Рабочая
программа «Юный исследователь» 6 класс
Пояснительная
записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной
мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на
нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо
владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной
деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская
деятельность является средством освоения действительности и его главные
цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля
мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом
этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных
познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских
умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться
в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных
занятиях. Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса
(учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения
детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих
способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной
направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на
идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу
исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Программа предполагает обучение в 6 классе – 34 ч, 1 час
в неделю.
Ценность программы заключается в
том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные
проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному
исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях
учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального
исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и
экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет
чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы –
научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и
личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество
и успех.
Цель
программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи
программы:
·
формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;
·
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
·
формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска;
·
развивать познавательные потребности и способности,
креативность.
Формы и методы проведения занятий: беседа,
игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция,
научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
·
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и
обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
·
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
·
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
·
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
·
владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их
оценки:
Результат
|
Критерии
|
Преодоление
барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)
|
Стремления
и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
|
Получение
специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований
|
Свободное
оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, вывод, методы исследования и др.
|
Сформированность
специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске
|
Проявляемые
умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи
|
Возросшие
познавательные потребности и развивающиеся способности.
|
Положительная
динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной
учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в
сторону повышения степени самостоятельности
|
Планируемые
результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные
результаты:
-
интерес к познанию мира природы;
-
осознание места и роли человека в биосфере;
-
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные
результаты:
-
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-
развитие морально-этического сознания;
Метапредметные
результаты:
-
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
формирование коммуникативных навыков.
Содержание
Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю)
для обучающихся 6-х классов, продолжающих заниматься исследовательской
деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При
прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала.
Логика построения программы обусловлена системой
последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской
деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков
научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся
ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности,
учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между
деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к
окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию
устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
·
вести устный диалог на заданную тему;
·
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
·
участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему
исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления
найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания,
в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по
теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую
работу.
По
окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы –
опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление,
демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению
результатов работы.
Тематическое
планирование занятий
«Юный исследователь»
Исследования по краеведению. Мой край: природа
№
|
Тема
занятия
|
Содержание
занятия,
практическая
работа (ПР)
|
1
|
Введение.
Стань
исследователем природы.
«Портфолио» юного исследователя
|
Цель и
задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.
ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы
|
2
|
Прогулка
по школьному двору:
В гости
к осени: учимся смотреть и видеть.
Растения в школьном дворе.
|
Формы и методы исследовательской
деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты
Правила
поведения в природе во время прогулки.
ПР:
Наблюдения за растениями в школьном дворе;
Сбор гербария
|
3
|
Прогулка
в лес:
В гости
к осени: учимся смотреть и видеть.
Растения леса. Цветы и травы
осенью.
|
Формы и
методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации
(справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)
Растения
леса.
ПР:
Наблюдения за растениями в лесу;
Сбор гербария
|
4
|
Экскурсия
в библиотеку:
Прочитаешь –
многое узнаешь.
|
Экскурсия в библиотеку: правила
работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной
литературы
|
5
|
Ведение
дневника наблюдений. Условные знаки.
Прогулка:
Погода в нашем крае. Наблюдения
за небом.
|
ПР:
Зарисовки осеннего неба, облаков
Наблюдения
за погодой. Осень
Ведение дневника
наблюдений.
|
6/7
|
Поиск информации через Интернет.
Правила работы с компьютером
|
Индивидуальная работа
|
8
|
Прогулка:
Наблюдения
за растениями. Деревья осенью.
Охраняемые
растения.
|
ПР: Сбор
гербария
|
9
|
Охрана
природы своего края
Зарисовки осенних деревьев.
|
ПР:
Наблюдения за погодой. Осень
Ведение
дневника наблюдений.
|
10
|
В лес за
здоровьем. Лесная аптека.
Лекарственные травы нашей местности.
|
ПР:
Наблюдения за погодой. Осень
Ведение дневника
наблюдений.
|
11
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна
осеннего листа и др.
|
Оформление
исследовательских работ
Основы исследовательской
деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач
исследования.
|
12
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна
осеннего листа и др.
|
Выбор темы исследовательской
работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.
|
13
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна
осеннего листа и др.
|
Составление
рабочего плана исследования.
|
14
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна осеннего
листа и др.
|
Оформление страниц «Введение», «Содержание»,
«Использованная литература».
|
15
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна осеннего
листа и др.
|
Оформление страниц
«Введение», «Содержание», «Использованная литература».
|
16
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна осеннего
листа и др.
|
Оформление
титульного листа.
Оформление страниц «Введение»,
«Содержание», «Использованная литература».
|
17
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна
осеннего листа и т.д.
|
Работа
индивидуальная и коллективная.
|
18
|
Исследовательская
работа № 1:
*Загадки
осеннего леса
*Тайна
осеннего листа и т.д.
|
Вклад
каждого участника группы в работу.
|
19
|
Исследовательская
работа № 2:
Особенность зимы
в нашем крае (по наблюдениям за погодой)
|
Логическое
построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.
ПР:
Наблюдения за погодой. Зима.
Ведение дневника
наблюдений.
|
20
|
Природа
и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года
Прогулка «Мороз и солнце!»
|
Наглядный
материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков,
фотографий.
ПР:
Наблюдения за погодой. Зима.
Ведение дневника
наблюдений.
|
21
|
Исследования
по краеведению. Мой край: природа
Погода в
нашем крае. Наблюдения за погодой.
Исследовательская
работа № 2:
Особенность зимы
в нашем крае (по наблюдениям за погодой)
|
Погода в нашем крае. Наблюдения
за погодой в разное время года.
|
22
|
Исследовательская
работа № 2:
Особенность
зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)
|
Сокращения, обозначения. Приложения.
Объём
исследовательской работы. Эстетическое оформление.
ПР:
Наблюдения за погодой. Зима.
Ведение
дневника наблюдений.
|
23
|
Прогулка:
«Весна
идет»
|
ПР:
Наблюдения за погодой. Весна.
|
24
|
Исследовательская
работа № 3:
Весна в
жизни растений. Деревья-первоцветы
|
ПР:
Наблюдения за цветением деревьев.
|
25
|
Исследовательская
работа № 3:
Весна
в жизни растений. Деревья-первоцветы
|
ПР:
Наблюдения за цветением деревьев
|
26
|
Исследовательская
работа № 3:
Весна
в жизни растений. Деревья-первоцветы
|
ПР:
Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений
|
27
|
Исследовательская
работа № 3:
Весна в
жизни растений. Деревья-первоцветы
|
ПР:
Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции
(районной)
|
28
29
|
Обработка и оформление
результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».
|
|
30
|
Конкурс-игра
«Тайны окружающего мира"
|
|
31/32
|
Подготовка
и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная
конференция)
|
|
33/34
|
Подведение
итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя
|
Анализ
исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год
|
Список литературы:
1. Файн Т.А.
«Исследовательский подход в обучении»;
2. Чечель
И.Д. «Исследовательские проекты в практике обучения»;
3. Савенков
А.И. «Исследователь ( материалы для подростков по самостоятельной
исследовательской практике)»;
4. Файн Т.А.
«Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников»;
5. Пентин
А.В. «Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные»;
6. Громова
Т.В. «Организация исследовательской деятельности»;
7. Лебедева
С.А. «Организация исследовательской деятельности в гимназии»;
8. Новожилова
Н.В. «Использование Интернет -технологий в исследовательской деятельности
учителей и учащихся»;
9. Интернет –
портал «Исследователь. ru.» www.intelgame.ru
10. М.Е.Буковский «
Юный исследователь» учебная программа .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.