Пояснительная
записка
Творческая мастерская
«Мастерица» необходима для обучения девочек к древнему мастерству, трудовых
основ декоративно-прикладного творчества – рукоделия, для подготовки к
профессиональному самоопределению и элементарных навыков труда в быту.
Знания, умения и навыки, полученные
в творческой мастерской послужат основой для будущего выбора профессиональной
карьеры в условиях рынка труда.
На занятиях учащиеся узнают много
нового, осваивают технологические приемы и способы обработки материалов,
овладевают основными приемами творческой деятельности: изготовление изделий по
журналам мод, изготовление кукол из ткани и пошив одежды для кукол, лоскутной
мозаики. Они творят, выдумывают – все это помогает им в усвоении учебного
материала и организации досуга. Учащиеся сами научатся создавать народные
костюмы, превращать клочок ткани - в куклу – скрутку, изготавливать
композиции из лоскутков ткани и многое другое.
Программа составлена на основе
знаний возрастных, психологических, физических особенностей детей
подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на
взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный
подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Данная программа предназначена
для учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на два года обучения. Девочки
занимаются двумя группами, каждая группа занимается по 2 часа в неделю -
76 часов в год.
Дополнительная
общеобразовательная программа направлена на становление следующих
ключевых компетентностей:
-
познавательная компетентность; (овладение опыта самопознания);
-
организаторской компетентностью (планирование и управление собственной
деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, изделий
народных промыслов, владение навыками контроля и оценки собственной и
совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
-
коммуникативная компетентность (владеть способами презентации себя и
своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую
информацию),
-
информационная компетентность (способность работать с различными
источниками информации);
-
социальная компетентность (соблюдение норм поведения, умение работать в
коллективе);
Овладение
знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к
конкуренции на рынке труда и профессий, т.к. одним из результатов
изучения прикладного искусства является способность поставлять на рынок
товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные
пробы. Познакомить с профессиями портной, дизайнера, художника и т.д.
Основной целью данной
программы является:
·
формирование
творческих способностей обучающихся путем создания условий для
самореализации личности;
·
Воспитание
и развитие художественного вкуса учащегося;
·
Выявление
и развитие познавательных интересов;
Задачи:
Обучающие:
·
Обучить
трудовым навыкам при работе с тканью, нитками.
·
Углубить
и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия.
·
Формировать
интерес к декоративно – прикладному искусству.
Воспитательные:
·
Привить
интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
·
Воспитывать
нравственные качества у детей.
·
Формировать
чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
·
Развивать
образное мышление, творческие способности.
·
Формировать
эстетический и художественный вкус.
·
Содействовать
формированию всесторонне развитой личности.
Обучение
проводится в двух направлениях:
·
Усвоение
теоретических знаний.
·
Формирование
практических навыков.
Во время реализации программы
будут использоваться такие формы и методы, как рассказ, беседа,
объяснение, а ток же выполнение практических заданий.
Программа
способствует:
·
Развитию
чувств красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
·
Приобщению
детей к национально – региональным особенностям;
·
Умению
находить варианты решения в работе;
·
Оказанию
помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни.
Формы контроля:
Подведение итогов работы
является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как
дополнительное образование не имеет четких критериев определения
результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных
образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.
Традиционными стали участие в
городских, региональных, республиканских выставках и конкурсах.
Ожидаемый
результат:
Учащиеся должны
знать:
·
роль
трудовой деятельности в жизни человека;
·
правила
использования инструментов, приспособлений, правила безопасности труда;
·
историю
развития культуры и одежды России;
·
виды
технологической обработки материала;
·
иметь
представлении о понятиях: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, композиция, основные
цвета, гармония, контраст;
·
способы
окончательной обработки и оформления готовых изделий;
·
технологию
изготовления простых швейных изделий;
·
требования
к качеству готового изделия.
·
Исторические
сведения по развитию промыслов народной игрушки.
·
О
цветовом сочетании в изделиях.
·
Русские
народные праздники.
Должны уметь:
·
пользоваться
инструментами и приспособлениями для обработки материалов;
·
соблюдая
правила техники безопасности труда выполнять различные виды ручных работ;
·
изготавливать
простые швейные изделия;
·
уметь работать
с лекалами;
·
создавать
банк идей и предложений;
·
выполнять
эскизы и рисунок изделия;
·
выбирать
оптимальный, лучший вариант;
·
моделировать
и проектировать изделия;
·
определять
и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении
изделия;
·
организовать
рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при
работе с разными материалами;
·
изготавливать
изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;
·
осуществлять
декоративную оформление и отделку изделий;
·
рационально
размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на
рабочем месте после завершения деятельности.
·
Изготавливать
самодельные игрушки из ткани.
·
Разбираться
в схемах и чертежах.
·
Ориентироваться
в качестве изделий.
·
Правильно
использовать в работе ножницы, иглы, булавки.
·
Работать
с бисером.
Оборудование и
приспособления:
·
Швейная
машинка.
·
Краеобметочная
машина (оверлок).
·
Манекен.
·
Гладильная
доска.
·
Утюг.
·
Пульверизатор.
·
Проутюжильник.
·
Иглы.
·
нитки
х/б №45.
·
Распарыватель.
·
Наперсток.
·
Портновский
мел (мыло).
·
Карандаш.
·
Ластик.
·
Линейка
закройщика.
·
Сантиметровая
лента.
·
Бумага
калька.
Литература
1. Бурда, -
изд. Энне Бурда, журналы, 2004-20013.
2. Валя-Валентина,
журналы,.
3. Волкова
Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. –Феникс, 2004.
4. Горяева
Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека-М.: Просвещение,2001г.
5. Червякова
В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.
6. Энциклопедия.
Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.
7. Журнал
«Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё»
8. Журнал
«1000 советов».
Содержание
программы
(первого
года обучения)
1. Вводное
занятие. Инструменты и материалы – 2 часа.
· Знакомство
с кабинетом учащихся.
· Рассказать
о режиме работы творческой мастерской «Мастерица».
· Что
такое рукоделие? Основные виды декоративно-прикладного творчества.
· Краткая
история развития рукоделия. Роль рукоделия в жизни человека – средство развития
интеллекта, творческих способностей и эстетического восприятия мира.
· Материалы,
инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.
· Приемы
работы с инструментом. Рабочее место.
· Правила
техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.
· Общее
понятие о предстоящих работах. Показ и демонстрация наглядных пособий,
образцов.
· Вопросы
и ответы.
· Уход
и хранение инструментов.
2.
Общее сведения о тканях. Виды ручных работ. - 20 часов.
· История
шитья, одежды. В средние века одежда была простой, ее шили из двух деталей,
позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много разных швов…
· Шагает
мастерица.
Очень мал ее шажок, а зовется он… - стежок!
Теоретические
сведения.
· Краткие
сведения об ассортименте тканей. Обработка тканей. Виды стежков и строчек.
Определение лицевой стороны ткани.
· Изучение
соединительных швов «Вперед иголку», «Строчка».
· Закрепляющие
швы: «Через край», «Петельный», «Подрубочный шов».
· Отделочные
швы: «Тамбурный», «Елочки», «Бархатный», строчка для образования сборок.
· Размер
стежков. Пришивание пуговиц.
Примерный перечень
практических работ.
·
Выполнение образцов ручных работ стежков
и строчек.
· Изготовление
образцов из ткани.
· Салфетка,
футляр для швейных принадлежностей, игольница, мозаика из пуговиц, панно,
сумочка, подсвечник и т.д.
Инструменты:
игла, ножницы, наперстой. клей ПВА, картон.
Материалы:
ткань, цветные нитки, пуговицы.
3. Композиция
из мягких игрушек. - 40 часов.
Теоретические сведения.
· Беседа о
народной игрушке.
· Изготовление
выкроек,
· Подготовка
материалов к работе.
· Инструменты
и приспособления для работы.
· Способы
соединения деталей.
· Правила и
приемы безопасной работы с иголкой, ниткой, тканью и ножницами.правила раскроя
с учетом швов: закрепление нити на ткани.
· Технологии
выполнения ручных операций.
Практическая работа:
·
Изготовление
одежды для кукол
·
Русская
самодельная игрушка
·
Свадебные
куклы « неразлучники», «красота»
·
Кукла
– берегиня
·
Кукла
«Тильда»
·
Кукла
«перевертыш»
·
«Пасхальный
заяц»
4. Оригами. – 10 часов.
·
Базовые формы «Оригами».
·
Поделки изготовленные путем сгибания листа
бумагиквадратной формы.
·
Поделки изготовленные путем сгибания
листа бумагипрямоугольной формы.
·
Поделки изготовленные путем сгибания
листа бумаги двойной квадратной формы.
·
5. Итоговое занятие - выставка «Фантазия без предела». – 4 часа.
Учебно - тематическое
планирование
(второго
года обучения)
№
п/п
|
Название темы
|
Всего
часов
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорректиров. сроки прохождения.
|
1.
|
Бисерное искусство. «От замысла к воплощению»
Развитие
бисерного исскуства.
Основные
виды бисера, бус и т.д.
Приемы и
техника работы бисером
Работа
по схеме – изучение,
изготовление украшений и т. д.
|
36
2
6
8
20
|
3.09
10.09;
17.09; 24.09
1.10;
8.10; 15.10; 22.10
29.10;
5.11; 12.11; 19.11
26.11;
3.12; 10.12;17.12; 24.12
31.12.
|
|
2.
|
Вязание крючком, на спицах.
Техника
вязания. Вывязывание плотных узоров, орнаментов, ажурных узоров.
Вязание
сувениров, игрушек.
Кружевные
салфетки.
Трикотажные
швы, обработка изделий.
Декоративное
вязание, уход за одеждой, ремонт одежды.
|
36
4
10
10
6
6
|
7.01;
14.01
21.01;
28.01; 4.02; 11.02; 18.02.
25,02;
4.03; 11.03; 18.03; 25.03.
1.04;
8.04; 15.04.
22.04;
6.05; 13.05.
|
|
3.
|
Творческий отчет - итоговое занятие
«Чудеса
своими руками»
|
4
|
20.05;
27.05
|
|
|
Итого:
|
76
|
|
|
Содержание
программы
(второго
года обучения)
1. Бисерное
искусство « От замысла к воплощению» - 36 часов.
·
История
бисера, бусин, традиции, обычаи.
·
Изготовление
бисера, бусин; виды, качество, оттенки.
·
Украшение
из бисера, бус – демонстрация.
·
Основные
виды бисерного искусства.
·
Техника
и приемы изготовления украшений: в одну нить, одной иглой, двумя иглами – в две
нити.
·
«В
крестик», « в замок», «рыбкой», «змейкой».
·
Вышивание
бисером.
·
Вязание
изделия, орнамента бисером.
·
Плетение
бисером.
·
Подготовка
к работе: выбор рисунка, схемы, необходимых принадлежностей, дополнительные
детали.
·
Работа
по журналам, схемам.
·
Практические
работы: изготовление украшений, «цветочка», «солнышко», ожерелья, миниатюрные
композиции, заколки.
Инструменты: пинцет, ножницы,
круглогубцы.
Материал: леска, нити, иглы,
проволока, бисер, бусы, клей, лак, замки, зажимы.
2.
Вязание – 36 часов.
·
Краткие
сведения из истории старинного рукоделия.
·
Традиции,
обряды, композиции, ритм, орнамент.
·
Теплые
и холодные цвета. Цветовой тон.
·
Яркость
и насыщенность цвета.
·
Подготовка
материалов для работы.
·
Загадки
и стихи о клубке, крючке, спицах.
1.
Вязание
крючком:
·
Демонстрация
изделий, связанных крючком, в современном стиле.
·
Инструменты
и материалы для вязания крючком.
·
Условные
обозначения, применяемые при вязании крючком.
·
Приемы
работы, правильное положение рук.
·
Выбор
крючка в зависимости от ниток и узора.
·
Определение
количества петель и ниток.
·
Технология
выполнения различных петель.
·
Набор
петель.
·
Примерный
перечень практических работ: изготовление образцов вязания крючком (воздушная
петля, столбик без накида, столбик с накидом, пико), ажурные узоры, воротник,
сумочка, прихватки, игрушки, сувениры и т.д.
2.
Вязание
на спицах:
·
Ассортимент
изделий, выполняемых в технике вязания на спицах – демонстрация.
·
Материалы
и инструменты для вязания.
·
Характеристика
шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей.
·
Правила
подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити.
·
Правила
вязания – начало на двух и пяти спицах.
·
Условные
обозначения, применяемые при вязании на спицах.
·
Технология
выполнения простых петель.
·
Орнамент.
·
Трикотажные
швы: горизонтальные, вертикальные, «петля в петлю». Практические советы.
·
Уход
за одеждой. Ремонт одежды: стирка и ВТО изделий из натуральных и химических
волокон, штопка.
Примерный перечень практических
работ:
·
Изготовление
образцов: салфетки, носки, варежки, шапочка, шарф, игрушки, сувениры и т.д.
·
Работа
по журналам и схемам.
3.
Итоговое занятие «Наш вкус, фантазия, изобретательность». 4 часа.
·
Подготовка
изделий, визитки, стенды, оформление.
·
Выставка
·
Анализ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.