Главная / Биология / Рабочая программа учебного курса

Рабочая программа учебного курса

Календарно-тематическое

планирование учебного материала

курса Биология в 8 классе

на 2013-2014 учебный год

68 часов (2 часа в неделю)

Учебник: Биология «Человек» 8 кл. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин

Общеобразовательных школ-М. Дрофа,2012г.

п./

п

Тема

Практическая

Работа + Т/Р

ЗУН

Коли

чество

часов

Дата

1

Место человека в

системе органичес -

кого

мира.

Т/Р №1,2 стр. 6


Работать с учебником, совершать мыслительные операции и оформлять

их результаты в устной и письменной

форме. Определить место человека в

системе орг. Мира; черты сходства

человека с животными, сущность

понятий «рудименты» «атавизмы».

1


2

Особенности

человека.


Т/Р №3 – 5,стр. 7

Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять

рез-ты логических операций

в форме таблицы. Определить

характерные для человека

особенности.

1


3

Происхождение

человека.

Т/Р №6, стр. 7

Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека

в процессе эволюции, работать с дополнительной литературой.

Углубление знаний уч-ся о

происхождении человека, этапах его эволюции.

2


4

Происхождение

человека.

Т/Р №6, стр. 8


5

Расы человека, их

происхождение и

единства.

Т/Р №8 – 10,

стр. 9

Понятие «раса», виды нас и их характеристики, самостоятельно

работать с источниками знаний и

извлекать из них нужную информацию, осуществлять мыслительные операции,

оформлять результаты в виде

таблицы, док-ть несостоятельность расизма. Сформировать понятие

«Человек разумный как единый биологический вид», доказать

единство происхождения всех рас и их равноценность; показать антинаучный характер расистских теорий; раскрыть сущность понятий «раса» «народность» «нация» «народ»

1


6

История развития

знаний о

строении и функциях организма человека.

Т/Р № 11 – 15,

Стр. 10 - 12

Самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты.

Познакомить уч-ся с краткой историей развития знаний о строении и функциях

организма человека.

1


7

Клеточное строение

организма.


Т/Р № 16 – 20,

стр. 16 – 18

Раскрывать особенности строения и

функций отдельных частей, органоидов клетки, распознавать на рисунках,

таблицах, муляжах, микропрепаратах

части и органоиды клетки, работать с микроскопом, готовыми препаратами, выделять главное, мыслить.

Распознавать ткани и органы, самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.

Самостоятельно работать с учебником и др. источниками знаний, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме. Закрепить знания о клеточном строении организма. Строении животной клетки, функциях частей и органоидов клетки.

Определить сущность понятий «ткань» «орган», основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека. Определить сущность понятий «система органов» «организм», функции основных физиологических систем и органов, функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.

1


8

Ткани.

Лабораторная

Работа № 1

«Изучение

Микроскопи –

ческого строе -

ния тканей»

Т/Р №21 – 25,

Стр. 18 - 20

1



9

Ткани.


Т/Р №26 – 29,

Стр. 20 – 22

1


10 10

Ораны.

Системы органов.

Организм.

Практическая

Работа № 1

«Распознавание

В таблицах орга –

нов и систем орга

нов»

Т/Р № 30 – 35,

Стр. 22 - 25


1


11

Гуморальная регуля -

ция.

Эндокринный аппарат человека.

Т/Р № 36 – 37,

Стр. 29

Работать с различными источниками

знаний, извлекая нужную информацию, логически мыслить и оформлять

результаты логических операций

в устной или письменной форме.

Работать с дополнительной литер-ой, составлять небольшие сообщения,

свободно излагать их содержание и формулировать вопросы, логически

мыслить и четко отвечать на

поставленные вопросы.

Определить сущность гуморальной

регуляции, особенности работ желез внутренней секреции, отличие желез

внутр. секреции от желез внешней

секреции, роль гормонов.

Уяснить, что такое гормоны и нервно-гуморальная регуляция, характерные особенности гормонов и их роль в

обменных процессах, нарушения

нервно-гуморальной регуляции,

их признаки и профилактику.

1


12

Роль гормонов в обменных

процессах человека.

Т/Р № 38 – 41,

стр. 30 - 31

1


13

Нервная регуляция.

Строение и значение

нервной системы.

Т/Р №42 – 50,

Стр. 32 - 35

Самостоятельно работать с текстом

учебника, извлекать из него нужную информацию, мыслить и оформлять

рез-ты мыслительных операций в

устной и письменной форме.

Работать с текстом учебника,

логически мыслить.

Строение осн. отделов головного мозга, выполняемые функции. Сравнивать

строение и функции больших

полушарий мозга человека и животных.

Усвоить строение и классификацию н.с., строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов, понятия «рефлекс» «рефлекторная дуга»

Определить место спинного мозга в организме человека, форму, длину, массу его. Внешнее и внутреннее строение, функции.

Изучить строение основных отделов головного мозга, функции, особенности микроскопического строения мозга.

1


14

Спинной мозг.

Т/Р №51 – 54,

Стр. 35 - 37


1


15

Строение и функции

головного мозга.

Лабораторная

работа № 2

«Изучение голов

ного мозга чело

века»

Т/Р № 55 – 58,

Стр. 37 - 39

1


16

Полушария большого

мозга.

Т/Р № 59 -61,

Стр. 39 - 40

1


17

Полушария большого

мозга.

Лабораторная

Работа № 3

«Выяснения

Объёма внима -

ния, эффектив -

ности запомина

ния».

1


18

Анализаторы, их стро

ение и функции.

Т/Р №62 – 63,

Стр. 45

Выделять главное, сравнивать,

самостоятельно работать с учебником.

Строение и функции анализаторов

слуха и равновесия, гигиену органа

слуха. Показывать связующую роль анализаторов между организмом и

внешней средой, работать с текстом

учебника и рисунками учебника,

правила гигиены, логически мыслить.

Самостоятельно работать с текстом

учебника, мыслить, оформлять устно

и письменно. Определить, что такое зрительный анализатор, особенности

строения анализатора на примере

зрительного, строение, функции глаза,

его частей, гигиена зрения.

Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, причины

заболеваний слуха, гигиена.

Изучить различные виды анализаторов, их локализацию в организме,

строение и функции.

1


19

Зрительный

анализатор.


Т/Р №64 – 71,

Стр. 45 - 49

1


20

Анализаторы слуха

и равновесия.

Т/Р №72 – 77,

Стр. 50 - 53

1


21

Кожно-мышечная

чувствительность.

Обоняние. Вкус.

Т/Р №78 – 89,

Стр. 53 - 56

1


22

Чувствительность

анализаторов.


1


23

Аппарат опоры и

движения, его

функции.


Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать

части опорно-двигательного аппарата, показывать на своем теле, модели,

скелете основные кости скелета.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать

текст, сравнивать, обобщать и

оформлять в письменной или устной

форме результаты логических

мышлений. Оказывать первую

доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов,

переломах костей.

1


24

Строение и свойства

костей. Типы

соединения костей.

Лабораторная

работа № 4

«Изучение

внешнего стро –

ения костей».

Т/Р №90 – 99,

Стр. 61 – 65

1



25

Строение скелета.

Т/Р №100 – 104,

стр. 65 - 68

1



26

Первая помощь при растяжении связок,

вывихах суставов

переломах костей.


1


27

Мышцы, их

строение и функции.

Т/Р №105 – 106,

Стр. 68 - 69

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать

текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, анализировать

текст, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций

Внимательно слушать и слышать

устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.

Познакомить уч-ся с особенностями

строения и свойствами мышечной

ткани, особенностями строения и

функции скелетных мышц, основными группами мышц и их предназначение.

Определить условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия,

повышающие работоспособность

мышц.

Выявить условия развития костей и

мышц; причины возникновения

искривления позвоночника и

плоскостопия.

1


28

Работа мышц.

Практическая

Работа № 2

«Выявление

влияния ста –

тической и ди –

намической

работы на

утомление

мышц»

Т/Р №107 – 109,

Стр.69 - 70

1


29

Значение физических

упражнений, для

формирования

аппарата опоры и

движения.

Практическая

Работа № 3

«Измерение

массы тела роста

своего

организма».

1


30

Взаимосвязь строения и

функций опорно-двигательного аппарата.(Обобщающий урок)



1


31

Внутренняя среда организма, ее

значение.

Т/Р №110 – 111,

Стр. 74

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять

результаты мыслительных операций

в устной и письменной форме.

Формировать знания уч-ся о составе внутренней среды организма;

особенностях и значениях тканевой

жидкости, крови и лимфы.

Познакомить уч-ся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и

форменных элементов крови.

Углубить знания уч-ся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета,

инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина,

предупредительные прививки,

аллергия. Расширить знания уч-ся о

группах крови и их отличительных

признаках, совместимости крови по

группам; значение переливания крови

и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

1


32

Плазма крови, ее

состав.

Форменные

элементы крови,

их строение и

функции.

Лабораторная

Работа № 5

«Строение

клеток

крови».

Т/Р № 112 – 115,

Стр. 74 - 77



1


33

Иммунитет.


Т/Р №116 – 118,

Стр. 77 - 78

1


34

Группы крови.

Переливание

крови. Донорство.

Резус-фактор.

Т/Р №119 – 122,

Стр. 78 - 79

1


35

Движение крови и

лимфы в организме.

Органы

кровообращения.

Т/Р №123 – 127,

Стр. 82 - 84

Работать с текстом учебника,

рисунками.

Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять

результаты мыслительных операций в

устной и письменной форме. Закрепить знания уч-ся о строении и функциях крови;

проследить как происходит движение

крови и лимфы в организме и каково

значение этого процесса; рассмотреть особенности строение органов кровообращения.

Углубить и обобщить знания уч-ся о

причине неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках, особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции. Определить

что такое кровяное давление, в каких отделах кровеносной системы оно больше, а где наименьшее, причины изменения кровяного давления и движения крови

по организму, что такое пульс, скорость движения крови в отделах к.с. особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы. Обобщить знания уч-ся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему, роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых

заболеваний.






1


36

Работа сердца.


Т/Р №128 – 130,

Стр. 84 - 85

1


37

Движение крови

по сосудам.

Лабораторная

работа № 6

«Определение

пульса и подсчёт

числа сердечных

сокращений».

Т/Р №131 – 137,

Стр. 85 - 87

1


38

Заболевания

сердечнососудистой системы,

их предупреждения.

Лабораторная

работа № 7

« Первая помощь

при заболеваниях

органов кро –

вообращения

и кровотечениях».

1


39

Потребность

организма человека в кислороде.

Строение органов

дыхания.

Лабораторная

работа № 8

«Гигиеническая

оценка

микроклимата

помещения».

Т/Р №138 – 141,

Стр. 91 - 93


Самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выполнять несложные

Практические задания. Определить сущность процесса дыхания, роль кислорода в

организме человека. Особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок. Ознакомить уч-ся с

особенностями строения легких, механизмом газообмена в легких и

тканях, дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха.

Расширить знания уч-ся о возможных заболеваниях и нарушениях органов

дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к

воздушной среде; правилах дыхания.

1


40

Строение легких.

Газообмен в

легких и тканях.

Т/Р №142 – 143,

Стр. 93 - 94

1


41

Дыхательные

движения.

Жизненная

ёмкость легких.

Т/Р №144 – 148,

Стр. 94 - 95

1


42

Регуляция дыхания.


Лабораторная

работа № 9

« Определение

частоты

дыхания»

1


43

Заболевания органов дыхания,

их предупреждение.

Лабораторная

работа № 10

«Первая помощь

при нарушениях

дыхания и

кровообращения»

1


44

Пищевые продукты,

Питательные

вещества, их

превращения в

организме.


Т/Р №150 – 152,

Стр. 99 - 100

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником;

логически мыслить и оформлять

результаты мыслительных операций

в устной и письменной форме.

Определить понятия «пищеварение», «питательные в-ва», «пищевые

продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль

питательных в-в.

Познакомить уч-ся с процессом

пищеварения в ротовой полости.

Познакомить уч-ся с особенностями

строения желудка и кишечника;

процессами, происходящими в них;

св-ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рассмотреть

роль соляной кислоты в пищеварении; особенности всасывания питательных

веществ в пищеварительном канале,

нервную и гуморальную регуляцию

отделения желудочного сока.

Обобщить знания уч-ся о значении кулинарной обработки пищи; режиме

питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; о первой помощи при ЖК заболеваниях.

1


45

Пищеварение в

Ротовой полости.

Т/Р №153 – 159,

Стр. 100 - 103

1


46

Пищеварение

в желудке и

кишечнике.

Лабораторная

работа № 11

«Воздействие

Желудочного

сока на белки,

слюны на

крахмал».

Т/Р №160 – 168,

Стр. 104 - 105


1


47

Всасывание.


Т/Р №169,

Стр. 106

1


48

Рациональное

питание.

Лабораторная

работа № 12

«Определение

Норм

рационального питания»

1


49

Обмен веществ и

энергии.



Т/Р №170 – 174,

Стр. 110 - 112

Объяснять биол. роль обмена в-в. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в

устной и письменной форме.

Познакомить уч-ся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в. Углубить и обобщить знания о значении витаминов, содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене в-в.

Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.



1


50

Витамины.


Т/Р №175 – 176,

Стр. 112 - 113

1


51

Выделение.

Строение и работа

почек.

Т/Р №117 – 181,

Стр. 116 - 117

Значение и строение выделительной

системы. Особенности внешнего

строения и локализации почек в

организме, взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебником;

распознавать органы выделительной системы по таблицам.

Заболевания почек. Гигиена питания. Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике. Сформировать у уч-ся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма

конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма

человека.

Рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека, роль

гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на

функционирование органов выделения и организма в целом.

Определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры при

заболеваниях, причины нарушения терморегуляции и правила оказания

первой помощи.

Обобщить знания уч-ся о роли закаливания организма, формах, условиях и

физиологических механизмах закаливания, гигиенических требованиях к одежде

и обуви.


1


52

Заболевание почек.

Их предупреждение.


1


53

Строение и функции

кожи.

Гигиена кожи.

Лабораторная

работа № 13

« Строение кожи,

волос и ногтей»

Т/Р №182 – 184,

Стр. 120 – 122,

1



54

Роль кожи в

терморегуляции

кожи.

Лабораторная

работа № 14

« Приёмы нало –

жения повязок

на условно

повреждённые

места».

Т/Р №185 – 186.

Стр. 121 - 123


1


55

Закаливание

организма.

Уход за одеждой и

обувью.



1


56

Половая система

человека.


Т/Р №187 – 193,

Стр. 124 - 126

Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.

Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша

млекопитающих животных и плода человека.

Строение половой системы.

Гигиенические требования к режиму будущей матери. Сущность процесса

оплодотворения и его значение.

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой.

Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении

организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека.

Рассмотреть преимущества полового размножения перед бесполым, строение и

функции половой системы, роль половых желез в жизнедеятельности организмов.

Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

1


57

Возрастные

процессы.


Т/Р №193,

Стр. 126 - 127

1


58

Поведение человека.

Рефлекс-основа

Нервной

деятельности.

Т/Р №195 – 200,

Стр. 131 - 133

Самостоятельно работать с текстом и рисунками данными учебнике, дополнительной литературой,

оформлять результаты в устной и письменной форме.

Познакомить уч-ся с особенностями высшей нервной деятельности человека, ее значением в восприятии окружающей среды. Рассмотреть заслуги Сеченова И.М. и Павлова И.П. в изучении ВНД, рефлекс, раскрыть суть рефлекторной теории поведения.

Рассмотреть роль и физиологическую природу возбуждения и торможения.

Раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, фазы сна и их характеристики. Рассмотреть особенности ВНД человека, значение речи, сознания и мышления.

1


59

Торможение,

его виды и значение.

Т/Р №201 – 204,

Стр.

133 - 134

1


60

Биологические

ритмы. Сон,

его значение.

Гигиена сна.


Т/Р №205 – 207,

Стр. 134

1


61

Особенности высшей нервной

деятельности.


Т/Р №208 – 217,

Стр. 135 - 137

1


62

Типы нервной

деятельности.


Т/Р №218 – 222,

Стр. 137 - 139

1


63

Здоровый образ

жизни.


Т/Р №223 – 224,

Стр. 142

Повторить пройденный материал.

Познакомить учащихся с основами здорового образа жизни, основными вредными привычками и их пагубным воздействием на организм человека;

Прививать Основы ОЗЖ как правило жизни.


Познакомить учащихся с основами первой медицинской помощи при различных травмах, ушибах, ожогах, отравлениях и т. д.


Привить основы взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях;









Дать знания о правильном поведении человека в природе;

Развивать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.


1


64

Вредные привычки.


Т/Р №236 – 238,

Стр. 145 - 146


1


65

Первая доврачебная

помощь при:

кровотечениях,

отравлении угарным

глазом, травмах,

ожогах и

обморожениях.

Лабораторная

работа № 15

«Изучение

приёмов оста –

новки капилляр –

ного, артериаль –

ного и венозного

кровотечений»

Т/Р №225 – 235,

Стр. 142 - 145


1


66

Человек и

окружающая среда.

Правила поведения

человека в

окружающей среде.

Лабораторная

работа № 16

«Анализ и

оценка

влияния

факторов

окружающей

среды, факторов

риска и

здоровья»

Т/Р №239 – 261,

Стр. 146 - 153



67

Повторение

изученного.


Повторить пройденный материал.

1


68

Повторение

изученного.


1










Рабочая программа учебного курса
  • Биология
Описание:

   Данная программа "Биологи. Человек" для учащихся 8 классов разработана на основе примерной программы "Биология. Человек".Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Дрофа 2012, рекомендованнной Министерством образования РФ и является адаптивной. 

   Программа расчитана на 68 часов в год (2 раза  в неделю).

    Цель обучения биологии в 8 классе: 

   освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

   овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска;

   В программе рассматриваются также нормы оценок, требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

 

Автор Мотина Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 258
Номер материала 44813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓