Главная / Технология / Рабочая программа "Соленое тесто"- 2014

Рабочая программа "Соленое тесто"- 2014

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


«Дом детского творчества»

Красноармейского района Чувашской Республики











Рабочая программа дополнительного образования детей «Соленое тесто»












Возраст воспитанников: 9-15 лет

Сроки реализации программы: 2 года

Автор: Александрова Елена Петровна - педагог дополнительного образования

Название населенного пункта: с.Исаково, Красноармейского района

Год разработки: 2014

Занятия с использованием ИКТ:12часов





                                                      



2014 г.

Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического Директор МБОУ ДОД «Дом

совета « » сентября 2014 г. детского творчества»

Протокол №_______ Красноармейского района

Чувашской Республики

___________ Ю.Г.Маркова

« » сентября 2014 года





Рабочая программа 

учебного объединения

« Соленое тесто»



Дни и часы работы:

Четверг - 14.00-16.00

Суббота -13.00-15.00

Пояснительная записка


Введение


В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.


Рабочая программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова,


основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введен и современный вид рукоделия - лепка из полимерной глины.


Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.



Данная программа «Соленое тесто» дополнительного образования является программой художественно-эстетической направленности. Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей,


раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства.




Актуальность программы


Подростковый досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня,


ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.


Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним.


Полимерная глина в последние годы стала очень популярным материалом для лепки - она эластична, ее легко обрабатывать, изделия из нее долговечны, а работа с полимерной глиной доставляет удовольствие и радость.


Достоинство данного курса в том, что изучение приѐмов лепки и росписи осуществляется в процессе реализации творческой идеи. Лепка и роспись разнообразных сосудов, цветов, листьев, фруктов имеет свои особенности и тонкости, которым необходимо научиться. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.



Отличительная особенность данной программы состоит в том, что участники программы овладевают сразу несколькими прикладными технологиями,


что позволяет поддерживать интерес к программе. В данной программе даются основы по следующим направлениям деятельности:


  • создание сувениров и поделок из соленого теста


  • создание авторской бижутерии и поделок из полимерной глины.


Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.


Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса,


шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.


Цель программы развитие творческого потенциала личности учащегося ,


образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности.


В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:




зада-



1 год обучения


2 год обучения



чи


















обу-

Познакомить с

основами

знаний в

Познакомить с основами знаний в


чаю-

области

композиции,

формообра-

области цветоведения,

декоративно –


щие













зования.





прикладного искусства.




Научить приемам лепки из соленого

Познакомить

с приемами лепки

из



теста

и

технологии

изготовления

полимерной

глины

и технологией














различных изделий.



изготовления различных изделий.














Формировать

образное,

прост-

Формировать умение выразить свою



ранственное мышление.



мысль с помощью эскиза, рисунка,









объемных форм.











вос-

Воспитывать

внимательность,

наблю-

Воспитывать уверенность в себе.



пи-

дательность, любознательность.






та-

















тель-







Формировать умение работать груп-


ные

Воспитывать трудолюбие и усидчи-

пами.











вость


















Формировать привычку к свободному



Воспитывать аккуратность.


самовыражению.











Формировать

самостоятельную

по-









знавательную деятельность.








Раз-

Развивать

смекалку, изобретатель-

Развивать кругозор через пространст-


ви-

ность

и

устойчивый

интерес к

венное восприятие мира.



ваю-














щие

творчеству.










Развивать познавательные процессы

Развивать творческую

активность и



(ощущение, восприятие, осмысление,

нестандартность мышления.
















запоминание, обобщение и др.)




Развивать

сенсорную

сферу:

Развивать

двигательную

сферу:

глазомер, форма, ориентирование в

моторика, пластика, двигательная

пространстве и т.д.


сноровка и т.д.;





Развивать коммуникативную куль- Развивать коммуникативную компе-


туру учашегося тентность школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности












Принципы построения программы:


  • От простого к сложному.


  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.


  • Личностно-ориентированный подход.


  • Научность.


  • Доступность.


  • Системность знаний.


  • Воспитывающая и развивающая направленность.


  • Активность и самостоятельность.


  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.




Методы:


  1. Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);


  1. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)


  1. Практический


Формы проведения занятий:


  • индивидуальные


  • групповые.


Программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего школьного возраста, возрастной состав групп — 9-15 лет. ОграничениЙ При приѐме детей нет.


Приѐм проводится в форме собеседования с ребѐнком и родителями.




Срок реализации программы - 2 года. 1-й год — 136 часов,


2-й год — 144 часа.




Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа. Через каждые 45 минут делается перерыв.




Количество детей в группе для освоения программы : 1 год – 15-20 человек. 2 год - 15-20 человек.



Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов


На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.


Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле).


Кружковая форма организации занятий не предполагает отметочного контроля знаний, оценка результативности творческой деятельности ребенка происходит по следующим критериям:


  • текущая оценка достигнутого


  • оценка по продукту творческой деятельности ( законченная работа)


  • оценка по качеству приобретенных умений и навыков


  • фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос,


викторина, игра)


- генерализация творческих идей – возникновение разнообразных замыслов,


планов, пробуждение идей.


- реализация творческих идей – кропотливый труд по достижению поставленных задач


Также формой проверки являются выставки, участие в различных конкурсах.




Критерии выполнения программы:


1. Оценка художественного мастерства:


По уровню выполнения практических заданий;


По уровню выполнения самостоятельных творческих работ;


По результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.


Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.


2. Оценка теоретических знаний производится в форме:


Собеседования;


Обсуждения.


Критерии: объѐм знаний, осмысленность терминологии, соответствие уровня теоретических знаний уровню сформированности практических умений.



Ожидаемые результаты:


Личностные: ответственность, самостоятельность, усидчивость,


терпеливость, аккуратность.


Предметные: знать основы технологии лепки из соленого теста и полимерной глины, уметь работать с инструментом, уметь изготавливать поделки,


композиции и эстетично их оформлять.


Метапредметные:


Регулятивные сохранение цели и задачи учебной деятельности.


Коммуникативные умение работать в коллективе, формирование умения


понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Познавательные – знать историю лепки из соленого теста и полимерной глины, знать основы проектной деятельности.



Прогнозируемые результаты:


1 год обучения:


обучающиеся должны знать:


  • виды и назначение изделий из соленого теста;


  • необходимые инструменты и материалы;


  • основные этапы изготовления изделий из соленого теста;


  • основные приемы лепки, технологию выполнения;


  • композиционные основы построения изделия;


  • требования к качеству и отделке изделий;


  • правила безопасной работы во время изготовления изделий из соленого


теста.




обучающиеся должны уметь:


  • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;


  • приготавливать тесто для лепки;


  • использовать инструменты для работы;


  • изготовлять отдельные детали;


  • соединять детали в готовое изделие;


  • составлять композицию из отдельных элементов;


  • сушить изделие;


  • гармонично сочетать цвета;


  • проводить окончательную отделку изделий, лакирование;


  • организовывать рабочее место;


  • правила общения в группе.


2 год обучения:


обучающиеся должны знать:


  • виды и назначение изделий из полимерной глины;


  • необходимые инструменты и материалы;


  • основные этапы изготовления изделий из полимерной глины;


  • основные приемы лепки, технологию выполнения;


  • законы сочетания цветов;


  • основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота)


  • правила безопасной работы во время изготовления изделий из полимерной


глины.




обучающиеся должны уметь:


  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех еѐ этапах;


  • использовать инструменты и приспособления для работы;


  • изготовлять отдельные детали;


  • эстетично и аккуратно выполнять сборку изделий и их отделку;


  • выполнять правила безопасной работы;


  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета)



Программа реализуется при наличии:


- Просторного, светлого помещения не менее, чем на 15 посадочных мест,


оснащѐнного в соответствии с санитарно – техническими нормами.


  • Оборудования: парт или столов, стульев, соответствующих возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов.


  • Материалов для практических занятий: (бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, ―Момента‖, ножниц, красок, палитр, банок для воды, соленого теста,


полимерной глины, стеков, досок, скалок, скрепок, кнопок и др.).


Материалов для теоретических занятий: ( видео и аудио материалов и


соответствующей техники для них; образцов готовых изделий; наглядных


пособий и т. д.)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 1 год


Раздел, тема занятия

Всего

Теорет.

Практ.

п/п


часов








1

ВВЕДЕНИЕ

4








1.1

Знакомство с правилами техники безопасности

1

1







1.2

Знакомство с планом творческого объединения

1

1



на год.









1.3

Технология изготовления соленого теста.

2

2



Добавки, хранение.









2

ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА

60








2.1

Технология изготовления цветов и листьев.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.









2.2

Технология изготовления овощей. Лепка и

2

0,5

1,5


раскрашивание.









2.3

Технология изготовления фруктов. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.









2.4

Технология изготовления рыбки. Лепка и

2

0,5

1,5


раскрашивание.









2.5

Технология изготовления птички. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.









2.6

Технология изготовления корзиночки с грибами.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.









2.7

Технология изготовления домашних животных.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.









2.8

Технология изготовления диких животных.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.









2.9

Технология изготовления домика. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.









2.10

Технология изготовления часов. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.









2.11

Технология изготовления клоуна. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.









2.12

Технология изготовления танка, корабля. Лепка

4

0,5

3,5


и раскрашивание.










2.13

Технология изготовления дерева. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.












2.14

Технология изготовления плетня и подсолнуха.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.












2.15

Технология изготовления корзиночки с цветами.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.















2.16

Технология

изготовления

корзиночки

с

4

0,5

3,5


фруктами. Лепка и раскрашивание.














3

СБОРНАЯ РАБОТА




16











3.1

Технология

изготовления

бус.

Лепка,

4

0,5

3,5


раскрашивание и сборка.












3.2

Технология изготовления осьминога. Лепка,

4

0,5

3,5


раскрашивание и сборка.












3.3

Технология изготовления человечка. Лепка,

4

0,5

3,5


раскрашивание и сборка.












3.4

Технология изготовления снеговика. Лепка,

4

0,5

3,5


раскрашивание и сборка.















4

ОБЪЕМНАЯ РАБОТА




36








4.1

Технология изготовления солонки «Уточка».

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.












4.2

Технология изготовления браслета и подвески.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.












4.3

Технология изготовления зайчика. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.












4.4

Технология изготовления ѐжика с грибом. Лепка

4

0,5

3,5


и раскрашивание.












4.5

Технология изготовления кита. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.












4.6

Технология изготовления броши «Лилия». Лепка

4

0,5

3,5


и раскрашивание.












4.7

Технология изготовления кулона к 8-му марта.

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.












4.8

Технология изготовления шкатулочки. Лепка и

4

0,5

3,5


раскрашивание.
















4.9

Технология

изготовления

рамочки


для

4

0,5

3,5


фотографии. Лепка и раскрашивание.












5

АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ


12













5.1

Технология изготовления панно «Колобок».

4

0,5

3,5


Лепка и раскрашивание.









5.2

Технология изготовления панно «У Лукоморья

4

0,5

3,5


дуб зеленый...». Лепка и раскрашивание.









5.3

Технология изготовления панно «Ворона и

4

0,5

3,5


лисица». Лепка и раскрашивание.









6

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

8








6.1

Самостоятельная работа. Выполнение работы по

4


4


заданию педагога.









6.2

Защита итоговой самостоятельной работы.

4


4







ИТОГО:

136






































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа над изделиями из соленого теста и полимерной глины разбивается на


несколько занятий, так как необходима просушка изделия перед росписью и оформлением.



ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


    1. ВВЕДЕНИЕ в курс


  1. Теория. Изучение правил работы с колющими и режущими инструментами и другие правила по технике безопасности.


  1. Теория. Знакомство с планом работы кружка на год. Уточнение списка обучающихся в кружке. Составление расписания.


  1. Теория. Знакомство с рецептом соленого теста и допускаемыми добавками.


Технология приготовления соленого теста, его хранение, окрашивание, условия сушки. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с соленым тестом. Изучение правил подготовки рабочего места.



    1. ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА.


  1. Технология изготовления цветов и листьев. Теория. Цветы, их строение,


разнообразие. Приемы выполнения цветов, листьев. Практика. Выполнение из соленого теста цветов и листьев с помощью трафарета. Просушивание.


Раскрашивание высохших изделий и создание композиционного панно «Цветы и листья». Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления овощей. Теория. Овощи, их польза и красота.


Приемы выполнения овощей с применением черенков растений и гвоздики


(пряность). Практика. Выполнение из соленого теста овощей, корзиночки.


Создание композиционного панно «Овощи». Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия, оформление в рамке.


  1. Технология изготовления фруктов. Теория. Фрукты, их польза, красота.


Приемы выполнения фруктов с применением гвоздики и черенков растений.


Практика. Выполнение фруктов из соленого теста. Создание панно «Фрукты».


Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления рыбки. Теория. Рыбки аквариумные, морские,


речные. Большие и маленькие, хищные, плоские и шарообразные и т. д. Приемы лепки рыбок. Окраска рыбок. Практика. Лепка из соленого теста рыбок.


Просушивание. Раскрашивание рыбок. Оформление в рамке.


2.5 Технология изготовления птички. Теория. Птицы. Самые большие и самые маленькие, форма клюва, расцветка оперения. Приемы выполнения птиц.


Практика. Лепка из соленого теста птицы (петух, курица). Просушивание.


Раскрашивание высушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления корзиночки с грибами. Теория. Грибы:


съедобные и несъедобные. О цвете грибов и листьев. Приемы выполнения грибов.


Практика. Лепка из соленого теста корзиночки, грибов, листьев разной формы.


Создание композиции. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


Оформление в рамке.


2.7 Технология изготовления домашних животных. Теория. Домашние животные, их польза, повадки, форма тела. Любимые домашние животные.


Приемы выполнения животного. Практика. Лепка из соленого теста кошки.


Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления дикого животного. Теория. Дикие животные.


Среда их обитания. Приемы выполнения животных. Передача характера (злой,


добрый) окраска. Практика. Лепка из соленого теста дикого животного .


Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления домика. Теория. Разнообразие жилищ,


созданных людьми, в зависимости от природных условий и образа жизни людей.


Разнообразие названия жилищ: изба, хата, юрта, чум и т. д. Приемы выполнения домика. Практика. Лепка из соленого теста домика. Просушивание.


Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления часов. Теория. Часы. Наручные, настенные,


будильники, часы с кукушкой, электронные. Дизайн, оформление. Приемы выполнения часов: корпус, циферблат, стрелки. Практика. Лепка из соленого теста


настольных часов. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления клоуна. Теория. Цирковые профессии. Клоун:


его костюм, грим, атрибуты для выступления. Приемы выполнения клоуна.


Передача движения. Практика. Лепка из соленого теста клоуна. Просушивание.


Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления корабля, танка. Теория. Виды вооруженных сил России. Приемы выполнения корабля, танка. Практика. Лепка из соленого теста корабля, танка (по желанию). Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления дерева. Теория. Деревья, их польза и значение для человека. Разнообразные виды деревьев: плодовые, декоративные. Разная структура ствола. Приемы выполнения деревьев с помощью ножа и давилки для чеснока. Практика. Лепка из соленого теста дерева. Просушивание.


Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


2.14 Технология изготовления плетня и подсолнуха. Теория. Деревенский пейзаж. Характерные для сельской местности строения, растения. Приемы выполнения плетня, подсолнуха. Практика. Лепка из соленого теста плетня и подсолнуха. Создание композиционного панно «Плетень и подсолнух».


Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления корзиночки с цветами. Теория. Приемы выполнения объемных цветов. Создание композиционного панно «Корзинка с цветами». Практика. Лепка из соленого теста корзиночки с цветами. Создание композиции. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


  1. Технология изготовления тарелочки с фруктами. Теория. Приемы выполнения натюрморта: «Корзиночка с фруктами». О правилах составления композиции. Практика. Лепка из соленого теста корзиночки с фруктами. Создание композиции. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.


3. СБОРНАЯ РАБОТА.


  1. Технология выполнения бус. Теория. Приемы выполнения бус. Практика.


Лепка из соленого теста бус разной формы: шарообразной, цилиндрической,


кубической. Прокалывание бус. Просушивание. Раскрашивание бус. Сборка бус на леску.


  1. Технология выполнения осьминога. Теория. Осьминог. Внешний вид,


количество ног. Приемы выполнения осьминога. Практика. Скатывание разных по размеру шариков (один большого размера и сорок шариков меньшего размера).


Прокалывание шариков. Просушивание. Раскрашивание шариков. Сборка изделия


«Осьминог». Завершение работы.


3.3 Технология выполнения человечка. Теория. Приемы работы по выполнению изделия «Человечек». Практика. Скатывание из соленого теста шарика и колбаски


(голова и туловище) и восемнадцати шариков меньшего размера для рук и ног человечка. Прокалывание. Просушивание. Раскрашивание шариков и колбаски.


Сборка изделия «Человечек». Завершение работы.


3.4 Технология выполнения снеговика. Теория. Приемы работы по выполнению по выполнению изделия «Снеговик». Практика. Скатывание из соленого теста трех шариков большего размера (голова и туловище), двух шариков меньшего размера (руки) и усеченного конуса (ведро). Прокалывание. Просушивание.


Раскрашивание шариков. Сборка изделия «Снеговик». 4. ОБЪЕМНАЯ РАБОТА


4.1 Технология выполнения солонки «Уточка». Теория. Приемы работы по изготовлению изделия «Уточка». Практика. Лепка из соленого теста солонки


«Уточка». Формирование чашечки, приклеивание головки. Просушивание (с


помощью подставочки для головы). Раскрашивание просушенного изделия.


Завершение работы.


4.2 Технология выполнения браслета и подвески. Теория. Приемы работы по выполнению браслета и подвески. Практика. Выполнение основы для браслета.


Декоративное оформление. Просушивание. Выполнение основы для подвески.


Декоративное оформление. Просушивание. Завершение работы.


4.3 Технология выполнения изделия «Зайка». Теория. Приемы работы по выполнению изделия «Зайка». Практика. Выполнение основы для зайчика,


формирование ушек, носика, лапок. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


  1. Технология выполнения изделия «Ежик с грибом». Теория. Приемы работы по выполнению работы «Ежик с грибом». При работе применяются маленькие ножницы. Практика. Выполнение основы для ежика, формирование носика, лапок, иголок на спине. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


  1. Технология выполнения изделия «Кит». Теория. Приемы работы по выполнению изделия «Кит». Практика. Выполнение основы для кита.


Формирование хвоста, головы, фонтанчика. Просушивание изделия (при просушке хвост кита фиксируется подставочкой). Раскрашивание просушенного изделия.


4.6 Технология выполнения брошки «Лилии». Теория. Приемы работы по выполнению броши «Лилия». Практика. Выполнение из соленого теста основы.


Крепление булавки. Лепка цветов и листьев лилии из соленого теста.


Просушивание. Создание композиции из просушенных деталей броши, покрытие лаком.


4.7 Технология изготовления шкатулочки. Теория. Приемы работы по изготовлению шкатулочки. Практика. Формирование чашечки и крышечки.


Декоративное оформление крышки (выбрать тему). Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


4.8 Технология изготовления рамочки для фотографии. Теория. Приемы работы по выполнению рамочки для фотографии. Практика. Выполнение из соленого теста рамочки-основы. Декоративное оформление рамочки по теме.


Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


4.9 Технология изготовления кулона ко дню 8 марта. Теория. Приемы работы по выполнению кулона. Практика. Выполнение из соленого теста колбаски.


Формирование из колбаски цифры 8. Декоративное оформление цифры цветами и листьями. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия.


5 АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ


5.1 Технология изготовления панно «Колобок». Теория. Повторение содержания сказки. Выбор сюжета. Приемы работы по выполнению персонажей. Правила составления композиции. Практика. Лепка из соленого теста персонажей и предметов для композиции. Просушивание. Раскрашивание просушенных изделий.


Создание композиции. Оформление работы в рамке.


  1. Технология изготовления панно «У Лукоморья дуб зеленый...». Теория.


Повторение стихотворения. Выбор сюжета. Приемы работы по изготовлению персонажей и предметов для создания композиции. Практика. Лепка из соленого теста персонажей и предметов. Просушивание. Оформление рамки. Выбор фона для композиции. Раскрашивание просушенных изделий. Составление композиции,


приклеивание к основе в рамочке.


5.3 Технология изготовления панно «Ворона и лисица». Теория. Повторение басни «Ворона и лисица». Выбор сюжета. Приемы работы по изготовлению персонажей и предметов для создания композиции. Практика. Лепка из соленого теста персонажей и предметов для композиции. Просушивание. Оформление рамки. Выбор фона для композиции. Раскрашивание просушенных изделий.


Составление композиции, приклеивание к основе в рамке. Завершение работы. 6. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.


  1. Практика. Самостоятельное выполнение работы, выбранной педагогом.


Лепка и просушивание. Раскрашивание и оформление работы в рамке.


6.2 Практика. Создание творческой работы, используя навыки, полученные на занятиях. Просушивание. Раскрашивание просушенного изделия. Оформление в рамке.










Список воспитанников учебного объединения



Фамилии и имена учащихся

Класс

Статус семьи

1.

Афанасьева Екатерина

4

многодетная

2.

Афанасьева Карина

4

многодетная

3.

Александрова Наталия

3

полная

4.

Васильева Ангелина

7

под опекой

5.

Васильева Павлина

6

под опекой

6.

Гаврилова Юлиана

5

полная

7.

Егорова Кристина

7

неполная

8.

Илларионова Алиса

7

неполная

9.

Иванова Александра

6

под опекой

10.

Козлова Екатерина

6

многодетная

11.

Николаева Дарья

4

многодетеая

12.

Павлова Анастасия

7

многодетная

13.

Рыбакова Елизавета

5

полная

14.

Хайбуллин Дима

9

многодетная

15.

Христофорова Диана

3

неполная















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ




Раздел, тема занятия

Всего

Теорет.

Практ.

п/п


часов








1

ВВЕДЕНИЕ

4








1.1

Общие понятия по технике безопасности,

1

1



основы гигиены и безопасности на





занятиях.









1.2

Формирование интереса к декоративно-

1

1



прикладному искусству. Знакомство с





планом работы творческого объединения на





год.









1.3

Виды полимерной глины. Общие правила

2

2



работы с материалом. Инструменты и





оборудование рабочего места.









2

ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА

32








2.1

Технология изготовления морских

4

0,5

3,5


обитателей: морские звезды, ракушки,





рыбки. Лепка и раскрашивание





(тонирование).









2.2

Технология изготовления жучка, божьей

4

0,5

3,5


коровки, пчелки. Лепка и раскрашивание





(тонирование).









2.3

Технология изготовления бабочки и

4

0,5

3,5


стрекозы с использованием лески





(проволоки). Лепка и тонирование.









2.4

Технология изготовления подвески с

4

0,5

3,5


фруктами. Лепка и сборка.









2.5

Технология изготовления брелка

4

0,5

3,5


«Черепашка». Лепка и сборка.









2.6

Технология изготовления валентинки

4

0,5

3,5


«Сердечко». Лепка, тонирование и сборка.









2.7

Технология изготовления бусин из

4

0,5

3,5


полимерной глины. Лепка бусин. Сборка





браслета на леске.









2.8

Технология изготовления слоника из

4

0,5

3,5


разноцветных колбасок. Лепка и





тонирование.










3

ФИЛИГРАНЬ

16








3.1

Техника «филигрань» в полимерной глине.

4

0,5

3,5


Технология изготовления миниатюрного





панно в технике «филигрань». Лепка и





сборка.









3.2

Технология изготовления подвески (кулона)

6

0,5

5,5


в технике «филигрань». Лепка, тонирование





и сборка.









3.3

Декорирование заколки-автомата в технике

6

0,5

5,5


«филигрань». Лепка, тонирование,





покрытие лаком (клеем ПВА).









4

ПОЛИМЕРНАЯ ФЛОРИСТИКА

84








4.1

Технология изготовления листа. Использо-

4

0,5

3,5


вание штампа для создания прожилок.





Способы тонирования. Лепка листьев.









4.2

Технология изготовления универсального

4

0,5

3,5


лепестка. Создание прожилок. Волнистый и





«рваный» край. Лепка лепестков.









4.3

Технология изготовления серединки цветка:

4

0,5

3,5


основа с «зубчиками», виды тычинок,





пестик. Лепка основ-серединок.









4.4

Технология изготовления простой розы.

4

0,5

3,5


Лепка розы на приготовленной основе.









4.5

Технология изготовления бутона розы.

4

0,5

3,5


Лепка бутона розы и тонирование.









4.6

Технология изготовления розы с

4

0,5

3,5


волнистыми лепестками и переходом цвета.





Лепка розы с переходом цвета.









4.7

Технология изготовления каллы. Лепка

4

0,5

3,5


каллы и тонирование.









4.8

Технология изготовления ромашки. Лепка

4

0,5

3,5


ромашки и тонирование.









4.9

Технология изготовления мака. Лепка мака

4

0,5

3,5


и тонирование.









4.10

Технология изготовления хризантемы

6

0,5

5,5


(герберы, георгина). Особенности и приспо-





собления для сушки. Лепка и тонирование.









4.11

Технология изготовления лютика (ранун-

4

0,5

3,5








кулюса) с переходом цвета. Лепка лютика.









4.12

Технология изготовления цветов с тычин-

6

0,5

5,5


ками (вишня, яблоня, жасмин). Изготовле-





ние и окрашивание тычинок. Лепка цветка с





тычинками и его тонирование.









4.13

Технология изготовления мини-композиции

6

0,5

5,5


«Мускари». Лепка цветов и листьев, сборка





в горшочек.









4.14

Технология изготовления нарцисса. Лепка

4

0,5

3,5


нарцисса и тонирование.









4.15

Технология изготовления ягод (черника,

6

0,5

5,5


голубика, рябина, малина, ежевика и др.).





Лепка ягод и тонирование. Лепка ягод и





сборка в украшение (браслет, кулон).









4.16

Технология соединения листьев и цветов со

4

0,5

3,5


стеблем, разные способы. Сборка ранее





слепленных цветов и листьев









4.17

Технология изготовления бонсая. Изготов-

6

0,5

5,5


ление ствола, лепка листьев, цветов, ягод,





сборка, посадка в кашпо.









4.18

Технология изготовления лилии. Лепка

6

0,5

5,5


пестика и тычинок, лепестков. Сборка,





сушка и тонирование.









5

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

8








5.1

Самостоятельная работа. Выполнение

4


4


работы по заданию педагога.









5.2

Защита итоговой самостоятельной работы.

4


4







ИТОГО

144









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1. ВВЕДЕНИЕ в курс


  1. Теория. Изучение правил работы с колющими и режущими инструментами и другие правила по технике безопасности.


  1. Теория. Знакомство с планом работы кружка на год. Уточнение списка обучающихся в кружке. Составление расписания.


  1. Теория. Знакомство с видами полимерных глин. Общие правила работы с материалом. Инструменты и оборудование рабочего места. Целесообразность использования дополнительных материалов (перчатки, доски, влажные салфетки).


Приемы работы с полимерной глиной: подготовка глины к работе, сочетание и смешивание цветов. Хранение самозастывающей полимерной глины.


2. ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИКА.


2.1 Технология изготовления морских обитателей. Теория. Разнообразие морских обитателей. Приемы лепки ракушек, морских звезд, рыбок. Практика. Выполне-


ние морских обитателей из полимерной глины. Просушивание. Тонирование акриловыми красками.


  1. Технология изготовления насекомых: жучка, божьей коровки, пчелки. Теория.


Приемы лепки насекомых. Практика. Лепка насекомых из полимерной глины.


Просушивание. Тонирование.


2.3 Технология изготовления бабочки и стрекозы с использованием лески


(проволоки). Теория. Приемы лепки крыльев с основой из проволоки. Практика.


Выполнение бабочки из полимерной глины. Просушивание. Тонирование.


2.4 Технология изготовления подвески с фруктами. Теория. Приемы лепки фруктов из полимерной глины. Крепление к основе браслета (цепочка) с помощью проволоки. Практика. Выполнение фруктов из полимерной глины. Просушивание.


Сборка браслета.


2.5 Технология изготовления брелка «Черепашка». Теория. Приемы лепки черепашки из полимерной глины: раскатывание основы и наложение разноцветных пластин, формирование головы и лапок. Практика. Лепка черепашки из


полимерной глины. Просушивание. Сборка.


2.6 Технология изготовления валентинки «Сердечко». Теория. Приемы лепки валентинки из полимерной глины: раскатывание глины и вырезание основы-


сердечка, скатывание мелких шариков разных оттенков и выкладывание узора.


Практика. Выполнение сердечка из полимерной глины. Просушивание.


Тонирование.


  1. Технология изготовления бусин из полимерной глины. Теория. Приемы лепки бусин из полимерной глины: круглые, плоские, бусины-трубочки. Смешивание полимерной глины для получения разноцветных бусин. Практика. Выполнение бусин из полимерной глины. Просушивание. Сборка на леску.


  1. Технология изготовления слоника из разноцветных колбасок. Теория.


Приемы лепки слоника из полимерной глины: выполнение основы из полимерной глины, скатывание колбасок и нанесение на основу. Практика. Лепка слоника из полимерной глины. Просушивание. Тонирование.


3. ФИЛИГРАНЬ.


3.1 Техника «филигрань» в полимерной глине. Технология изготовления миниатюрного панно в технике «филигрань». Теория. Приемы лепки в технике


«филигрань»: подготовка основы для декорирования, скатывание маленьких шариков и колбасок, выкладывание узора с помощью стека. Практика.


Выполнение панно из полимерной глины. Просушивание. Покрытие лаком (клеем ПВА).


  1. Технология изготовления подвески (кулона) в технике «филигрань». Теория.


Приемы лепки подвески из полимерной глины: раскатывание глины и придание формы, выкладывание узора. Особенности тонирования. Практика. Выполнение подвески из полимерной глины. Просушивание. Тонирование. Сборка на ленте


(шнуре).


3.3 Декорирование заколки-автомата в технике «филигрань». Теория. Приемы декорирования украшений: нанесение клея ПВА, просушка, накладывание тонкого слоя глины, выкладывание узоров. Практика. Выполнение декорирования заколки-


автомата. Тонирование, покрытие лаком (клеем ПВА).


4. ПОЛИМЕРНАЯ ФЛОРИСТИКА


4.1 Технология изготовления листа. Теория. Виды листьев. Использование штампов (оттисков) для создания прожилок. Способы тонирования листа.


Практика. Лепка листьев из полимерной глины. Просушивание. Тонирование.


4.2 Технология изготовления универсального лепестка. Теория. Приемы лепки лепестка из полимерной глины: раскатывание глины нужной формы,


создание прожилок, волнистого и «рваного» края с помощью стека. Практика.


Лепка лепестков из полимерной глины. Просушивание. Тонирование.


  1. Технология изготовления серединки цветка. Теория. Приемы лепки основ из полимерной глины: основа с «зубчиками», основа для бутона розы. Виды тычинок, пестик. Практика. Лепка серединок-основ для различных цветов из полимерной глины. Просушивание.


  1. Технология изготовления простой розы. Теория. Приемы лепки розы из полимерной глины: использование приготовленных основ-серединок,


расположение лепестков. Практика. Лепка розы из полимерной глины.


Просушивание.


  1. Технология изготовления бутона розы. Теория. Приемы лепки бутона розы из полимерной глины, приемы тонирования. Практика. Лепка бутона розы из полимерной глины. Просушивание. Тонирование.


  1. Технология изготовления розы с волнистыми лепестками и переходом цвета. Теория. Приемы лепки розы с волнистыми лепестками (использование стека), с переходом цвета (подбор оттенков глины). Практика. Выполнение розы с переходом цвета из полимерной глины.


  1. Технология изготовления цветка каллы. Теория. Приемы лепки каллы:


изготовление пестика из полимерной глины, покрытие крашеной манкой,


изготовление лепестка. Практика. Выполнение каллы из полимерной глины.


Просушивание, тонирование.


4.8 Технология изготовления цветка ромашки. Теория. Приемы лепки ромашки: способы крепления лепестков к приготовленной основе. Практика.


Выполнение ромашки из полимерной глины. Просушивание, тонирование.


  1. Технология изготовления цветка мака. Теория. Приемы лепки мака:


способы лепки «коробочки», нарезка тычинок из полоски полимерной глины.


Практика. Выполнение мака из полимерной глины. Просушивание, тонирование.


  1. Технология изготовления цветка хризантемы (герберы, георгина). Теория.


Приемы лепки хризантемы: способы крепления лепестков к приготовленной основе, поэтапное приклеивание лепестков. Приспособление для сушки из пенопласта. Практика. Выполнение хризантемы из полимерной глины.


Просушивание, тонирование.


4.11 Технология изготовления цветка лютика (ранункулюса). Теория. Приемы лепки лютика: способы крепления лепестков к основе. Переход цвета: от зеленого к ярко-желтому. Практика. Выполнение лютика из полимерной глины.


Просушивание, тонирование.


  1. Технология изготовления цветов с тычинками (вишня, яблоня, жасмин).


Теория. Изготовление тычинок из ниток (лески) и клея ПВА и окрашивание тычинок, сборка в пучки. Практика. Выполнение жасмина из полимерной глины.


Просушивание, тонирование.


  1. Технология изготовления мини-композиции «Мускари». Теория. Приемы лепки мускари: изготовление бутонов-шариков и цветочков, приклеивание на проволоку, изготовление листьев. Практика. Выполнение мускари из полимерной глины Просушивание, тонирование. Сборка композиции в горшочке.


  1. Технология изготовления цветка нарцисса. Теория. Приемы лепки нарцисса: приемы лепки коронки и лепестков. Практика. Выполнение нарцисса из полимерной глины. Просушивание, тонирование.


  1. Технология изготовления ягод (черника, голубика, рябина, малина,


ежевика и др.). Теория. Приемы лепки различных ягод. Практика. Выполнение


ягод из полимерной глины. Просушивание, сборка в украшение (браслет, кулон).


  1. Технология соединения листьев и цветов со стеблем, разные способы.


Теория. Способы соединения листьев и цветов со стеблем, стволом. Практика.


Выполнение полноразмерного цветка с листьями и стеблем.


4.17 Технология изготовления бонсая. Теория. Об искусстве выращивания


миниатюрных деревьев. Приемы формирования ствола из проволоки, обкатка полимерной глиной ствола и веток, присоединение листьев и цветов (плодов).


Практика. Лепка ствола, листьев, цветов (плодов), просушивание, тонирование,


сборка, посадка в кашпо.


  1. Технология изготовления цветка лилии. Теория. Приемы лепки лилии:


способы крепления тычинок к пестику, крепление лепестков, особенности сушки.


Практика. Выполнение лилии из полимерной глины. Просушивание, тонирование. 5. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.


  1. Практика. Самостоятельное выполнение работы, выбранной педагогом. Лепка и просушивание. Тонирование. Сборка композиции.


  1. Практика. Создание творческой работы, используя навыки, полученные на занятиях. Лепка и просушивание. Тонирование. Сборка украшения.





Методическое обеспечение рабочей программы




«Соленое тесто»




1 год обучения

Наименова-

Формы

Методы, приемы, дидактический материал, техническое

п/п

ние

занятий

оснащение


раздела



1.

Введение

Занятие-беседа

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут.




Наглядно-иллюстративный метод: инструкции по технике




безопасности, рисунки, демонстрация готовых работ




Техническое оснащение: Материалы и инструменты и приспособления для работы с соленым тестом










Декоративная

Беседа, занятие-

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая

2.

пластика

фантазия,

Наглядные методы: демонстрация готового изделия



тематическое




задание

Техническое оснащение: Материалы, инструменты и




приспособления для работы с соленым тестом.




Практические методы: Приемы: наглядный показ,




индивидуальная помощь, взаимоконтроль и самоконтроль




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи





3.

Сборная

Беседа, игра,

Словесные методы: рассказ, беседа.


работа

занятие-фантазия,

Наглядные методы: демонстрация готовых изделий



диспут,

иллюстрации



тематическое

Техническое оснащение: Материалы, инструмент



задание

приспособления для работы с соленым тестом.




Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь,




взаимоконтроль и самоконтроль.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи



























4.

Объемная

Беседа, диспут,

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут.


работа

тематическое

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация



задание

изделий.




Техническое оснащение: Материалы, инструменты




приспособления для работы с соленым тестом.




Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь




взаимоконтроль и самоконтроль.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи





5.

Анималистиче

Беседа, диспут,

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут.


ская

тематическое

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация


композиция

задание

изделий.




Техническое оснащение: Материалы, инструменты




приспособления для работы с соленым тестом.




Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь




взаимоконтроль и самоконтроль.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи





6.

Итоговое

Защита

Словесные методы: рассказ, беседа


занятие

творческого

Наглядные методы: демонстрация выставочных работ



проекта.

Техническое оснащение: Материалы, инструменты




приспособления для работы с соленым тестом.




Приемы: самостоятельная работа.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи










2 год обучения





Наименова-

Формы

Методы, приемы, дидактический материал, т

п/п

ние

занятий

оснащение


раздела



1.

Введение

Занятие-беседа

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут.




Наглядно-иллюстративный метод: инструкции по




безопасности, рисунки, демонстрация готовых работ




Техническое оснащение: Материалы и инструмены.




Исторический экскурс. Принадлежности и оборудования






Декоративная

Беседа, занятие-

Словесные методы: рассказ, беседа.

2.

пластика

фантазия,

Наглядные методы: демонстрация готового изделия



тематическое

иллюстрации



задание

Техническое оснащение: Материалы, инструменты и




приспособления для работы с полимерной глиной




Практические методы: Приемы: наглядный показ




индивидуальная помощь, взаимоконтроль и самоконтроль




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи





3.

Филигрань

Беседа, игра,

Словесные методы: рассказ, беседа



занятие-фантазия,

Наглядные методы: демонстрация готовых изделий



диспут,

иллюстрации



тематическое

Техническое оснащение: Материалы, инструмент



задание

приспособления для работы с полимерной глиной




Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь




взаимоконтроль и самоконтроль.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи









4.

Полимерная

Беседа, диспут,

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут.


флористика

тематическое

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация



задание

изделий.




Техническое оснащение: Материалы, инструмент




приспособления для работы с полимерной глиной




Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь




взаимоконтроль и самоконтроль.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи





5.

Итоговое

Защита

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая


занятие

творческого

Наглядные методы: демонстрация выставочных работ



проекта.

Техническое оснащение: Материалы, инструменты и




приспособления для работы с полимерной глиной




Приемы: самостоятельная работа.




Межпредметные связи: история, ИЗО, технологи






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Антипова М.А. «Соленое тесто» Ростов-на-Дону, Издательский дом111 «Владис», 2007г.


  1. Зимина Н.В. «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.


  1. Кискальт И. « Соленое тесто. Увлекательное моделирование», перевод с немецкого О.Чекмаева. Информационно - издательский дом «Профиздат», 2004г.


  1. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2012г.


  1. Почуева-Прибельская А. «Реалистичные цветы из полимерных глин» Издательство «Контэнт», 2012г.


  1. Романовская А.Л., Е.М. Чезлов «Поделки из соленого теста», Москва. ООО

«Издательство АСТ», 2007г.


  1. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста» Издательский дом

«Владис», 2011г.


  1. Силаева К. , Михайлова И. «Соленое тесто. Большая книга поделок» Издательство «Эксмо», 2008 г.


  1. Хананова И. «Соленое тесто». М. «Аст- пресс книга», 2006


  1. Холт Синди «Изделия и бижутерия из глины полимерной» Издательство «Ниола-пресс», 2008 г.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ


  1. Антипова М.А. «Соленое тесто» Ростов-на-Дону, Издательский дом111 «Владис», 2007г.


  1. Зимина Н.В. «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.


  1. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2012г.


    1. Почуева-Прибельская А. «Реалистичные цветы из полимерных глин» Издательство «Контэнт», 2012г.





ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ


  1. art-clayflowers.livejournal.com


  1. club.osinka.ru


  1. polimerclayfimo.livejournal.com

  2. solo-nebo.narod.ru

  3. www.art-rukodelie.com

  4. www.handshand.ru


  1. www.stranamasterov.ru




Рабочая программа "Соленое тесто"- 2014
  • Технология
Описание:

Рабочая программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова,

 

основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введен и современный вид рукоделия - лепка из полимерной глины.

 

 

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Автор Александрова Елена Петровна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 951
Номер материала 19188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓