Главная / География / рабочая программа "Школа юного географа"

рабочая программа "Школа юного географа"

М


униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__ от_______

приказ № ___ от _________

директор школы ___________А.Н.Тарасов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






по общеинтеллектуальному направлению


«Школа юного географа»




Срок реализации:1 год


Класс: 6




Составитель программы: учитель географии и биологии

Гермони Юлия Вадимовна.


















2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа «Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире, в котором они живут. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.


Цель: Формирование географической культуры мышления, воспитание чувства патриотизма граждан России.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретически и практически обучить школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Познакомить с основами экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

  4. Формировать у учащихся навыки информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

  5. Обогатить ребят знаниями, отражающими различные стороны жизни, природы.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и мотивацию к обучению и творчеству, опираясь на способности и дарования детей.

  2. Развивать у школьников самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать нравственные основы культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитывать чувство ответственности за слова, дела, поступки.


Программа «Школа юного географа» рассчитана на 1 год обучения в объеме 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.


1.

Вводное занятие

Беседы

1 1 0

2.

География – наука комплексная


Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка сообщений, презентаций, оформ-ление календаря погоды, составле-ние памяток

4 2 2

3.

Первая карта – план местности

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, составле-ние плана местности

3 1 2

4.

Географическая карта

Беседа, отработка практических уме-ний определять расстояния, направ-ления, географические координаты по карте

3 0 3

5.

Оболочки Земли. Литосфера

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, изучении коллекции полезных ископаемых, просмотр фильма, составление синквейнов, ра-бота с картами атласа

7 3 4

6.

Гидросфера

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, просмотр фильма, составление синквейнов, работа с картами атласа

5 2 3

7.

Атмосфера

Практические занятия, решение задач, составление графиков.

5 0 5

8.

Биосфера. Географи-ческая оболочка

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, экскурсии

3 2 1

9.

Человек на Земле

Беседа, работа с дополнительными источниками информации, подготов-ка презентаций, экскурсии

4 3 1


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение.

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. География – наука комплексная

- представление людей о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита», российские исследователи и землепроходцы, фенологические наблюдения, как наблюдать за погодой, приборы для наблюдения.

Тема 3. Первая карта – план местности.

- план местности, условные знаки, ориентирование по плану местности, способы ориентирования на местности.

Тема 4. Географическая карта

- легенда карты, градусная сетка, определение географических координат по карте и глобусу.

Тема 5. Оболочки Земли. Литосфера

- происхождение горных пород и минералов, горные породы и минералы нашей местности, движение земной коры, вулканизм, горы и равнины, рельеф нашей местности.

Тема 6. Гидросфера.

- моря и океаны, описание внутренних вод нашей местности

Тема 7. Атмосфера.

- построение графиков изменения температуры воздуха, анализ графиков хода температур за месяц, год, решение задач на определение влажности воздуха при определенной температуре, составление диаграмм влажности воздуха, описание погоды и климата нашей местности

Тема 8. Биосфера. Географическая оболочка.

- биосфера, ноосфера, разнообразие природных комплексов, природные комплексы нашей местности.

Тема 9. Человек на Земле.

- земля людей, расы, почему мы разные, теория аббата Мальтуса, идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона, типы населенных пунктов, природа и человек, стихийные природные явления, природные и техногенные катастрофы.


Прогнозируемые результаты.

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учащиеся должны знать

- основы географических знаний,

- правила ведения наблюдений,

- приборы для ведения наблюдений.


Должны уметь

- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

- работать с картой и планом местности;

- работать с литературой;

- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.


Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Введение (1ч)

1.

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

беседа

1 неделя сентяб-ря


Тема 2. География – наука комплексная (4ч)

2.

Представление о Земле с древности до наших дней: «Их позвала терра инкогнита».

Работа с географической литературой, энцикло-педиями, тематическими картами.

2 неделя сентяб-ря


3.

Российские исследователи и землепроходцы: «Виа ест вита»

Работа с географической литературой, энциклопе-диями, тематическими картами, подготовка презентаций

3 неделя сентяб-ря


4.

Фенологические наблюдения. Как наблюдать за погодой. Приборы для наблюдения.

Практическое занятие, со-ставление плакатов-памя-ток: «Правила поведения в природе».

4 неделя сентяб-ря


5.

Знакомство со школьной метеостанцией, приборами для наблюдения за погодой.

Практическое занятие, оформление календаря погоды, анализ данных погоды

1 неделя октяб-ря


Тема: Первая карта – план местности (3ч)

6.

План местности. Условные знаки. Ориенти-рование на местности

Беседа, работа с планом местности, источниками географической информа-ции

2 неделя октяб-ря


7.

Способы ориентирования на местности.

Практическое занятие, определение расстояний и азимутов на местности

3 неделя октяб-ря


8.

Наш пришкольный участок

Составление плана мест-ности пришкольного участка

4 неделя октяб-ря


Тема: Географическая карта (3ч)

9.

Географическая карта. Градусная сетка.

Практическое занятие, чтение карт по легенде, определение расстояний по градусной сетке.

5 неделя октяб-ря


10.

Игра «Мы – спасатели».

Практическое занятие, определение географи-ческих координат.

2 неделя ноября


11.

Конкурс « Знатоки географической карты».

Игра-практикум по тематическим картам.

3 неделя ноября


Тема: Оболочки Земли. Литосфера (7ч)

12.

Происхождение горных пород и минералов. Горные породы и минералы нашей местности.

Практическое занятие, изучение коллекции об-разцов минералов и гор-ных пород.

4 неделя ноября


13.

Движения земной коры и вулканизм.

Просмотр фильма «Ги-бель Помпеи»

1 неделя декабря


14.

Горы суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных кар-тах

2 неделя декабря


15.

Равнины суши.

Подготовка презентаций, работа на контурных кар-тах

3 неделя декабря


16.

Рельеф нашей местности.

Работа по картам Туль-ской области, Новомос-ковского района.

4 неделя декабря


17.

Викторина «Литосфера».

Игра-викторина в стихах.

2 неделя января


18.

Заседание школы «Юный географ»

Командный конкурс по изученным темам по географии

3 неделя января


Тема: Гидросфера (5 ч)

19.

Мировой океан и его части.

Характеристика океана и моря по картам. Работа на контурных картах по теме.

4 неделя января


20.

Течения в Океане. Путешествие по морям и океанам.

Работа на контурных кар-тах. Игра по карте: «Пу-тешествие по морям и океанам».

1 неделя февраля


21.

Реки, озёра, болота и искусственные водоёмы нашей местности.

Работа с источниками ге-ографической информа-ции, подготовка презен-таций-сообщений

2 неделя февраля


22.

Описание местных гидрологических объектов.

Конкурс рассказов о во-доёмах нашей местнос-ти.

3 неделя февраля


23.

Игра «Морской бой» по теме «Гидросфера».

Командная игра-конкурс

4 неделя февраля


Тема: Атмосфера (5ч)

24.

Суточный и годовой ход температуры.

Составление таблиц, оп-ределение суточных и годовых амплитуд.

1 неделя марта


25.

Анализ графиков хода температур за месяц, год.

Составление и анализ графика температур за месяц по данным своих наблюдений.

2 неделя марта


26.

Атмосферное давление. Ветер.

Решение задач на опре-деление атмосферного давления. Вычерчивание розы ветров по месяцам по данным своих наблю-дений.

3 неделя марта


27.

Влажность. Облачность. Осадки.

Решение задач по опре-делению абсолютной и относительной влажнос-ти. Составление диаг-раммы осадков по своим календарям.

1 неделя апреля


28.

Погода во все времена года. Типы погоды. Климат нашей местности.

Описание погоды нашей местности, составление характеристики климата нашей местности по дан-ным календаря, анализ климатограмм

2 неделя апреля


Тема: Биосфера. Географическая оболочка (3ч)

29.

Биосфера. Ноосфера.

Знакомство с учением В.И.Вернадского.

3 неделя апреля


30.

Почвы, растения и животные нашей местнос-ти. Возможно ли автономное выживание в природе нашей местности

Работа с различными ис-точниками информации, составление презентаций

4 неделя апреля


31.

Разнообразие природных комплексов.

Описание разных ПК нашей местности.

1 неделя мая


Тема: Человек на Земле (4ч)

32.

Земля людей. Расы. Почему мы разные. Тео-рия аббата Мальтуса. Идеи Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.Ливингстона.

Дискуссия по идеям Мальтуса и учёных гуманистов.

2 неделя мая


33.

Типы населённых пунктов.

Описание населенного пункта г.Новомосковск

3 неделя мая


34.

Стихийные природные явления в нашей местности, меры защиты

Беседа. Работа с допол-нительной литературой по географии и ОБЖ

4 неделя мая


35.

Итоговое занятие





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия


Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира


Наглядные пособия

- натуральные живые пособия :растения, животные,

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- гербарии; коллекции насекомых


Технические средства обучения.

- компьютер,

- медиапроектор

- экран

Список литературы


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.

  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010

  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр

  7. http://www.pelikanschool.org/

  8. http://3.olimpiada.ru/index.php

  9. http://www.ug.ru/

  10. http://teacher.org.ru/

  11. http://www.rgo.ru/

  12. http://planetashkol.ru/uchitel/Default

  13. http://ourtravels.ru/index.php

  14. http://kray.ucoz.ru/

  15. http://www.ecosystema.ru/

  16. http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html

  17. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm

  18. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html

  19. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm

  20. И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.

  21. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.

  22. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.

  23. О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.

  24. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.

  25. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.

  26. «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.

  27. И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

  28. «Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.





















рабочая программа "Школа юного географа"
  • География
Описание:

Программа  «Школа юного географа» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Программа строится на основе принципов:

-          целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

-          междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

-          взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

-          соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

 

Программа «Школа юного географа» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру и экологии в начальной школе, географии и биологии в 5 классе. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Автор Гермони Юлия Вадимовна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 1080
Номер материала 6857
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓