Главная / Другое / Рабочая программа "Умелые руки"

Рабочая программа "Умелые руки"

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ачитского городского округа

«Ачитский центр дополнительного образования детей»

ПРИНЯТО

методическим объединением

Протокол № ____

от «____» _____________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________ «____»__________________2014г.


Рабочая программа

детского объединения «УМЕЛЫЕ РУКИ»

на 2014-2015 учебный год


Составитель: Токмакова Марина Вячеславовна

педагог дополнительного образования

1 квалификационная категория



Ачит

2014 г.


  1. Оглавление



1

Пояснительная записка


3-9

2

Учебно-тематический план


10-13

3

Содержание программы


14-16

4

Учебно – методическое обеспечение программы


17

5

Список информационных источников


18

6

Сведения об авторе


19

7

Аннотация


20

8

Приложения











  1. Пояснительная записка

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


      Цель программы - создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, развитие индивидуальных творческих способностей.

  Задачи программы -

развитие: творчества; сенсорики, мелкой моторики рук; пространственного воображения; технического и логического мышления, глазомера; способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

овладение: начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; опытом практической деятельности по созданию поделок; способами планирования и организации досуговой деятельности; навыками творческого сотрудничества.

воспитание: уважительного отношения к результатам труда; интереса к творческой и досуговой деятельности;         практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

формирование : художественной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

 В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природным материалом.

  2. Работа с бумагой и картоном.

  3. Работа с крупой и макаронными изделиями.

  4. Работа с бросовым материалом.

  5. Работа с тканью и лоскутом.

  6. Работа с пластилином и солёным тестом.

  7. Вязание крючком.

  8. Творческий проект.

  9. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Организация деятельности .

Программа работы творческого объединения рассчитана на одногодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 1-4 класса Количество детей в группе для освоения программы – 8-10 человек.

Режим работы кружка – 3 занятия в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

  2. Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете № 3.

  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

 Характеристика ожидаемых результатов.

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

В результате обучения в детском объединении воспитанник узнает:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Воспитанник сможет научиться:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.



Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объединение «Умелые руки» (6 часов в неделю)

 

п/п


Раздел. Тема.

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теоретич. часы

Практич.

часы

1

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила ТБ и ОТ.

2

2



Работа с природным материалом

34

4

30

2

Что такое природный материал, что из него можно сделать?

Экскурсия в лес. «Как заготовить природный материал».


1

1

3-4

  • Изготовление открыток из засушенных листьев.


1

3

5-6

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Изготовление подарков на День пожилого человека.



4

7-10

  • Изготовление животных из шишек «В мире животных».

  • Выставка детских работ.


1

7

11-12

  • Составление композиции «Осенние фантазии» (коллективная работа) .


1

3

13-15

  • Работа по замыслу детей .

  • Выставка работ.



6

16-18

  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев)

  • Выставка работ.



6


Работа с бумагой и картоном

48

8

40

19

Виды и свойства бумаги и картона. Подготовка бумаги и картона к работе.


1

1

20-21

  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам. Изображение овощей, фруктов, листьев.Аппликация.



4

22

  • Изготовление закладки (по образцу).



2

23-24

  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).


1

3

25-27

  • Изготовление аппликаций по образцу «Бумажный домик». Выставка работ.


1

5

28-29

  • Изготовление настольных игрушек (по образцу) «Сказочные герои».


1

3

30-33

  • Изготовление елочных гирлянд и игрушек. Выставка новогодних игрушек.


1

7

34-36

  • Изготовление игрушек для новогодней ёлки. Районный конкурс «Новогодняя игрушка -2015».


1

5

37-38

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).


1

3

39-42

  • Знакомство с оригами. Подготовка и складывание модулей для оригами.

  • Изготовление ягод, шаров. Изготовление простых игрушек.

  • Выставка работ.


1

7


Работа с крупой и макаронными изделиями.

12

3

9

43

Виды круп и макаронных изделий, подготовка к работе.


1

1

44

Аппликации из крупы (по образцу).



2

45-46

Изготовление коллажа из семян и круп.


1

3

47-48

Работа с макаронными изделиями. Выставка работ.


1

3


Работа с бросовым материалом.

22

4

18

49

Что можно сделать из бросового материала. Подготовка материала к работе.


1

1

50-53

  • Изготовление сувениров.

  • Изготовление круглой карандашницы .

  • Изготовление органайзера из нескольких предметов.


1

7

54-56

  • Конструирование игрушек из картона (игрушки – дергунки) «Мишка» и «Клоун».


1

5

57-59

  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей».


1

5


Работа с тканью и лоскутом.

32

4

28

60-61

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).


1

3

62-64

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).



6

65-68

  • Знакомство и шитье мягкой игрушки. Выставка работ «Моя игрушка».


1

7

69-72

  • Изготовление сувениров (чехол для очков, карандашница).


1

7

73-75

Клеевая аппликация из ткани «»Цветы и букеты». Выставка работ «Как прекрасны цветы…»


1

5


Работа с пластилином и соленым тестом

22

4

18

76-78

  • Подготовка пластилина к работе. Лепка людей, животных, овощей (по образцу).


1

5

79-81

  • Пластилинография, что это такое, подготовка к работе. Выполнение картины из пластилина на картоне.


1

5

82-83

Выполнение авторской композиции ( по замыслу детей). Выставка работ «Пластилиновые картины»


1

3

84-86

Изделия из солёного теста по замыслу детей (картины, фото-рамки, сюжетные композиции). Выставка работ.


1

5


Вязание крючком 

36

5

31

87

Инструменты и материалы. Правила Т.Б и О.Т. Подготовка пряжи и ниток к работе.


1

1

88-90

Правила вязание прямого полотна. Вязание «Косичка из воздушных петель». Вязание плотного цветного узора.



6

91-93

Правила вязания круглого полотна. Вязание «столбиков без накида» по кругу. Вязание фрагментов «листьев», «цветов».


1

5

94-96

Вязание прихваток.


1

5

97-100

Техника выполнения полустолбика. Прикрепление вязаных фрагментов на тканевую основу. Панно из вязаных фрагментов.


1

7

101-104

Вязаные цветы и украшения.


1

7


Творческий проект.

6

2

4

105-106

Этапы проекта. Требования к оформлению проекта.


2

2

107

Защита проекта.



2

108

Выставка работ детей.

2


2


Итого

216

36

180



  1. Содержание программы.

Вводное занятие (2 часа).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий .

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.


Работа с природным материалом (34 часа).

Что такое природный материал? Что из него можно сделать, как правильно заготовить. Сочетание разного природного материала. Аппликации из сухих листьев. Подбор фигур на тему. Аппликации из цветов и семян

растений. Вырезание деталей. Наклейка плоскостью на основание бумаги, картона.

Изготовление композиций из засушенных листьев и семян.

Изготовление животных из шишек. Самостоятельная работа по замыслу детей.


Работа с бумагой (48 часов).

Виды и свойства бумаги и картона. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Особенности работы с клеем, этапы наклеивания.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с аппликацией (из бумаги, салфеток). Изготовление аппликаций по образцу.

Объёмные игрушки и композиции из салфеток и бумаги.

Знакомство с оригами и изделия изготовленные в технике оригами.




Работа с крупой и макаронными изделиями (12 часов)

Виды круп и макаронных изделий. Способы изготовления аппликации из круп по образцу. Фото рамки и картины из крупы, семян и макаронных изделий.


Работа с бросовым материалом (22 часа).

Что можно назвать «бросовым материалом», как подготовить материал к работе. Правила Т.Б. и О.Т. при работе .

Что можно сделать из ненужных вещей. Разнообразие поделок из бросового материала.

Изделия из пластиковых бутылок, бутылочек и баночек. Особенности работы с клеем, этапы наклеивания.

Изделия из стеклянных бутылок и банок. Оформление таких изделий «шнуром», «декупаж», покраска изделий.


Работа с тканью и лоскутом (32 часа).

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). Как изготовить «шаблоны» для работы .

Знакомство с наперстком. Правила техники безопасности при работе с иголками, ножницами. Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «вперёд иголка».

Изготовление салфеток (по образцу).

Шитье мягких игрушек и сувениров из лоскутков различной ткани и меха.


Работа с солёным тестом (22 часа).

Правила работы с солёным тестом, изготовление теста, вспомогательные предметы и материалы для работы. Показ простейших форм.

Правила техники безопасности.

Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

Аппликация на картоне по желанию детей.


Вязание крючком (36 часов).

Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Отличительные особенности вязания крючком.

Общие сведения о вязании крючком Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.

Правильное положение крючка в руке. Набор петель. Косичка из воздушных петель. Аппликация из воздушных петель. Вязание столбика без накида и с накидом. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания. Закрытие петель. Закрепления последнего ряда. Способы закрытия петель.

Вязание круга. Вязание цветов и украшений.


Творческий проект(6 часов).

Этапы разработки проекта. Требования к оформлению проектов. Защита проекта.











  1. Учебно-методическое обеспечение

  1. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

  2. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru

  3. Компьютерные презентации по темам

  4. Папки-копилки по темам.









  1. Список информационных источников

  1. Гусакова М. Аппликации. М: Просвещение, 1982г.

  2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству, В: «Учитель», 2010г

  3. Гульянц Э.К. и др. Что можно сделать из природного материала. М: Просвещение, 1991г

  4. Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста, ООО ТД «Мир книги» 2009г

  5. Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки», 1998

  6. Конышева Н.М. Чудесная мастерская, М: Ассоциация XXI век, 2000г

  7. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир, М: Ассоциация XXI век, 2001г

  8. Конышева Н.М. Умелые руки, М: Ассоциация XXI век, 2002г

  9. Конышева Н.М. Секреты мастеров, М: Ассоциация XXI век, 2003г

  10. Маркелова О.Н. Технология организации кружковой работы в школе, В: «Учитель», 2010г

  11. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение , 1985г






  1. Сведения об авторе.

Токмакова Марина Вячеславовна , МКОУ ДОД АГО «Ачитский центр дополнительного образования детей», педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория, стаж работы 33 года,















  1. Аннотация

Рабочая программа представляет собой документ, характеризующий деятельность педагога дополнительного образования, в том числе инновационную деятельность, работу с семьей, проведение массовых мероприятий, содержательного досуга с детьми.

В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании» (Ст. 26 «Дополнительное образование»), Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации,

Данная программа соответствует Типовому положению, то есть обеспечивает личностное развитие, создает условия для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе; предполагает формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении.

Настоящая программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений.








20



Рабочая программа "Умелые руки"
  • Другое
Описание:

Рабочая  программа представляет собой  документ, характеризующий деятельность педагога дополнительного образования, в том числе инновационную деятельность, работу с семьей, проведение массовых мероприятий, содержательного досуга с детьми. 

         В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании» (Ст. 26 «Дополнительное образование»), Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации,

Данная программа  соответствует Типовому положению, то есть обеспечивает личностное  развитие, создает условия для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе; предполагает  формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении.

 

Настоящая программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. 

Автор Токмакова Марина Вячеславовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 8047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓