Инфоурок Технология Другие методич. материалыРабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса

Рабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

 г. Альметьевска

 

 

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Заместитель директора

Директор МБОУ«СОШ №1»

______/ГиматдиноваР.Г./

по ВР

__________/Фардеева Р.А./

Протокол №___

_________/Искандарова А.М./

Приказ № ___

«__»_________2014г.

«__»_________2014г.

«__»_________2014г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Творческой мастерской  «Мастерица»

(техническое направление)

 

Для обучающихся 5-8 классов

 

Составила: Заикина Л.П.

Первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Альметьевск 2014


 

Пояснительная записка

      Творческая мастерская «Мастерица» необходима для обучения девочек к древнему мастерству, трудовых основ декоративно-прикладного творчества – рукоделия, для подготовки к профессиональному самоопределению и элементарных навыков труда в быту.

Знания, умения и навыки, полученные в творческой мастерской послужат основой для будущего выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.

На занятиях учащиеся узнают много нового, осваивают технологические приемы и способы обработки материалов, овладевают основными приемами творческой деятельности: изготовление изделий по журналам мод, изготовление кукол из ткани и пошив одежды для кукол, лоскутной мозаики.  Они творят, выдумывают – все это помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Учащиеся  сами  научатся  создавать народные  костюмы,  превращать  клочок  ткани  - в  куклу – скрутку, изготавливать  композиции из лоскутков ткани  и многое другое. 

Программа  составлена  на  основе  знаний  возрастных,  психологических,  физических  особенностей  детей  подросткового  возраста.  Работа  с обучаемыми  строится  на  взаимосотрудничестве,  на  основе  уважительного,  искреннего,  деликатного  и  тактичного  отношения  к  личности  ребенка.  Важный  аспект  в  обучении – индивидуальный  подход,  удовлетворяющий  требованиям  познавательной  деятельности  подростка.

Данная  программа предназначена  для  учащихся  5 – 7  классов и рассчитана на два года обучения. Девочки занимаются двумя группами, каждая группа  занимается по 2  часа  в  неделю  - 76 часов  в  год.

Дополнительная  общеобразовательная  программа  направлена  на  становление  следующих  ключевых  компетентностей:

- познавательная  компетентность;  (овладение  опыта  самопознания);

- организаторской  компетентностью (планирование  и  управление  собственной  деятельностью  по  изготовлению  изделия  с  элементами  вышивки,  изделий  народных  промыслов,  владение  навыками  контроля  и  оценки  собственной  и  совместной  деятельности  в процессе  выполнения  проекта);

- коммуникативная  компетентность  (владеть  способами  презентации  себя  и  своей  деятельности,  уметь  принимать  и  передавать  необходимую  информацию),

- информационная  компетентность (способность  работать  с  различными  источниками  информации);

- социальная  компетентность  (соблюдение  норм  поведения,  умение  работать  в  коллективе);

Овладение  знаниями  и  умениями  не  только  обогатит  духовно,  но  и  подготовит  к  конкуренции  на  рынке  труда  и  профессий,  т.к.  одним  из  результатов  изучения  прикладного  искусства  является  способность  поставлять  на  рынок  товаров  уникальный  продукт,  а  также  осуществить  допрофессиональные  пробы.  Познакомить  с  профессиями  портной,  дизайнера,  художника  и  т.д.

Основной   целью   данной  программы  является:

·         формирование  творческих  способностей  обучающихся  путем  создания  условий  для  самореализации  личности;

·         Воспитание  и  развитие  художественного  вкуса  учащегося;

·         Выявление  и  развитие  познавательных  интересов;

Задачи:

Обучающие:

·         Обучить  трудовым  навыкам  при  работе  с   тканью,  нитками.

·         Углубить  и  расширить  знания  о  некоторых  видах  женского  рукоделия.

·         Формировать  интерес  к  декоративно – прикладному  искусству.

Воспитательные:

·         Привить  интерес  к  культуре  своей  Родины,  к  истокам  народного  творчества.

·         Воспитывать  нравственные  качества  у  детей.

·         Формировать  чувство  самоконтроля,  взаимопомощи.

Развивающие:

·         Развивать  образное  мышление,  творческие  способности.

·         Формировать  эстетический  и  художественный  вкус.

·         Содействовать  формированию  всесторонне  развитой  личности.

Обучение  проводится  в  двух  направлениях:

·         Усвоение  теоретических  знаний.

·         Формирование  практических  навыков.

Во  время  реализации  программы  будут  использоваться  такие  формы  и  методы,  как  рассказ,  беседа,  объяснение,  а  ток же  выполнение  практических  заданий.

Программа  способствует:

·         Развитию  чувств  красоты  и  художественного  вкуса  посредством  практической  деятельности;

·         Приобщению  детей  к  национально – региональным  особенностям;

·         Умению  находить  варианты  решения  в  работе;

·         Оказанию  помощи  в  самоопределении,  самовоспитании,  самоутверждении  в  жизни.

Формы  контроля:

Подведение  итогов  работы  является  необходимым  моментом  в  работе  творческого  коллектива.  Так  как  дополнительное  образование  не  имеет  четких  критериев  определения  результатов,  формой  оценки  является  совместный  просмотр  выполненных  образцов  и  изделий,  их  коллективное  обсуждение,  выявление  лучших  работ.

Традиционными стали участие в городских, региональных, республиканских выставках и конкурсах.

Ожидаемый  результат:

Учащиеся  должны  знать:

·         роль трудовой деятельности в жизни человека;

·         правила использования инструментов, приспособлений, правила безопасности труда;

·         историю развития культуры и одежды России;

·         виды технологической обработки материала;

·         иметь представлении о понятиях: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, композиция, основные цвета, гармония, контраст;

·         способы окончательной обработки и оформления готовых изделий;

·         технологию изготовления простых швейных изделий;

·         требования к качеству готового изделия.

·         Исторические  сведения  по  развитию  промыслов  народной  игрушки.

·         О  цветовом  сочетании  в  изделиях.

·         Русские  народные  праздники.

Должны  уметь:

·         пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов;

·         соблюдая правила техники безопасности труда выполнять различные виды ручных работ;

·         изготавливать простые швейные изделия;

·         уметь работать с лекалами;

·         создавать банк идей и предложений;

·         выполнять эскизы и рисунок изделия;

·         выбирать оптимальный, лучший вариант;

·         моделировать и проектировать изделия;

·         определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;

·         организовать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;

·         изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

·         осуществлять декоративную оформление и отделку изделий;

·         рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

·         Изготавливать  самодельные  игрушки  из  ткани.

·         Разбираться  в  схемах  и  чертежах.

·         Ориентироваться  в  качестве  изделий.

·         Правильно  использовать  в  работе  ножницы,  иглы,  булавки.

·         Работать  с бисером.

Оборудование и приспособления:

·         Швейная машинка.

·         Краеобметочная машина (оверлок).

·         Манекен.

·         Гладильная доска.

·         Утюг.

·         Пульверизатор.

·         Проутюжильник.

·         Иглы.

·         нитки х/б №45.

·         Распарыватель.

·         Наперсток.

·         Портновский мел (мыло).

·         Карандаш.

·         Ластик.

·         Линейка закройщика.

·         Сантиметровая лента.

·         Бумага калька.

 

Литература

1.      Бурда, - изд. Энне Бурда, журналы, 2004-20013.

2.      Валя-Валентина, журналы,.

3.      Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. –Феникс, 2004.

4.      Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека-М.: Просвещение,2001г.

5.      Червякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.

6.      Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.

7.      Журнал «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё»

8.      Журнал «1000 советов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно - тематическое  планирование

(первого года обучения)

п/п

Название темы

Всего

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректиров. сроки прохождения.

1.

 

Вводное занятие. Инструменты и материалы.

      Деятельность  творческой мастерской «Мастерица».

Техника безопасности при работе с инструментами.

2

 

 

4.09

 

 

2.

Общее сведения о тканях.

Виды ручных работ.

«Узелок на память» - ручные стежки.

История сказки иголочки и ниточки. Шов: «Вперед иголку», «Назад иголку». «Отделочный шов»

 «Через край», «Тамбурный шов», пришивание пуговиц.

Декоративная обработка: зубчиками, бахромой, переплетом. Изготовление салфетки, платочка.

Мозаика из пуговиц.

Изготовление игольницы.

Футляр для швейных принадлежностей.

Изготовление панно. 

20

 

 

 

2

 

 

 

2

 

4

 

 

      4

      2

 

2

      4

 

 

 

 

11.09

 

 

 

18.09

 

25.09, 2.10

 

 

9.10, 16.10

23.10

 

30.1

6.11; 13.11

 

3.

Композиция из мягких игрушек

Процесс изготовления тряпичной куклы. Технология изготовления куклы.

Изготовление одежды для кукол. Русская  самодельная  игрушка.

Кукла – берегиня.

Кукла  «Тильда».

 

Кукла   «перевертыш».

«Пасхальный заяц».

«Клоун»

 

40

6

 

 

6

 

6

10

 

4

4

4

 

20.11; 27.11; 4.12

 

 

11.12;18.12;25.12

 

 8.01; 15.01; 22.01

29.01; 5.02; 12.02; 19.02; 26.02

5.03;12.03

19.03;26.03

02.04; 09.04

 

 

4.

Оригами.

 

Базовые формы «Оригами».

Поделки изготовленные путем сгибания листа бумаги

квадратной формы.

Поделки изготовленные  путем сгибания листа бумаги

прямоугольной формы.

Поделки изготовленные  путем сгибания листа бумаги

двойной квадратной формы.

 

10

 

2

2

 

 

2

 

 

4

 

 

 

 

 

16.04

23.04

 

 

30.04

 

 

               7.05;14.05

 

 

 

 

5.

      Итоговое занятие – выставка «Фантазия без предела»

4

                 21.05;28.05

 

 

      Итого:

76

 

 


 

Содержание программы

(первого года обучения)

1.      Вводное занятие. Инструменты и материалы – 2 часа.

·      Знакомство с кабинетом учащихся.

·      Рассказать о режиме работы творческой мастерской «Мастерица».

·      Что такое рукоделие? Основные виды декоративно-прикладного творчества.

·      Краткая история развития рукоделия. Роль рукоделия в жизни человека – средство развития интеллекта, творческих способностей и эстетического восприятия мира.

·      Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.

·      Приемы работы с инструментом. Рабочее место.

·      Правила техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.

·      Общее понятие о предстоящих работах. Показ и демонстрация наглядных пособий, образцов.

·      Вопросы и ответы.

·      Уход и хранение инструментов.

2. Общее сведения о тканях. Виды ручных работ. - 20 часов.

·      История шитья, одежды. В средние века одежда была простой, ее шили из двух деталей, позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много разных швов…

·      Шагает мастерица.

       Очень мал ее шажок, а зовется он… - стежок!

Теоретические сведения.

·      Краткие сведения об ассортименте тканей. Обработка тканей. Виды стежков и строчек. Определение лицевой стороны ткани.

·      Изучение соединительных швов «Вперед иголку», «Строчка».

·      Закрепляющие швы: «Через край», «Петельный», «Подрубочный шов».

·      Отделочные швы: «Тамбурный», «Елочки», «Бархатный», строчка для образования сборок.

·      Размер стежков. Пришивание пуговиц.

Примерный перечень практических работ.

·      Выполнение  образцов ручных работ стежков и строчек.

·       Изготовление образцов из ткани.

·      Салфетка, футляр для швейных принадлежностей, игольница, мозаика из пуговиц, панно,   сумочка, подсвечник и т.д.

Инструменты: игла, ножницы, наперстой. клей ПВА, картон.

Материалы: ткань, цветные нитки, пуговицы.

3. Композиция из мягких игрушек. - 40 часов.

Теоретические сведения.

·      Беседа о народной игрушке.

·       Изготовление выкроек,

·      Подготовка материалов к работе.

·      Инструменты и приспособления для работы.

·      Способы соединения деталей.

·      Правила и приемы безопасной работы с иголкой, ниткой, тканью и ножницами.правила раскроя с учетом швов: закрепление нити на ткани.

·      Технологии выполнения ручных операций.

Практическая работа:

·         Изготовление одежды для кукол

·         Русская  самодельная  игрушка

·         Свадебные  куклы  « неразлучники»,  «красота»

·         Кукла – берегиня

·         Кукла  «Тильда»

·         Кукла   «перевертыш»

·         «Пасхальный заяц»

                 4.  Оригами. – 10 часов.

·         Базовые формы «Оригами».

·         Поделки изготовленные путем сгибания листа бумагиквадратной формы.

·         Поделки изготовленные  путем сгибания листа бумагипрямоугольной формы.

·         Поделки изготовленные  путем сгибания листа бумаги двойной квадратной формы.

·          

     5.   Итоговое занятие - выставка «Фантазия без предела». – 4 часа.

 

 

Учебно - тематическое  планирование

(второго года обучения)

п/п

Название темы

Всего

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректиров. сроки прохождения.

1.

Бисерное искусство. «От замысла к воплощению»

Развитие бисерного исскуства.

Основные виды бисера, бус и т.д.

Приемы и техника работы бисером

Работа по схеме – изучение,

      изготовление украшений и т. д.

36

 

 

2

6

8

20

 

 

 

3.09

10.09; 17.09; 24.09

1.10; 8.10; 15.10; 22.10

29.10; 5.11; 12.11; 19.11

26.11; 3.12; 10.12;17.12; 24.12

 31.12.

 

2.

Вязание крючком, на спицах.

Техника вязания. Вывязывание плотных узоров, орнаментов, ажурных узоров.

Вязание сувениров, игрушек.

Кружевные салфетки.

Трикотажные швы, обработка изделий.

Декоративное вязание, уход за одеждой, ремонт одежды.

36

4

 

10

10

6

6

 

 

 

7.01; 14.01

 

21.01; 28.01; 4.02; 11.02; 18.02.

25,02; 4.03; 11.03; 18.03; 25.03.

1.04; 8.04; 15.04.

22.04; 6.05; 13.05.

 

 

3.

Творческий отчет - итоговое занятие

«Чудеса своими руками»

4

20.05; 27.05

 

 

Итого:

76

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 (второго года обучения)

1.      Бисерное искусство « От замысла к воплощению» - 36 часов.

·         История бисера, бусин, традиции, обычаи.

·         Изготовление бисера, бусин; виды, качество, оттенки.

·         Украшение из бисера, бус – демонстрация.

·         Основные виды бисерного искусства.

·         Техника и приемы изготовления украшений: в одну нить, одной иглой, двумя иглами – в две нити.

·         «В крестик», « в замок», «рыбкой», «змейкой».

·         Вышивание бисером.

·         Вязание изделия, орнамента бисером.

·         Плетение бисером.

·         Подготовка к работе: выбор рисунка, схемы, необходимых принадлежностей, дополнительные детали.

·         Работа по журналам, схемам.

·         Практические работы: изготовление украшений, «цветочка», «солнышко», ожерелья, миниатюрные композиции, заколки.

Инструменты: пинцет, ножницы, круглогубцы.

Материал: леска, нити, иглы, проволока, бисер, бусы, клей, лак, замки, зажимы.

          2. Вязание – 36 часов.

·         Краткие сведения из истории старинного рукоделия.

·         Традиции, обряды, композиции, ритм, орнамент.

·         Теплые и холодные цвета. Цветовой тон.

·         Яркость и насыщенность цвета.

·         Подготовка материалов для работы.

·         Загадки и стихи о клубке, крючке, спицах.

 

1.                  Вязание крючком:

·         Демонстрация изделий, связанных крючком, в современном стиле.

·         Инструменты и материалы для вязания крючком.

·         Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.

·         Приемы работы, правильное положение рук.

·         Выбор крючка в зависимости от ниток и узора.

·         Определение количества петель и ниток.

·         Технология выполнения различных петель.

·         Набор петель.

·         Примерный перечень практических работ: изготовление образцов вязания крючком (воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, пико), ажурные узоры, воротник, сумочка, прихватки, игрушки, сувениры и т.д.

 

2.                  Вязание на спицах:

·         Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах – демонстрация.

·         Материалы и инструменты для вязания.

·         Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей.

·         Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити.

·         Правила вязания – начало на двух и пяти спицах.

·         Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

·         Технология выполнения простых петель.

·         Орнамент.

·         Трикотажные швы: горизонтальные, вертикальные, «петля в петлю». Практические советы.

·         Уход за одеждой. Ремонт одежды: стирка и ВТО изделий из натуральных и химических волокон, штопка.

Примерный перечень практических работ:

·                    Изготовление образцов: салфетки, носки, варежки, шапочка, шарф, игрушки, сувениры и т.д.

·                    Работа по журналам и схемам.

          3. Итоговое занятие «Наш вкус, фантазия, изобретательность». 4 часа.

·         Подготовка изделий, визитки, стенды, оформление.

·         Выставка

·         Анализ


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Рабочая программа для творческой мастерской «Мастерица» необходима для обучения девочек к древнему мастерству, трудовых основ декоративно-прикладного творчества, рукоделия, для подготовки к профессиональному самоопределению и элементарных навыков труда в быту.

Программа расчитана на два года обучения, составлена  на  основе  знаний  возрастных,  психологических,  физических  особенностей  детей  подросткового  возраста.  Работа  с обучаемыми  строится  на  взаимосотрудничестве,  на  основе  уважительного,  искреннего,  деликатного  и  тактичного  отношения  к  личности  ребенка.  Важный  аспект  в  обучении – индивидуальный  подход,  удовлетворяющий  требованиям  познавательной  деятельности  подростка.

Данная  программа предназначена  для  учащихся  5 – 7  классов и рассчитана на два года обучения. Девочки занимаются двумя группами, каждая группа  занимается по 2  часа  в  неделю  - 76 часов  в  год.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 709
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
Презентация по технологии к теме "Предмет труда"
  • Учебник: «Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.
  • Тема: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Нормирование и оплата труда     
  • 30.09.2020
  • 2980
  • 262
«Технология. 10-11 класс», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 578
    • DOCX 42.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заикина Людмила Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заикина Людмила Петровна
    Заикина Людмила Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6397
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе