Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа учебного курса «Литература» в 9 Б классе для обучения на дому

Рабочая программа учебного курса «Литература» в 9 Б классе для обучения на дому


Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 29.08.2014

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова


Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 34-Д от 30.08.2014






Рабочая программа

учебного курса «Литература» в 9 Б классе

для обучения на дому Тараскиной Ольги




Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С









2014 г.

Пояснительная записка

  1. Цель изучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных учеб­ных предметов в школе содействует формированию духовно бога­той, разносторонне развитой, гармоничной личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления челове­ка, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико- стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт зна­комства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писате­лями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фолькло­ре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обла­дающем несомненной национальной самобытностью. Зна­комство с произведениями словесного искусства народа на­шей страны расширяет представления учащихся о богат­стве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в лите­ратурном произведении при помощи слов, языковых зна­ков, осваивается нами не только в чувственном восприя­тии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебни­ком жизни».

Курс литературы в 9 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для 5-9 классов и ориентирована на учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной. В рабочей программе предусмотрено изучение теоретического материала в полном объеме за счет использования технологии блочно-модульного изучения, а также выполнения различных практических работ

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 68 часов.




  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.


  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознания своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки. Принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать, устанавливать аналогии. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы. Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе6 находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.















Тематическое планирование по дисциплине «Литература» 9 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

1

1




2

Древнерусская литература

1

1




3

Русская литература XVIII века

7

5

1


1

4

Русская литература XIX века

38

28

5

2

3

5

Русская литература XX века

17

14


2

1

6

Зарубежная литература

4

1



2


Итого

68

50

6

4

7

Содержание дисциплины (102 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • роль литературы в общественной и культурной жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

  • строить монологическое высказывание;

  • приводить примеры из художественной литературы.


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы.


Учащиеся должны знать:

  • специфику древнерусской литературы;

  • определение слова как жанра древнерусской литературы, его особенности;

  • древнерусский текст в современном переводе;

  • особенности характера героя древнерусской литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать данный период развития литературы;

  • определять жанр слова, выявлять его специфику;

  • находить художественные приемы, используемые в «Слове…»;

  • охарактеризовать героев «Слова…», используя текст;

  • определять основную мысль, пересказывать текст «Слова…»;

  • воспри­нимать и анализи­ровать поэтику «Слова…»;

  • различать жанры древнерусской литературы;

  • выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать героя древнерусской литературы;

  • выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).


Учащиеся должны знать:

  • основные черты классицизма как литературного направления; его представителей;

  • факты жизни и творчества М.В. Ломоносова, его роль в развитии литературы, теорию «3 штилей», теорию стихосложения;

  • определение оды, особенности жанра;

  • факты жизни и творчества Г.Р. Державина, его роль в развитии литературы;

  • новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти;

  • факты жизни и творчества А.Н. Радищева, его взгляды на крепостное право, на самодержавие;

  • особенности жанра путешествия, идею произведения;

  • черты сентиментализма как литературного направления; его представителей;

  • факты жизни и творчества Н.М. Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма;

  • тексты литературных произведений;

  • особенности характера героя русской литературы XVIII века;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы XVIII в.;

  • характеризовать героя русской литературы XVIII в.;

  • выявлять характерные для произведений русской лите­ратуры XVIII в. темы, образы и приемы изображения че­ловека;

  • соотносить содержание произведений русской литера­туры XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;

  • производить анализ стихотворений, определять художественные особенности;

  • сопоставлять исторические факты и литературные традиции;

  • анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств;

  • назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде;

  • воспринимать и анализировать поэтический текст;

  • формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию;

  • сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей;

  • строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем;

  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.


hello_html_m68bb8997.gifИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

hello_html_m6ebe7b42.gifПоэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о пи­сателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия).

hello_html_m5995ed39.gifhello_html_m3d52d3f4.gifФедор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла­гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Учащиеся должны знать:

  • общую характеристику русской литературы XIX века;

  • отличительные черты романтизма как литературного направления;

  • центральные темы русской литературы XIX века;

  • теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой;

  • факты жизни и творчества В.А. Жуковского, его роль в развитии литературы;

  • основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова;

  • особенности комедии как жанра;

  • теоретико-литературные понятия проблематика, идейное содержание, система образов, экспозиция, завязка, внутренний конфликт, развязка действия, открытый финал;

  • основные положения статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»; 

  • факты жизни и творчества А.С. Пушкина, его роль в развитии литературы;

  • основные черты реализма как литературного направления;

  • основы стихосложения;

  • философские и христианские мотивы в лирике А.С Пушкина;

  • адресатов пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений;

  • взгляды А.С. Пушкина на назначение поэта и поэзии;

  • признаки романтизма в поэме «Цыгане», сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности;

  • теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы;

  • определение понятия «лишний человек»;

  • какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в литературе;

  • идею произведения «Евгений Онегин», лирические отступления в романе, авторскую позицию;

  • оценку романа В.Г. Белинским;

  • проблематику трагедии «Моцарт и Сольери»;

  • основные факты жизни и творческого пути М.Ю. Лермонтова, его роль в развитии литературы;

  • основные изобразительно-выразительные средства;

  • основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова;

  • адресатов любовной лирики М.Ю. Лермонтова;

  • понятия роман, психологический роман;

  • тематику и проблематику романа «Герой нашего времени»;

  • оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским;

  • страницы жизни и творчества Н.В. Гоголя, его вклад в развитие литературы;

  • проблематику и поэтику первых сборников «Вечера …», «Миргород»;

  • историю создания поэмы «Мертвые души», композиционные особенности, жан­ровое своеобразие;

  • творческую биографию А.Н. Островского;

  • особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»;

  • факты жизни и творчества Л.Н. Толстого, его роль в развитии литературы;

  • особенности автобиографического произведения «Юность, три периода жизни человека в трилогии;

  • творческую биографию А.П. Чехова;

  • индивидуальную особенность рассказов А.П. Чехова;

  • определение понятия «маленький человек»;

  • эволюцию образа «маленького человека»;

  • основные факты жизни и творческого пути Ф.М. Достоевского, его роль в развитии литературы;

  • содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского;

  • представителей русской поэзии второй половины XIX века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет;

  • факты жизни и творчества Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их роль в развитии литературы;

  • тексты литературных произведений;

  • особенности характера героя русской литературы XIX века;

  • темы, образы и приемы изображения человека;

  • историческую основу стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы XIX в.;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений русской литературы XIX в.;

  • характеризовать героя русской литературы XIX в.;

  • выявлять характерные для произведений русской ли­тературы XIX в. темы, образы и прие­мы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений русской литерату­ры XIX в. с романтическими и реали­стическими принципами изображения жизни и человека;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм);

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писате­ля, истории создания произведения, прототипах с исполь­зованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения или на их театральные или кинемато­графические версии;

  • давать оценку действиям героев;

  • защищать подготовленное сообщение;

  • воспри­нимать и анализи­ровать поэтический текст, вы­ражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать стихотворения, анализировать их с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств;

  • выделять смысловые части художественного текста, сопостав­лять эпизоды и сравнивать героев;

  • выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, редактировать написанное;

  • владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге по прочи­танному произве­дению;

  • определять жанровое своеобразие.

  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве В.А Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н. Островского, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета;

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление по­нятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А.С. Пушкин. «Певец»; М.Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А. Баратынский. «Разуверение»; Ф.И. Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А.К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.

Учащиеся должны знать:

  • особенности русской литературы ХХ века;

  • многообразие жанров и литературных направлений, развивающихся в ХХ веке;

  • основные факты жизни и творческого пути И.А. Бунина, его роль в развитии литературы;

  • основные сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова, его роль в развитии литературы;

  • особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины;

  • творческую биографию М.А. Шолохова, его вклад в литературу;

  • особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека»;

  • основные факты жизни и творчества А.И. Солженицына, его роль в развитии литературы;

  • автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор»;

  • основные факты биографии А.А. Блока;

  • особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций;

  • основные события творче­ской биографии С.А. Есенина, его роль в развитии литературы;

  • основные факты жизни и творческого пути В.В. Маяковского;

  • особенности лирики поэта, своеобразие ритма, интонации;

  • факты биографии М.И. Цветаевой;

  • особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений поэтессы;

  • творческую биографию Н.А. Заболоцкого, его вклад в литературу;

  • тематику стихотворений поэта, их философский характер;

  • факты биографии А.А. Ахматовой;

  • особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии;

  • основные события творче­ской биографии Б.Л. Пастернака;

  • основные факты жизни и творческого пути А.Т. Твардовского; его роль в развитии литературы;

  • песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков;

  • особенности творческого метода поэта;

  • тексты литературных произведений;

  • особенности характера героя русской литературы XX века;

  • темы, образы и приемы изображения человека;

  • определения понятий реализм, реалистическая типизация, художественная условность, фантастика, сатира, притча, силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы XX века;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений русской литературы XX века;

  • характеризовать героя русской литературы XX века;

  • выявлять характерные для произведений русской ли­тературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений русской литера­туры XX века с романтическими и реа­листическими принципами изображения жизни и человека;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм);

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писа­теля, истории создания произведения, прототипах с ис­пользованием справочной литературы и ресурсов Интер­нета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения либо на их театральные или кинема­тографические версии;

  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Бунина, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.А. Заболоцкого, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т.Твардовского, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А Фета, А.К. Толстого, К.М. Симонова, А.А. Суркова, В. Соллогуба.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматиче­ский жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны знать:

  • понятие античная лирика;

  • основные факты из жизни и творчества Гай Валерия Катулла, Горация, Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гете;

  • тексты литературных произведений;

  • особенности характера героя зарубежной литературы;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений зарубежной литературы;

  • характеризовать героя зарубежной литературы;

  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм);

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писа­теля, истории создания произведения, прототипах с ис­пользованием справочной литературы и ресурсов Интер­нета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения либо на их театральные или кинема­тографические версии;

  • сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.



Подведение итогов (2 ч.)

Подведение итогов. Выявление уровня литературного развития учащихся.


















Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

1

Введение


1




1.1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Беседа

1

Составление плана статьи учебника



2

Древнерусская литература


1




2.1

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция

1

Составление тезисного плана, выразительное чтение



3

Русская литература XVIII века


7




3.1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

Лекция

1

Работа с литературоведческим словарем



3.2

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии.


Лекция

Практикум

1

Составление лексических и историко-культурных комментариев



3.3

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

Внеклассное чтение

1

Работа с теоретическим литературоведческим материалом



3.4

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

Рассказ учителя.

Беседа

1

Составление конспекта статьи учебника. Анализ эпизода



3.5

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Лекция

1

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие сентиментализм



3.6

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Практикум

1

Анализ эпизода, характеристика героини



№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

3.7

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного человека»

Развитие речи

1

Подбор материалов к сочинению



4

Русская литература XIX века


38




4.1

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Лекция

1

Составление конспекта статьи учебника, работа с таблицей



4.2

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество «Море». «Невыразимое». «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Лекция

Практикум

1

Выразительное чтение, анализ лирического произведения, анализ изобразительно-выразительных средств



4.3

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Лекция

1

Подбор и обобщение дополнительного материала о писателе



4.4

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума»

Беседа.

1

Письменный анализ эпизода



4.5

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

Развитие речи

1

Подбор цитатных примеров из текста



4.6

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Развитие речи

1

Конспектирование фрагментов статьи



4.7

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар»

Лекция.

Беседа

1

Составление тезисного плана, выразительное чтение



4.8

Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики поэта

Семинар

1

Анализ лирического произведения, выразительное чтение



4.9

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

Практикум

1

Анализ лирического произведения, выразительное чтение



4.10

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Внеклассное чтение

1

Характеристика литературного героя, выразительное чтение



4.11

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

Лекция

1

Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих понятия реализм, роман в стихах, трагедия



№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

4.12

Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Беседа.

1

Составление плана характеристики героя романа



4.13

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Беседа.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос



4.14

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Беседа.

1

Составление плана характеристики образа автора



4.15

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Развитие речи

1

Конспектирование статей, подбор материалов для сочинения



4.16

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Урок контроля

1

Тест



4.17

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»


Лекция.

Беседа

1

Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение



4.18

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»


Практикум

1

Письменный ответ на проблемный вопрос



4.19

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Практикум

1

Анализ лирического произведения, выразительное чтение



4.20

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Семинар

1

Анализ лирического произведения, выразительное чтение



4.21

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

Лекция.


1

Работа с теоретическим литературоведческим материалом



4.22

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Беседа

1

Составление портретной характеристики героя




№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

4.23

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение

Беседа

1

Составление собирательной характеристики Печорина



4.24

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Практикум

1

Письменный ответ на проблемный вопрос



4.25

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению

Семинар

1

Конспектирование статей, подбор материалов для сочинения



4.26

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Урок контроля

1

Тест



4.27

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Лекция

1

Составление таблицы, анализ эпизодов, письменный ответ на проблемный вопрос



4.28

Образ города в поэме «Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Беседа

1

Письменный анализ отрывка поэмы



4.29

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме «Мертвые души»

Семинар

1

Характеристика языковых и композиционных особенностей поэмы



4.30

Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

Развитие речи

1

Конспектирование статьи



4.31

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Лекция.

Беседа

1

Составление тезисного плана, составление характеристики героя



4.32

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Обзор содержания повести «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»

Лекция.


1

Индивидуальная работа с дидактическим материалом



4.33

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

Беседа

1

Письменный ответ на проблемный вопрос



4.34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

Внеклассное чтение

1

Составление тезисного плана статьи учебника, анализ эпизода



№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

4.35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

Лекция

1

Заполнение таблицы, характеристика героя



4.36

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Беседа

1

Составление тезисного плана, письменный ответ на проблемный вопрос



4.37

Подготовка к сочинению. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова). (По выбору учащихся)

Развитие речи

1

Подбор материалов для творческой работы



4.38

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений.

Внеклассное чтение

1

Тест



5

Русская литература XX века


17




5.1

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений

Лекция

1

Индивидуальная работа с учебным материалом



5.2

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Лекция

Беседа

1

Работа с дидактическим материалом



5.3

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров

Лекция

Беседа

1

Составление литературного портрета писателя с использованием дополнительной литературы



5.4

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Беседа

1

Различные виды пересказов, анализ эпизода



5.5

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Беседа

1

Подбор цитатных примеров из текста рассказа



5.6

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Беседа

1

Анализ текста рассказа



5.7

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков


Урок контроля

1

Тест



№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.8

Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Лекция

1

Выразительное чтение



5.9

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»


Беседа.


1

Участие в коллективном диалоге, выразительное чтение



5.10

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина


Практикум

1

Подбор цитатных примеров и материалов, мини-сочинение



5.11

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» «А вы могли бы?» «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского


Беседа.


1

Анализ различных форм выражения авторской позиции



5.12

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежности?» Особенности поэтики Цветаевой


Лекция

Беседа

1

Анализ стихотворений, составление таблицы



5.13

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Беседа

1

Анализ поэтического текста



5.14

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

Беседа

Практикум

1

Работа с таблицей «Особенности поэтики Б.Л.Пастернака»



5.15

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом…»

Беседа

Практикум

1

Изучение содержания параграфа учебника, выразительное чтение



5.16

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Внеклассное чтение

1

Анализ романсов



5.17

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

Урок контроля

1

Тест



№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

6

Зарубежная литература


4




6.1

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» «Нет, ни надейся приязнь заслужить…». Гораций.. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

Внеклассное чтение

1

Сопоставление стихотворений, выразительное чтение



6.2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Лекция

1

Анализ отрывков поэмы



6.3

У.Шекспир. Слов о поэте. «Гамлет». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Внеклассное чтение

1

Рассказ о мастерстве и новаторстве У.Шекспира.



6.4

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Внеклассное чтение

1

Составление лексических и историко-культурных комментариев к тексту




Итого


68





Материально -техническое обеспечение учебного предмета


Технические средства обучения


  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Колонки (рабочее место учителя).

  3. Проектор.

  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Наглядные и дидактические материалы

  • Портреты писателей и поэтов;

  • раздаточный материал;

  • фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2012.



Учебно-методическое обеспечение предмета


Основная учебно-методическая литература


1. Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2011.

2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2012.

3. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2012.

4. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.14).

5. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.

7. Стандарт основного общего образования по литературе. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.14)


Дополнительная литература:

1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2011.

2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2012.

3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.

4. Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.

5. Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

6. Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

7. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.

8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

9. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.



Интернет-ресурсы

1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

9. http://www.foxdesign.ru/legend/  - Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия 

10. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

11. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 



Рабочая программа учебного курса «Литература» в 9 Б классе для обучения на дому
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для 5-9 классов и ориентирована на учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной. В рабочей программе предусмотрено изучение теоретического материала в полном объеме за счет использования технологии блочно-модульного изучения, а также выполнения различных практических работ.

Автор Чиранова Татьяна Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 29763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓