Главная / Химия / Рабочая программа спецкурса Химия в задачах (10-11 класс,профиль)

Рабочая программа спецкурса Химия в задачах (10-11 класс,профиль)

МАОУ «Лицей №9»



РАССМОТРЕНО

на заседании ПО

Протокол №___

от «___»______ 20___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Куневская Л.В.

__________________________

о«___»______ 20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Лицей №9»

______________________

Г.Ф. Филимонов

Приказ от __________ №______





Рабочая программа спецкурса

Наименование учебного предмета ____Органическая химия в задачах_________

Класс (ы)__10л-11л(химико-биологическая подгруппа)_______________________

Учитель ____Тестоедова Светлана Владимировна__________________________


Срок реализации программы, учебный год (ы)______2013-2016гг____________

Количество часов по учебному плану:







10 класс-72ч






11 класс- 68 ч








Программа составлена на основе: Химия10-11;Р.А. Лидин, Е.Е.Якимова, Н.А. Вотинова,2008г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)



Учебник___ Химия -10(профильный уровень)_ О.С. Габриеляна ,2013г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)




Рабочую программу составил (а)________________________________Тестоедова С.В.

подпись расшифровка подписи

г. Новосибирск

2014


Пояснительная записка


1.1.Обоснование актуальности курса:

Программа способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся в разных областях деятельности человека, объединенных вопросами химии. Рабочая программа предусматривает различные формы и методы педагогической работы, что существенно расширяет возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, позволяет ученику быть конкурентно способным при поступлении в высшие учебные заведения. Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную. предпрофессиональную ориентацию лицеистов. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся углубить полученные знания, получить дополнительную подготовку для сдачи государственного экзамена, расширить кругозор и стать конкурентно способными при поступлении в ВУЗ.

1.2.Цели программы:

  • Закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по химии

  • Развивать умения решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно -научного профиля.

Задачи программы:

  • Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии;

  • Привить навыки владения учащимися вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых химических задач, применения при решении задач важнейших физических законов.

  • Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного профиля при решении расчетных задач по химии.

  • Формировать представления о химической картине природы как о важном компоненте естественно - научного мировоззрения.

1.3.Нормативные документы Исходные документы для составления рабочей программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004; Рабочая программы составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (Дрофа М, 2008 ) Данная программа соответствует утвержденным МО РФ , учитывает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта образования по химии и выполняет одну из задач модернизации школы- переход на концентрическую концепцию химического образования.

1.4. Место программы в образовательном процессе Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11х классов, рассчитана на 140 часов. Программа развивает содержание базового курса по химии, дает учащимся возможность получить и укрепить навыки решения логических ,расчетных и практических задач, повышает общую эрудицию учеников в теоретических вопросах химии. Программа основана на глубоких межпредметных связях и находится на стыке таких наук как биохимия, геология, физика. Целостное восприятие учеником мира позволяет ему самоопределиться, профессионально сориентироваться и сделать правильный выбор.

1.5. Особенности программы Рабочая программа предусматривает различные формы и методы педагогической работы, что существенно расширяет возможности выстраивания обучаемым индивидуальной образовательной траектории, позволяет ученику быть конкурентно способным при поступлении в высшие учебные заведения. В 10 классе учащиеся знакомятся с алгоритмами решения задач разного уровня сложности по курсу неорганической и органической химии, а также с трудными вопросами теории. Определение типа образующихся в реакции обмена солей. Определение химических формул неорганических веществ на основе реакции с их участием. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе с использованием правил смешивания и др. Учащимся предлагается большое количество задач комбинированного характера, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения, а так же задачи на знание способов получения и химических свойств соединения химических элементов I-VII групп периодической системы.

В 11 классе обучение направлено на решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.

Работа учащихся с заданиями, используемыми при проведении ЕГЭ.

Ведущие идеи программы:

  • Обеспечить углубленное изучение химии;

  • Создать условия для дифференциации содержания обучения;

  • Установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

  • Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования

1.6. Контингент МАОУ «Лицей №9»-ОУ , в котором учащиеся выбирают профиль после 7 класса. Из обучающихся 9 классов , организован 10л класс, состоящий из двух подгрупп: химико-биологического и информационно-технологического профилей.. У обучаемых сформирован интерес к профессии- врача и ученого. В 9 классе посещали элективный курс « Химия и жизнь».

1.7.Педагогическая технология обусловлена программой развития лицея. Она основывается на концепции естественнонаучного образования в лицее.. Цель технологии – создать условия для формирования научной картины мира, соответствующую химической форме движения материи, через углубленное изучение предмета. Методическая система достижения целей: лекционные занятия, занятия в группах, разработка алгоритма решения задач каждого типа;средства изучение нового материала, а также повышение интереса к предмету: урок-соревнования, занимательные задачи.


1.8.Прогнозируемый результат

Знать основы учения о химическом строении органических соединений, понятие изомерии, способы образования простых и кратных связей между атомами, функциональные важнейшие группы органический соединений, характеристику изученных основных видов химических реакций между органическими веществами.

Уметь различать по формулам изомерные вещества, составлять структурные формулы органических веществ изученных классов.

Знать строение, свойства, нахождение в природе и практическое значение изученных органических веществ.

Уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения.

Уметь выполнять опыты с органическими веществами, распознавать соединения по известным признакам.

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов.

Уметь решать задачи обозначенных в программе типов. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.4.Комбинированные задачи.5Вычисления по термохимическим уравнениям.


1.9. Условием решения образовательных задача химического обучения на углубленном уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в реализации концепции естественнонаучного образования в лицее. Условиями эффективной реализации данной программы является наличие в Кабинете химии (с 1993 года): смарт - доски с медиапроектором, компьютера, электрической Периодической системы, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование. Кинофильмы и медиатека. Разнообразие дидактического материала. Перечень оборудования: наборы « школьная химическая лаборатория»(18шт), наборы реактивов, наборы коллекций, медиапрезентации по темам программы, химическая посуда, химические приборы. Практический раздаточный материал по органической химии.


Содержание программы

10 класс (72ч) 2ч в неделю


ТЕМА 1.Решение задач на определение формул неорганических и органических

веществ (4 ч)

Алгоритм решения задач на определение химических формул неорганического и органического вещества на основе реакции с их участием.

ТЕМА 2. Химические реакции в органической химии (16ч)

Классификация реакций в органической химии. Реакция замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Реакция присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Реакция отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Декарбоксилирование. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Именные реакции. Качественные реакции на органические вещества.

ТЕМА 3. Расчетные задачи по теме «Углеводороды»(4 ч)

Расчетные задачи по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ. Избыток реагирует с продуктом.

ТЕМА 4. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии(8 ч)

Классификация окислительно-восстановительных реакций в органической химии

Определение продукта в ОВР в разной среде раствора. Окислительные свойства окислителей: перманганата калия дихроматов и хроматов в различных средах.

ТЕМА 5. Олимпиадные задачи ( 8 ч)

Разбор заданий окружной, муниципальной и региональных олимпиад.

ТЕМА 6. Органическая химия на основе повторения химии элементов( 28ч)

Аммиак, Азот Азотная кислота Нитраты Фосфор Фосфорная кислота Углерод Кремний Угольная и кремниевая кислоты Электролиз Щелочные металлы Магний ,кальций и их соединения Алюминий и его соединения Железо и его соединения Хром и его соединения

Зачет (4 часа)



11 класс (68ч) 2ч в неделю


ТЕМА 1.Задачи повышенного уровня сложности по теме «Углеводороды» (8 ч)

Упражнения по составлению структурных формул и изомеров углеводов С7 – С10 разветвленного строения. Химические реакции в органической химии. Нестандартные расчетные задачи по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ Задачи с использованием понятий «мольная доля», «объемная доля», «молярная масса смеси веществ» Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ.

Алканы и циклоалканы Алкены Алкадиены Алкины Арены.

ТЕМА 2.Задачи повышенного уровня сложности по теме «Элементоорганические соединения»(8 ч) Предельные одноатомные спирты Многоатомные спирты

Фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты Эфиры Углеводы Азотсодержащие органические вещества. Алгоритмы решения задач на частичное взаимодействие органических веществ с определенными реагентами.

ТЕМА 3.Газовые законы (8ч)

Закон Авогадро и следствия. Закон Бойля-Мариотта, Гей - Люссака. Уравнение идеального газа (Клапейрона-Менделеева). Задачи на растворение в воде активных металлов.

ТЕМА 4.Действия с растворами, растворимость Реакции ионного обмена (8 ч)

Растворимость веществ в воде Кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества(Молярная концентрация) Разбавление концентрированных растворов. Концентрирование разбавленных растворов. Смешение растворов разного состава. Сильные и слабые электролиты. Явление гидролиза солей в РИО. Задачи на растворение в воде кристаллогидратов. Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием правила смешивания.

ТЕМА 5.Термохимия (8 ч)

Энтропия, энтальпия реакции. Энергия Гиббса. Возможность и самопроизвольность протекания химических реакций. Расчет :энтальпии, энтропии, энергии Гиббса. Закон Гесса. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Задачи: расчеты по термохимическому уравнению, теплового эффекта , энтальпии, энтропии, энергии Гиббса, возможности протекания реакции.

ТЕМА6.Комбинированные задачи по курсам Неорганическая, Органическая и Общая химия(10 ч)

1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.4.Комбинированные задачи.5.Вычисления по термохимическим уравнениям.

ТЕМА 7.Задания ЕГЭ по химии (14 ч)

Контроль знаний ЕГЭ (4 ч)


Литература


  1. Казеннова Н.Б. Справочник школьника по органической химии. М: Аквариум, 1997

  2. Кузьменко Н.Е. Конкурсный экзамен по химии. Руководство абитуриента. М: Изд-во МГУ, 1993

  3. Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М: ИМА-Принт, 1993

  4. Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М: Изд-во МГУ, 1977

  5. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М: Просвещение, 1992

  6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997

  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов, М: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998

  8. Кушнарев А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов, М: Школа-Пресс, 1999

  9. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности Изд-во ЛГУ, 1991

  10. Р.А. Лидин, Е.Е.Якимова, Н.А. Вотинова Химии10-11,М Дрофа,1999

  11. Электронная версия учебного пособия Р.А. Лидин Химические свойства неорганических веществ, М Химия,2000

  12. Р.А. Лидин. Органическая химия Экспресс-репетитор. Для подготовки к ЕГЭ.АСТ*Астрель Москва








Тематический план 10 класс (72часа)


ТЕМА

Кол-во часов

Форма занятий, контроль

Алгоритм решения задач на определение химических формул неорганического и органического вещества на основе реакции с их участием

4

Лекция

Семинар

Тренинг

Химические реакции в органической химии

16

Лекция

Практикум

Нестандартные расчетные задачи по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ

4

Лекция

Практикум


Классификация окислительно-восстановительных реакций в органической химии

4

Лекция

Тренинг

Окислительные свойства KMnO4 в различных средах

4

Семинар

Избранные задачи олимпиад школьников по химии

8

Практикум

Семинар-соревнование

Аммиак, Азот

2

Лекция практикум

Азотная кислота

2

Лекция Соревнования

Нитраты

2

Творческое задание

Фосфор

2

Лекция

Фосфорная кислота

2

Семинар

Углерод

2

Лекция

Кремний

2

Семинар

Угольная и кремниевая кислоты

2

Практикум

Электролиз

2

Лекция

Щелочные металлы

2

Творческое задание

.Mg и Ca и их соединения

2

Лекция

.Al и его соединения

2

Практикум Семинар

Fe и его соединения

2

Творческое задание

Хром и его соединения

2

Лекция

Подведение итогов

4

зачет


















Тематический план 11 класс ( 68 часов)


ТЕМА

Кол-во часов

Форма занятий, контроль

Упражнения по составлению структурных формул и изомеров углеводов С7 – С10 разветвленного строения

1

Практикум

Задачи с использованием понятий «мольная доля», «объемная доля», «молярная масса смеси веществ»

1

Практикум

Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ

1

Семинар

Алканы и циклоалканы

1

Практикум

Алкены

1

Практикум

Алкадиены

1

Семинар

Алкины

1

Семинар

Арены

1

Практикум

Предельные одноатомные спирты

1

Практикум

Многоатомные спирты

1

Практикум

Фенолы

1

Семинар

Альдегиды и кетоны

1

Семинар

Карбоновые кислоты Эфиры

1

Практикум

Углеводы

1

Семинар

Азотсодержащие органические вещества

1

Семинар

Алгоритмы решения задач на частичное взаимодействие органических веществ с определенными реагентами

1

Урок-соревнование

Задачи с использованием газовых законов

4

Тесты

Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов

4

Практикум

Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием правила смешивания

4

Практикум

Задачи повышенного уровня сложности по теме «Термохимия»

8

Урок-соревнование

Задачи на химическое превращение с участием смесей неорганических веществ

4

Семинар

Задачи гидролиз солей

3

Семинар

Задачи на окислительно-восстановительные свойства соединений Mn и Cr

3

Практикум

Семинар

Задачи на химическое превращение газовых смесей

4

Семинар

Задания по химии ЕГЭ

14

Тест

Итоговое занятии

4

Тест






Рабочая программа спецкурса Химия в задачах (10-11 класс,профиль)
  • Химия
Описание:

Программа способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся в разных областях деятельности человека, объединенных  вопросами химии. Рабочая программа  предусматривает различные формы и методы педагогической работы, что существенно расширяет возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, позволяет ученику быть конкурентно способным при поступлении в высшие учебные заведения. Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную. предпрофессиональную ориентацию  лицеистов. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся углубить полученные знания, получить дополнительную подготовку для сдачи государственного экзамена, расширить кругозор и стать конкурентно способными при поступлении в ВУЗ.

Цели программы:

  • Закрепить и систематизировать теоретические знания учащихся по химии
  • Развивать умения решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно -научного профиля.

Задачи программы:

  • Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии;
  • Привить навыки владения учащимися вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых химических задач, применения при решении задач важнейших физических законов.
  • Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного профиля при решении расчетных задач по химии.
  • Формировать представления о химической картине природы как о важном компоненте естественно - научного мировоззрения.

Нормативные документы Исходные документы для составления рабочей программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004; Рабочая программы  составлена на основе  авторской  программы О.С. Габриеляна  «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений»  (Дрофа М, 2008  ) Данная программа соответствует утвержденным МО РФ , учитывает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта образования по химии и  выполняет одну из задач модернизации школы- переход на концентрическую концепцию химического образования.

 

1.4. Место программы в образовательном процессе Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11х классов, рассчитана на 140 часов. Программа развивает содержание базового курса по химии, дает учащимся возможность получить и укрепить навыки решения  логических ,расчетных и практических задач, повышает общую эрудицию учеников в теоретических вопросах химии. Программа основана на глубоких межпредметных связях и находится на стыке таких наук как биохимия, геология, физика. Целостное восприятие учеником мира позволяет ему  самоопределиться, профессионально сориентироваться и сделать правильный выбор.

Автор Тестоедова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1251
Номер материала 32192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓