Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Занимательная математика"

Рабочая программа "Занимательная математика"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №315







Образовательная программа

по внеурочной деятельности



«Занимательная математика»





Срок реализации:4 года







Составила:











2014год



I. Пояснительная записка

Программа «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.



Цель и задачи программы:

Цель: - развивать математический образ мышления
Задачи: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;

- учить правильно, применять математическую терминологию;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.

Формы и методы организации деятельности учеников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.



Сроки реализациидополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один час обучения в неделю, 33 учебных часа в год.



Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математическойтерминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.


Формы и режим занятий



Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:



- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.



Ожидаемые результатыи способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование уменийопределять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Для оценки формирования и развития личностных характеристик используется

.простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.



Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются учителем.



Тематический план занятий математического кружка «Занимательная математика»1 класс

п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Виды деятельности

Форма контроля

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»


2

Как люди научились считать.

1

конкурс на лучшую презентацию

3

Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

математический диктант

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

Упражнения с числами

1

работа с алгоритмами

тестирование

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8

Упражнения с числами

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9

Решение ребусов и логических задач.


1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

тестирование

11

Загадки - смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12

Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13

Обратные задачи.


1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

Задачи с изменением вопроса.

1

инсценированные задачи

конкурс математических задач

16

«За что я люблю математику»Газета для любознательных

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17

Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20

Олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21

Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23

Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

тестирование

25

.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

тестирование

26

Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31

Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

тестирование

32

Математический КВН

1

работа в группах

олимпиада

33

33. Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование







Тематическое планирование занятий математического кружка «Занимательная математика» 2-4 класс

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Число часов

Виды деятельности

Формы контроля


2 класс

34



1

Конструирование фигур из счетных палочек

4

Индивидуальная работа

Конкурс на лучший проект

2

Конструирование предметов из геометрических фигур

4

Индивидуальная работа

Выставка работ

3

Задание на смекалку

4

Работа в группах


4

Задачи на смекалку

3

Индивидуальная работа

олимпиада

5

Математические ребусы

4

Индивидуальная работа

конкурс

6

Рисование по клеточкам предметов

4

индивидуальная работа

Выставка работ

7

Задания «Найди сходства и отличия»

4

индивидуальная работа

тест

8

Задания «Вышивка»

4

индивидуальная работа

конкурс

9

Конструирование предметов по точкам

3

индивидуальная работа



3 класс

34



1

Что значит занимательная математика

1

коллективная

тест

2

Задания на смекалку

3

индивидуальная работа

тест

3

Рисование по клеточкам предметов

3

индивидуальная работа

конкурс

4

Задачи на смекалку

4

индивидуальная работа

олимпиада

5

Конструирование фигур из счетных палочек

3

индивидуальная работа

Выставка работ

6

Математические ребусы

3

Работа в группах


7

Игра «Веселый счет»

2

Работа в группах

викторина

8

Конструирование предметов из геометрических фигур

4

Работа в группах

Выставка работ

9

Задания «Найди сходства и отличия»

3

индивидуальная работа

тест

10

Математические кроссворды

2

Работа в группах

викторина

11

Математические сказки

2

Коллективная работа

Защита проектов

12

Математические задачи в стихах

2

Коллективная работа

конкурс


4 класс

34



1

Что значит занимательная математика. Связь с жизнью

1

Коллективная работа

тест

2

Как люди научились вести счет, записывать числа, выполнять с ними операции

1

Коллективная работа


3

Из истории мер длины. Происхождение. Практическое занятие.

1

Коллективная работа


4

Из истории мер массы. Происхождение. Практическое занятие.

1

Коллективная работа


5

Происхождение метрической системы счета. Практическое занятие.

1

Коллективная работа


6

Из истории развития счета. Практическое занятие.

1

Коллективная работа


7

Задачи на смекалку.

2

индивидуальная работа

конкурс

8

Возникновение письменной нумерации

1

Коллективная работа


9

Римская нумерация.

2

Коллективная работа

тест

10

Зарождение календаря и пути его совершенствования.

1

Коллективная работа

тест

11

Единицы времени

1

индивидуальная работа

олимпиада

12

Занимательные задачи.

2

индивидуальная работа

тест

13

Возникновение денег.

1

Коллективная работа

тест

14

Конструирование узоров из геометрических фигур.

2

индивидуальная работа

конкурс

15

Возникновение математических знаков

1

Коллективная работа

тест


Происхождение дробей

1

индивидуальная работа

тест


Математическая сказка

1

Работа в группах

Защита проектов


Фигуры из счетных палочек

1

Работа в группах

конкурс


Математические задачи в стихах

2

Работа в группах

конкурс


Математические кроссворды

2

Работа в группах

конкурс


Конструирование узоров из геометрических фигур

2

индивидуальная работа

выставка


Математические сказки о цифрах

1

Работа в группах

Защита проектов


Практическое задание «Вышивка»

1

индивидуальная работа

выставка


Математические сказки

1

Работа в группах

конкурс


Математическая викторина «Узнай меня»

1

Работа в группах

конкурс


Математические ребусы.

1

индивидуальная работа

тест


Игра «Звездный час»

1

Работа в группах

конкурс







Список литературы



1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014






















Рабочая программа "Занимательная математика"
  • Начальные классы
Описание:

 Программа "Занимательная математика" относится к научно- познавательному  направлению  реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актульность программы обусловлена тем , что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, развивать свои познавательные способности. Содержание программы позволяет работать школьникам на уровне повышенных требований ,  развивая учебную мотивацию.                                         Формы занятий - кружок, внеурочная деятельность.

 

 

 

 

Автор Никитина Лидия Игоревна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 910
Номер материала 7913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓