Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №315
Образовательная
программа
по
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Срок
реализации:4 года
Составила:
2014год
I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика»
относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы
определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление
о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую
и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность
осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием
их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения
(ФГОС).
Новизна данной программы определена
федеральным государственным стандартом начального
общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации
деятельности учащихся, направленных на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные
ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации
деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых
результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов
отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель: - развивать
математический образ мышления
Задачи: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
- расширять математические знания в области
многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно, применять математическую
терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех
качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных
сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли.
Программа
ориентирована на учащихся 1-4 классов.
Формы и методы организации деятельности учеников
ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализациидополнительной
образовательной программы
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная математика» рассчитана на один час обучения в неделю, 33 учебных
часа в год.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математическойтерминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и конкурсах.
5.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса
являются:
-
практико-ориентированные учебные занятия;
-
творческие мастерские;
-
тематические праздники, конкурсы, выставки;.
На занятиях предусматриваются следующие формы
организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается
самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при
объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для
выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для
подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результатыи способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование уменийопределять и высказывать
под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
Для оценки формирования и развития личностных
характеристик используется
.простое наблюдение,
·
проведение математических игр,
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и
своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы
контроля:
·
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
·
занятия на повторение и обобщение (после
прохождения основных разделов программы),
·
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной
защитой ребенком),
·
участие в математических олимпиадах и конкурсах
различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое
наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
·
результативность и самостоятельную деятельность
ребенка,
·
активность,
·
аккуратность,
·
творческий подход к знаниям,
·
степень самостоятельности в их решении и выполнении
и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать
предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа
«род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между
понятиями;
- выявлять закономерности и проводить
аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее
полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом
и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального
и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными
образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
·
игровых занятий на повторение теоретических понятий
(конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
·
собеседования (индивидуальное и групповое),
·
тестирования,
·
проведения самостоятельных работ репродуктивного
характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и
индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее
утомительной,
при этом принимать во внимание способности
каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую
работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для
позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации
программы
Итоговый
контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником
границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов
учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются учителем.
Тематический
план занятий математического кружка «Занимательная математика»1 класс
№ п/п
|
Наименование тем курса
|
Всего
часов
|
Виды деятельности
|
Форма контроля
|
|
1
|
Вводное занятие «Математика – царица наук»
|
1
|
Определение интересов, склонностей учащихся.
выполнение заданий презентации «Как люди
научились считать»
|
|
|
2
|
Как люди научились считать.
|
1
|
конкурс на лучшую презентацию
|
|
3
|
Интересные приемы устного счёта.
|
1
|
устный счёт
|
математический диктант
|
4
|
Решение занимательных задач в стихах.
|
1
|
работа в группах: инсценирование загадок,
решение задач
|
тестирование
|
5
|
Упражнения с числами
|
1
|
работа с алгоритмами
|
тестирование
|
6
|
Учимся отгадывать ребусы.
|
1
|
составление математических ребусов
|
конкурс на лучший математический ребус
|
7
|
Числа-великаны. Коллективный счёт.
|
1
|
решение теста -кроссворда
|
проверочный тест
|
8
|
Упражнения с числами
|
1
|
работа с алгоритмом
|
контрольный тест
|
9
|
Решение ребусов и логических задач.
|
1
|
самостоятельная работа
|
мини-олимпиада
|
10
|
Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными.
|
1
|
составление схем, диаграмм
|
тестирование
|
11
|
Загадки - смекалки.
|
1
|
составление загадок, требующих
математического решения
|
конкурс на лучшую загадку-смекалку
|
12
|
Игра «Знай свой разряд».
|
1
|
работа с таблицей разрядов
|
тест
|
13
|
Обратные задачи.
|
1
|
работа в группах «Найди пару»
|
познавательная игра «Где твоя пара?»
|
14
|
Практикум «Подумай и реши».
|
1
|
самостоятельное решение задач с одинаковыми
цифрами
|
тестирование
|
15
|
Задачи с изменением вопроса.
|
1
|
инсценированные задачи
|
конкурс математических задач
|
16
|
«За что я люблю математику»Газета для любознательных
|
2
|
проектная деятельность
|
конкурс на лучшую математическую газету
|
17
|
Решение нестандартных задач.
|
1
|
решение задач на установление
причинно-следственных отношений
|
тестирование
|
18
|
Решение олимпиадных задач.
|
1
|
решение заданий повышенной трудности
|
школьная олимпиада
|
19
|
Решение задач международной игры «Кенгуру»
|
1
|
решение заданий повышенной трудности
|
школьная олимпиада
|
20
|
Олимпиада
|
1
|
решение заданий повышенной трудности
|
школьная олимпиада
|
21
|
Игра «Работа над ошибками»
|
1
|
работа над ошибками олимпиадных заданий
|
тестирование
|
22
|
.Математические горки.
|
1
|
решение задач на преобразование неравенств
|
конкурс на лучший «Решебник»
|
23
|
Наглядная алгебра.
|
1
|
работа в группах: инсценирование
|
тестирование
|
24
|
Решение логических задач.
|
1
|
схематическое изображение задач
|
тестирование
|
25
|
.Игра «У кого какая цифра»
|
1
|
творческая работа
|
тестирование
|
26
|
Знакомьтесь: Архимед!
|
1
|
работа с энциклопедиями и справочной
литературой
|
создание на бумаге эскизов слайдов будущей
презентации
|
27
|
Задачи с многовариантными решениями.
|
1
|
работа над созданием проблемных ситуаций,
требующих математического решения
|
|
28
|
Знакомьтесь: Пифагор!
|
1
|
работа с информацией презентации:
«Знакомьтесь: Пифагор!»
|
викторина
|
29
|
Задачи с многовариантными решениями.
|
1
|
Работа в парах по решению задач
|
школьная олимпиада
|
30
|
Учимся комбинировать элементы знаковых
систем.
|
1
|
составление знаковых систем
|
тест
|
31
|
Задачи с многовариантными решениями.
|
1
|
индивидуальная работа
|
тестирование
|
32
|
Математический КВН
|
1
|
работа в группах
|
олимпиада
|
33
|
33. Круглый стол «Подведем итоги»
|
1
|
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной
работе
|
анкетирование
|
Тематическое планирование занятий
математического кружка «Занимательная математика» 2-4 класс
№ п/п
|
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
|
Число часов
|
Виды деятельности
|
Формы контроля
|
|
2
класс
|
34
|
|
|
1
|
Конструирование фигур из счетных палочек
|
4
|
Индивидуальная работа
|
Конкурс на лучший проект
|
2
|
Конструирование предметов из
геометрических фигур
|
4
|
Индивидуальная работа
|
Выставка работ
|
3
|
Задание на смекалку
|
4
|
Работа в группах
|
|
4
|
Задачи на смекалку
|
3
|
Индивидуальная работа
|
олимпиада
|
5
|
Математические ребусы
|
4
|
Индивидуальная работа
|
конкурс
|
6
|
Рисование по клеточкам предметов
|
4
|
индивидуальная работа
|
Выставка работ
|
7
|
Задания «Найди сходства и отличия»
|
4
|
индивидуальная работа
|
тест
|
8
|
Задания «Вышивка»
|
4
|
индивидуальная работа
|
конкурс
|
9
|
Конструирование предметов по точкам
|
3
|
индивидуальная работа
|
|
|
3
класс
|
34
|
|
|
1
|
Что значит занимательная математика
|
1
|
коллективная
|
тест
|
2
|
Задания на смекалку
|
3
|
индивидуальная работа
|
тест
|
3
|
Рисование по клеточкам предметов
|
3
|
индивидуальная работа
|
конкурс
|
4
|
Задачи на смекалку
|
4
|
индивидуальная работа
|
олимпиада
|
5
|
Конструирование фигур из счетных палочек
|
3
|
индивидуальная работа
|
Выставка работ
|
6
|
Математические ребусы
|
3
|
Работа в группах
|
|
7
|
Игра «Веселый счет»
|
2
|
Работа в группах
|
викторина
|
8
|
Конструирование предметов из
геометрических фигур
|
4
|
Работа в группах
|
Выставка работ
|
9
|
Задания «Найди сходства и отличия»
|
3
|
индивидуальная работа
|
тест
|
10
|
Математические кроссворды
|
2
|
Работа в группах
|
викторина
|
11
|
Математические сказки
|
2
|
Коллективная работа
|
Защита проектов
|
12
|
Математические задачи в стихах
|
2
|
Коллективная работа
|
конкурс
|
|
4
класс
|
34
|
|
|
1
|
Что значит занимательная математика.
Связь с жизнью
|
1
|
Коллективная работа
|
тест
|
2
|
Как люди научились вести счет, записывать
числа, выполнять с ними операции
|
1
|
Коллективная работа
|
|
3
|
Из истории мер длины. Происхождение.
Практическое занятие.
|
1
|
Коллективная работа
|
|
4
|
Из истории мер массы. Происхождение.
Практическое занятие.
|
1
|
Коллективная работа
|
|
5
|
Происхождение метрической системы счета.
Практическое занятие.
|
1
|
Коллективная работа
|
|
6
|
Из истории развития счета. Практическое
занятие.
|
1
|
Коллективная работа
|
|
7
|
Задачи на смекалку.
|
2
|
индивидуальная работа
|
конкурс
|
8
|
Возникновение письменной нумерации
|
1
|
Коллективная работа
|
|
9
|
Римская нумерация.
|
2
|
Коллективная работа
|
тест
|
10
|
Зарождение календаря и пути его
совершенствования.
|
1
|
Коллективная работа
|
тест
|
11
|
Единицы времени
|
1
|
индивидуальная работа
|
олимпиада
|
12
|
Занимательные задачи.
|
2
|
индивидуальная работа
|
тест
|
13
|
Возникновение денег.
|
1
|
Коллективная работа
|
тест
|
14
|
Конструирование узоров из геометрических
фигур.
|
2
|
индивидуальная работа
|
конкурс
|
15
|
Возникновение математических знаков
|
1
|
Коллективная работа
|
тест
|
|
Происхождение дробей
|
1
|
индивидуальная работа
|
тест
|
|
Математическая сказка
|
1
|
Работа в группах
|
Защита проектов
|
|
Фигуры из счетных палочек
|
1
|
Работа в группах
|
конкурс
|
|
Математические задачи в стихах
|
2
|
Работа в группах
|
конкурс
|
|
Математические кроссворды
|
2
|
Работа в группах
|
конкурс
|
|
Конструирование узоров из геометрических
фигур
|
2
|
индивидуальная работа
|
выставка
|
|
Математические сказки о цифрах
|
1
|
Работа в группах
|
Защита проектов
|
|
Практическое задание «Вышивка»
|
1
|
индивидуальная работа
|
выставка
|
|
Математические сказки
|
1
|
Работа в группах
|
конкурс
|
|
Математическая викторина «Узнай меня»
|
1
|
Работа в группах
|
конкурс
|
|
Математические ребусы.
|
1
|
индивидуальная работа
|
тест
|
|
Игра «Звездный час»
|
1
|
Работа в группах
|
конкурс
|
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4
классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2011.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2012
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2012
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.