Главная / Химия / Рабочая программа спецкурса « Решение химических задач»(9класс)

Рабочая программа спецкурса « Решение химических задач»(9класс)

МАОУ «Лицей №9»


РАССМОТРЕНО

на заседании ПО

Протокол №___

от «___»______ 20___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Куневская Л.В.

__________________________

о«___»______ 20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Лицей №9»

______________________

Г.Ф. Филимонов

Приказ от __________ №______


Рабочая программа спецкурса

Наименование учебного предмета ___ « Решение химических задач»_________________

Класс (ы)______9Б___________________________

Учитель __Тестоедова Светлана Владимировна_________________________________

Срок реализации программы, учебный год (ы)__2014-2015_гг______________________

Количество часов по учебному плану:

9 класс






в год 34ч






в неделю 1ч







Программа составлена на основе: авторской программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» О.С. Габриеляна,2013г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник: Химия -8 О.С. Габриеляна ,2013г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)


Рабочую программу составил (а)_____________________________Тестоедова С.В.______

подпись расшифровка подписи

г. Новосибирск

2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

( 1ч в неделю; всего 34ч).

1.1.Обоснование актуальности курса: Химия, одна из важнейших областей Естествознания, которая, формирует у обучаемых естественнонаучные представления об окружающем мире и его законах, мировоззренческие и философские взгляды на организацию материи и понимание научной картины мира. Большая часть теоретического материала рассматривается посредством решения расчетных задач, которые используются для определения предметной компетенции на государственной аттестации.

1.2.Цель программы : расширение теоретического материала по химии элементов и их соединений на основе зависимости свойств веществ от особенностей строения, для формирования умений решения расчетных задач.

1.3Нормативные документы Программа курса химии для основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта общего образования по химии, в соответствии с Базисным учебным планом, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 года.(лицейский компонент)

1.4.Место программы в образовательном процессе. Спецкурс предназначен для учащихся 9 естественнонаучного класса, для закрепления теоретического материала химии посредством решения расчетных задач.

1.5.Особенности программы. В целях усиления практической подготовки учащихся выделяется время на решение расчетных задач стандартного и повышенного уровня сложности. Программа спецкурса согласованна во времени с основным курсом химии 9 класса. Отбор содержания основан на системе современной химической науки- это комплекс взаимосвязанных учений: химической термодинамики, теории строении вещества, периодической зависимости изменения свойств элементов и их соединений. Объект химии изучается с точки зрения представленных учений химии. Это позволяет учащимся осуществить многостороннее изучение химии. Основными объектами рассмотрения химии в настоящем курсе являются вещества и их превращения , а для этого требуется глубокое знание химии элементов. Наиболее важные межпредметные связи осуществляются с физикой, математикой, биологией, экологией, историей химии. На занятиях спецкурса формируются элементы творческого химического мышления

1.6.Контингент. Учащиеся изучали неорганическую химию в 8 классе, поэтому готовы к восприятию материала химии элементов.

1.7.Технология строится на проявление и развитие предметных компетенций у учащихся. Результативность проверяется в процессе проведения зачетных работ, модулей по решению задач, тестов, тренингов. Творчество развивается в процессе решения задач повышенного уровня.

1.8.Прогнозируемые результаты. Уметь решать задачи:

1.Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов. 4. Расчеты по термохими­ческим уравнениям. 5. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагиру­ющих веществ и продуктов реакции. 6. Вычисле­ния с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 7. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 8. Вычисление массы исходного веще­ства, если известен практический выход и мас­совая доля его от теоретически возможного. 9. Вычисления по химическим уравнениям ре­акций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 10. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 11. Определение молекулярной формулы газо­образного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 12. Комби­нированные задачи.

1.9. Условием решения образовательных задача химического обучения на углубленном уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в реализации концепции естественнонаучного образования в лицее. Условиями эффективной реализации данной программы является наличие в Кабинете химии (с 1993 года): смарт - доски с медиапроектором, компьютера, электрической Периодической системы, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование. Кинофильмы и медиатека. Разнообразие дидактического материала. Перечень оборудования: наборы « школьная химическая лаборатория»(18шт), наборы реактивов, наборы коллекций, медиапрезентации по темам программы, химическая посуда, химические приборы. Практический раздаточный материал по органической химии.



Содержание программы.(34ч)

Тема 1 Энергетика химических превращений (2ч)

Энтропия , энтальпия реакции. Энергия Гиббса. Возможность и самопроизвольность протекания химических реакций. Расчет :энтальпии, энтропии, энергии Гиббса. Закон Гесса. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Задачи: расчеты по термохимическому уравнению, теплового эффекта , энтальпии, энтропии, энергии Гиббса, возможности протекания реакции.

Тема 2Химическая кинетика . Химическое равновесие(2ч)

Закон действующих масс. Влияние геометрии молекул на скорость реакции. Вывод константы равновесия. Катализ. Виды. Механизм каталитического действия. Выбор оптимальных условий проведения химического процесса.

Задачи: расчет скорости химической реакции, определение смещения равновесия.

Тема 3 Теория электролитической диссоциации. (2ч)

Окислительно-восстановительный процесс. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД и окислительно-восстановительного процесса. Генетическая связь классов неорганических соединений. Гидролиз. Электролиз.

Задачи: на уравнение химической реакции: « избыток», « смеси», «растворы», массовую, объёмную доли вещества, вид соли.

Тема 4 Химия металлов(2ч)

Особенности строения атомов металлов, кристаллические решетки. Полиморфизм Свойства. Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз. Генетические ряды металлов разной активности. Коррозия.

Задачи: комбинированные на свойства металлов и их соединений.

Тема 5 Химия неметаллов(2ч)

Особенности строения атомов неметаллов. Метод молекулярных орбиталей. Аллотропия. Ряд электроотрицательности. Обзор строения и свойств водородных соединений и кислородных соединений неметаллов. Гидроксиды неметаллов – оксокислоты. Особые свойства неметаллов и их соединений. Генетические ряды. Получение неметаллов в промышленности и лаборатории.

Задачи: комбинированные задачи на свойства неметаллов и их соединений.

Тема 6 Решение задач(24ч)

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.






Тематическое планирование

Тема

вид


Тема1 Энергетика химических превращений (2ч)


1

Превращение энергии в химических реакциях

лекция

2

Тепловой эффект реакции. Энтальпия ТХУ

решение задач


Тема2Химическая кинетика . Химическое равновесие(2ч)


1

Смещение химического равновесия

решение задач

2

Расчет скорости реакции . Факторы .

решение задач


Тема 3 Теория электролитической диссоциации. (2ч)


1

Гидролиз солей.

тренинг

2

Гидролиз. Задачи



Тема 4 Химия металлов(2ч)


1

Электролиз- способ получения металлов


2

Металлы . Решение комбинированных задач. «Смеси»

модуль


Тема5 Химия неметаллов(2ч)


1

Закон Авогадро . Объём газа

решение задач

2

Потери в производстве. Выход продуктов. Примеси

решение задач


Тема6 Решение задач(24ч)


1(4ч)

Использование системы математических уравнений при решении расчетных задач по химии. Смеси веществ

решение задач

2(4ч)

Использование системы математических уравнений при решении расчетных задач по химии. Смеси веществ

решение задач

3(4ч)

Объёмные доли газов смеси. Молярная масса смеси газов

решение задач

4(3ч)

Массовая доля растворенного вещества. Взаимодействие веществ.

решение задач

5(3ч)

Определение веществ в смеси.

решение задач

6(3ч)

Количество вещества в химических расчетах( повторение)

решение задач

7(3ч)

Зачетная работа

тест


Литература:

1.Ахметов НС Неорганическая химия 8-9класс 1988

Учебное пособие для учащихся 8-9 классов школ с углубленным изучением химии.

2.Сатбалдина ТС Неорганическая химия 8-9 класс 2001

3.Сорокин ВВ Тесты по химии. Книга для учащихся1997

4.Популярная библиотека химических элементов. 1983

5.Бусев АИ Определения .Понятия, термины в химии 1977

6.Иванютина ЗМ Экзамен по химии: решение задач 2001

7.Литвинова ТН Задачи по общей химии с медико - биологической напрвленностью2001

8.Кузменко НЕ Задачник по химии. 2001-2005

9.Новошинский ИИ Сборник задач по химии 2001





















Рабочая программа спецкурса « Решение химических задач»(9класс)
  • Химия
Описание:

Химия, одна из важнейших областей Естествознания, которая, формирует у   обучаемых естественнонаучные представления об окружающем мире и его законах, мировоззренческие и философские взгляды  на организацию материи и  понимание научной картины мира. Большая часть теоретического материала рассматривается посредством решения расчетных задач, которые используются для определения предметной компетенции на государственной аттестации.

Цель программы : расширение теоретического материала по химии элементов и их соединений на основе зависимости свойств веществ от особенностей строения, для формирования умений решения расчетных задач.

Нормативные документы Программа курса химии для основной общеобразовательной школы  составлена на основе Государственного стандарта общего образования по химии, в соответствии с Базисным учебным планом, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 года.(лицейский компонент)

Место программы в образовательном процессе. Спецкурс предназначен для учащихся 9 естественнонаучного класса, для закрепления теоретического материала химии посредством решения расчетных задач.

Особенности программы. В целях усиления практической подготовки учащихся выделяется  время  на решение расчетных задач стандартного и повышенного уровня сложности. Программа спецкурса согласованна во времени с основным курсом химии 9 класса. Отбор содержания основан на системе современной химической науки- это комплекс взаимосвязанных учений: химической термодинамики, теории строении вещества,  периодической зависимости изменения свойств элементов и их соединений. Объект химии изучается с точки зрения представленных учений химии. Это позволяет учащимся осуществить многостороннее изучение химии. Основными объектами рассмотрения химии в настоящем курсе являются вещества и их превращения , а для этого требуется глубокое знание химии элементов. Наиболее важные межпредметные связи осуществляются с физикой, математикой, биологией, экологией, историей химии. На занятиях спецкурса  формируются элементы творческого химического мышления.

Автор Тестоедова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 927
Номер материала 32179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓