обсуждение.





4.5



Презентация творческих проектов

Урок обобщения и систематизации знаний




Представление творческих проектов обучающихся, их обсуждение.






Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (М., 2009), программы комплексного учебного курса «Основы  религиозных культур и светской этики» (А.Я. Данилюк, Москва, Просвещение, 2010), программы  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, методических рекомендациях по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа (19 мая 2011 г. № 801-15-01/2011).

Автор Гергель Елена Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 292
Номер материала 53180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓