Главная / Русский язык и литература / рабочая программа «Русский язык» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год

рабочая программа «Русский язык» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Комсомольская СОШ»

Асначева О.В

Приказ № от «29 » августа 2014












Рабочая программа «Русский язык»

Основное общее образование 6 класс.

Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы «Русский язык» для 5-9 класса; программа для общеобразовательных учреждений авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский; издание М., Просвещение 2010

Составитель

Учитель русского языка и литературы Кочеткова Т.И



п. Комсомольский 2014

класс

6 класс

Часов за год/неделю по программе

170/5

Часов за год/неделю по учебному плану

170/5

Наличие рабочей программы

+

Наличие календарно-тематического планирования

+

Контрольных работ

8















Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по русскому языку для образовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы «русский язык» для 5-9 класса; программа для общеобразовательных учреждений авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский; издание М.,Просвещение 2010 (изменения не внесены). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Программа рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю).



Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством:

А) общения во всех сферах жизни;

Б) хранения и передачи информации;

В) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире – один из официальных языков международной организации ООН. В России он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде и творческой деятельности.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет позновательно - практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основными знаниями о родном языке.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция- это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Структура школьного курса русского языка: в 5,6,7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография и основные понятия синтаксиса и пунктуации. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Знания обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке».В программе специально выделены часы на развитие связной речи- пятая часть всего учебного времени, они пропорционально распределяются между грамматическим материалом.

Основные направления работы: овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.Третье направление в развитии речи учащихся- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме

Основная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи преподавания русского языка:

- воспитание гражданственности и патриотического сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, вовлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Результаты обучения содержат следующие компоненты:

Знать- понимать – перечень необходимости для усвоения каждым учащимся знаний;

Уметь – перечень конкретных умений и навыках по русскому языку, основных видов речевой деятельности, выделена также группа умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные ( владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся в сферах и ситуациях общения), интеллектуальные ( овладение, сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные ( умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные ( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) .

Для реализации и совершенствования учебного процесса наряду с уроком нужно использовать такие формы занятий как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.







Содержание программы.


п/п

Раздел

Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

1.

Русский язык — один из развитых языков мира 



1

Устный опрос, выполнение упражнений.


2.

Повторение изученного в V классе.


8+2

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений.

Проверочная работа (диктант или тестирование)

3.

Лексика. Фразеология. Культура речи.

10+3

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений.

Проверочная работа(диктант или тестирование)

4.



Словообразование и орфография. Культура речи.


24+4

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений.

Проверочная работа(диктант или тестирование).

Контрольный диктант.

5.



Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное.


18+3

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Контрольный диктант.


6.

Имя прилагательное.


18+3

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Контрольный диктант.

7.

Имя числительное.


12+2

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Контрольный диктант.

8.

Местоимение.


19+3

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Контрольный диктант.


9.

Глагол.


24+6

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Контрольный диктант.


10.

Повторение и систематизация изученного в V и VI классах. Культура речи.

8+2

Устный опрос, письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений

Итоговый контрольный тест.

Тематическое поурочное планирование по

русскому языку 6 класс.

170 часов(5 часов в неделю)



Дата

(по плану)

Раздел

Тема урока

Количество часов

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Виды деятельности обучающихся

Использование ИКТ


Русский язык — один из развитых языков мира (1)





Русский язык — один из развитых языков мира


1


Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа, составление плана

Знать о связи русского языка с другими славянскими языками, о том, что русский язык – один из развитых языков мира.

Уметь строить связное монологическое высказывание

Коллективная, самостоятельная



Повторение изученного в V классе (8 + 2)




Фонетика, орфоэпия, графика.
Фонетический разбор слова. Орфография





1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами

Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); знать порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфоэпии, о произносительных нормах слов, включенных в перечень для заучивания; знать предмет изучения графики, о различии между звуками и буквами.

Уметь производить фонетический разбор слов; составлять алфавитный перечень слов; находить и исправлять произносительные ошибки; объяснять правила проверки безударной гласной в корне и проверяемых согласных в корне.

Практическая, самостоятельная




Морфемы в слове.
Морфемный разбор слова.

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, фронтальная беседа,   занимательные игры

Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе.

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм.

Практическая, самостоятельная




Части речи. Морфологический разбор слов.
Орфограммы в окончаниях слов

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, фронтальная беседа,   занимательные игры

Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; порядок морфологического разбора слова.

Уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать ГЗ и ЛЗ слова, выполнять морфологический разбор слова.


Практическая, самостоятельная




Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, фронтальная беседа,   занимательные игры

Знать о роли с/с в языке, об отличиях с/с от слова, о смысловой и грамматической связи слов в с/с; о роли предложений в языке; виды предложений по цели высказывания и интонации, о распространенных и нераспространенных предложениях, о функциях и условиях постановки знаков препинания в простом предложении.

Уметь отличать с/с от слова, определять главное и зависимое слово в с/с; устанавливать смысловую и грамматическую связь в с/с, составлять с/с, распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации, разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, верно расставлять и обосновывать знаки препинания в ПП.

Практическая, творческая




Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, фронтальная беседа,   занимательные игры

Знать структурные отличия ПП и СП, о делении СП на союзные и бессоюзные, правило постановки запятой в СП.

Уметь определять количество основ в СП, находить границы частей в СП, определять место запятой в СП и обосновывать ее постановку, составлять схемы СП, отличать СП от ПП с ОЧП с союзами А, И.

Практическая, самостоятельная




Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, фронтальная беседа,   занимательные игры

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора ПП, порядок синтаксического разбора СП.

Уметь производить данные разборы.

Практическая, самостоятельная




Прямая речь. Диалог.
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником

Знать о прямой речи и словах автора, о диалоге, о правиле постановки ЗП в предложениях с прямой речью, о функциях ЗП в данных предложениях; правило постановки ЗП при диалоге; схемы данных предложений.

Уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно ставить ЗП в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, отличать диалог от прямой речи, правильно ставить ЗП при диалоге.

Практическая




(Р) Текст

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником

Знать, что такое текст, его признаки и назначение, специальные языковые средства связи предложений в тексте, смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение), их особенности; о разговорном и книжных стилях речи, о сфере их употребления, об официально-деловом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления.

Уметь соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте, обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте; выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле, уметь писать заявление по образцу.


Практическая




(Р) Официально-деловой стиль речи

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником

Знать, что такое текст, его признаки и назначение, специальные языковые средства связи предложений в тексте, смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение), их особенности; о разговорном и книжных стилях речи, о сфере их употребления, об официально-деловом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления.

Уметь соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте, обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте; выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле, уметь писать заявление по образцу.


Практическая, самостоятельная




Контрольный диктант

1

диктант

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Практическая, самостоятельная



Лексика. Фразеология. Культура речи (10 + 3)


Повторение изученного в V классе

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником

Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «ЛЗ слова», понятия «однозначные «и «многозначные» слова, о прямом и переносном значении слов, понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».

Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать их.

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Собирание материалов к сочинению.

Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя»)

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником

Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению, тему и подтему в содержании сочинения.

Уметь собирать материалы к сочинению, определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли, пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

Практическая, самостоятельная, творческая




Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать об общеупотребительных словах, о сфере употребления.

Уметь находить данные слова в тексте, разграничивать их, объяснять цель употребления их в худ.пр-ях, находить и исправлять ошибки в их употреблении.

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Сжатое изложение

1

Работа над составлением плана, устное и письменное изложение

Знать прием «целевого чтения», при котором нужный материал берется на заметку, об обобщенной форме передачи исходного материала.

Уметь собирать материал по литературному источнику, определять основную мысль текста, озаглавливать текст, анализировать текст с целью выявления существенных фактов, излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами

Практическая, самостоятельная, творческая




Жаргонизмы

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать о жаргонизмах и эмоционально окрашенных словах, способах образования жаргонизмов в русском языке, о жаргонном словоупотреблении как речевой характеристике персонажа; Уметь находить жаргонизмы определять способы образования жаргонизмов, их частотность определения в языке, определять уровень речевой культуры говорящих по наличию жаргонного словоупотребления.

Практическая, творческая




Эмоционально окрашенные слова

1

тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать о роли эмоционально окрашенных слов в создании особой выразительности в художественных произведениях. Уметь находить эмоционально окрашенные слова в группе указанных слов.


Практическая, самостоятельная, творческая




Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы)

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать определение устаревших слов, причины их устаревания, способ обозначения устаревших слов в толковом словаре, роль использования устаревших слов в художественных произведениях.

Уметь находить устаревшие слова в тексте, разграничивать историзмы и архаизмы, находить устаревшие слова в толковом словаре, находить ошибки в понимании устаревших слов в тексте художественного стиля. Знать понятие «неологизмы», причины появления неологизмов в языке, знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.

Уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху, уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.

Практическая, творческая




Исконно русские и заимствованные слова

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать об исконно русских и заимствованных словах, о причинах появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования, знать о роли заимствованных слов в русском языке, о словаре иностранных слов, об этимологическом словаре.

Уметь разграничивать заимствованные и однокоренные исконно русские слова, находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слов.

Практическая, самостоятельная




Фразеологизмы

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать понятие «фразеологизмы», их ЛЗ и грамматическое строение, способ обозначения в толковом словаре, о фразеологических словарях русского языка, о синонимии и антонимии фразеологизмов, их источниках, об их особенностях употребления в художественных произведениях.

Уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их ЛЗ, находить их в толковом словаре, находить и исправлять ошибки в их употреблении, разграничивать фразеологизмы и свободные с/с, использовать фразеологизмы в нужной форме, определять синтаксическую функцию и стилистическую роль фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в своей речи.

самостоятельная, групповая

презентация к уроку



Источники фразеологизмов

1

 Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Умение работать со словарем и выяснять происхождение фразеологизмов

Практическая, самостоятельная




Повторение и проверочная работа

1

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Практическая, самостоятельная



Словообразование и орфография. Культура речи (24 + 4)


Повторение изученного в V классе

2

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать предмет изучения словообразования, орфографии, знать, что в основе слова заключено его ЛЗ, в корне – общее ЛЗ всех однокоренных слов, знать ГЗ окончаний разных частей речи, понимать, что морфемы – значимые части слова, знать об отличии однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Уметь выделять окончания и основы слов, понимать ГЗ нулевого окончания имен существительных, прилагательных, глаголов, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по ЛЗ корни; определять значения, выражаемые суффиксами и приставками.

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Описание помещения

1

Составление плана, устное и письменное сочинение

Знать об описании как о смысловом типе текста; структуру описания, особенности художественного описания помещения.

Уметь находить основную мысль текста, анализировать тексты – описание помещения. Находить элементы описания помещения в тексте, определять, как обстановка комнаты характеризует ее хозяина, понимать, как свет и точка обзора влияют на описание помещения.

Практическая, самостоятельная, творческая




Основные способы образования слов в русском языке

2

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Знать о морфемных и неморфемных способах образования слов, об изменении ЛЗ слова при образовании нового слова; знать, что при последовательном образовании слов друг от друга создается цепочка однокоренных слов.

Уметь определять способ образования слова, подбирать слова, образованные указанным способом, располагать однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга.

Практическая, самостоятельная, творческая

презентация к уроку



Этимология слов

1

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Знать предмет изучения этимологии, понятия «этимологический разбор слов», «этимологический словарь», знать структуру словарной статьи этимологического словаря.

Уметь пользоваться этимологическим словарем

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

1

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

материалы к описанию посещения с учетом цели описания и адресата текста. Знать о теме сочинения, о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и простого (сложного) плана, структуру сложного плана, способы переработки простого плана в сложный.

Уметь определять тему сочинения, составлять простой и сложный план, перерабатывать простой план в сложный, самостоятельно подбирать

Практическая, самостоятельная




Буквы О и А в корне -КОС- — -КАС-

2

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Знать правила написания букв О-А в корне –КОС- и –КАС-, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Практическая




Буквы О и А в корне -ГОР- — -ГАР-

3

Работа с учебником, дополнительной  и справочной литературой, составление текста

Знать правила написания букв О-А в корне –ГОР- и –ГАР-, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила написания букв Е-И, О-А в корнях с чередованием.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам, находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами-гласными с чередованием в корне по видам.

Практическая, самостоятельная




Буквы Ы и И после приставок

1

Выборочный диктант, словарный диктант, работа в парах

Знать правило написания букв Ы и И после приставок, об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Практическая




Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

2

Объяснение учителя, объяснительный диктант, словарный диктант

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, словарные слова, правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, словарные слова, слова с трудно определяемым значением данных приставок, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Практическая, самостоятельная, творческая

интерактивный тест



Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать теоретический материал по разделу «Словообразование и орфография».

Уметь применять данные знания на практике.

Практическая, самостоятельная




Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

1

Разные виды разбора,  работа над ошибками, работа с текстом, словарная работа

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание

Практическая, самостоятельная, творческая






Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

2

 Работа с текстом, распределительный диктант

Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, словарные слова, правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, словарные слова, слова с трудно определяемым значением данных приставок, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Практическая, самостоятельная




(Р) Выборочное изложение — описание помещения с изменением лица (А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

1

Составление плана, устное и письменное изложение

Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста).

Уметь выделять в частях исходного текста подтему (описание помещения); составлять план изложения, излагать подтему исходного текста с изменением лица.

Практическая, самостоятельная




Соединительные О и Е в сложных словах

1

Объяснительный диктант; работа со словарями

Знать сложение как способ образования слов, сложные слова и их строение, разбор сложных слов по составу, условия выбора соединительных О и Е в сложных словах.

Уметь выполнять разбор сложных слов по составу, подбирать однокоренные сложные слова к указанным словам, уметь правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Практическая, самостоятельная




Сложносокращенные слова

1

Объяснительный диктант; работа со словарями

Знать определение сложносокращенных слов, способы сокращения, произношение этих слов, их расшифровку, род.

Уметь образовывать СС слова по образцу, определять род СС слова, образованного из начальных букв сокращенных слов, находить главное слово в словосочетании, согласовывать со СС словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени, уметь правильно произносить СС слова, расшифровывать их.

Практическая, самостоятельная




(Р) Сочинение — описание изображенного на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»)

1

 Составление текста-описания, работа с опорными схемами, сбор материала

Знать особенности построения текста описательного характера, понятие интерьера, особенности описания интерьера в жилом помещении.

Уметь составлять рабочие материалы к описанию картины, составлять сложный план описания, создавать текст-описание изображенного на картине

Практическая, самостоятельная, творческая




Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать о морфемном и словообразовательном разборе слов, различия между ними, порядок их разбора.

Уметь устанавливать связи слов по составу и по ЛЗ, производить морфемный и словообразовательный разбор слов.

Практическая, самостоятельная, творческая




Повторение

3

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

Практическая




Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике






Практическая, самостоятельная




Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте


1






















Составить словарный диктант «Мои ошибки», работа с упражнениями

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание

Практическая, самостоятельная, творческая



Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (18 + 3)


Повторение изученного в V классе

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать предмет изучения морфологии, знать, что обозначает имя существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности, знать постоянные и непостоянные признаки существительных, о переходе собственных имен в нарицательные, синтаксическую роль существительных в предложении, правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях имен существительных в ед.числе, правило употребления/неупотребления буквы Ь на конце существительных после шипящих, правило правописания букв О и Е после щипящих и Ц в окончаниях существительных, знать способы образования существительных.

Уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания, уметь отличать сущ-ные, образованные от прилагательных и глаголов, определять способ образования, морфологические признаки и синт.роль сущ-ных, уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному.

Практическая

презентация к уроку



(Р) Составление письма другу

1

Составление плана, устное и письменное сочинение

Знать цель жанра письма-благодарности, особенности языковых средств, начало и конец письма как элемент композиции, признаки тематического и смыслового единства текста.

Уметь составлять письмо-благодарность с использованием опорных слов и словосочетаний, учитывать его адресата.

Практическая, самостоятельная, творческая




Разносклоняемые имена существительные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения, о суффиксе –ЕН- (-ЁН-) в основе сущ-го на –МЯ, осознавать, что правописание буквы И на конце слов на –МЯ в род., дат., предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных».

Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей сущ-ных на –МЯ и сущ-го ПУТЬ, употреблять букву И на конце слов на –МЯ в род., дат., предл.падежах, графически обозначать условия выбора написания

Практическая, самостоятельная, творческая




Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом, составление плана, работа со словарями

Знать правило употребления буквы Е в безударном суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

Уметь употреблять существительные на –МЯ в указанных падежах, правильно писать существительные на –МЯ с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания

Практическая самостоятельная, творческая




(Р) Составление устного публичного выступления о происхождении имен

1

Подготовка и устное публичное выступление

Знать цели и особенности устного публичного выступления, различные сферы употребления устной публичной речи.

Уметь составлять устное публичное выступление в соответствии с выбранной целью, использовать рабочие материалы

Практическая, самостоятельная




Несклоняемые имена существительные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать склонение имен сущ-ных, понятие несклоняемых имен сущ-ных, их лексические группы.

Уметь находить несклоняемые сущ-ные, соотносить их с определенной лексической группой, разграничивать склоняемые и несклоняемые имена сущ-ные, определять падеж несклоняемых сущ-ных, правильно употреблять их в речи

Практическая, самостоятельная




Род несклоняемых имен существительных

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать способы определения рода несклоняемых сущ-ных, о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми сущ-ми в роде.

Уметь определять род несклоняемых сущ-ных, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми сущ-ми

Практическая, самостоятельная




Имена существительные общего рода

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, с текстом

Знать группы сущ-ных общего рода, род сущ-ных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола, знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с сущ-ми общего рода.

Уметь находить сущ-ные общего рода, соотносить их с определенной группой, определять род сущ-ных, обозначающих лиц по профессии, уметь согласовывать

Практическая, творческая




Морфологический разбор имени существительного

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником,тест

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор имени существительного

Практическая, самостоятельная




(Р) Сочинение-описание по личным впечатлениям

1

Собирание материалов и написание сочинения

Знать особенности построения текста описательного характера, замысел предстоящего сочинения-описания.

Уметь создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям

Творческая

презентация к уроку



НЕ с существительными

2

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными.

Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ, доказывать выбор написания, правильно писать, подбирать синонимы к словам с НЕ

Практическая




Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)

2

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать способ действия при выборе написания в сущ-ных суффиксов –ЧИК и –ЩИК.

Уметь применять этот способ действия для правильного написания данных суффиксов, отличать слова с суффиксом –ЧИК, --ЩИК от сходных с суффиксом –ИК, соотносить произношение мягкого согласного с отсутствием Ь на письме

Практическая




Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать способ действия при выборе написания в сущ-ных суффиксов – ЕК-, -ИК-.

Уметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Практическая, самостоятельная

видеозапись



Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах –ОК, -ЕК, -ОНОК и др

Практическая, самостоятельная




Повторение

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная, творческая




Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая




Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

1

Составить словарный диктант «Мои ошибки», работа с упражнениями

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание

Практическая, самостоятельная, творческая



Имя прилагательное (18 + 3)


Повторение изученного в V классе

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Распознавать имена прилагательные на основе общего ГЗ, общих признаков, определять роль прилагательных в тексте, синтаксическую роль.

Уметь обосновывать выбор падежных окончаний имен прилагательных, употреблять прилагательные в качестве эпитетов

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Описание природы

1

Составление плана и написание сочинения

Знать структуру текста типа описания, понятие «пейзаж», описание природы в художественном стиле, задачи художественного описания природы, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь определять основную мысль описания, находить языковые средства для описания природы, самостоятельно составлять текст-описание природы

Практическая, творческая




Степени сравнения имен прилагательных

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать способы образования сравнительной степени.

Уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и употреблять их в речи

Практическая, самостоятельная, творческая




Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать основу деления прилагательных на три разряда, определение качественных прилагательных, значение суффиксов прилагательных (неполноты качества, уменьшительно-ласкательное).

Уметь находить качественные прилагательные в тексте, образовывать от исходных качественных прилагательных все формы изменения (в том числе краткие формы и формы степеней сравнения); определять синтаксическую роль качественных прилагательных, значение их суффиксов

Практическая




Относительные прилагательные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать определение относительных прилагательных, смысловые значения относительных прилагательных.

Уметь находить относительные прилагательные в тексте, группировать относительные прилагательные по смысловым значениям, различать относительные и качественные прилагательные

Практическая, самостоятельная




(Р) Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А. С. Пушкина «Метель»)

1

Работа с текстом, устное и письменное изложение

Знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описания, его языковые особенности, описание природы в художественном стиле.

Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания (описание природы), писать выборочное изложение с описанием природы на основе выборки частей текста

самостоятельная




Притяжательные прилагательные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать определение притяжательных прилагательных, особенности их склонения, употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных, знать об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные.

Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте, составлять предложения с ними, разбирать их по составу, правильно употреблять разделительный Ь в притяжательных прилагательных, различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения, употреблять в речи прилагательные в переносном значении

Практическая, самостоятельная




Морфологический разбор имени прилагательного

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного

Практическая, самостоятельная




НЕ с прилагательными

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательным

Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными

Практическая, самостоятельная, творческая




Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать условия выбора О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма-буква

Практическая, самостоятельная




(Р) Сочинение — описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»)

1

 Сочинениеописание

Знать особенности текста-описания природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали.

Уметь описывать пейзаж по картине, создавать текст-описание

Практическая, самостоятельная, творческая




Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, знать слова-исключения.

Уметь правильно писать в суффиксах прилагательных Н и НН; группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах; правильно писать буквы Е и Я в суффиксах прилагательных с корнем –ВЕТР-; образовывать краткую форму прилагательных, графически обозначать условия выбора изученной орфограммы, находить и исправлять ошибки в распределении слов на группы.


Практическая, самостоятельная




Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать способ образования качественных прилагательных при помощи суффикса –К-, относительных прилагательных при помощи суффикса –СК-.

Уметь различать на письме суффиксы –К- и –СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса

Практическая, самостоятельная




Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов.

Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных

Практическая


30.01


Повторение

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная




Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная




(Р) Устное публичное выступление о произведениях народного промысла

1

Публичное выступление

Знать цели и особенности устного публичного выступления, различные сферы употребления устной публичной речи.

Уметь составлять устное публичное выступление в соответствии с выбранной целью, использовать рабочие материалы

Практическая, самостоятельная



Имя числительное (12 + 2)


Имя числительное как часть речи

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии

Практическая, самостоятельная

презентация к уроку



Простые и составные числительные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать признаки простых и составных числительных.

Уметь различать простые и составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах

Практическая, самостоятельная, творческая




Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных.

Уметь применять правило при написании числительных, правильно произносить, обозначать Ь на конце числительных, проводить этимологический анализ сложных числительных

Практическая, самостоятельная




Разряды количественных числительных

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать признаки количественных числительных.

Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых

Практическая, самостоятельная




Числительные, обозначающие целые числа

2

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать особенности склонения количественных числительных от 1 до 30; знать об употреблении буквы И в падежных окончаниях числительных от 11 до 19; особенности склонения простых числительных 40, 90, 100, обозначающих круглые десятки и сотни; особенности склонения составных числительных, числительных «полтора», «полтораста»; знать о правильном ударении при склонении числительных «полтора», «полтораста».

Уметь определять способ образования числительных, их падеж, склонять числительные, учитывая их особенности; соблюдать правильное ударение при склонении числительных «полтора», «полтораста»; уметь выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного

Практическая, самостоятельная




(Р) Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

1

Работа с текстом, устное и письменное изложение.

Знать особенности выборочного изложения.

Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания; составлять план; писать изложение на основе выборки частей текста с использованием цифрового материала

Практическая, самостоятельная




Дробные числительные

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать структуру дробных числительных, особенности их склонения, о падежной форме существительного при дробном числительном.

Уметь правильно читать арифметические примеры с дробными числительными; правильно употреблять форму существительного при дробном числительном

Практическая, самостоятельная




Собирательные числительные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать значение собирательных числительных, их образование, группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные; правильное употребление числительных «двое», «трое» и др., «оба», «обе» в сочетании с существительными.

Уметь правильно склонять собирательные числительные, сочетать собирательные числительные «двое», «трое» и др., «оба», «обе» с существительными, предупреждать ошибки в образовании и употреблении указанных сочетаний, составлять предложения с указанными сочетаниями

Практическая, самостоятельная




Порядковые числительные

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными.

Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи

Практическая




Морфологический разбор имени числительного

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать порядок морфологического разбора имени числительного.

Уметь производить морфологический разбор имени числительного

Практическая, самостоятельная




Повторение

1

Работа с опорными  схемами, учебником, тренировочные упражнения

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая




Контрольный диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная




(Р) Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»

1

Подготовка и проведение выступления

Знать особенности речевой ситуации; структуру, языковые особенности публичного выступления-призыва.

Уметь создавать публичное выступление-призыв, учитывая его адресата, особенности речевой ситуации, используя указанные цифровые данные

Практическая, самостоятельная, творческая



Местоимение (19 + 3)


Местоимение как часть речи

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения.

Уметь находить местоимения в тексте, правильно их употреблять

Практическая самостоятельная, творческая




Личные местоимения

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником,

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений.

Уметь отличать личные местоимения от местоимений других разрядов, склонять личные местоимения, правильно употреблять в речи, использовать в речи местоимения ТЫ и ВЫ в соответствии с требованиями речевого этикета, правильно употреблять местоимения 3-го лица, устранять двусмысленность, неточность в предложениях с местоимениями.

Практическая, самостоятельная




Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение.

Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме

Практическая, самостоятельная




(Р) Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица

1

Устный и письменный рассказ

Знать особенности рассказа как повествовательного жанра, о композиции повествования, знать главное в рассказе.

Уметь составлять собственный текст-повествование по сюжетным картинкам с включением элементов описания места действия, уметь находить и исправлять речевые недочеты – повторение личного местоимения

Практическая, самостоятельная, творческая




Вопросительные местоимения

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать назначение вопросительных местоимений, особенности их склонения.

Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями

Практическая, творческая




Относительные местоимения

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения.

Уметь опознавать их в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения, различать вопросительные и относительные местоимения

Практическая, самостоятельная




Неопределенные местоимения

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания.

Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно их писать, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия написания дефисного написания и написания с НЕ

Практическая, самостоятельная

презентация к уроку



Отрицательные местоимения

3

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются.

Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их, правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Практическая




Притяжательные местоимения

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений.

Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных

Практическая




(Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение

1

Написание сочинения-рассуждения составление плана

Знать особенности текста типа рассуждения, его структуру (тезис, аргументы, вывод), языковые особенности.

Уметь создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему

Практическая, самостоятельная, творческая




Указательные местоимения

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать значение указательных местоимений, их особенности.

Уметь находить указательные местоимения в тексте, использовать их как средство связи в предложении

Практическая, самостоятельная




Определительные местоимения

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений «каждый», «всякий», «сам», «самый»,.

Уметь находить определительные местоимения в тексте, использовать их в речи

Практическая, самостоятельная, творческая




Морфологический разбор местоимения

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать порядок морфологического разбора местоимения.

Уметь производить морфологический разбор местоимения

Практическая, самостоятельная, творческая




Повторение

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать изученный материал по Уметь применять данный материал на практике данному разделу

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р) Сочинение — рассказ по воображению или по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

1

Устное и письменное сочинение

Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

Уметь создавать рассказ-повествование по воображению или на основе изображенного на картине, учитывая адресата

Практическая, самостоятельная, творческая




Контрольный диктант

1


















Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая



Глагол (24 + 6)


Повторение изученного в V классе

3

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать морфологические признаки глаголов, синт.роль в предложении, условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов, гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени, правило написание НЕ с глаголами.

Уметь применять правила правописания: –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, гласной в безударных личных окончаниях глаголов, гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами

Практическая, самостоятельная, творческая

презентация к уроку



(Р) Сочинение — рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста

1

Написание сочинения, составление плана, работа со словарями

Знать особенности написания сочинения данного типа.

Уметь создавать собственное высказывание на основе услышанного, соблюдать композицию рассказа, использовать изобразительно-выразительные средства языка и глаголы; употреблять местоимения в качестве средства связи предложений в тексте

Практическая, творческая




Разноспрягаемые глаголы

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать определение разноспрягаемых глаголов.

Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола

Практическая, самостоятельная




Глаголы переходные и непереходные

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать определения переходных и непереходных глаголов, образование возвратных глаголов.

Уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи.


самостоятельная, групповая




Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать о наклонениях глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают.

Уметь определять время глагола в изъявительном наклонении, правильно писать и употреблять глаголы в изъявительном наклонении

Практическая, самостоятельная




(Р) Изложение

2

Устное и письменное изложение, работа с текстом



Уметь использовать в повествовании глагол и его формы

Практическая, самостоятельная




Условное наклонение

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать, что обозначают глаголы в условном наклонении, знать, как образуются формы условного наклонения.

Уметь находить в тексте глаголы в условном наклонении, правильно писать глаголы в условном наклонении, уметь составлять текст с указанными глаголами

Практическая, самостоятельная, творческая




Повелительное наклонение

3

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелительного наклонения.

Уметь находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно писать глаголы во 2-м лице мн.ч., Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию

Практическая, самостоятельная, творческая




(Р)Рассказ по сюжетным рисункам

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать композиционные элементы рассказа.

Уметь создавать рассказ по сюжетным рисункам от другого лица с учетом речевой ситуации и адресата текста

Практическая, самостоятельная, творческая




Употребление наклонений

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать об употреблении форм одних наклонений в значении других, об употреблении н.ф.глагола в значении разных наклонений.

Уметь определять наклонение, в котором употреблен глагол; выражать глаголами в разных наклонениях побуждение к действию; заменять формы одних наклонений другими; употреблять формы одних наклонений в значении других; употреблять н.ф.глагола в значении разных наклонений

Практическая, самостоятельная, творческая




Безличные глаголы

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником,

Знать понятие безличных глаголов, их ЛЗ, формы употребления.

Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи

Практическая, самостоятельная




Морфологический разбор глагола

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, тест

Знать порядок морфологического разбора глагола.

Уметь производить морфологический разбор глагола

Практическая




(Р) Рассказ на основе услышанного

2

Собирание материалов и написание рассказа

Знать о композиции и языковых особенностях рассказа на основе услышанного.

Уметь отбирать материал к сочинению, составлять его план; создавать текст сочинения-повествования на основе услышанного

Практическая, самостоятельная, творческая




Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов –ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-).

Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов –ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-).

Практическая




Повторение

2

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная, творческая




Контрольный диктант




1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая, самостоятельная




Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный матер пользуясь теоретическими знаниями

Практическая, самостоятельная, творческая



Повторение и систематизация изученного в V и VI классах. Культура речи (8 + 2)






Разделы науки о языке



1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником, работа с текстом

Знать единицы языка, изученные в 5 и 6 классах, а также разделы науки о языке, изучающие эти единицы; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь рассказывать о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; составлять сложный план устного сообщения на лингвистическую тему

Практическая, самостоятельная




Орфография. Орфографический разбор

2

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа

Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке; знать опознавательные признаки орфограмм-букв, орфограмм-дефисов и пробелов; знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.

Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения, по видам, по основному условию выбора; графически их обозначать; производить орфографический разбор

Практическая, самостоятельная




Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа

Знать о взаимосвязи пунктуации и синтаксиса; знать выделительную и разделительную функции знаков препинания; виды пунктограмм в простом и сложном предложении; знать об условиях выбора знаков препинания.

Уметь разграничивать знаки выделения и разделения; узнавать виды пунктограмм; правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении; обозначать условия выбора нужных знаков препинания; производить пунктуационный разбор

Практическая, самостоятельная




(Р) Сочинение на выбранную тему

1

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия темы и основной мысли сочинения, типов текста, стилей речи.

Уметь выбирать тему сочинения, определять его основную мысль, собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли, составлять сложный план, создавать собственный текст на выбранную тему, совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста

Практическая, самостоятельная




Лексика и фразеология

1

Тренировочные упражнения, работа  с опорными схемами  и таблицами, работа с учебником,

Знать предмет изучения лексики, фразеологии; общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы; знать причины заимствования слов из других языков; неологизмы и устаревшие слова; фразеологизмы.

Уметь находить устаревшие слова в тексте, определять причину их устаревания; находить фразеологизмы в тексте и объяснять их ЛЗ

Практическая, самостоятельная, творческая




Словообразование.
Морфемный и словообразовательный разбор

1

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа

Знать предмет изучения словообразования, морфемы, основные способы образования слов, отличие морфемного разбора от словообразовательного.

Уметь различать формы слов и однокоренные слова, узнавать способ образования слов, выполнять частичный и полный морфемный и словообразовательный разбор

Практическая, самостоятельная, творческая




Морфология. Морфологический разбор слова

1

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа

Знать понятия «часть речи», «именные части речи», постоянные и непостоянные морфологические признаки именных частей речи, их синтаксическую функцию; порядок морфологического разбора частей речи.

Уметь определять формы изменения именных частей речи, ГЗ и ЛЗ частей речи, выполнять частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи

Практическая




Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Работа с текстом,  фронтальная и индивидуальная работа,  тренировочные  упражнения

Знать предмет изучения синтаксиса, структурные отличия простых и сложных предложений, знать о делении сложных предложений на группы (союзные и бессоюзные); знать порядок синтаксического разбора простого и сложного предложения.

Уметь определять количество грамматических основ в предложении, находить границы частей в сложном предложении, составлять схемы простых и сложных предложений, производить частичный и полный разбор простого и сложного предложения

Практическая, самостоятельная, работа в парах




(Р) Заключительный урок. Контрольный диктант.

1

Диктант с грамматическим заданием

Знать изученный материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике

Практическая



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

(здесь указываются лишь те умения и навыки, которые приобретаются в данном классе в дополнение к усвоенным в предыдущих классах и владение которыми требуется от каждого ученика):



  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.



2. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.



По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.



По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.



По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест

-контрольные диктанты

- словарные диктанты



Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме диктанта.



Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература

Дополнительная литература

1.Методическое пособие М.В.Леонидовой «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс». М., «Экзамен»,2008.

2.Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской/сост. Л.А.Тростенцова и др. –М.:Экзамен,2010.

3.Тесты по русскому языку для 6 класса И.В.Текучева- М.:Экзамен, 2007.

4.учебник для 6 класса «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., «Просвещение»,2007.


Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Словари, таблицы «Раздаточный материал по русскому языку».

Сайты: http://www.uchportal.ru/

http://www.edu.ru/

http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/





рабочая программа «Русский язык» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа разработана  на основе  федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной  программы «Русский язык» для 5-9 класса; программа для общеобразовательных учреждений авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский; издание М., Просвещение 2010

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

 

Программа рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю).

Для реализации и совершенствования учебного процесса наряду с уроком нужно использовать такие формы занятий как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.

 

Автор Кочеткова Татьяна Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 272
Номер материала 36776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓