Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа учебного курса «Литература» в 8 Б классе для обучения на дому

Рабочая программа учебного курса «Литература» в 8 Б классе для обучения на дому


Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013






Рабочая программа

учебного курса «Литература» в 8 Б классе

для обучения на дому Тараскиной Ольги




Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С










2013 г.



Пояснительная записка

Литература как один из ведущих гуманитарных учеб­ных предметов в школе содействует формированию духовно бога­той, разносторонне развитой, гармоничной личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления челове­ка, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы. Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Большеелховская СОШ» на 2013-2014 учебный год и рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрено изучение теоретического материала в полном объеме за счет использования технологии блочно-модульного изучения, а также выполнения различных практических работ.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико- стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт зна­комства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писате­лями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фолькло­ре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обла­дающем несомненной национальной самобытностью.

Художественная картина жизни, нарисованная в лите­ратурном произведении при помощи слов, языковых зна­ков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебни­ком жизни».

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознания своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки. Принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать, устанавливать аналогии. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы. Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе6 находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Внеклассное чтение, ч.

1

Введение

1

1



2

Устное народное творчество

1

1



3

Из древнерусской литературы

1

1



4

Из русской литературы XVIII века

2

2



5

Из русской литературы XIX века

19

16

2

1

6

Из русской литературы XX века

8

6


2

7

Из зарубежной литературы

1

1



8

Подведение итогов

1

1




Итого

34

29

2

3



Содержание дисциплины (34 ч.)

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Учащиеся должны знать:

  • особенности жанров народной песни;

  • роль народной песни в развитии художественной литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • различать жанры народной песни;

  • выявлять характерные для песен и преданий художественные приемы;

  • выразительно читать;

  • пересказывать предания.

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Учащиеся должны знать:

  • древнерусский текст в современном переводе;

  • особенности характера героя древнерусской литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать героя древнерусской литературы;

  • выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Из Русской литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;

  • особенности характера героя русской литературы XVIII века;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы XVIII в.;

  • характеризовать героя русской литературы XVIII в.;

  • выявлять характерные для произведений русской лите­ратуры XVIII в. темы, образы и приемы изображения че­ловека;

  • соотносить содержание произведений русской литера­туры XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;

  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина.

Из Русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С.Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;

  • особенности характера героя русской литературы XIX века;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы первой половины XIX в.;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений русской литературы пер­вой половины XIX в.;

  • характеризовать героя русской литературы первой по­ловины XIX в.;

  • выявлять характерные для произведений русской ли­тературы первой половины XIX в. темы, образы и прие­мы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений русской литерату­ры первой половины XIX в. с романтическими и реали­стическими принципами изображения жизни и человека;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм) ;

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писате­ля, истории создания произведения, прототипах с исполь­зованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения или на их театральные или кинемато­графические версии;

  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Крылова, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Из русской литературы XX века

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;

  • особенности характера героя русской литературы XX века;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы XX века;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений русской литературы XX века;

  • характеризовать героя русской литературы XX века;

  • выявлять характерные для произведений русской ли­тературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений русской литера­туры XX века с романтическими и реа­листическими принципами изображения жизни и человека;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм);

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писа­теля, истории создания произведения, прототипах с ис­пользованием справочной литературы и ресурсов Интер­нета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения либо на их театральные или кинема­тографические версии;

  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, И.С.Шмелева, М.А.Осоргина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;

  • особенности характера героя зарубежной литературы;

  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;

  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;

  • выразительно читать наизусть лирические стихотворе­ния и фрагменты произведений зарубежной литературы;

  • характеризовать героя зарубежной литературы;

  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;

  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;

  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  • формулировать вопросы по тексту произведения;

  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цити­рования;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (ро­мантизм, реализм);

  • выявлять признаки эпического, лирического и драма­тического родов в литературном произведении;

  • составлять план, в том числе цитатный, литературно­го произведения;

  • подбирать цитаты из текста литературного произведе­ния по заданной теме;

  • подбирать материал о биографии и творчестве писа­теля, истории создания произведения, прототипах с ис­пользованием справочной литературы и ресурсов Интер­нета;

  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных про­изведений;

  • делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;

  • писать сочинение на литературном материале и с ис­пользованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • находить ошибки и редактировать черновые вариан­ты собственных письменных работ;

  • конспектировать литературно-критическую статью;

  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литератур­ные произведения либо на их театральные или кинема­тографические версии;

  • сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.


Подведение итогов


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Вид

занятия

Виды

самостоятельной

работы

Дата

план

факт

1

Введение

1





1.1

Русская литература и история


Урок-лекция с элементами беседы

Работа с учебником



2

Устное народное творчество

1





2.1

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Урок-исследование

Выразительное чтение, беседа по вопросам



3

Из древнерусской литературы

1





3.1

«Житие Александра Невского» (фрагмент). Защита русских земель от нашествия врагов.

1

Урок-практикум

Заполнение таблицы «Композиционно-жанровые признаки житийной литературы»



4

Русская литература XVIII века

2




4.1

Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Урок-лекция с элементами беседы

Составление конспекта статьи учебника



4.2

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1

Урок-практикум

Составление тезисного плана эпизода



5

Русская литература XIX века

19





5.1

Осмеяние пороков в басне И.А.Крылова «Обоз»

1

Урок внеклассного чтения

Подбор цитат из текста басни



5.2

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева

1

Урок-лекция с элементами беседы

Выразительное чтение думы



5.3

Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С.Пушкина «К***» и «19 октября»

1

Урок-исследование

Анализ лирического произведения



5.4

История Пугачевского восстания в произведениях А.С.Пушкина «История Пугачева», «Капитанская дочка»

1

Рассказ учителя

Составление лексических и историко-культурных комментариев



5.5

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Беседа

Анализ ключевых эпизодов, выразительное чтение



5.6

Маша Миронова – нравственная красота героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок-семинар

Письменный анализ эпизода, выразительное чтение



5.7

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Подбор материалов к сочинению



5.8

«Мцыри» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма

1

Урок-семинар

Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение фрагментов



5.9

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

1

Урок-практикум

Анализ эпизода, выразительное чтение



5.10

Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы

1

Урок развития речи

Написание сочинения



5.11

«Ревизор». Комедия Н.В.Гоголя «со злостью и солью»

1

Урок-семинар

Выразительное чтение фрагментов, пересказ эпизода



5.12

Поворот русской драматургии к социальной теме. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Урок-практикум

Анализ ключевых эпизодов, составление тезисного плана для рассуждения



5.13

Образ «маленького человека» в литературе. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

1

Урок-лекция с элементами беседы

Выразительное чтение, иллюстрирование эпизодов по теме урока



5.14

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

1

Урок-исследование

Выразительное чтение, различные виды пересказов



5.15

Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

1

Урок-семинар

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции



5.16

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений»

1

Урок-лекция с элементами беседы

Составление плана сообщения о нравственных проблемах рассказа



5.17

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н.Толстого

1

Урок-исследование

Выразительное чтение, анализ эпизодов



5.18

А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

1

Урок-лекция с элементами беседы

Выразительное чтение, анализ лирического произведения



5.19

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П.Чехова «О любви»

1

Урок-исследование

Составление тезисного плана, составление литературного портрета героя



6

Из русской литературы XX века

8





6.1

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)

1

Урок-исследование

Аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал



6.2

Историческая тема в стихотворении А.А.Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, составление таблицы



6.3

И.С.Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

1

Урок-семинар

Выразительное чтение, письменный анализ рассказа



6.4

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1

Урок внеклассного чтения

Конспектирование статьи учебника, выразительное чтение



6.5

М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, составление тезисного плана



6.6

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях А.Твардовского «Василий Теркин»


1

Урок-практикум

Выразительное чтение, характеристика сюжета и героя поэмы



6.7

Автобиографический характер рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, различные виды пересказов



6.8

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, составление конспекта статьи учебника



7

Из зарубежной литературы

1





7.1

Семейная вражда и любовь героев в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Сонеты.

1

Урок-лекция с элементами беседы

Составление тезисного плана для пересказа эпизодов трагедии, выразительное чтение сонетов



8

Подведение итогов

1





8.1

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1

Урок-семинар





Итого

34





Материально-техническое обеспечение предмета

I. Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Колонки (рабочее место учителя).

  3. Проектор.

  4. Интерактивная доска.

II. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007.


Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.

3. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

4. Читаем, думаем, спорим…: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 8 класс / Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2012.

Дополнительная учебно-методическая литература

1. Стандарт основного общего образования по литературе:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc

2. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc.

3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.

4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2010.

5. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. Ч.1 / автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.

6. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.


Рабочая программа учебного курса «Литература» в 8 Б классе для обучения на дому
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Большеелховская СОШ» на 2013-2014 учебный год и рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрено изучение теоретического материала в полном объеме за счет использования технологии блочно-модульного изучения, а также выполнения различных практических работ.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка. 

Автор Чиранова Татьяна Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 29836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓