Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа "Создай свой мир"

Рабочая программа "Создай свой мир"

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству «Создай свой мир» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

За основу рабочей программы взята авторская программа Андрусович С.Л., Перминовой Г.Н. «Изобразительное искусство и основы художественной культуры».

Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высокоразвитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, творчески решать возникающие проблемы, сохранять и приумножать духовное и художественно наследие предыдущих поколений. Данная программа ставит своей целью формирование такой гармонично развитой личности.

В основу концепции программы положена мысль Леонардо да Винчи, ставшая для него «формулой бытия»: «Всё видеть в мире, всё понять в мире и всё запечатлеть в мире». То есть каждый ребенок учится видеть красоту мира, понимать и создавать её. Таким образом, формируется духовный мир будущей личности, в котором основными приоритетами должны стать доброта, красота, знания и творчество.

Реализация цели и задач программы происходит в процессе занятий, отличающихся специфической структурой, системой используемых упражнений и заданий. На каждом занятии каждый ребенок должен почувствовать радость творчества.

Для реализации цели и задач программы необходим широкий спектр методов, учитывающих характер своеобразия воздействия и восприятия искусства, удовлетворяющих современным требованиям педагогики сотрудничества и принципам развивающего обучения, возрастным особенностям учащихся.

В начальных классах используются:

  • игровые методы;

  • сказка (творческая и учебная);

  • инсценирование;

  • эмпатия;

  • проблемные ситуации;

  • экспериментирование и др.

Необходимо на занятиях сочетать методы и приемы индивидуальной, групповой и коллективной работы с детьми.

Типы занятий могут быть различны:

  • по содержанию игрового сюжета:

  • занятие – встреча;

  • занятие – путешествие;

  • занятие – сказка;

  • занятие – праздник;

  • по характеру деятельности:

  • занятие – упражнение;

  • занятие – импровизация;

  • занятие – эксперимент;

  • занятие – исследование;

  • занятие – творческая работа;

  • занятие – попурри;

  • по месту проведения:

  • занятие в кабинете;

  • занятие в музее или выставочном зале;

  • занятие на природе.

Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год (4 часа в неделю) для детей в возрасте 7-10 лет.

Цель: обучение детей изобразительному искусству и основам художественной культуры для развития их творческих (художественных) способностей.

Задачи:

  • научить детей рисунку (технике рисунка, последовательности, перспективе, композиции, выбору цвета и др.);

  • познакомить детей с основами художественной культуры;

  • способствовать эстетическому воспитанию, формированию чувства прекрасного;

  • развивать творческие (художественные) способности детей;

  • формировать навыки самоорганизации;

  • создавать ситуацию, когда дети должны сделать личный выбор:

    • одной темы из нескольких тем;

    • техники;

    • порядка выполнения заданий;

    • формата;

    • исследуемого объекта, художественного произведения и др.

Такой подход обеспечивает формирование самостоятельности у ребенка, сохраняет за ним право на индивидуальность, развивает мыслительную сферу (надо взвесить «за» и «против» и сделать свой выбор), создает мотив для творческой деятельности («Я сам это выбрал, я хочу это сделать…»)


Требования к уровню подготовки учащихся

После первого года обучения дети должны

уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

  • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

  • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.

знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров  изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека,  обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

уметь: 

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

  • передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

  • в сюжетных работах передавать движение;

  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

  • приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.


Условия реализации программы:

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

  • помещение – мастерская;

  • краски гуашевые, акварельные;

  • клей ПВА (клей для аппликаций);

  • инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, карандаши простые, ножницы и др.;

  • цветные картон, бумага;

  • клеенки на столы, подставки для кистей, палитра, емкости для воды.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.


Способы проверки результатов освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

 - конкурсов;

 - тематических выставок детских работ;

 - в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: выставки внутри изостудии, общешкольные выставки, участие в конкурсах.

 На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: конкурсы и выставки более высокого уровня (районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.

Механизм оценки результатов по программе:

При наборе детей первого года обучения проводится диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т.С.). В конце учебного года уровень подготовки знаний воспитанников определяется диагностикой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (автор Комарова Т.С.).

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.



Учебно-тематический план

Тема занятий

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1.Введение

2

-

2

2. Материалы художника-живописца

1

3

4

3. Цвет рисунка

0,5

1,5

2

4.В стране Графика

2

8

10

5.В гостях у скульптора

0,5

1,5

2

6.Удивительная бумага «Бумажная сказка»

1

5

6

7.Смешанные техники

8

20

28

8.Виды и жанры изобразительного искусства и их выразительные средства

4

6

10

9. В гостях у фантазии

4

36

40

10. Конкурсы рисунков

1

9

10

11.Групповые творческие работы «Наша малая родина»

2

8

10

12.Занятие-игра

-

2

2

13.Экскурсии

2

12

14

14.Итоговое занятие, оформление выставки

-

4

4

Всего

28

116

144


Содержание программы


Введение – 2 часа

Материалы художника-живописца. Наши знакомые краски и кисти


2. Материалы художника-живописца – 4 часа

Работа акварелью. Творческая работа «Птица счастья» - 2 часа

Работа гуашью с использованием печаток из картофеля. Творческая работа «Осенний букет» - 2 часа


3.Цвет рисунка – 2 часа

Как получается цвет? Основные и составные цвета. Цветовой круг и радуга. Холодная и теплая цветовая гамма. Ахроматические цвета.

Творческие работы «Утро в лесу» (холодная цветовая гамма), «Солнечный день» (теплая цветовая гамма) – 2 часа


4. В стране Графика – 10 часов

Выразительные средства графики: точка, линия, штрих, пятно. Штрихи и их возможности. Как работает пятно. Контур и силуэт. Цвет и тон в графике.

Творческая работа: «Котята» - рисунок линией – 2 часа

Творческая работа: «Пушистик» - рисунок штрихами – 2 часа

Творческая работа «Кошка», «Мишутка» - рисунок углем – 4 часа

Творческая работа «Осенний лес» - рисунок акварельными цветными карандашами – 2 часа


5.В гостях у скульптора – 2 часа

Материалы скульптора. Выразительные средства скульптуры. Знаменитые скульпторы и скульптуры.

Творческая работа из пластилина или соленого теста – 2 часа


6.Удивительная бумага «Бумажная сказка» - 6 часов

Выразительные средства бумаги. Знакомство с работами художника А. Рябова Бумагопластика. Рисунок и аппликация.

Творческие работы: открытка ко Дню Учителя в технике квиллинг, скрапбукинг, «Паук» в технике «вырывание из цветной бумаги», «Сказочный кит», «Мышка и кусок сыра» в технике «сечка из цветной бумаги» - 6 часов

7.Смешанные техники – 28 часов

Различные техники изобразительного искусства.

Творческие работы «Листопад» в технике «набрызг», аппликация из сухих листьев, «Ежик» в технике «смятая бумага + гуашь», «Осень в лесу», «Сказочные деревья» в технике «тычкование щетинистой кистью», рисование свечой, «купание картины», рисунки мелом, аппликации из крупы, работа с мыльным раствором, рисование ватными палочками, рисование пальчиками – 20 часов


8.Виды и жанры изобразительного искусства и их выразительные средства – 10 часов

Пейзаж. Анималистический жанр. Портрет. Сказочно-мифологический жанр. Натюрморт.

Творческие работы: пейзаж, портрет, натюрморт – 6 часов


9.В гостях у фантазии – 40 часов

Фантазия. Сказки, созданные человеком. Симметрия и асимметрия.

В гостях у народных мастеров: Глиняная и резная игрушка. Народные узоры. Росписи.

Путешествия по странам и континентам: Зачем художники путешествуют? Путешествия к динозаврам, к первобытному художнику, в Египет, Индию, Грецию (амфоры), Японию, Китай (оригами) и др.

Творческие работы «Монотипия», иллюстрация к сказке, декоративная роспись, оригами, изготовление праздничных открыток – 36 часов


10. Конкурсы рисунков – 10 часов

Творческие работы, выполняемые в течение учебного года к конкурсам разного уровня


11. Групповые творческие работы «Наша малая родина» – 10 часов

Звери и птицы моего края. Мастера нашего края. Художники нашего края. Месяцеслов.

Творческие работы на тему краеведения – 8 часов


12.Занятие-игра – 2 часа


13. Экскурсии – 14 часов

Правила поведения во время экскурсии.

Примерные темы экскурсий:

  1. Учимся наблюдать. Какое бывает небо?

  2. Учимся любоваться. Что такое красота?

  3. Зачем люди рисуют? Художник и зритель.

  4. В стране графики. Работы Завьяловой А.В.

  5. Удивительная бумага. Работы Рябова

  6. Пейзажи. Работы художников в Доме Михалева

  7. Портреты. Работы художников в Доме Михалева, Верховажском историческом музее

  8. Натюрморты. Работы художников в Доме Михалева

  9. В гостях у архитектора

  10. В гостях у дизайнера

  11. В гостях у народных мастеров

  12. В гостях у скульптора. Работы В.Михалева


14.Итоговое занятие, оформление выставки – 4 часа



Литература и источники Интернета

  1. http://festival.1september.ru/articles/609701/ Назарова С.Л., Перминова Г.Н. Методические материалы к авторской программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры"

  2. Андрусович С.Л., Перминова Г.Н. Создай свой мир: Методические материалы для учителей по программе «Изобразительное искусство и основы художественной культуры» 1-4 класс. – Череповец: издание Научно-методического центра управления образования мэрии, 2005. – 73 с.: ил.

  3. Колль Мэри Энн Ф. Рисование /М.Э.Колль; Пер. с англ. М.Е. Ханыковой.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2005. – 63 с.: ил. (Искусство для дошкольников)

  4. Колль Мэри Энн Ф. Рисование красками /М.Э.Колль; Пер. с англ. М.Е. Ханыковой.- М.: «Астрель», 2005. – 63 с.: ил. (Искусство для дошкольников)

  5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/kriterii-ocenki-detskoy-tvorcheskoy-raboty Щекотова М.А Методические рекомендации педагогам по оценке детского рисунка



Диагностика «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (автор Комарова Т.С.)

Анализ продукта деятельности.

Передача формы:

  • форма передана точно – 3 балла;

  • есть незначительные искажения – 2 балла;

  • искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

Строение предмета:

  • части расположены верно – 3 балла;

  • есть незначительные искажения - 2 балла;

  • части предмета расположены неверно - 1 балл.

Передача пропорций предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются – 3 балла;

  • есть незначительные искажения – 2 балла;

  • пропорции предмета преданы неверно – 1 балл.

Композиция.

а) расположение на листе:

  • по всему листу – 3 балла;

  • на полосе листа – 2 балла;

  • не продумана, носит случайный характер – 1 балл.

б) отношение по величине разных изображений:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла;

  • есть незначительные искажения – 2 балла;

  • низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл.

Передача движения:

  • движение передано достаточно четко – 3 балла;

  • движение передано неопределённо, неумело – 2 балла;

  • изображение статическое – 1 балл.

Цвет.

а) цветовое решение изображения:

  • реальный цвет предметов – 3 балла;

  • есть отступления от реальной окраски – 2 балла;

  • цвет предметов передан неверно – 1 балл;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и   выразительности изображения:

  • многоцветная гамма – 3 балла;

  • преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла;

  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл.

Анализ  процесса деятельности.

Характер линии:

а) характер линии:

  • слитная – 3 балла;

  • линия прерывистая – 2 балла;

  • дрожащая (жесткая, грубая) – 1 балл.

б) нажим:

  • средний – 3 балла;

  • сильный, энергичный – 2 балла;

  • слабый – 1 балл.

в) раскрашивание:

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла;

  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла;

  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура – 1 балл.

г) регуляция силы нажима:

  • регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура – 3 балла;

  • регулирует силу нажима, при раскрашивании  иногда выходит за пределы контура – 2 балла;

  • не регулирует  силу нажима, выходит за пределы контура – 1 балл.

Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла;

  • требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла;

  • необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл.

Творчество:

  • самостоятельность замысла;

  • оригинальность изображения;

  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Шкала уровней:

Низкий уровень      12-18 баллов

Средний уровень    19-27 баллов

Высокий уровень    28-36 баллов

                


Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития (автор Комарова Т. С.).

Творческое задание «Дорисовывание кругов».

Задание: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое  задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Анализ результатов выполнения задания.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»  —  количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

Оценка 3- высокий уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко  - желтое, красное, зеленое; мордочки зверюшек  - заяц, мишка и т.п.) или близкого образа.  

Оценка 2 - средний уровень  —  ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круга, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).

Оценка 1 - низкий балл —  ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).


Критерии анализа изобразительных работ ребенка

(автор Щекотова М.А.)

Этот диагностический способ отследить динамику развития детского рисунка. Критерии анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов. Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям: нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения.  Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:

Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.

 Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.

Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в  изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.

Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.

Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.

Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность. Дополнительные факторы может дать наблюдение за процессом работы ребенка над рисунком. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции, интуитивно ее выстраивает. Он настолько сильно погружается в работу, что в момент рисования представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что происходящее рядом не отвлекается, окружение для него перестает существовать. В таком состоянии, как бы живя в своей работе, ребенок чувствует, что, где и как проложить линией и цветом. Очутившись  «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.



Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

                                   

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск  пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.


Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.


Восковые  мелки  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.


Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.


Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.


Черно-белый  граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.


Кляксография  с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.


Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.


Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.


Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.


Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.





12


Рабочая программа "Создай свой мир"
  • ИЗО, МХК
Описание:

За основу рабочей программы взята авторская программа Андрусович С.Л., Перминовой Г.Н. «Изобразительное искусство и основы художественной культуры».

Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год (4 часа в неделю) для детей в возрасте 7-10 лет.

Цель: обучение детей изобразительному искусству и основам художественной культуры для развития их творческих (художественных) способностей.

1.Введение

2. Материалы художника-живописца

3. Цвет рисунка

4.В стране Графика

5.В гостях у скульптора

6.Удивительная бумага «Бумажная сказка»

7.Смешанные техники

8.Виды и жанры изобразительного искусства и их выразительные средства

9. В гостях у фантазии

10.Конкурсы рисунков

11.Групповые творческие работы «Наша малая родина»

12.Занятие-игра

13.Экскурсии

14.Итоговое занятие, оформление выставки

Автор Андреева Анастасия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 537
Номер материала 41823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓