Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Уроки речевого творчества"

Рабочая программа "Уроки речевого творчества"



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 4

учителей начального МБОУ СОШ №4 г. Пыть – Ях

общего образования, г. Пыть –Ях _________Ф.Г. Петрова Руководитель МО Протокол №1 Приказ №_____

______ Н.И.Чубук «___»________2013 г. от «____»___________2013 г.

Протокол № ____ Председатель МС

от «____»__________2013 г. ______ О.А. Емельянова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Уроки речевого творчества»

1 класс

Учитель: Христофорова Светлана Ласловна,

учитель 1 квалификационной категории








2013 - 2014 учебный год






Пояснительная записка


Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности компилятивная, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Занятия предназначены для учащихся 1 класса. Программа реализуется в объеме 33 часов в год, 1 час в неделю по 35 мин.


Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Программа “Уроки речевого творчества” составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Уроки речевого творчества”:

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип интеграции;

  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Все уроки речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:

Интеллектуально-познавательные творческие умения:

1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.

2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.

3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.

Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Результаты контрольных работ (олимпиады), проводимых в конце учебного года, позволяют оценить эффективность обучения.

Цель программы:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.


Перечень разделов


п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Входная диагностика.

3

2

Речь.

2

3

Слово.

14

4

Предложение и словосочетание.

В течение всего курса

5

Текст.

10

6

Культура общения.

4


Учебно-тематическое планирование


п/п

Название раздела

Тема занятия

Содержание занятий

Дата

План

Факт


1

Входная диагностика

Занятие 1-3. Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки.

Работа по диагностическим картам

3.09-10.09-

17.09


2

Речь

Занятие 4. Речь. Мои игрушки.

Познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи. Развитие памяти.

24.09


Занятие 5. Мой любимый цветок.

Формирование навыков выразительной речи (Тише, громче…). Развитие памяти, логического мышления.

1.10


3

Слово

Занятие 6. Моё любимое животное.

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления

8.10


Занятие 7. Моя осень.

Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

15.10


Занятие 8. Слово. Во саду ли, в огороде.

Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

22.10


Занятие 9. Слово и его значение. Листопад.

Формирование понятия о лексическом значении слова.

29.10


Занятие 10. Прямое и переносное значение слова. Мой любимый праздник.

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

12.11


Занятие 11. Многозначные слова. Цветная сказка.

Формирование понятия о многозначности слова.



19.11


Занятие 12. Омонимы. В мире профессий.

Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие логического мышления.

26.11


Занятие 13. Синонимы. Внимание, дорога!

Формирование первичного представления о синонимах и их значении в речи.

3.12


Занятие 14. Антонимы.

Тематические группы слов. Моя мечта.

Формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

Познакомить с тематическими группами слов.

10.12


Занятие 15. Наш цветной мир. Я и спорт.

Формирование первичного представления об образности

17.12


Занятие 16. Что на что похоже. В гостях у сказки.

Формирование первичного представления о сравнении

24.12


Занятие 17. Голоса природы. Моя зима.




Развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

14.01


Занятие 18. Проверочная работа.

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

21.01


Занятие 19. Загадки. Век живи - век учись.

Формирование умения отгадывать загадки.

28.01


4

Культура общения

Занятие 20. Культура речи. Вежливые слова.

Прививать навыки культурной речи

4.02


Занятие 21. Пословицы. Природа – наш дом.

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

18.02


Занятие 22. Учимся рассуждать. Мой любимый сказочный герой.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

25.02


Занятие 23. Учимся рассуждать. Как я помогаю маме.

Формирование навыков подбора слов, наиболее точно передающих мысль. Развитие внимания, воображения, логического мышления.

4.03


5

Текст

Занятие 24. Текст.

Деревья.

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Развитие внимания, логического

мышления.

11.03




Занятие 25. Текст.

Сказка.

Закрепление. Развитие памяти, логического мышления, внимательного отношения к языку.

18.03


Занятие 26. Заглавие текста.

Мой город.

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Развитие внимания и логического мышления.

1.04


Занятие 27. Повторение пройденного. Моя комната.

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

8.04


Занятие 28. Опорные слова.

В магазине.

Формирование навыка составления текста по опорным словам. Развитие памяти, внимания и логического мышления.

15.04


Занятие 29. Мы строим текст.

Бабочки.

Формирование навыков построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.

22.04


Занятие 30. Мы строим текст.

Моя весна.

Формирования навыка построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.



29.04


Занятие 31. План текста. Хлеб – всему голова.

Формирование навыков составления плана текста. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

6.05


Занятие 32. План текста.

Продолжение работы по формированию навыков составления плана текста. Развитие логического мышления, внимания, памяти

13.05


Занятие 33. Обобщение. Моё лето. Проверочная работа.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

20.05



Характеристика результатов


К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими умениями и навыками:

- уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);

- определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения;

- оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;

- анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего;

- быть хорошим слушателем;

- анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения;

- анализировать речь говорящего с использованием изученных правил;

- уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;

- вести этикетный диалог;

- сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности.


Учебно-методическое обеспечение


  1. Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.

  2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  3. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.

  4. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2007.




Рабочая программа "Уроки речевого творчества"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности компилятивная,  имеет предметную направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

 

Занятия предназначены для учащихся 1 класса. Программа реализуется в объеме 33 часов в год, 1 час в неделю по 35 мин. 

Автор Христофорова Светлана Ласловна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 21158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓