Главная / Технология / Рабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса

Рабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Альметьевска



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Заместитель директора

Директор МБОУ«СОШ №1»

______/ГиматдиноваР.Г./

по ВР

__________/Фардеева Р.А./

Протокол №___

_________/Искандарова А.М./

Приказ № ___

«__»_________2014г.

«__»_________2014г.

«__»_________2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Творческой мастерской «Мастерица»

(техническое направление)


Для обучающихся 5-8 классов


Составила: Заикина Л.П.

Первая квалификационная категория.











г.Альметьевск 2014



Пояснительная записка

Творческая мастерская «Мастерица» необходима для обучения девочек к древнему мастерству, трудовых основ декоративно-прикладного творчества – рукоделия, для подготовки к профессиональному самоопределению и элементарных навыков труда в быту.

Знания, умения и навыки, полученные в творческой мастерской послужат основой для будущего выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.

На занятиях учащиеся узнают много нового, осваивают технологические приемы и способы обработки материалов, овладевают основными приемами творческой деятельности: изготовление изделий по журналам мод, изготовление кукол из ткани и пошив одежды для кукол, лоскутной мозаики. Они творят, выдумывают – все это помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Учащиеся сами научатся создавать народные костюмы, превращать клочок ткани - в куклу – скрутку, изготавливать композиции из лоскутков ткани и многое другое.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Данная программа предназначена для учащихся 5 – 7 классов и рассчитана на два года обучения. Девочки занимаются двумя группами, каждая группа занимается по 2 часа в неделю - 76 часов в год.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

- познавательная компетентность; (овладение опыта самопознания);

- организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, изделий народных промыслов, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);

- коммуникативная компетентность (владеть способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию),

- информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации);

- социальная компетентность (соблюдение норм поведения, умение работать в коллективе);

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т.к. одним из результатов изучения прикладного искусства является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомить с профессиями портной, дизайнера, художника и т.д.

Основной целью данной программы является:

  • формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности;

  • Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося;

  • Выявление и развитие познавательных интересов;

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить трудовым навыкам при работе с тканью, нитками.

  • Углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия.

  • Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

  • Воспитывать нравственные качества у детей.

  • Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

  • Развивать образное мышление, творческие способности.

  • Формировать эстетический и художественный вкус.

  • Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  • Усвоение теоретических знаний.

  • Формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использоваться такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а ток же выполнение практических заданий.

Программа способствует:

  • Развитию чувств красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;

  • Приобщению детей к национально – региональным особенностям;

  • Умению находить варианты решения в работе;

  • Оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни.

Формы контроля:

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.

Традиционными стали участие в городских, региональных, республиканских выставках и конкурсах.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • правила использования инструментов, приспособлений, правила безопасности труда;

  • историю развития культуры и одежды России;

  • виды технологической обработки материала;

  • иметь представлении о понятиях: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, композиция, основные цвета, гармония, контраст;

  • способы окончательной обработки и оформления готовых изделий;

  • технологию изготовления простых швейных изделий;

  • требования к качеству готового изделия.

  • Исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки.

  • О цветовом сочетании в изделиях.

  • Русские народные праздники.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов;

  • соблюдая правила техники безопасности труда выполнять различные виды ручных работ;

  • изготавливать простые швейные изделия;

  • уметь работать с лекалами;

  • создавать банк идей и предложений;

  • выполнять эскизы и рисунок изделия;

  • выбирать оптимальный, лучший вариант;

  • моделировать и проектировать изделия;

  • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;

  • организовать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

  • осуществлять декоративную оформление и отделку изделий;

  • рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.

  • Изготавливать самодельные игрушки из ткани.

  • Разбираться в схемах и чертежах.

  • Ориентироваться в качестве изделий.

  • Правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.

  • Работать с бисером.

Оборудование и приспособления:

  • Швейная машинка.

  • Краеобметочная машина (оверлок).

  • Манекен.

  • Гладильная доска.

  • Утюг.

  • Пульверизатор.

  • Проутюжильник.

  • Иглы.

  • нитки х/б №45.

  • Распарыватель.

  • Наперсток.

  • Портновский мел (мыло).

  • Карандаш.

  • Ластик.

  • Линейка закройщика.

  • Сантиметровая лента.

  • Бумага калька.



Литература

  1. Бурда, - изд. Энне Бурда, журналы, 2004-20013.

  2. Валя-Валентина, журналы,.

  3. Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. –Феникс, 2004.

  4. Горяева Н.А. Декоративно прикладное искусство в жизни человека-М.: Просвещение,2001г.

  5. Червякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.

  7. Журнал «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё»

  8. Журнал «1000 советов».





















Учебно - тематическое планирование

(первого года обучения)

п/п

Название темы

Всего

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректиров. сроки прохождения.

1.


Вводное занятие. Инструменты и материалы.

Деятельность творческой мастерской «Мастерица».

Техника безопасности при работе с инструментами.

2




4.09



2.

Общее сведения о тканях.

Виды ручных работ.

«Узелок на память» - ручные стежки.

История сказки иголочки и ниточки. Шов: «Вперед иголку», «Назад иголку». «Отделочный шов»

«Через край», «Тамбурный шов», пришивание пуговиц.

Декоративная обработка: зубчиками, бахромой, переплетом. Изготовление салфетки, платочка.

Мозаика из пуговиц.

Изготовление игольницы.

Футляр для швейных принадлежностей.

Изготовление панно.

20







2







2



4





4

2



2

4









11.09







18.09



25.09, 2.10





9.10, 16.10

23.10



30.1

6.11; 13.11


3.

Композиция из мягких игрушек

Процесс изготовления тряпичной куклы. Технология изготовления куклы.

Изготовление одежды для кукол. Русская самодельная игрушка.

Кукла – берегиня.

Кукла «Тильда».



Кукла «перевертыш».

«Пасхальный заяц».

«Клоун»


40

6





6



6

10



4

4

4



20.11; 27.11; 4.12





11.12;18.12;25.12



8.01; 15.01; 22.01

29.01; 5.02; 12.02; 19.02; 26.02

5.03;12.03

19.03;26.03

02.04; 09.04



4.

Оригами.



Базовые формы «Оригами».

Поделки изготовленные путем сгибания листа бумаги

квадратной формы.

Поделки изготовленные путем сгибания листа бумаги

прямоугольной формы.

Поделки изготовленные путем сгибания листа бумаги

двойной квадратной формы.


10



2

2





2





4










16.04

23.04





30.04





7.05;14.05







5.

Итоговое занятие – выставка «Фантазия без предела»

4

21.05;28.05



Итого:

76






Содержание программы

(первого года обучения)

  1. Вводное занятие. Инструменты и материалы – 2 часа.

  • Знакомство с кабинетом учащихся.

  • Рассказать о режиме работы творческой мастерской «Мастерица».

  • Что такое рукоделие? Основные виды декоративно-прикладного творчества.

  • Краткая история развития рукоделия. Роль рукоделия в жизни человека – средство развития интеллекта, творческих способностей и эстетического восприятия мира.

  • Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.

  • Приемы работы с инструментом. Рабочее место.

  • Правила техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.

  • Общее понятие о предстоящих работах. Показ и демонстрация наглядных пособий, образцов.

  • Вопросы и ответы.

  • Уход и хранение инструментов.

2. Общее сведения о тканях. Виды ручных работ. - 20 часов.

  • История шитья, одежды. В средние века одежда была простой, ее шили из двух деталей, позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много разных швов…

  • Шагает мастерица.

Очень мал ее шажок, а зовется он… - стежок!

Теоретические сведения.

  • Краткие сведения об ассортименте тканей. Обработка тканей. Виды стежков и строчек. Определение лицевой стороны ткани.

  • Изучение соединительных швов «Вперед иголку», «Строчка».

  • Закрепляющие швы: «Через край», «Петельный», «Подрубочный шов».

  • Отделочные швы: «Тамбурный», «Елочки», «Бархатный», строчка для образования сборок.

  • Размер стежков. Пришивание пуговиц.

Примерный перечень практических работ.

  • Выполнение образцов ручных работ стежков и строчек.

  • Изготовление образцов из ткани.

  • Салфетка, футляр для швейных принадлежностей, игольница, мозаика из пуговиц, панно, сумочка, подсвечник и т.д.

Инструменты: игла, ножницы, наперстой. клей ПВА, картон.

Материалы: ткань, цветные нитки, пуговицы.

3. Композиция из мягких игрушек. - 40 часов.

Теоретические сведения.

  • Беседа о народной игрушке.

  • Изготовление выкроек,

  • Подготовка материалов к работе.

  • Инструменты и приспособления для работы.

  • Способы соединения деталей.

  • Правила и приемы безопасной работы с иголкой, ниткой, тканью и ножницами.правила раскроя с учетом швов: закрепление нити на ткани.

  • Технологии выполнения ручных операций.

Практическая работа:

  • Изготовление одежды для кукол

  • Русская самодельная игрушка

  • Свадебные куклы « неразлучники», «красота»

  • Кукла – берегиня

  • Кукла «Тильда»

  • Кукла «перевертыш»

  • «Пасхальный заяц»

4. Оригами. – 10 часов.

  • Базовые формы «Оригами».

  • Поделки изготовленные путем сгибания листа бумагиквадратной формы.

  • Поделки изготовленные путем сгибания листа бумагипрямоугольной формы.

  • Поделки изготовленные путем сгибания листа бумаги двойной квадратной формы.

5. Итоговое занятие - выставка «Фантазия без предела». – 4 часа.





Учебно - тематическое планирование

(второго года обучения)

п/п

Название темы

Всего

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректиров. сроки прохождения.

1.

Бисерное искусство. «От замысла к воплощению»

Развитие бисерного исскуства.

Основные виды бисера, бус и т.д.

Приемы и техника работы бисером

Работа по схеме – изучение,

изготовление украшений и т. д.

36





2

6

8

20






3.09

10.09; 17.09; 24.09

1.10; 8.10; 15.10; 22.10

29.10; 5.11; 12.11; 19.11

26.11; 3.12; 10.12;17.12; 24.12

31.12.


2.

Вязание крючком, на спицах.

Техника вязания. Вывязывание плотных узоров, орнаментов, ажурных узоров.

Вязание сувениров, игрушек.

Кружевные салфетки.

Трикотажные швы, обработка изделий.

Декоративное вязание, уход за одеждой, ремонт одежды.

36

4



10

10

6

6






7.01; 14.01



21.01; 28.01; 4.02; 11.02; 18.02.

25,02; 4.03; 11.03; 18.03; 25.03.

1.04; 8.04; 15.04.

22.04; 6.05; 13.05.



3.

Творческий отчет - итоговое занятие

«Чудеса своими руками»

4

20.05; 27.05



Итого:

76













Содержание программы

(второго года обучения)

  1. Бисерное искусство « От замысла к воплощению» - 36 часов.

  • История бисера, бусин, традиции, обычаи.

  • Изготовление бисера, бусин; виды, качество, оттенки.

  • Украшение из бисера, бус – демонстрация.

  • Основные виды бисерного искусства.

  • Техника и приемы изготовления украшений: в одну нить, одной иглой, двумя иглами – в две нити.

  • «В крестик», « в замок», «рыбкой», «змейкой».

  • Вышивание бисером.

  • Вязание изделия, орнамента бисером.

  • Плетение бисером.

  • Подготовка к работе: выбор рисунка, схемы, необходимых принадлежностей, дополнительные детали.

  • Работа по журналам, схемам.

  • Практические работы: изготовление украшений, «цветочка», «солнышко», ожерелья, миниатюрные композиции, заколки.

Инструменты: пинцет, ножницы, круглогубцы.

Материал: леска, нити, иглы, проволока, бисер, бусы, клей, лак, замки, зажимы.

2. Вязание – 36 часов.

  • Краткие сведения из истории старинного рукоделия.

  • Традиции, обряды, композиции, ритм, орнамент.

  • Теплые и холодные цвета. Цветовой тон.

  • Яркость и насыщенность цвета.

  • Подготовка материалов для работы.

  • Загадки и стихи о клубке, крючке, спицах.



  1. Вязание крючком:

  • Демонстрация изделий, связанных крючком, в современном стиле.

  • Инструменты и материалы для вязания крючком.

  • Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.

  • Приемы работы, правильное положение рук.

  • Выбор крючка в зависимости от ниток и узора.

  • Определение количества петель и ниток.

  • Технология выполнения различных петель.

  • Набор петель.

  • Примерный перечень практических работ: изготовление образцов вязания крючком (воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, пико), ажурные узоры, воротник, сумочка, прихватки, игрушки, сувениры и т.д.



  1. Вязание на спицах:

  • Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах – демонстрация.

  • Материалы и инструменты для вязания.

  • Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей.

  • Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити.

  • Правила вязания – начало на двух и пяти спицах.

  • Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

  • Технология выполнения простых петель.

  • Орнамент.

  • Трикотажные швы: горизонтальные, вертикальные, «петля в петлю». Практические советы.

  • Уход за одеждой. Ремонт одежды: стирка и ВТО изделий из натуральных и химических волокон, штопка.

Примерный перечень практических работ:

  • Изготовление образцов: салфетки, носки, варежки, шапочка, шарф, игрушки, сувениры и т.д.

  • Работа по журналам и схемам.

3. Итоговое занятие «Наш вкус, фантазия, изобретательность». 4 часа.

  • Подготовка изделий, визитки, стенды, оформление.

  • Выставка

  • Анализ



Рабочая программа творческого кружка "Мастерица" для 5-7 класса
  • Технология
Описание:

 Рабочая программа для творческой мастерской «Мастерица» необходима для обучения девочек к древнему мастерству, трудовых основ декоративно-прикладного творчества, рукоделия, для подготовки к профессиональному самоопределению и элементарных навыков труда в быту.

Программа расчитана на два года обучения, составлена  на  основе  знаний  возрастных,  психологических,  физических  особенностей  детей  подросткового  возраста.  Работа  с обучаемыми  строится  на  взаимосотрудничестве,  на  основе  уважительного,  искреннего,  деликатного  и  тактичного  отношения  к  личности  ребенка.  Важный  аспект  в  обучении – индивидуальный  подход,  удовлетворяющий  требованиям  познавательной  деятельности  подростка.

Данная  программа предназначена  для  учащихся  5 – 7  классов и рассчитана на два года обучения. Девочки занимаются двумя группами, каждая группа  занимается по 2  часа  в  неделю  - 76 часов  в  год.

Автор Заикина Людмила Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3311
Номер материала 25668
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓