Рассмотрено Согласовано
Утверждаю
на заседании
МО на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 4
учителей начального
МБОУ СОШ №4 г. Пыть – Ях
общего
образования, г. Пыть –Ях _________Ф.Г.
Петрова Руководитель МО Протокол №1 Приказ
№_____
______ Н.И.Чубук
«___»________2013 г. от «____»___________2013 г.
Протокол № ____
Председатель МС
от
«____»__________2013 г. ______ О.А. Емельянова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Уроки речевого творчества»
1 класс
Учитель: Христофорова Светлана Ласловна,
учитель
1 квалификационной категории
2013
- 2014 учебный год
Пояснительная
записка
Язык
– это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть
им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения,
мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться
без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных
ступеней в овладении речью.
Дети
овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности
детей.
Наиболее
слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по
развитию связной речи учащихся.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности
компилятивная, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России; в соответствии с программой курса
«Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета
им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и
рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства
образования Российской Федерации.
Занятия
предназначены для учащихся 1 класса. Программа реализуется в объеме 33 часов в
год, 1 час в неделю по 35 мин.
Основу данного
курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Программа “Уроки
речевого творчества” составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и
литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Специфические
принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Уроки речевого
творчества”:
·
художественно-эстетический
принцип;
·
принцип
интеграции;
·
принцип
сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
·
принцип
поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие
предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции
уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества
проводится как занятие по интересам.
Важнейшая задача
учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по
отношению к учебной деятельности.
Все уроки речевого
творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических
тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание
этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование
творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в
связной речи.
Комплекс
творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные
творческие умения:
1. Информационно-содержательные,
включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему
и главную мысль в сочинении.
2. Структурно-композиционные,
предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте,
умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную
и заключительные части.
3. Умения редактировать текст с целью
совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Образно-речевые
творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств,
соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Эмоционально-образные
творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное
отношение к описываемому.
Результаты контрольных
работ (олимпиады), проводимых в конце учебного года, позволяют оценить
эффективность обучения.
Цель
программы:
-способствовать
более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать
развитию речи детей;
-
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
-
повышать уровень языкового развития школьников,
-
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
-
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи
курса:
-
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
-
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
-
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия
построены следующим образом:
1)
Активизация
мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной
части.
2)
Основная
часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3)
Занимательные
задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4)
Развитие
связной речи учащихся по определенной тематике.
Перечень
разделов
№
п/п
|
Перечень
разделов
|
Количество
часов
|
1
|
Входная
диагностика.
|
3
|
2
|
Речь.
|
2
|
3
|
Слово.
|
14
|
4
|
Предложение
и словосочетание.
|
В
течение всего курса
|
5
|
Текст.
|
10
|
6
|
Культура
общения.
|
4
|
Учебно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Название
раздела
|
Тема
занятия
|
Содержание
занятий
|
Дата
|
План
|
Факт
|
1
|
Входная
диагностика
|
Занятие
1-3.
Изучение словарного запаса школьников, уровня развития связной речи, умения
читать и различать звуки.
|
Работа
по диагностическим картам
|
3.09-10.09-
17.09
|
|
2
|
Речь
|
Занятие
4. Речь.
Мои игрушки.
|
Познакомить
с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи.
Развитие памяти.
|
24.09
|
|
Занятие
5.
Мой любимый цветок.
|
Формирование
навыков выразительной речи (Тише, громче…). Развитие памяти, логического
мышления.
|
1.10
|
|
3
|
Слово
|
Занятие
6.
Моё любимое животное.
|
Формирование
представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение.
Развитие внимания, логического мышления
|
8.10
|
|
Занятие
7.
Моя осень.
|
Формирование
понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
|
15.10
|
|
Занятие
8. Слово.
Во саду ли, в огороде.
|
Развитие
познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
|
22.10
|
|
Занятие
9. Слово
и его значение. Листопад.
|
Формирование
понятия о лексическом значении слова.
|
29.10
|
|
Занятие
10.
Прямое и переносное значение слова. Мой любимый праздник.
|
Формирование
понятия о прямом и переносном значении слова.
|
12.11
|
|
Занятие
11.
Многозначные слова. Цветная сказка.
|
Формирование
понятия о многозначности слова.
|
19.11
|
|
Занятие
12.
Омонимы. В мире профессий.
|
Формирование
первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие
логического мышления.
|
26.11
|
|
Занятие
13.
Синонимы. Внимание, дорога!
|
Формирование
первичного представления о синонимах и их значении в речи.
|
3.12
|
|
Занятие
14.
Антонимы.
Тематические
группы слов. Моя мечта.
|
Формирование
первичного представления об антонимах и их значении в речи.
Познакомить
с тематическими группами слов.
|
10.12
|
|
Занятие
15.
Наш цветной мир. Я и спорт.
|
Формирование
первичного представления об образности
|
17.12
|
|
Занятие
16.
Что на что похоже. В гостях у сказки.
|
Формирование
первичного представления о сравнении
|
24.12
|
|
Занятие
17.
Голоса природы. Моя зима.
|
Развитие
познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления,
воображения, памяти.
|
14.01
|
|
Занятие
18.
Проверочная работа.
|
Выявить
уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной
ситуации.
|
21.01
|
|
Занятие
19.
Загадки. Век живи - век учись.
|
Формирование
умения отгадывать загадки.
|
28.01
|
|
4
|
Культура
общения
|
Занятие
20.
Культура речи. Вежливые слова.
|
Прививать
навыки культурной речи
|
4.02
|
|
Занятие
21.
Пословицы. Природа – наш дом.
|
Формирование
навыков употребления в речи образных выражений.
|
18.02
|
|
Занятие
22.
Учимся рассуждать. Мой любимый сказочный герой.
|
Формирование
умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями,
событиями.
|
25.02
|
|
Занятие
23.
Учимся рассуждать. Как я помогаю маме.
|
Формирование
навыков подбора слов, наиболее точно передающих мысль. Развитие внимания,
воображения, логического мышления.
|
4.03
|
|
5
|
Текст
|
Занятие
24.
Текст.
Деревья.
|
Формирование
общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве
предложений, их связи друг с другом). Развитие внимания, логического
мышления.
|
11.03
|
|
|
|
Занятие
25.
Текст.
Сказка.
|
Закрепление.
Развитие памяти, логического мышления, внимательного отношения к языку.
|
18.03
|
|
Занятие
26.
Заглавие текста.
Мой
город.
|
Формирование
навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.
Развитие внимания и логического мышления.
|
1.04
|
|
Занятие
27.
Повторение пройденного. Моя комната.
|
Умение
применять знания в нестандартной ситуации.
|
8.04
|
|
Занятие
28.
Опорные слова.
В
магазине.
|
Формирование
навыка составления текста по опорным словам. Развитие памяти, внимания и
логического мышления.
|
15.04
|
|
Занятие
29.
Мы строим текст.
Бабочки.
|
Формирование
навыков построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.
|
22.04
|
|
Занятие
30. Мы строим текст.
Моя
весна.
|
Формирования
навыка построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.
|
29.04
|
|
Занятие
31.
План текста. Хлеб – всему голова.
|
Формирование
навыков составления плана текста. Развитие логического мышления, внимания,
памяти.
|
6.05
|
|
Занятие
32.
План текста.
|
Продолжение
работы по формированию навыков составления плана текста. Развитие логического
мышления, внимания, памяти
|
13.05
|
|
Занятие
33. Обобщение.
Моё лето. Проверочная работа.
|
Умение
применять полученные знания в нестандартной ситуации.
|
20.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика
результатов
К
концу
1 класса учащиеся смогут овладеть следующими умениями и навыками:
-
уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных
высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);
-
определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо –
невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения;
-
оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия,
прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;
-
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя
соответствующие этикетные формы;
-
анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего;
-
быть хорошим слушателем;
-
анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее
свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения;
-
анализировать речь говорящего с использованием изученных правил;
-
уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в
устных высказываниях;
-
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
-
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
-
выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;
-
вести этикетный диалог;
-
сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства
выразительности.
Учебно-методическое
обеспечение
1.
Вишневская
Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
2.
Каландарова
Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
3.
Линго
Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия
холдинг, 2002.
4.
Школа
развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н.Соколова. – М.:
Росткнига, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.